Opel Zafira B. Руководство - страница 64

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65   ..

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 64

 

 

background image

Глава 10 Подвеска и рулевое управление 

Содержание 

1 Общая информация 256 

Часть А: Передняя подвеска 

2 Снятие и установка амортиэаторной стойки 258 
3 Разборка амортиэаторной стойки/снятие 

и установка амортизатора/пружины 259 

4 Снятие и установка ступичной гайки 260 
5 Снятие и установка переднего подрамника 260 
Часть В Задняя подвеска 

6 Снятие, проверка состояния и установка 

амортизаторов задней подвески 261 

7 Снятие и установка винтовых пружин 

задней подвески 262 

8 Снятие и установка задней ступичной сборки 262 
Часть С Рулевое управление 

9 Снятие и установка модуля водительской 

фронтальной подушки безопасности 262 

10 Снятие и установка рулевого колеса 263 
11 Снятие и установка контактного блока 

подрулеаых переключателей 263 

12 Снятие и установка наконечников рулевых тяг 263 
13 Снятие и установка пыльников 

рулевого механизма 264 

14 Углы установки колес - общая информация 264 

Спецификации 

О б щ и е  п а р а м е т р ы 

Тип подвески 

Передняя подвеска Независимая, со стойками 

МакФерсона, газонаполненными амортизаторами 

и стабилизатором поперечной устойчивости 

Задняя подвеска ... Полунезависимая, с торсионной бал­

кой, продольными рычагами, винтовы­
ми пружинами и телескопическими 

амортизаторами. На моделях Универ­
сал в качестве дополнительной ком­

плектации устанавливается система 
регулировки высоты заднего дорож­
ного просвета 

Тип рулевого управления Реечное, гидроусиленное 

на всех моделях 

К о л е с а и  ш и н ы 

См. Спецификации к Главе «Органы управления и приемы 
эксплуатации» и Главе 1. 

Углы схождения колес 

Передние колеса +0'±10" 

Задние колеса (Хэтчбэк) +0' 10'! 

Задние колеса (Универсал/Zafira) +0'05'+ 30'/-20"! 

У с и л и я затягивания резьбовых  с о е д и н е н и й , Нм 

Болты крепления передних 

амортизаторных стоек 85 Нм + 75' + 15" 

Гайки крепления верхних опор стоек стабилизатора 55 
Гайки крепления пружины 

на передней амортиэаторной стойке 80 
Ступичные гайки 
передних колес 150 Нм - отпустить на 45' + 250 Нм 

Верхние болты крепления задних амортизаторов 90 
Нижние болты крепления задних амортизаторов 110 
Гайки крепления ступичных сборок 

задних колес 50 Нм + 30" + 15" 

Болты крепления переднего подрамника 90 Нм + 45' + 15' 
Болт крепления рулевого колеса 30 
Гайки крепления наконечников рулевых тяг 

к поворотному кулаку 30 Нм + 90" + 15' 

Контргайки наконечников рулевах тяг 60 
Гайки крепления шаровых опор передней подвески 100 
Крепление передней опоры торсионной балки 

Центральный болт 90 Нм + 60* +15" 
Болты крепления кронштейна опоры 

к днищу 90 Нм + 30' + 15* 

Болты крепления колес 110 

зо-

го-

зо-

20' 

1 Общая информация 

Замечание: Подвески моделей Уни­

версал и Zafira по конструкции анало­
гичны используемой на моделях Хэтч­

бэк. Различие между моделями заклю­
чается в величине колесной базы, кото­

рая у моделей Универсал больше на 

75 мм, а у моделей Zafira - на 89 мм, 
чем у моделей Хэтчбэк. 
Внимание: При сборке элементов кон­

струкции подвески и рулевого управле­
ния в обязательном порядке следует вы­
полнять требования к усилию затягива­
ния резьбовых соединений (см. Специ­

фикации)! При отсутствии необходимо­

го опыта следует проводить ремонтные 

работы на СТО. 

1 Конструкция независимой передней 

подвески с подрамником и нижними 

управляющими рычагами, стойками Мак­
Ферсона и стабилизатором поперечной 
устойчивости представлена

 на сопр. 

иллюстрации. Несущим элементом пе­

редней подвески является замкнутый 
подрамник, который в 6 точках через 
амортизирующие втулки крепится к ку­
зову. Дополнительно с днищем кузова 
сзади связаны 2 боковые опоры. Стой­
ки состоят из телескопических аморти­
заторов и винтовых пружин и крепятся 
верхними концами к усиленным опорам 

на брызговиках передних крыльев, а ниж­
ними - к сборкам поворотных кулаков. 

