Устройство и работа коробки передач трактора Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

§ 69.

Устройство и работа коробки передач трактора Д-54А - часть 1

Основными частями коробки передач являются: корпус; первичный (ведущий) вал с шестерней постоянного зацепления и двумя подвижными каретками; вторичный (ведомый) вал с двумя закрепленными на нем блоками шестерен; вал заднего хода с шестерней постоянного зацепления и подвижной кареткой; промежуточный вал, изготовленный за одно целое с шестерней постоянного зацепления и зубчатой муфтой, вспомогательные части коробки передач — механизм переключения передач с механизмом блокировки.

Корпус коробки передач отлит из серого чугуна (рис. 114). Передняя и задняя стенки

корпуса обработаны. В них имеется по четыре больших и по три малых отверстия, расточенных соосно. В нижней части задней стенки есть литое отверстие, которое сообщает внутреннюю полость корпуса коробки с отсеком конической передачи заднего моста.

Передняя стенка корпуса оканчивается в нижней части приливом 5 с двумя отверстиями. Он является передней опорой коробки. К передней стенке корпуса прикреплен десятью болтами корпус 7 валиков переключения с кулисой 8 и корпусом 10 рычага 9 переключения передач. Три отверстия в задней стенке, в которые входят концы валиков переключения, закрыты заглушкой 21. Заглушка привернута к корпусу болтами и уплотнена картонной прокладкой 22.

Задняя стенка корпуса коробки передач оканчивается фланцем 36, в котором просверлено десять отверстий. Фланец служит для крепления коробки передач к корпусу заднего моста. Внутри, в правой нижней части корпуса коробки передач, имеется прилив в виде небольшой перегородки с гнездом для подшипника вала пятой передачи.

В правой боковой стенке корпуса коробки передач сделан литой люк, закрывающийся


штампованной крышкой 19. Через этот люк устанавливают и осматривают шестерни пятой передачи и масляной шестерни. В днище корпуса есть два отверстия для слива масла. В отверстия ввертываются большая и малая пробки 25 с конической резьбой. К большой пробке прикреплен сильный, подковообразный, постоянный магнит. Он служит для улавливания стальных и железных частиц, появляющихся в масле вследствие износа деталей коробки передач.

Сливные отверстия разделены литой перегородкой, которая сделана для создания масляного отсека, задерживающего масло в передней части коробки при движении трактора в гору.

Верхняя часть корпуса коробки передач закрыта литой крышкой 14. Крышка крепится семью болтами и уплотняется картонной прокладкой 23. В передней части крышки имеется цилиндрический прилив 15, в отверстие которого устанавливают валик блокировки со стопорами валиков переключения передач.

Собранную коробку передач присоединяют к корпусу заднего моста. Шесть коротких и четыре длинных болта проходят через отверстия во фланце задней стенки коробки передач и ввертываются в корпус заднего моста. Два болта проходят через отверстия передней стенки заднего моста с внутренней стороны и ввертываются в заднюю стенку коробки передач. Точность установки коробки передач по отношению к заднему мосту обеспечивается выступающей цилиндрической частью гнезда 39 роликоподшипника вторичного вала и установочным штифтом, запрессованным в корпус заднего моста. Между корпусами коробки передач и заднего моста проложена картонная прокладка 24. Передняя часть коробки передач прикреплена к брусу рамы двумя болтами 29, проходящими через отверстия нижней планки 31 и в поперечном брусе рамы, а также отверстия в приливе корпуса коробки.

Между брусом и корпусом коробки передач с одной стороны и планкой — с другой устанавливают две сферические шайбы 30, обеспечивающие шарнирное крепление, предотвращающее разрушение коробки при перекосах рамы. Смещение сферических шайб предотвращается обоймами 26, которые закреплены болтами, проходящими через отверстия в обоймах.

Для регулирования по высоте при установке коробки передач на раму под верхнюю сферическую шайбу подкладывают регулировочные прокладки 28.

