Opel Zafira B. Руководство - страница 62

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63    ..

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 62

 

 

background image

248 

Г л а в а 9  Т о р м о з н а я  с и с т е м а 

5.11а Специальный инструмент  д л я 

отжимания поршня суппорта тормозно­

го механизма 

посторонние включения. Зачистите по­

садочные места колодок в суппорте и 
анкерной скобе. После этого протрите 

все сопрягаемые поверхности смочен­
ной спиртом ветошью.  В н и м а н и е : Для 

очистки тормозов применяйте исключи­

тельно спирт, при этом во избежание 

повреждения уплотнительных манжет не 
применяйте инструмент с острыми кром­
ками! 

10 Направляющие пальцы должны лег­

ко сдвигаться во втулках суппорта, при 
необходимости очистите пальцы. Про­
верьте состояние устанавливаемого на 
поршень пыльника, осмотрите поршень 
на наличие признаков развития утечек 
тормозной жидкости, следов коррозии и 
механических повреждений. Дефектные 
компоненты замените. Разборка суппор­
та для восстановительного ремонта дол­
жна производиться только на сервисной 
станции. 

11 При установке новых колодок, пор­

шень необходимо утопить в цилиндре 
суппорта с целью освобождения под 

установку более толстых новых колодок. 

Отжимание поршня производится при 
помощи специального приспособления, 

хотя не менее эффективно сработает и 

подходящая по размеру струбцина или 

деревянный рычаг  ( с м . сопр. иллюст­
рации),
 при необходимости, проложите 

старую тормозную колодку в качестве 

опорной поверхности перед поршнем. 
Следите за тем, чтобы не повредить по­

верхность поршня и защитный колпачок. 
При обратном ходе поршня тормозная 
жидкость выдавливается из тормозного 
цилиндра в резервуар, поэтому крышка 
резервуара должна быть снята. Чтобы не 

допустить вытекания тормозной жидко­
сти, предварительно проверьте ее уро­

вень, - в случае необходимости откачай­

те избыток.  В н и м а н и е : Отжимание пор­
шня сопряжено с риском повреждения 
уплотнительной манжеты и поверхнос­

ти поршня - соблюдайте осторожность! 

12 Перед установкой новых тормозных 

колодок  о ч и с т и т е направляющую. 
Смажьте направляющие поверхности 
колодок  ( с м . сопр. иллюстрацию) тон­
ким слоем термостойкой смазки (напри­
мер, пастой Liqui  M o l y ) 

13 Заправьте в суппорт внутреннюю 

тормозную колодку, посадив ее пружину 

5.12 Точки смазки направляющей 

тормозных колодок 

в углубление в торцевой поверхности 
поршня а затем установите наружную 
колодку. Замечание: Внутренняя и на­

ружная колодки отличаются друг от дру­

га по конструкции, • обратите внимание 
на маркировку в виде стрелки, нанесен­
ную на основание колодки (см. сопр. 
иллюстрацию),
 - стрелка должна ука­
зывать в направлении вращения диска 
при движении автомобиля переднимхо-

дом. 

14 Установите на место суппорт с тор­

мозными колодками, следите за тем, что­
бы тормозной шланг не был скручен. 

15 Смажьте резьбу болтов направляю­

щих втулок фиксирующим компаундом 
(например Loctite  Т у р 243) - если бол­
ты имеют следы ржавчины или повреж­

дений их следует заменить на новые. 

Вверните болты и затяните их с требу­
емым усилием. 

16 Установите пыльники. 

17 Установите пружину суппорта, заве­

дя ее концы в отверстия в скобе. Заме­
чание:
 Используются пружины двух ти­
пов, - одна подсоединяется к суппорту, 

другая - к креплениям на наружной ко­

лодке. Если устанавливается пружина 
последнего типа, сначала подсоедините 

ее к колодке, затем заведите за высту­

пы на суппорте. 

18 При соответствующей комплектации 

установите датчик износа колодок во 

внутреннюю тормозную колодку, закре­
пите электропроводку на амортизатор-
ной стойке. 

