Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 35

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  ..

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 35

 

 

140 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

8.75 Крепление крышки ГРМ (на 

примере двигателя Z10XEP) - стрелка 

ми указаны нижние болты крепления 

Мб 

1 Верхние болты 

2 Верхние болты крепления водяного 

насоса 

3 Нижние болты М10 

8.79 Установка водяного насоса 

(двигатель Z10XEP) - стрелками 

показаны места установки направляю-

щих втулок 

1 Места нанесения герметика 

2 Места установки коротких крепеж-

ных болтов водяного насоса 

К М - 9 5 2 , полностью выкрутите цент-

ральный болт и снимите посадочный 

фланец. 

8.76 Снятие цепи (4) привода ГРМ (на 

примере двигателя Z10XEP) - стрелка-

ми указаны места установки направля-

ющих втулок 

1 Натяжитель цепи 

2 Приспособление КМ-955-1 

3,5,7Направляющие 

6 Ведущая шестерня коленчатого вала 

8.80 Замена эластомерных прокладок 

(1) (двигатель Z10XEP) 

2 Заполнение стыков силиконовым 

герметиком 

75 Выверните 2 болта М10 и 14 ниж-

них ботов Мб крепления крышки ГРМ 

(см. сопр. иллюстрацию).

 Опустите 

автомобиль, выверните 4 болта креп-

ления и снимите водяной насос. За-

тем выверните еще 4 верхних крепеж-

ных болта и снимите крышку ГРМ с 

двигателя.  З а м е ч а н и е :

 Для крепления 

используются болты различной длины 

- запомните или пометьте их устано-

вочное положение. 

76 Оттяните и зафиксируйте натяжи-

тель цепи при помощи приспособле-

ния  К М - 9 5 5 - 1

 (см. сопр. иллюстра-

8.78 Установка переднего сальника (1) 

коленчатого вала (на пример двигате-

ля Z10XEP) 

2 Приспособление КМ-960 

цию).

 Снимите направляющие (пооче-

редно - (3), (5), (7)) и снимите цепь с 

ведущей звездочки коленчатого вала. 

Удалите прокладку крышки привода 

ГРМ, очистите сопрягаемые поверхно-

сти. 
77  В о с п о л ь з о в а в ш и с ь  п о д х о д я щ и м 

инструментом, осторожно извлеките 

передний сальник коленчатого вала из 

посадочного гнезда крышки привода 

ГРМ - не повредите посадочные по-

верхности.  З а м е ч а н и е :

 Замена саль-

ника должна производиться каждый 

раз при замене/снятии цепи привода 

ГРМ. 

Установка 

78 Смажьте наружные поверхности 

нового сальника силиконовой смазкой 

(белой) и установите сальник при по-

мощи приспособления  К М - 9 6 0

 (см. 

сопр. иллюстрацию)

 в посадочное 

гнездо крышки привода ГРМ. 
79 Удалите с крышки привода ГРМ 

остатки старой и установите на очи-

щенную поверхность новую прокладку 

водяного насоса - убедитесь, что на-

правляющие втулки установлены пра-

вильно

 (см. сопр. иллюстрацию) 

Установите водяной насос на крышку 

привода, закрепив его 3-мя короткими 

болтами. 
80 Удалите эластомерные прокладки 

(см. сопр. иллюстрацию)

 стыков го-

ловки блока с блоком цилиндров и 

замените на новые, предварительно 

смазав их силиконовым герметиком 

(серого цвета), нанеся полоску герме-

тика толщиной примерно 2 мм. При 

отсутствии эластомерных прокладок 

стыки сопрягающихся поверхностей 

можно заполнить герметиком без ус-

тановки прокладок.  В н и м а н и е :

 Уста-

141  Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

8.83 Установка крышки ГРМ (двига-

тель Z10XEP) 

1 Болты крепления водяного насоса 

(длинные) 

2 Болты крепления крышки привода 

Мб 

3 Болты крепления крышки привода 

М10 

новка крышки привода ГРМ должна 

быть закончена в течение 10 минут 

после нанесения герметика! 

81 Установите на двигатель новую про-

кладку крышки привода ГРМ - убеди-

тесь что направляющие втулки установ-

лены правильно

 (см. иллюстрацию 

8.76). 

82 Установите ведущую звездочку ко-

ленчатого вала на вал и установите 

цепь привода ГРМ на звездочки рас-

пределительных валов - тянущая (пра-

вая) ветвь цепи должна быть натянута. 

Установите направляющие в порядке, 

обратном порядку их снятия (см. па-

раграф 76). 
83 Установите крышку привода ГРМ и 

затяните поочередно, в соответствии с 

указанной

 на сопр. иллюстрации

 ну-

мерацией, крепежные болты. 
84 Снимите с двигателя регулировоч-

ные приспособления  К М - 9 5 2 и КМ-953. 