 

 

 

 

 

Рис. 114. Корпус коробки передач:
1 — крышка подшипника вторичного вала; 2 и 28 — регулировочные прокладки; 3 — корпус уплотнения; 4 — прокладка; 5 и 15 — приливы; 6 — расточка для подшипника вторичного вала; 7 —корпус валиков переключения;- 8 — кулиса; 9 — рычаг;
10 — корпус; 11 — защитный колпачок; 12 — пружина; 13 — прокладка; 14 — крышка; 16 — гнездо стопора; 17 — направляющая валика переключения; 18, 22 и 23 — прокладки; 19 — крышка люка; 20—корпус коробки передач: 21 — заглушка; 24 — прокладка фланца; 25 — пробка; 26 — обойма; 27 — гайка; 29— болт; 30 — сферическая шайба; 31 — планка; 32 — замковая шайба; 33 — направляющая оси масляной шестерни; 34 — расточка под подшипник первичного вала; 35 — заклепка; 36 — фланец; 37 — штифт; 38 — рукоятка; 39 — гнездо подшипника вторичного вала; 40 — кольцо.

 

 

 

 

Рис. 115. Коробка передач:
а — продольный разрез; б — разрез по валу заднего хода; в поперечный разрез; I — крышка подшипника вторичного вала; 2 — регулировочные прокладки; 3 — корпус уплотнения; 4 — первичный вал; 5 — шестерня постоянного зацепления; 6 — валик Переключения II и III передач: 7 —корпус коробки валиков переключения; 8 — кулиса; 9 — рычаг; 10 — корпус рычага; 11 — защитный колпачок; 12—пружина; 13 — валик блокировки; 14—крышка; 15 —пружина стопора; 16— стопор; 17 — вилка II и III передач; 18 — блок шестерен II и III передач; 19 — блок шестерен I и IV передач;- 20 — корпус коробки передач; 21— заглушка; 22— вторичный вал; 23 — венец шестерни I передачи; 24 — венец шестерни IV передачи и заднего хода; 25 — венец шестерни III передачи: 26- венец шестерни V передачи; 27 — венец шестерни II передачи: 25 — регулировочные прокладки; 29 — болт; 30 — сферическая шайба; 31 — планка; 32 — поперечный брус; 53 —шестерня постоянного зацепления; 34 — вал заднего хода; 35—поводок; 36 —каретка заднего хода; 37— вилка включения заднего хода; 28 — валик включения заднего хода и V передачи; 39— масляный карман; 40 — трубка; 41 — вилка V передачи; 42 — промежуточный вал; 43 — каретка V передачи; 44 — зубчатая муфта; 45 — шестерня постоянного зацепления; 46 — шестерня; 47 — ось; 48 — плавающий палец; 49 — ось вилки; 50 — валик переключения I и V передач;
51 — резиновый чехол; 52 — вилка переключения I и IV передач.

 

 

 

Рис. 115. (продолжение).

 

 

 

Рис. 115. (продолжение)

 

 

 

 

Первичный (ведущий) вал 4 коробки передач (рис. 115) вращается в двух шарикоподшипниках, установленных в отверстия корпуса 20 коробки. Для предотвращения осевого перемещения первичного вала служит упорное разрезное кольцо, которое вставляют в выточку на наружной обойме переднего шарикоподшипника.

Выступающая из выточки наружной обоймы подшипника часть упорного кольца зажата между корпусом 20 коробки передач и корпусом 3 уплотнения переднего конца первичного вала. Наружная обойма заднего шарикоподшипника установлена в отверстии корпуса на скользящей посадке. В средней части первичного вала нарезаны шлицы, по которым

передвигаются две двойные шестерни — блоки шестерен 18 и 19. Меньшая шестерня переднего блока предназначена для второй передачи, а большая — для третьей. Задний блок служит для четвертой и первой передач. В передней части ведущего вала закреплена на шлицах шестерня 5, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней вала заднего хода. Первичный вал соединен с валом муфты сцепления соединительным валом, для чего на выступающем из корпуса переднем шлицевом конце первичного вала крепится вилка.

Вторичный (ведомый) вал 22 вращается в двух подшипниках. Передний подшипник — шариковый однорядный, установлен в отверстие передней стенки корпуса коробки передач.