19 Несколько раз выжмите педаль нож­

ного тормоза до появления ощущения 

твердости хода - тормозные колодки 

прилегают к дискам и занимают поло­
жение, соответствующее состоянию эк­
сплуатации. 
20 Действуя в аналогичной манере, про­
изведите замену колодок тормозного 
механизма противоположного колеса. 
21 Установите колеса, опустите автомо­
биль на землю и затяните колесные бол­
ты с требуемым усилием. 
22 Проверьте уровень тормозной жид­
кости, в случае необходимости произве­

дите соответствующую корректировку 

(см. Главу 1). 
23 Перед началом интенсивной эксплу­
атации дайте возможность тормозным 
колодкам немного притереться, для чего 
несколько раз затормозите автомобиль 
со скорости 80 км/час до скорости 40 км/ 

5.13 Колодки  с л е д у е т устанавливать 

таким образом, чтобы нанесенные на 

них  с т р е л к и указывали в направлении 

вращения диска при движении автомо­

б и л я передним  х о д о м 

6.3 Схема подсоединения  т р о с а 

привода стояночного тормоза к 

дисковому тормозному механизму 

заднего колеса 

/ Исполнительный рычаг 

2 Фиксатор крепления троса в опорном 

кронштейне 

3 Нижний болт крепления суппорта 

час несильным нажатием на педаль. 
Затем дайте тормозу остыть. Замеча­
ние:
 После замены колодок в течение 

примерно 200 км пробега старайтесь по 
возможности избегать резких торможе­
ний. 

6 Замена колодок дисковых 

тормозных механизмов 

задних колес 

Внимание: Необходимо заменять одно­
временно все тормозные колодки одной 
оси автомобиля, даже если предельного 
износа достигла лишь одна из них! Ис­
пользуйте только разрешенные к при­

менению заводом-изготовителем колод­
ки! 

1 Подоприте передние колеса проти­

вооткатными башмаками, поддомкрать­
те задок автомобиля и установите его 

на подпорки. Снимите оба задних коле­

са. 
2 Полностью отпустите стояночный 
тормоз и ослабьте приводной трос пу­
тем отдавания регулировочной гайки 

(см. Раздел 12). 

3 Отверткой отожмите исполнитель­

ный рычаг на суппорте тормозного ме­

ханизма заднего колеса и отсоедините 
от него наконечник троса, отпустите фик-

background image

Г л а в а 9  Т о р м о з н а я  с и с т е м а 

249 

6.5 Разверните суппорт (1) вверх на 

оси верхней направляющей 

2 Пластина 
3 Тормозная накладка 

6.12 Акустическая сигнальная пружина 

устанавливается на внутреннюю 

колодку 

сатор и высвободите трос из опорного 

кронштейна

 (см. сопр. иллюстрацию). 

4 Выверните нижний болт  ( с м .

 иллю­

страцию 6.3) крепления суппорта, удер­
живая направляющий штифт от прово­
рачивания вторым гаечным ключом. 
5 Разверните суппорт вверх на оси 
верхней направляющей

 (см. сопр. ил­

люстрацию). 

6 Отожмите тормозной поршень с по­

мощью специального инструмента

 (см. 

сопр. иллюстрацию) до упора - пор­

шень при этом создает значительное 
сопротивление. Внимание: Не следует 
отжимать поршень при помощи подруч­
ного инструмента - это может привести 
к нарушению регулировки стояночного 

тормоза. При отжимании поршня сле­

дите за уровнем тормозной жидкости в 

резервуаре. Чтобы не допустить выте­

кания тормозной жидкости, предвари­

тельно проверьте ее уровень, - в случае 

необходимости откачайте избыток. 

7 Затем снова выверните поршень так, 
чтобы его паз находился на одной ли­
нии со смотровым окном суппорта

 (см. 

сопр. иллюстрацию). 

8 Выверните верхний болт крепления 
суппорта, удерживая направляющую от 
проворачивания вторым гаечным клю­
чом. Снимите суппорт и подвяжите его 
проволокой к пружине задней подвес­
ки. 
9 Извлеките тормозные колодки из 
направляющей, пометьте установочное 

6.6 Упорный фланец (2) специального 

приспособления HAZET 4970/6 (1) 

должен плотно прилегать к суппорту 

положение колодок. Извлеките пласти­
ны из направляющей. 

