Устройство и работа коробки передач трактора
Д-54А
- часть 1
Основными частями коробки передач являются: корпус; первичный (ведущий)
вал с шестерней постоянного зацепления и двумя подвижными каретками;
вторичный (ведомый) вал с двумя закрепленными на нем блоками шестерен;
вал заднего хода с шестерней постоянного зацепления и подвижной
кареткой; промежуточный вал, изготовленный за одно целое с шестерней
постоянного зацепления и зубчатой муфтой, вспомогательные части коробки
передач — механизм переключения передач с механизмом блокировки.
Корпус коробки передач отлит из серого чугуна (рис. 114). Передняя и
задняя стенки
корпуса обработаны. В них имеется по четыре больших
и по три малых отверстия, расточенных соосно. В нижней части задней
стенки есть литое отверстие, которое сообщает внутреннюю полость корпуса
коробки с отсеком конической передачи заднего моста.
Передняя стенка корпуса оканчивается в нижней части приливом 5 с двумя
отверстиями. Он является передней опорой коробки. К передней стенке
корпуса прикреплен десятью болтами корпус 7 валиков переключения с
кулисой 8 и корпусом 10 рычага 9 переключения передач. Три отверстия в
задней стенке, в которые входят концы валиков переключения, закрыты
заглушкой 21. Заглушка привернута к корпусу болтами и уплотнена
картонной прокладкой 22.
Задняя стенка корпуса коробки передач оканчивается фланцем 36, в котором
просверлено десять отверстий. Фланец служит для крепления коробки
передач к корпусу заднего моста. Внутри, в правой нижней части корпуса
коробки передач, имеется прилив в виде небольшой перегородки с гнездом
для подшипника вала пятой передачи.
В правой боковой стенке корпуса коробки передач сделан литой люк,
закрывающийся
штампованной крышкой 19. Через этот люк устанавливают и осматривают
шестерни пятой передачи и масляной шестерни. В днище корпуса есть два
отверстия для слива масла. В отверстия ввертываются большая и малая
пробки 25 с конической резьбой. К большой пробке прикреплен сильный,
подковообразный, постоянный магнит. Он служит для улавливания стальных и
железных частиц, появляющихся в масле вследствие износа деталей коробки
передач.
Сливные отверстия разделены литой перегородкой, которая сделана для
создания масляного отсека, задерживающего масло в передней части коробки
при движении трактора в гору.
Верхняя часть корпуса коробки передач закрыта литой крышкой 14. Крышка
крепится семью болтами и уплотняется картонной прокладкой 23. В передней
части крышки имеется цилиндрический прилив 15, в отверстие которого
устанавливают валик блокировки со стопорами валиков переключения
передач.
Собранную коробку передач присоединяют к корпусу заднего моста. Шесть
коротких и четыре длинных болта проходят через отверстия во фланце
задней стенки коробки передач и ввертываются в корпус заднего моста. Два
болта проходят через отверстия передней стенки заднего моста с
внутренней стороны и ввертываются в заднюю стенку коробки передач.
Точность установки коробки передач по отношению к заднему мосту
обеспечивается выступающей цилиндрической частью гнезда 39
роликоподшипника вторичного вала и установочным штифтом, запрессованным
в корпус заднего моста. Между корпусами коробки передач и заднего моста
проложена картонная прокладка 24. Передняя часть коробки передач
прикреплена к брусу рамы двумя болтами 29, проходящими через отверстия
нижней планки 31 и в поперечном брусе рамы, а также отверстия в приливе
корпуса коробки.
Между брусом и корпусом коробки передач с одной стороны и планкой — с
другой устанавливают две сферические шайбы 30, обеспечивающие шарнирное
крепление, предотвращающее разрушение коробки при перекосах рамы.
Смещение сферических шайб предотвращается обоймами 26, которые
закреплены болтами, проходящими через отверстия в обоймах.
Для регулирования по высоте при установке коробки передач на раму под
верхнюю сферическую шайбу подкладывают регулировочные прокладки 28.
Рис. 115. Коробка передач:
а — продольный разрез; б — разрез по валу заднего хода; в поперечный
разрез; I — крышка подшипника вторичного вала; 2 — регулировочные
прокладки; 3 — корпус уплотнения; 4 — первичный вал; 5 — шестерня
постоянного зацепления; 6 — валик Переключения II и III передач: 7
—корпус коробки валиков переключения; 8 — кулиса; 9 — рычаг; 10 — корпус
рычага; 11 — защитный колпачок; 12—пружина; 13 — валик блокировки;
14—крышка; 15 —пружина стопора; 16— стопор; 17 — вилка II и III передач;
18 — блок шестерен II и III передач; 19 — блок шестерен I и IV передач;-
20 — корпус коробки передач; 21— заглушка; 22— вторичный вал; 23 — венец
шестерни I передачи; 24 — венец шестерни IV передачи и заднего хода; 25
— венец шестерни III передачи: 26- венец шестерни V передачи; 27 — венец
шестерни II передачи: 25 — регулировочные прокладки; 29 — болт; 30 —
сферическая шайба; 31 — планка; 32 — поперечный брус; 53 —шестерня
постоянного зацепления; 34 — вал заднего хода; 35—поводок; 36 —каретка
заднего хода; 37— вилка включения заднего хода; 28 — валик включения
заднего хода и V передачи; 39— масляный карман; 40 — трубка; 41 — вилка
V передачи; 42 — промежуточный вал; 43 — каретка V передачи; 44 —
зубчатая муфта; 45 — шестерня постоянного зацепления; 46 — шестерня; 47
— ось; 48 — плавающий палец; 49 — ось вилки; 50 — валик переключения I и
V передач;
51 — резиновый чехол; 52 — вилка переключения I и IV передач.