Ступица с колесным подшипником вы­

полнены в виде единого компактного 

узла, нерегулируемые подшипники не 
требуют обслуживания. Сборка ступицы 
устанавливается в поворотный кулак. 

Нижние части поворотных кулаков по­
средством шаровых опор соединены с 
нижними рычагами подвески. Внутрен­
ними концами рычаги крепятся к под­
рамнику посредством резинометалли-
ческих саленблоков, ограничивая боко­
вое и продольное перемещение пере­

дних колес. Стабилизатор поперечной 

устойчивости входит в стандартную ком-

background image

Г л а в а 10  П о д в е с к а и  р у л е в о е  у п р а в л е н и е 

2 5 7 

1.1 Конструкция передней подвески 

Треугольный усилитель заднего 

Ступичная сборка 

держателя подрамника 

Поворотный кулак 

Штанга стабилизатора попереч­

Управляющий рычаг 

ной устойчивости 

подвески 

Стойка стабилизатора попереч­

Резинометаллическая опора 

ной устойчивости 

10  Защита картера 

Винтовая пружина амортизатор-

11  Подрамник 

ной стойки 

12  Амортизаторная стойка 

Амортизатор 

10 

11 

1.2 Конструкция задней подвески 

Верхнее седло винтовой пружины 

Винтовая пружина 

Нижнее седло винтовой пружины 

Ступичная сборка 

Щит тормозного механизма 

Телескопический амортизатор (модели без 

регулировки заднего дорожного просвета) 

Телескопический амортизатор (модели с регули­

ровкой заднего дорожного просвета CDC) 

Продольный рычаг 
Кронштейн крепления рычага подвески 

Резинометаллический шарнир 

Балка задней подвески 

1.3 Конструкция рулево­

го привода с гидроусили­

т е л е м TRW 

Опорный кронштейн 

рулевого насоса 

Электрический 

рулевой насос 

Резервуар 
Возвратная гидравли­

ческая линия 

Напорная гидравли­

ческая линия 

Защитный чехол 

рулевой тяги 

Наконечник рулевой 

тяги 

Рулевая тяга 

Подрамник 

10 Рулевой механизм 

плектацию всех моделей. Стабилизатор 

закреплен на подрамнике и соединен со 

стойками подвески посредством двух 

стоек, которые в зависимости от моде­

ли могут быть пластмассовыми или 

стальными. Он предназначен для ком­

пенсации бокового крена автомобиля 

при прохождении поворотов. Передняя 

подвеска не требует проведения ТО в 

процессе эксплуатации. 

2 Задняя торсионная подвеска пред­

ставляет собой 2 продольных рычага 

приваренных к поперечной балке U-об-

разного профиля

 (см. сопр. иллюст­

рацию). Задние концы рычагов подвес­

ки оборудованы посадочными седлами 

и гнездами под крепление пружинных 

сборок и амортизаторов, а также верти­

кальными фланцами к которым болтами 

крепятся ступичные сборки задних ко­

лес вместе со щитами тормозных меха­

низмов. На передних концах рычагов 

оборудованы саленблоки. Сквозь сален -

блоки продеваются болты, фиксирующие 

рычаги подвески в приболчиваемых к 

лонжеронам кузова кронштейнах. Верх­

ние концы амортизаторов крепятся к 

несущим элементам днища кузова. Пру­

жины установлены отдельно от аморти­

заторов (что увеличивает пространство 

грузового отсека) и фиксируются двумя 

седлами, одно из которых крепится к 

фланцу на рычаге, другое - к днищу ав­

томобиля. Колесные подшипники встро­

ены в неразборные ступичные сборки. 

Модели Универсал могут быть оборудо­

ваны системой регулировки высоты зад­

него дорожного просвета (см. Главу 

•Органы управления и приемы эксплуа­

тации»). 
3 Основными элементами рулевого 

управления являются рулевое колесо с 

рулевой колонкой, рулевой механизм с 

зубчатой рейкой и рулевые тяги (см. 