10 Выполните все проверки и рекомен­

дации приведенные в параграфах с 7 

по 10 Раздела 5. 

11 При установке необходимо в обяза­

тельном порядке заменить пластины на 
направляющей, предварительно смазав 
их термостойкой смазкой (например, 
Liqui Moly). 

12 Заправьте между пластинами новые 

тормозные колодки. Установите колод­
ку с акустическим индикатором износа 
(при соответствующей комплектации) 

(см. сопр. иллюстрацию). При этом 

следите за правильным положением тор­
мозных колодок в направляющих плас­

тинах. 

13 После установки колодки снимите 

защитную пленку с ее обратной сторо­

ны - на ней нанесено клеящее вещество 

для соединения с суппортом. 

14 Посадите суппорт на направляющую 

и колодки, при этом следите за тем, что­
бы пластины не согнулись и чтобы тор­
мозные колодки не склеились слишком 
рано с суппортом. 

15 Очистите и смажьте резьбу болтов 

направляющих втулок фиксирующим 
компаундом (например, Loctite Тур 243), 
при необходимости установите новые 
болты. Вверните болты и затяните их с 

требуемым усилием, удерживая болты от 

проворачивания вторым гаечным клю­

чом. 

16 Вставьте трос привода стояночного 

тормоза в опорный кронштейн и закре­

пите фиксатором. Отожмите исполни­

тельный рычаг

 (см. иллюстрацию 6.3) 

тормоза и подсоедините к нему нако­

нечник троса. 

17 Несколько раз выжмите педаль нож­

ного тормоза до появления ощущения 
•твердости» ее хода. 

18 Действуя в аналогичной манере, про­

изведите замену колодок тормозного 
механизма противоположного колеса. 

19 Произведите регулировку приводно­

го троса стояночного тормоза (см. Раз­

дел 12). 

20 Установите колеса, опустите автомо­
биль на землю и затяните колесные бол­
ты с требуемым усилием. 
21 Проверьте уровень тормозной жид­
кости, в случае необходимости произве­

дите соответствующую корректировку 

(см. Главу 1). 

6.7 Суппорт (1) после завершения 

сборки - стрелками указано смотровое 

окно 

7.3 Отдавание винта крепления 

тормозного диска 

22 Перед началом интенсивной эксплуа­

тации дайте возможность тормозным ко­
лодкам немного притереться,  д л я чего 

несколько раз затормозите автомобиль со 

скорости 80 км/час до скорости 40 км/час 
несильным нажатием на педаль. Затем 

дайте тормозу остыть. Замечание: Пос­
ле замены колодок на протяжении при­

мерно 200 км пробега старайтесь по 

возможности избегать резких торможе­
ний. 

7 Снятие, установка и 

проверка тормозного 

диска 

1  Д л я обеспечения равномерности 

торможения и корректного функциони­

рования электронных систем управления 

торможением (см. Раздел 2) все тормоз­

ные диски должны иметь одинаковую 

рабочую поверхность. По этой причине 

при необходимости следует заменять 

или протачивать одновременно как ми­
нимум оба тормозных диска одной оси. 
Замечание: В случае замены или про­

точки тормозных дисков необходимо 

одновременно устанавливать на них но­
вые тормозные колодки. 

С н я т и е 

2 Вывесите автомобиль и снимите ко­
леса (см. Главу «Введение»). 
3 Для снятия тормозного диска пере­

днего колеса необходимо высвободить 

тормозной шланг из опорного кронштей­
на на стойке подвески (см. Раздел 4) и 

вывернуть крепежный винт

 (см. сопр. 

иллюстрацию) - суппорт снимать не 

background image

250 

Г л а в а 9  Т о р м о з н а я  с и с т е м а 

7.10 При чрезмерном износе тормоз­

ных колодок головки заклепок крепле­

ния фрикционных накладок проделыва­

ют на поверхности тормозного диска 

глубокие борозды, - поврежденный 

таким образом диск подлежит замене в 

обязательном порядке 

надо. 