Рис. 115. (продолжение).
Рис. 115. (продолжение)
Первичный (ведущий) вал 4 коробки передач
(рис. 115) вращается в двух шарикоподшипниках, установленных в отверстия
корпуса 20 коробки. Для предотвращения осевого перемещения первичного
вала служит упорное разрезное кольцо, которое вставляют в выточку на
наружной обойме переднего шарикоподшипника.
Выступающая из выточки наружной обоймы подшипника часть упорного кольца
зажата между корпусом 20 коробки передач и корпусом 3 уплотнения
переднего конца первичного вала. Наружная обойма заднего
шарикоподшипника установлена в отверстии корпуса на скользящей посадке.
В средней части первичного вала нарезаны шлицы, по которым
передвигаются две двойные шестерни — блоки шестерен
18 и 19. Меньшая шестерня переднего блока предназначена для второй
передачи, а большая — для третьей. Задний блок служит для четвертой и
первой передач. В передней части ведущего вала закреплена на шлицах
шестерня 5, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней вала заднего
хода. Первичный вал соединен с валом муфты сцепления соединительным
валом, для чего на выступающем из корпуса переднем шлицевом конце
первичного вала крепится вилка.
Вторичный (ведомый) вал 22 вращается в двух подшипниках. Передний
подшипник — шариковый однорядный, установлен в отверстие передней стенки
корпуса коробки передач.
Задний конец вторичного вала вследствие большой нагрузки на опору от
усилий, возникающих в конической передаче, вращается на
роликоподшипнике. Роликоподшипник установлен в специальном гнезде,
вставленном в расточку задней стенки корпуса коробки и привернутом к ней
болтами. По наружному
фланцу этого гнезда коробка передач центрируется
относительно корпуса заднего моста. На ведомом валу на шлицах насажены
два блока шестерен. Осевое перемещение вала предотвращается с одной
стороны внутренней обоймой роликоподшипника, а с другой — распорным
кольцом, установленным между торцами шлиц вала и внутренней обоймой
переднего шарикоподшипника. Внутренняя обойма переднего шарикоподшипника
крепится корончатой гайкой.
Передний блок шестерен ведомого вала состоит из чугунной ступицы, на
которой напрессованы и закреплены заклепками три стальных зубчатых
венца. На чугунную ступицу заднего блока шестерен напрессованы с
последующей приклепкой два стальных зубчатых венца. Венцы шестерен, за
исключением второго венца, предназначены для сцепления с
соответствующими подвижными шестернями ведущего вала. Подвижная шестерня
II передачи может входить в зацепление с передним венцом 27, подвижная
шестерня III передачи— с венцом 25, а подвижная шестерня IV передачи — с
венцом 24 и, наконец, подвижная
шестерня I передачи может входить в зацепление с
венцом 23.
Задний конец ведомого вала заканчивается шестерней, изготовленной за
одно целое с ним. Эта шестерня находится в постоянном
зацеплении с большой конической шестерней вала моста.
Вал заднего хода 34 расположен в верхней части с правой стороны корпуса
коробки передач. Он вращается на двух шарикоподшипниках, установленных в
отверстиях передней и задней стенок корпуса коробки передач. На шлицы в
передней части вала неподвижно насажена шестерня 33. Она находится в
постоянном зацеплении с шестерней 5, насаженной на ведущий вал 4.
Следовательно, при вращении ведомого вала вал заднего хода имеет
постоянное и притом обратное направление вращения. В средней части, вала
заднего хода насажена на шлицах шестерня 36, которая может перемещаться
вдоль вала. При включении заднего хода она входит в зацепление с
шестерней 24 ведомого вала. Выступающий из корпуса коробки передач
задний конец вала 34 входит в отделение конической передачи заднего
моста и служит приводом для вала отбора мощности.
Промежуточный вал. Для получения V передачи в корпусе коробки
установлен промежуточный вал 42. Он изготовлен за одно целое с шестерней
45 постоянного зацепления и зубчатой муфтой 44 V передачи. Промежуточный
вал вращается на двух шарикоподшипниках. Передний шарикоподшипник сидит
в отверстии передней стенки, задний подшипник — в отверстии внутренней
перегородки корпуса. Шестерня 45 находится в постоянном зацеплении с
шестерней 33 вала заднего хода. Поэтому промежуточный вал имеет
постоянное вращение, совпадающее с направлением вращения ведущего вала.
В средней части промежуточного вала на скользящем подшипнике
насажена шестерня 43. Она служит для включения V
передачи и находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом 26
ведомого вала.
Благодаря скользящему подшипнику шестерня 43 имеет независимое вращение
от промежуточного вала и в то же время может передвигаться вдоль вала,
не выходя из зацепления с зубчатым венцом 26. На торце шестерни имеется
зубчатый венец, при помощи которого она может соединяться с зубчатой
муфтой 44 промежуточного вала. В этом случае шестерня и промежуточный
вал вращаются как одно целое. Для обеспечения надежной смазки втулки
подвижной шестерни на задней стенке корпуса коробки передач сделан
специальный литой карман 39. Масло, скапливающееся в нем, поступает к
трущимся поверхностям втулки и промежуточного вала по трубке 40, осевому
каналу в промежуточном валу и радиальным отверстиям. Смазка шестерен и
подшипников коробки передач осуществляется разбрызгиванием масла. Для
постоянной подачи масла в верхнюю часть коробки служит специальная
шестерня 46. Она установлена в нижней части корпуса на неподвижной оси
47, закрепленной' в его передней стенке.
Шестерня 46 погружена в масляную ванну и находится в постоянном
зацеплении с шестерней 45 промежуточного вала. Поэтому она обеспечивает
надежную смазку механизмов коробки при стационарной работе трактора.