солр. иллюстрацию). Колонка соеди­

нена с механизмом посредством обо­

рудованного крестовинами промежуточ­

ного вала. Скользящая верхняя секция 

рулевой колонки оснащена замком, 

блокирующим рулевой привод. Рулевая 

колонка передает управляющее движе­

ние на рулевой механизм через зубча­

тое зацепление с рейкой. Рулевой ме­

ханизм установлен на переднем подрам­

нике подвески. Рулевые тяги крепятся к 

рычагам поворотных кулаков с помощью 

наконечников. Рулевой механизм не дол­

жен иметь люфта и, соответственно, не 

имеет регулировочных показателей. При 

повреждении пыльников или появлении 

люфта в результате износа наконечни­

ков рулевых тяг необходимо заменить 

background image

258 

Ч а с т ь  А :  П е р е д н я я  п о д в е с к а 

соответствующие элементы. В стандар­
тную комплектацию всех моделей вхо­
дит система электрогидравлического 

рулевого привода. Электрический руле­
вой насос не нуждается в обслужива­
нии. Резервуар гидравлической жидко­

сти встроен 8 насосную сборку. Насос 
засасывает масло из резервуара и по­

дает его под высоким давлением к ру­

левому механизму, где оно, в зависимо­
сти от направления поворота, поступает 
в соответствующую полость рабочего 
цилиндра и оказывает давление на пор­
шень зубчатой рейки и тем самым обес­
печивает выполнение поворота колес. 
Замечание: В зависимости от модели 

двигателя электрогидроусилитель руля 

может быть изготовлен двумя различ­
ными фирмами-производителями. Гид-
роусилитель TRW имеет резервуар ци­

линдрической формы и неразъемные 

контакты электропроводки масляного 
насоса. Резервуар гидроусилителя ZF 
выполнен в форме усеченного цилин­

дра с двумя плоскими боковыми гра­

нями. 

4 Часто в процессе замены компонен­

тов подвески приходится сталкиваться 
с неподдающимся отдаванию крепежом. 
«Прикипание» элементов крепежа свя­
зано с тем, что они постоянно подвер­
жены внешним воздействиям, находятся 
в контакте с водой, грязью, копотью и 
прочими способствующими развитию 
коррозии субстанциями. С целью облег­

чения процедуры отдавания такого «при­

кипевшего» крепежа его следует забла­
говременно пропитать обильным коли­

чеством проникающего масла или спе­

циального средства  д л я разъедания 
ржавчины. Зачистка открытых резьбовых 

частей крепежа жесткой проволочной 

щеткой также способствует облегчению 

отдавания приржавевших гаек. В особо 
тяжелых случаях, для отпускания «при­

кипевшего» болта/гайки можно восполь­

зоваться зубилом/выколоткой и тяжелым 
молотком. Следите за тем, чтобы зуби­
ло/выколотка не сорвалась, старайтесь 
не повредить неточными ударами резь­

бу. Довольно эффективным способом 
является также прогревание неподдаю­
щегося отдаванию крепежа и окружаю­
щей его поверхности компонента факе­
лом паяльной лампы или газовой горел­
ки, хотя составители данного Руковод­
ства и не рекомендуют без крайней нуж­

ды прибегать к такой технологии ввиду 

ее потенциальной опасности, связанной 

с возможностью возгорания и риском 

получения ожогов. Для увеличения кру­

тящего момента при отпускании крепе­
жа предназначены различного рода уд­
линители, вороты и трубные насадки на 

них. Иногда гайка/болт начинает под­

даваться после того как будет предва­

рительно слегка подтянута по часовой 

стрелке. Весь крепеж, отпускание кото­

рого потребовало применения неорди­
нарных мер при сборке подлежит заме­

не! Замечание: После отдавания вни­
мательно проверяйте состояние крепе­

жа и в случав необходимости произво­

дите его замену элементами того же ти­

поразмера. Внимание: Ни в коем слу­

чае не предпринимайте попыток рихтов­

ки деформированных компонентов под­
вески и рулевого управления -
заменяйте дефектные детали новыми! 

5 Так как процедуры обслуживания 
компонентов подвески выполняются под 
автомобилем, следует заранее позабо­

титься о возможностях подъема транс­

портного средства и фиксации его в 
поднятом положении (приготовьте на­

дежные домкрат и подпорки). Внима­

ние: Ни в коем случае не выполняйте 
никакие работы под автомобилем, зак­

репленном в поднятом положении лишь 

посредством домкрата! 
6 Оптимальные ходовые характерис­
тики и минимальный износ шин дости­
гаются при условии правильности ре­
гулировки углов установки колес. В слу­
чае неравномерного износа шин, а так­
же неудовлетворительной устойчивос­
ти на дороге необходимо обратиться на 
СТО для проведения проверки геомет­
рии подвески и установки колес. Про­
верка производится только при помо­
щи специального оборудования. 