4 Для снятия тормозного диска заднего 

колеса необходимо снять тормозные 

колодки (см. Раздел 6), отсоединить на­

правляющую тормозных колодок от дис­

ка, не отсоединяя шланг отвести ее в 

сторону и подвязать при помощи про­

волоки. Следите, чтобы тормозной шланг 

не перекручивался и не подвергался 

растяжению. 

5  Д л я исключения выскальзывания 

поршня зажмите его деревянным брус­

ком, установив последний между порш­

нем и суппортом. Выверните крепежный 

винт и снимите тормозной диск со сту­

пицы колеса

 (см. иллюстрацию 7.3). 

6 Если в результате длительной эксп­

луатации какой-либо из дисков прики­

пел к ступице колеса, воспользуйтесь 

пластмассовым молотком и легкими уда­

рами сбейте диск. Внимание: При сня­

тии диска сильные удары не допусти­

мы! Попробуйте воспользоваться так же 

средством для растворения ржавчины. 

Если эти попытки не привели к успеху, 

снимите диск при помощи съемника или 

сбейте диск тяжелым молотком. При 

снятии диска съемником его необходи­

мо заменить на новый, при использова­

нии тяжелого молотка, кроме того, необ­

ходимо заменить и подшипники колеса. 

Установка 

7 Проверьте состояние тормозного 

диска (см. ниже). Измерения при про­

верке диска должны быть точными, по­

этому составители данного Руководства 

рекомендуют обратиться на сервисную 

станцию или к специалисту, имеющему 

соответствующий измерительный инст­

румент и необходимый опыт выполне­

ния данных работ. 
8 Установка производится в порядке, 

обратном порядку демонтажа компонен­

тов. Перед установкой удостоверьтесь в 

абсолютности чистоты и сухости сопря­

гаемых поверхностей диска и ступицы. 

Слегка смажьте резьбовую часть винта 

крепления диска фиксирующим компа­

ундом. Если производится замена дис­

ка, снимите разбавителем защитный лак 

с нового тормозного диска. При уста-

7.12 Минимальная допустимая толщина 

тормозного диска выбита на его 

поверхности (типичный вид 

маркировки) 

новке тормозного механизма задних ко­

лес не забудьте отрегулировать стояноч­

ный тормоз (см. Раздел 12). 

Проверка состояния 

9 Лучше всего производить проверку 

в условиях стационарной мастерской, где 

имеются все условия и необходимый 

инструмент. Однако в некоторых случа­

ях можно производить проверку дисков, 

не снимая их с автомобиля - при этом 

несколько уменьшается трудоемкость 

работ, однако труднее добиться необхо­

димой точности измерений. Все прове­

ряемые размеры приведены в Специфи­

кациях к настоящей Главе. 

10 Произведите визуальную проверку 

состояния рабочей поверхности диска 

(см. сопр. иллюстрацию). Легкие де­

фекты могут быть устранены при помо­

щи мелкозернистой наждачной бумаги. 

Для удаления глубоких борозд диск сле­

дует подвергнуть проточке. Помните, что 

осмотр диска должен производиться с 

обеих его сторон. Ржавые тормозные 

диски при торможении создают повы­

шенный шум, если шум не исчезает в 

процессе достаточно долгого периода 

эксплуатации - замените диски. 

11 Если во время торможения замеча­

лись пульсации педали ножного тормо­

за, не связанные со срабатыванием ABS. 

следует оценить величину бокового би­

ения тормозного диска. Проверка вели­

чины бокового биения производится при 

помощи циферблатного измерителя 

плунжерного типа. Результат измерения 

не должен выходить за пределы огово­

ренного в Спецификациях допустимого 

диапазона, в противном случае диск не­

обходимо отдать в проточку. Замеча­

ние: Составители настоящего Руковод­

ства рекомендуют производить проточ­

ку дисков вне зависимости от их состо­

яния с целью удаления с рабочих повер­

хностей всякого рода дефектов. На край­

ний случай можно ограничиться обра­

боткой диска мелкозернистой наждач­

ной бумагой. 

12 При проточке диска следует уделить 

особое внимание соблюдению требова­

ний Спецификаций к его минимальной 

допустимой толщине. На торцевой по-

8.4 Полый болт (1) крепления тормоз­

ного шланга (на примере переднего 

колеса) 

верхности диска предусмотрена соот­

ветствующая маркировка

 (см. сопр. 