При помощи специальных приспособ-

лений (см. выше) установите посадоч-

ный фланец коленчатого вала. 
85 Произведите проверку и регули-

ровку фаз газораспределения (см. Раз-

дел 6) и установите на места осталь-

ные снимавшиеся компоненты в поряд-

ке, обратном порядку их снятия. Залей-

те масло в систему смазки и охлажда-

ющую жидкость в систему охлаждения 

двигателя проверьте системы на гер-

метичность. 

Д в и г а т е л ь  Z 1 3 D T 

Снятие 

86 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы аккумуляторной батареи 

8.90 Болт (2) крепления натяжного 

ролика (1) (двигатель Z13DT) 

8.93 Теплообменник (1) масляного 

фильтра (двигатель Z13DT) 

(см. Главу 5), снимите крышку муль-

тиреберного ремня (см. Раздел 5) и 

слейте охлаждающую жидкость (см. 

Главу 3). 
87 Снимите воздухоочиститель (см. 

Главу 4) и установите поршень перво-

го цилиндра в положение ВМТ такта 

сжатия (см. Раздел 6). 
88 Снимите систему выпуска отрабо-

тавших газов (см. Главу 4). 
89 Ослабьте 4 болта крепления шки-

ва коленчатого вала (см. Раздел 5) и 

снимите мультиреберный ремень (см. 

Раздел 7). Затем полностью выверни-

те крепежные болты и снимите шкив. 
90 Выверните крепежный болт и сни-

мите натяжной ролик мультиреберно-

го ремня

 (см. сопр. иллюстрацию). 

91 Слейте масло из картера двигате-

ля (см. Главу 1). 

92 Опустите автомобиль и снимите 

нагнетающий воздушный патрубок тур-

бокомпрессора

 (см. сопр. иллюстра-

цию), а

 затем трубку теплообменника 

и питающую масляную магистраль, -

соблюдайте осторожность, чтобы не 

обжечься о термозащитный экран вы-

пускного коллектора. 
93 Выверните 4 болта и снимите теп-

лообменник масляного фильтра

 (см. 

сопр. иллюстрацию). 

94 Отогните фиксаторы удерживаю-

щей пластины. Выверните 3 болта и 

8.92 Соединительные линии различ-

ных систем двигателя (двигатель 

Z13DT) 

1 Водяная трубка теплообменника 

2 Термозащитный экран выпускного 

коллектора 

3 Воздушный патрубок турбокомпрес-

сора 

4 Питающая масляная магистраль 

8.94 Пластина (2) крепления каталити-

ческого преобразователя (1) (двига-

тель Z13DT) 

8.95 Установите приспособление КМ-

662-C (3) на фланец (1) коленчатого 

вала и ослабьте центральный крепеж-

ный болт (2) (двигатель Z13DT) 

отделите каталитический преобразова-

тель

 (см. сопр. иллюстрацию). 

9 5  У с т а н о в и т е  п р и с п о с о б л е н и е 

К М - 6 6 2 - С на фланец коленчатого вала 

142 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

8.99 Скоба (2) крепления жгута 

электропроводки на крышке (1) 

ГРМ (двигатель Z13DT) 

8.100 Цепь (2) привода ГРМ 

(двигатель Z13DT) - стрелкой 

указано направление отжимания 

натяжителя 

1 Гидравлический натяжитель 

3 Планка натяжителя 

(см. сопр. иллюстрацию).

 Удержи-

вая при помощи приспособления ко-

ленчатый вал от проворачивания, ос-

лабьте центральный крепежный болт -

воспользуйтесь помощью ассистента. 

В н и м а н и е :

 Болт имеет левосторон-

нюю резьбу! 

96 Блокируйте маховик двигателя от 

проворачивания,установив в отверстие 

на куполе сцепления приспособление 

К М - 4 6 7 8 5 - соблюдайте осторож-

ность при установке приспособления. 
97 Снимите поддон картера двигате-

ля (см. Раздел 12). Установите специ-

альное  п р и с п о с о б л е н и е и снимите 

правую опору двигателя (см. Раздел 5), 

а затем и кронштейн крепления пра-

вой опоры. 
98 Снимите шланг системы вентиля-

ции картера двигателя (PCV), отпусти-

те 4 гайки и снимите водяной насос 

системы охлаждения (см. Главу 3). 
99 Выверните болт и снимите скобу 

крепления жгута электропроводки с 

крышки ГРМ

 (см. сопр. иллюстра-

цию).

 Выверните 14 болтов, отпустите 

3 крепежные гайки и снимите крышку 

ГРМ в сборе с маслозаборником с 

двигателя. 