М е р ы  п р е д о с т о р о ж н о с т и 

См. также Главу «Органы управления и 

приемы эксплуатации. 
7 В ступичную часть рулевого колеса 

встроена подушка безопасности. Для га­
рантии исправности срабатывания по­

душки при аварийном столкновении, а 

также во избежание риска получения 
травм в результате ее случайной акти­
вации необходимо соблюдать опреде­
ленные меры предосторожности (см. 
также Главу 12): 

a) Перед началом работ с подуш­

кой безопасности, либо вблизи мест 

прокладки электропроводки SRS обя­
зательно отсоединяйте отрицатель­
ный провод батареи, приступать к вы­
полнению работ следует спустя не 
менее одной минуты после отсоеди­
нения батареи, - время необходимо на 
разрядку конденсатора резервного 
источника питания; 
b) Не допускайте разогрева моду­

ля подушки безопасности свыше 90'С. 

Не переворачивайте снятый модуль 
подушки безопасности накладкой 
вниз; 
c) Не допускайте попадания на по­
верхность модуля растворителей и 
моющих средств, - для протирания ру­

левого колеса используйте только чи­

стую, слегка увлажненную ветошь; 

d) Блок управления SRS и модули 
подушек безопасности чувствительны 
к направленным перегрузкам (ударам) 
и после падения с высоты более 50 

см подлежат замене; 

e) Перед проведением сварочных 
работ на автомобиле в обязательном 
порядке отсоедините электропроводку 

блока управления SRS; 
1) На моделях, оборудованных пас­

сажирскими подушками безопаснос­

ти, во избежание получения травм не 

устанавливайте никакое дополнитель­
ное оборудование и не размещайте 
никакие посторонние предметы в зоне 
срабатывания подушек. 

Часть А: Передняя подвеска 

2 Снятие и установка 

амортиэаторной стойки 

1 На моделях Zafira необходимо пред­

варительно снять крышку задней перебор­
ки двигательного отсека, (см. Главу 11), 
затем подденьте крышку над аморти­
эаторной стойкой и откиньте ее в сто­
рону. 
2 Снимите соответствующее колесо. 

3 На моделях, не оборудованных 

датчиками износа тормозных колодок, 

сместите фиксатор

 (см. сопр. иллюс­

трацию) вниз и рассоедините разъем 

электропроводки датчика ABS. На моде­

лях с датчиками износа тормозных ко­
лодок необходимо сначала сместить пер­

вый фиксатор вниз, а затем второй фик­

сатор повернуть в указанном стрелкой 

направлении и рассоединить разъем 

электропроводки датчика ABS. Замеча­
ние:
 На моделях с автоматической ре­
гулировкой дорожного просвета (CDC) 
необходимо отсоединить 4 разъема 
электропроводки. 
4 На моделях, оборудованных CDC, 
снимите датчик с держателем с амор­
тиэаторной стойки. 

5 Снимите провод с амортиэаторной 
стойки. 
6 Высвободите тормозной шланг из 

держателя на амортиэаторной стойке 

(см. Главу 9). 
7 Отпустите верхнюю крепежную гай­
ку

 (см. сопр. иллюстрацию) стойки 

стабилизатора поперечной устойчивос­
ти, удерживая ось крепления стойки от 
проворачивания при помощи второго 
гаечного ключа. Извлеките ось и сними­
те стойку. 
8 Отметьте положение нижних крепеж­
ных болтов (см. иллюстрацию 2.7) на 

background image

Г л а в а  1 0  П о д в е с к а и  р у л е в о е  у п р а в л е н и е 

2 5 9 

2.3 Разъем электропроводки датчика 

ABS

 (2) 

А Модели без датчика износа тормоз­

ной колодки 

8 Модели с датчиком износа тормоз­

ной колодки 

1,3,4 Фиксаторы 

поворотном кулаке, для чего обведите их 

головки маркером,  В н и м а н и е ; При ус­

тановке болты должны быть установле­

ны строго на прежнее место - при из­

менении положения болтов изменится 

величина развала колес! 
9 Выверните нижние крепежные бол­

ты амортизаторной стойки из поворот­

ного кулака и отожмите поворотный ку­

лак наружу. 

10 Попросите ассистента поддержать 

амортизаторную стойку снизу. 

11 Откройте капот. При помощи специ­

ального приспособления

 (см. сопр. 

иллюстрацию) снимите стопорное 

кольцо верхней крышки амортизаторной 

стойки и извлеките амортизаторную 

стойку из арки переднего колеса. За­

м е ч а н и е : Стопорное кольцо при снятии 

будет повреждено и требует замены в 

обязательном порядке. 