Задний конец вторичного вала вследствие большой нагрузки на опору от усилий, возникающих в конической передаче, вращается на роликоподшипнике. Роликоподшипник установлен в специальном гнезде, вставленном в расточку задней стенки корпуса коробки и привернутом к ней болтами. По наружному

фланцу этого гнезда коробка передач центрируется относительно корпуса заднего моста. На ведомом валу на шлицах насажены два блока шестерен. Осевое перемещение вала предотвращается с одной стороны внутренней обоймой роликоподшипника, а с другой — распорным кольцом, установленным между торцами шлиц вала и внутренней обоймой переднего шарикоподшипника. Внутренняя обойма переднего шарикоподшипника крепится корончатой гайкой.

Передний блок шестерен ведомого вала состоит из чугунной ступицы, на которой напрессованы и закреплены заклепками три стальных зубчатых венца. На чугунную ступицу заднего блока шестерен напрессованы с последующей приклепкой два стальных зубчатых венца. Венцы шестерен, за исключением второго венца, предназначены для сцепления с соответствующими подвижными шестернями ведущего вала. Подвижная шестерня II передачи может входить в зацепление с передним венцом 27, подвижная шестерня III передачи— с венцом 25, а подвижная шестерня IV передачи — с венцом 24 и, наконец, подвижная

шестерня I передачи может входить в зацепление с венцом 23.

Задний конец ведомого вала заканчивается шестерней, изготовленной за одно целое с ним. Эта шестерня находится в постоянном


зацеплении с большой конической шестерней вала моста.

Вал заднего хода 34 расположен в верхней части с правой стороны корпуса коробки передач. Он вращается на двух шарикоподшипниках, установленных в отверстиях передней и задней стенок корпуса коробки передач. На шлицы в передней части вала неподвижно насажена шестерня 33. Она находится в постоянном зацеплении с шестерней 5, насаженной на ведущий вал 4. Следовательно, при вращении ведомого вала вал заднего хода имеет постоянное и притом обратное направление вращения. В средней части, вала заднего хода насажена на шлицах шестерня 36, которая может перемещаться вдоль вала. При включении заднего хода она входит в зацепление с шестерней 24 ведомого вала. Выступающий из корпуса коробки передач задний конец вала 34 входит в отделение конической передачи заднего моста и служит приводом для вала отбора мощности.

Промежуточный вал. Для получения V передачи в корпусе коробки установлен промежуточный вал 42. Он изготовлен за одно целое с шестерней 45 постоянного зацепления и зубчатой муфтой 44 V передачи. Промежуточный вал вращается на двух шарикоподшипниках. Передний шарикоподшипник сидит в отверстии передней стенки, задний подшипник — в отверстии внутренней перегородки корпуса. Шестерня 45 находится в постоянном зацеплении с шестерней 33 вала заднего хода. Поэтому промежуточный вал имеет постоянное вращение, совпадающее с направлением вращения ведущего вала. В средней части промежуточного вала на скользящем подшипнике

насажена шестерня 43. Она служит для включения V передачи и находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом 26 ведомого вала.

Благодаря скользящему подшипнику шестерня 43 имеет независимое вращение от промежуточного вала и в то же время может передвигаться вдоль вала, не выходя из зацепления с зубчатым венцом 26. На торце шестерни имеется зубчатый венец, при помощи которого она может соединяться с зубчатой муфтой 44 промежуточного вала. В этом случае шестерня и промежуточный вал вращаются как одно целое. Для обеспечения надежной смазки втулки подвижной шестерни на задней стенке корпуса коробки передач сделан специальный литой карман 39. Масло, скапливающееся в нем, поступает к трущимся поверхностям втулки и промежуточного вала по трубке 40, осевому каналу в промежуточном валу и радиальным отверстиям. Смазка шестерен и подшипников коробки передач осуществляется разбрызгиванием масла. Для постоянной подачи масла в верхнюю часть коробки служит специальная шестерня 46. Она установлена в нижней части корпуса на неподвижной оси 47, закрепленной' в его передней стенке.

Шестерня 46 погружена в масляную ванну и находится в постоянном зацеплении с шестерней 45 промежуточного вала. Поэтому она обеспечивает надежную смазку механизмов коробки при стационарной работе трактора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..