100 Отожмите гидравлический натя-

житель цепи привода ГРМ

 (см. сопр. 

иллюстрацию)

, зафиксируйте при по-

мощи приспособления  К М - 9 5 5 , вывер-

ните 2 болта и снимите натяжитель. 

Выверните болт и снимите планку на-

тяжителя. Снимите цепь привода ГРМ 

со звездочек. 

Установка 

101 Установка производиться в по-

рядке, обратном порядку снятия. Перед 

установкой крышки ГРМ удалите остат-

ки старого и нанесите слой свежего 

герметика (например, Loctite 5900) на 

сопрягаемые поверхности. При уста-

8.101 Установка крышки привода ГРМ 

(двигатель Z13DT) - стрелками указаны 

гайки крепления 

Приспособление EN-46775 

Приспособление EN-46776 

Сальник коленчатого вала 

новке отцентрируйте крышку на колен-

чатом валу, используя специальное 

п р и с п о с о б л е н и е  К М - 4 6 7 7 5

 (см. 

сопр. иллюстрацию).

 Затяните кре-

пеж в указанном порядке. 

102 Перед тем как закреплять фла-

нец коленчатого вала, воспользовав-

шись подходящим инструментом, осто-

рожно извлеките передний сальник 

вала из посадочного гнезда - не по-

в р е д и т е  п о с а д о ч н ы е  п о в е р х н о с т и . 

Смажьте наружные поверхности ново-

го сальника свежим двигательным мас-

лом и установите сальник при помо-

щи приспособления  E N - 4 6 7 7 6

 (см. 

иллюстрацию 8.101)

 в посадочное 

гнездо крышки привода ГРМ. 

9 Проверка и регулировка 

клапанов ГРМ (двигатели 

Y17DT(L)/Z17DTH) 

1 На большинстве рассматриваемых 

в данном Руководстве двигателях ус-

танавливаются толкатели клапанов с 

гидрокомпенсаторами. Величина кла-

панных зазоров на таких двигателях 

устанавливается автоматически и в 

регулировке не нуждается. Ниже при-

водится описание процедур проверки 

и регулировки только для дизельных 

двигателей, требующих регулировки 

тепловых зазоров - Y17DT(L) и Z17DTH. 

О б щ а я  и н ф о р м а ц и я 

2 В процессе работы двигателя де-

тали силовой установки, и в частности 

газораспределительного механизма 

(ГРМ), нагреваются до высоких темпе-

ратур, в результате происходит тепло-

вое расширение и некоторое увеличе-

ние размеров деталей. Для компенса-

ции тепловых деформаций необходи-

мо иметь определенный зазор между 

кулачками распределительных валов и 

толкателями клапанов. 
3 При малых зазорах могут не зак-

рываться полностью клапаны, что при-

ведет к снижению эффективности ра-

боты двигателя, а в отдельных случаях 

к деформации клапанов или же под-

горанию их посадочных седел. 
4 При больших зазорах также снижа-

ется эффективность работы двигателя, 

возникает повышенный механический 

шум, работа двигателя становится не-

равномерной. 
5 При регулировке величины зазоров 

необходимо учитывать состояние кла-

панов - уплотнение в клапанах удов-

летворительное, клапаны не имеют 

чрезмерных зазоров в направляющих 

и концы стержней клапанов не разби-

ты. При несоблюдении данных условий 

произвести правильную регулировку 

тепловых зазоров не представляется 

возможным. 
6 Проверка и регулировка клапанов 

производится по мере необходимости, 

как правило, при проведении работ 

очередного планового ТО, а также пос-

ле ремонта/разборки ГРМ или при на-

личии шума при работе клапанов. За-

мечание:

 Тепловые зазоры клапанов 

проверяются и регулируются на «хо-

лодном» двигателе -двигатель охлаж-

ден до температуры окружающей сре-

ды. 

7 При выполнении процедуры про-

верки величины зазоров рекомендует-

ся заранее составить табличку/схему 

с нумерацией клапанов для удобства 

записи результатов измерений. 
8 Перед началом работ проверьте 

143  Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

9.10 Проверните коленчатый вал, 

чтобы кулачки пар (1) и (2) были 

направлены вверх 

9.16 Толщина регулировочных шайб 

обычно выбивается на одной из их 

торцевых поверхностей (шайбы 

следует устанавливать маркировкой к 

толкателю) 

правильность установки фаз газорас-

пределения (см. Раздел 6) и отсоеди-

ните аккумуляторную батарею (см. Гла-

ву 5).  З а м е ч а н и е :

 После каждого от-

соединения аккумуляторной батареи 

необходимо производить настройку 

датчика угла поворота рулевого коле-

са (при соответствующей комплекта-

ции). 