12 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. При установ­

ке нового стопорного кольца (оно состо­

ит из двух полуколец) его необходимо 

сжать при помощи специального приспо­

собления  O p e l  К М - 6 3 8 4 . Для крепле­

ния амортизаторной стойки необходи­

мо использовать самоконтрящиеся бол­

ты и гайки - болты должны вставляться 

спереди. При установке необходимо со­

вместить головки болтов с ранее нане­

сенными метками. В 3 приема затяните 

болты крепления амортизаторной стой­

ки с требуемым усилием (см. Специфи­

кации).  В н и м а н и е : Если регулировка 

развала производится непосредственно 

после установки амортизаторной стой­

ки, предварительно подтяните соедине­

ние с усилием 50 Нм и затем, после ре­

гулировки, затяните окончательно. На 

сервисных станциях для проверки угла 

установки колес применяют специаль­

ное лекало  H A Z E T 6690, для индивиду­

ального пользования можно вырезать 

соответствующий шаблон из плотного 

картона. 

13 Если снятие стойки производилось 

вне сервисной мастерской, при первой 

же возможности проверьте развал ко­

лес на СТО.  В н и м а н и е : Нижние само-

<^.чрящиеся крепежные болты и гайки 

амортизаторной стойки должны заме-

2.7 Снятие стойки стабилизатора (1) 

2 Крепежная гайка 

3 Болты кропления амортизаторной 

стойки 

1 2 

3.2 Приспособления:  д л я сжатия 

винтовой пружины (1) и  д л я снятия 

крепежной гайки (2) 

пяться после каждого их отворачивания! 

Рекомендуется всегда иметь в автомо­

биле запасной комплект болтов и гаек. 

3 Разборка амортизаторной 

стойки/снятие и установка 

амортизатора/пружины 

1 Снимите амортизаторную стойку (см. 

Раздел 1). 

2 Зажмите стоечную сборку в тиски с 

мягкими губками, установите специаль­

ное приспособление

 (см. сопр. иллю­

страцию) так, чтобы сжатию подверга­

лись как минимум 3  в и т к а пружины и 

сожмите винтовую пружину, полностью 

сняв нагрузку с опорного подшипника. 

В н и м а н и е : При сжатии пружины на 

стойке моделей с автоматическим ре­

гулированием дорожного просвета со­

блюдайте осторожность - не повредите 

регулятор давления на амортизаторе! 

Проследите за надежностью посадки на 

пружине сжимающего приспособления. 

3 Придерживая шток амортизатора 

ключом, отверните гайку (см. иллюст­

рацию 3.2). 

4 Запомните установочное положение 

элементов амортизаторной сборки, при 

необходимости пометьте их положение 

маркером и разберите стойку на элемен­

ты (см. сопр. иллюстрацию). 

5 Осмотрите компоненты на наличие 

механических повреждений, проверьте 

плавность хода штока амортизатора. За­

мените вышедшие из строя компоненты. 

2.11 Снятие стопорного кольца (1) при 

помощи специального приспособления 

КМ-6384 (2) 

1 2 3 4 5 6 7 

3.4 Конструкция стойки передней 

подвески 

1 Нижний резиновый демпфер 

винтовой пружины 

2 Винтовая пружина 

3 Пыльник 

4 Буфер хода сжатия (резиновый 

демпфер) 

5 Верхняя опора винтовой пружины 

6 Упорный подшипник 

7 Верхний резиновый демпфер 

8 Крепежная гайка упорного подшипни­

ка 

9 Стоечная сборка 

10 Регулятор давления (CDC) 

11 Приспособление для сжатия пружин 

6 Обследуйте амортизатор стойки на 

наличие признаков развития утечек. Удо­

стоверьтесь в том, что на штоке по всей 

его длине отсутствуют следы развития 

коррозии, а также признаки механичес­

ких повреждений. Удерживая амортиза­

тор вертикально, проверьте исправность 

его функционирования, как на полном, так 

и на коротком (50 + 100 мм) ходу штока. 

В обоих случаях сопротивление должно 

быть мягким, ровным и постоянным. При 

выявлении признаков неисправности 

следует произвести замену обоих амор­

тизаторов. 

7 Снимите сжимающее пружину при­

способление и внимательно осмотрите 

пружину на наличие признаков дефор­

мации и механических повреждений. В 

случае необходимости замените обе 

пружины передней подвески. Обозначе­

ние пружин выполняется цветовой мар­

кировкой на одном из витков. Замене 

подлежат также просевшие и не разви-

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65