иллюстрацию). Измерение толщины 

диска производится при помощи мик­

рометра и некоторых других приборов. 

8 Снятие и установка 

суппортов/направляющей 

колодок дисковых 

тормозных механизмов 

Замечание: Суппорты восстановитель­

ному ремонту в условиях обычной мас­

терской не подлежат - обратитесь на 

СТО кампании Opel или замените их в 

сборе. 

Снятие 

Внимание: После снятия тормозных 

колодок не нажимайте на педаль тор­

моза, в противном случае поршень мо­

жет быть выдавлен из корпуса. В этом 

случае для установки поршня на место 

придется обратиться на СТО. 

1 Вывесите автомобиль и установите 

его на подставки, снимите соответству­

ющие колеса. 
2 Снимите крышку с резервуара ГТЦ 

положите под нее полиэтиленовую плен­

ку и наверните на место, - подкладыва­

ние пленки герметизирует посадку 

крышки и предотвратит вытекание жид­

кости при отпускании штуцерного со­

единения гибкого тормозного шланга. 

Альтернативно шланг может быть пере­

жат подходящей струбциной. 
3 На задних колесах отсоедините трос 

привода стояночного тормоза (см. Раз­

дел 6). 

4 Тщательно протрите штуцерное со­

единение шланга на суппорте. Вывер­

ните полый болт разъема и снимите 

медные уплотнительные шайбы, - шай­

бы подлежат замене в обязательном 

порядке. Сразу же закупорьте открытый 

конец шланга и штуцер во избежание 

попадания в систему грязи или присое­

дините его к новому суппорту. Замеча­

ние: Если суппорт снимается только для 

снятия тормозных колодок или тормоз­

ного диска, отсоединять шланг не сле­

дует. В этом случае подвяжите суппорт 

background image

Г л а в а 9  Т о р м о з н а я  с и с т е м а 

251 

8.6а Снятие направляющей (2) колодок 

переднего колеса 

проволокой к кузову так, чтобы шланг не 

перекручивался и не подвергался рас­

тяжению. 

5 Снимите тормозные колодки и суп­

порт (см. Раздел 5 и 6). 
6 Выверните 2 крепежных болта и сни­

мите направляющую колодок с поворот­

ного кулака (см. сопр. иллюстрации). 

Внимание: Для выворачивания/затяги­

вания болтов крепления направляющих 

требуется большое усилие! Рекоменду­

ется перед выполнением данной опера­

ции установить на место колеса и опус­

тить автомобиль на землю. 

Установка 

7 Перед установкой очистите резьбу 

всех болтов от остатков компаунда и 

смажьте ее свежим составом (например, 

Loctite Тур 243). 
8 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. Если отсое­

динялся тормозной шланг, не забудьте 

заменить уплотнительные шайбы и уда­

лить воздух из тормозного тракта (см. 

Раздел 3), шланг не должен перекручи­

ваться и перегибаться. Замечание: 

Достаточно прокачать лишь тот контур, 

суппорт которого снимался. Проверьте, 

чтобы шланги на передних колесах не 

задевали их при максимальном угле по­

ворота. 
9 Подсоедините трос привода сто­

яночного тормоза (см. Раздел 6) и про­

верьте его регулировку. Снимите пере­

жимающую шланг струбцину, либо или 

удалите полиэтилен из-под крышки ре­

зервуара ГТЦ. 

10 Несколько раз выжмите педаль нож­

ного тормоза с целью усадки колодок. 

11 Установите колесо, опустите автомо­

биль на землю и затяните колесные бол­

ты с требуемым усилием. 

12 Проверьте уровень жидкости в ре­

зервуаре ГТЦ, в случае необходимости 

произведите соответствующую коррек­

тировку (см. Главу 1). 

13 Прежде чем приступать к эксплуата­

ции автомобиля, проверьте исправность 

функционирования тормозной системы. 

в.6Ь Крепежные  б о л т ы (4) направляю­

щей колодок (3) заднего колеса 

9 Снятие и установка 

главного тормозного 

цилиндра (ГТЦ) 

Замечание: Вышедший из строя ГТЦ 

подлежит замене. Изготовители не ре­

комендуют предпринимать попытки про­

ведения восстановительного ремонта 

главного тормозного цилиндра. 