П р о в е р к а  з а з о р о в 

9 Для выполнения проверки и регу-

лировки клапанов необходимо снять 

форсунки (см. Г лаву 4).  В н и м а н и е : 

Топливная система очень чувствитель-

на к попаданию даже мелких частиц 

загрязнения - строго выполняйте все 

указания соответствующего раздела, 

иначе система может выйти из строя 

и потребуется дорогостоящий ремонт 

двигателя! 

10 Проверните коленчатый вал, чтобы 

кулачки соответствующих пар

 (см. 

сопр. иллюстрацию)

 были направле-

ны вверх. 

11 Проверьте клапанные зазоры ука-

занных пар с помощью набора лезвий-

ных щупов - соответствующий щуп (см. 

Спецификации) должен входить в за-

зор очень плотно с легким «закусыва-

нием», в противном случае требуется 

регулировка зазора. При отклонении 

величины зазора от нормативных по-

казателей необходимо определить дей-

9.12 Нумерация пар кулачков распре 

делительных валов 

9.14 Замена регулировочных шайб 

(двигатели Y17DT(L)/Z17DTH)) 

ствительное значение зазора - запи-

шите измеренное значение. Регулиров-

ку можно производить сразу или пос-

ле проведения проверки зазоров у всех 

клапанов. 

12 Затем проверьте и отрегулируйте 

зазоры поочередно у второй и шестой, 

третей и пятой, первой и четвертой 

(см. сопр. иллюстрацию)

 пар кулач-

ков, проворачивая каждый раз колен-

чатый вал двигателя на пол-оборота по 

ходу вращения (по часовой стрелке) -

кулачки обеих регулируемых пар дол-

жны смотреть вверх. 

Р е г у л и р о в к а  з а з о р о в 

13 Зазор в клапане регулируется пу-

тем замены регулировочных шайб. По-

верните коленчатый вал так, чтобы ку-

лачок привода подлежащего регули-

ровке клапана развернулся пяткой к 

толкателю.  З а м е ч а н и е :

 Удостоверь-

тесь в то, что двигатель не находится в 

положении ВМТ соответствующего кла-

пана, поскольку для замены регулиро-

вочной шайбы потребуется сжать кла-

панную пружину, что может привести к 

упору клапана в днище поршня. 

14 Для извлечения старых шайб повер-

ните толкатель так, чтобы паз толкателя 

показывал наружу, после чего прижми-

те толкатель с помощью специального 

приспособления  О р е 1 - К М - 6 0 9 0

 (см. 

9.15 Извлечение регулировочной 

шайбы лучше всего производить при 

помощи намагниченного стержня 

сопр. иллюстрацию).

  В н и м а н и е : 

При использовании данного инстру-

мента обратите внимание на маркиров-

ку: «1В» - для впускных клапанов, «ЕХ» 
- для выпускных клапанов! 

15 При отсутствии под рукой специ-

ального приспособления, введите боль-

шую отвертку с плоским жалом меду 

краем толкателя и основанием распре-

делительного вала. Аккуратно, действуя 

отверткой как рычагом, утопите толка-

тель до появления возможности уда-

лить регулировочную шайбу. Для из-

влечения шайбы удобнее всего исполь-

зовать  м а г н и т или  н а м а г н и ч е н н ы й 

стержень

 (см. сопр. иллюстрацию). 

16 Протрите шайбу и  м и к р о м е т р о м 

измерьте ее толщину.  З а м е ч а н и е :

 На 

шайбах имеется маркировка (см. 

сопр. иллюстрацию). 

17 Расчет толщины новой регулиро-

вочной шайбы производится по фор-

муле: N = Т + А - S 

Т = толщина снятой шайбы, (например 
- 3.15 мм) 

А = измеренный зазор в клапане (на-

пример - 0.50 мм) 
S = регулировочное значение зазора 

в клапане (например - 0.40 мм) 

Для данного примера толщина новой 

регулировочной шайбы N= 3.25 мм. 

З а м е ч а н и е :

 Допускается повторное 

использование регулировочных шайб, 

если на них нет явных следов износа. 

Возможно удастся произвести требу-

емую регулировку путем простой пе-

рестановки шайб с одних толкателей 

на другие. Запишите и сохраните для 

возможных будущих регулировок тол-

щины всех шайб. Если маркировка тол-

щины шайбы стерлась и не читается, 

дальнейшее использование шайбы не 

рекомендуется. 

18 Приготовьте шайбу требуемой тол-

щины, смажьте ее чистым двигатель-

ным маслом. Отожмите толкатель и 

уложите в него шайбу маркировкой 

вниз. 

19 Аналогичным образом отрегули-

руйте зазоры остальных требующих 

регулировки клапанов, в последова-

тельности указанной в параграфе 12 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  ..