1 Главный тормозной цилиндр нахо­

дится в двигательном отсеке автомоби­

ля и закреплен на сборке вакуумного 

усилителя тормозов. 
2 Снимите крышку резервуара тормоз­

ной жидкости и откачайте как можно 

большее количество имеющейся в нем 

жидкости (воспользуйтесь шприцем или 

резиновой грушей). 
3 Подложите ветошь под штуцерные 

соединения и приготовьте заглушки или 

полиэтиленовые пакеты для закупорива­

ния открытых концов тормозных линий 

с целью предотвращения попадания в 

систему грязи. Внимание: Тормозная 

жидкость относится к числу агрессивных 

химических соединений и при контакте 

с кузовными панелями разрушает лакок­

расочное покрытие. Прежде чем присту­

пать к выполнению процедуры прикрой­

те крылья и панель передка автомобиля 

специальными чехлами, либо просто ста­

рыми одеялами. 

4 При соответствующей комплектации 

отсоедините от резервуара ГТЦ элект­

ропроводку датчика-выключателя уров­

ня тормозной жидкости. 
5 На моделях с РКПП отсоедините от 

резервуара ГТЦ трубку гидравлическо­

го тракта сцепления

 (см. сопр. иллю­

страцию). Осторожно снимите резер­

вуар с ГТЦ, удалите чистой ветошью про­

лившуюся тормозную жидкость. Заме­

чание: При отсоединении каких-либо 

линий или резервуара сразу же закупо­

ривайте открытые отверстия цилиндра 

и концы трубок заглушками. 
6 Отпустите гайки штуцерных узлов 

подсоединения к ГТЦ тормозных линий 

(см. иллюстрацию 9.5). Во избежание 

скругления шлицов гаек отдавайте их 

при помощи специального накидного 

ключа с разрезной головкой. Слегка от­

тянув наружу, отделите тормозные линии 

от штуцеров главного цилиндра. 

9.5 Главный тормозной цилиндр с 

резервуаром 

/ Шланг питающей линии сцепления 

2 Крепежные гайки 

3 Тормозные линии 

7 Отпустите 2 крепежных гайки

 (см. 

иллюстрацию 9.5) и отделите главный 

цилиндр от сборки тормозного усили­

теля. Снимите цилиндр с крепежных 

шпилек и извлеките его из двигатель­

ного отсека, - постарайтесь не расплес­

кать заполняющую цилиндр гидравли­

ческую жидкость на окрашенные кузов­

ные панели. Снимите уплотнительную 

прокладку. 

8 Установка ГТЦ производится в по­

рядке, обратном порядку его снятия. Не 

забудьте заменить снимавшиеся про­

кладки. 
9 По окончании установки заполните 

цилиндр и резервуар тормозной жидко­

стью и прокачайте систему (см. Раздел 

3). Доведите уровень жидкости до от­

метки «МАХ» (см. Главу 1) и плотно за­

тяните крышку резервуара. 

10 Прежде чем приступать к эксплуата­

ции автомобиля, удостоверьтесь в ис­

правности функционирования тормозов. 

10 Снятие и установка педали 

ножного тормоза 

1 Отсоедините провод от отрицатель­

ной клеммы аккумуляторной батареи и 

отведите его в сторону (см. Главу 5). 
2 Снимите верхнюю и нижнюю панели 

кожуха рулевой колонки (см. Главу 11). 
3 Снимите панель переключателей на­

ружного освещения с лева от рулевой 

колонки (см. Главу 12) и рассоедините 

разьем электропроводки. 

4 Снимите левую нижнюю декоратив­

ную крышку панели приборов и боковую 

декоративную крышку центральной кон­

соли со стороны водительского ножно­

го колодца и рукав подачи воздуха в 

водительский ножной колодец (см. Гла­

ву 11). 
5 При помощи рулевого колеса раз­

верните передние колеса в прямолиней­

ное положение, извлеките ключ из зам­

ка зажигания и заблокируйте рулевую 

колонку. 
6 Выверните два фиксирующих болта 

(см. сопр. иллюстрацию) промежуточ-

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63