Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 31

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  ..

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 31

 

 

124 

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

насоса; 

j) Снятие и установка маслоохла-

дителя (при соответствующей комп-

лектации); 

к) Замена сальников коленчатого 

и распределительных валов; 

I) Проверка состояния и замена 

опор подвески силового агрегата; 

т) Снятие, проверка состояния и 

установка маховика/приводного дис-

ка. 

13 Перед началом работ произведите 

тщательную чистку двигательного от-

сека и наружных поверхностей сило-

вого агрегата с применением одного 

из широкого спектра специальных ра-

створителей. Такая обработка позво-

лит избежать попадания грязи внутрь 

двигателя. 

14 В случае необходимости, определя-

емой характером предстоящей рабо-

ты, можно снять капот с целью обес-

печения свободы доступа к подлежа-

щим обслуживанию компонентам (см. 

Главу 11), - во избежание случайного 

повреждения лакокрасочного покрытия 

прикройте крылья автомобиля специ-

альными чехлами, либо просто стары-

ми одеялами. 

2 Крышка двигателя 

1 В зависимости от особенностей 

конструкции и компоновки агрегатов 

в двигательном отсеке некоторые дви-

гателя оборудуются защитно-декора-

тивной крышкой. Не смотря на заблуж-

дение многих, крышка не только при-

дает двигателю более презентабель-

ный вид, но и служит для снижения сте-

пени его загрязнения и предотвраща-

ет случайное повреждение трубопро-

водов и других элементов (модуля за-

жигания, различного рода шлангов, ка-

бельных линий), расположенных на 

двигателе сверху. Не забывайте уста-

навливать крышку на штатное место по 

окончании выполнения работ. 
2

 На двигателе Z13DT крышка ус-

танавливается на 4 шарообразные опо-

ры, закрепленные на различных эле-

ментах двигательной сборки. Плотность 

посадки обеспечивается резиновыми 

опорами-уплотнителями. Для снятия 

крышки ее необходимо просто потя-

нуть вверх с достаточным усилием -

резиновые опоры-уплотнения должны 

остаться на крышке, в противном слу-

чае снимите их вручную и установите 

в соответствующие гнезда крышки. 
3 Для установки совместите посадоч-

ные гнезда с резиновыми уплотните-

лями верхней крышки с шарообразны-

ми наконечниками и нажмите на крыш-

ку до фиксации ее на опорах - крышка 

должна плотно прилегать к сопрягае-

мым поверхностям. 

4 Для снятия крышки

 двигателей 

Z14XE/Z16XE/Z18ХЕ предварительно 

3.6а Проверка  к о м п р е с с и о н н о г о 

давления в  п е р в о м цилиндре бензино-

вого двигателя (на примере двигателя 

Z14XE) 

снимите крышку маслозаливной горло-

вины, а

 на двигателе Z16XE допол-

нительно отсоедините шланг системы 

охлаждения. Выверните 2 крепежных 

винта, немного приподнимите крышку 

за задний край, и сдвиньте горизон-

тально вперед (к радиатору), затем от-

соедините от передних резиновых дер-

жателей. Установите на место крышку 

маслозаливной горловины. 

5 Установка крышки производится в 

обратном порядке, затяните винты с 

требуемым усилием. 

3 Проверка 

компрессионного 

давления в цилиндрах 

1 Измерение компрессионного дав-

ления в цилиндрах двигателя является 

одной из диагностических проверок. 

Результаты данной проверки позволя-

ют определить общее состояние ком-

понентов верхней части двигателя 

(поршней, поршневых колец, клапанов, 

прокладок головки цилиндров и т.п.) 

и оценить степень их износа без раз-

борки двигателя. В ходе выполнения 

работ очень важно для получения пра-

вильных результатов соблюдение за-

данных условий проверки (см. ниже). 

При выполнении данной процедуры 

могут возникать некоторые нюансы, 

связанные с особенностями конструк-

ции измерительных приборов и неко-

торыми другими факторами, способны-

ми повлиять на точность результатов 

измерений, - рекомендуется доверить 

выполнение данной процедуры специ-

алисту с достаточным опытом прове-

дения подобных проверок. 

2 При выполнении проверки нельзя 

допускать попадания мусора в цилин-

дры. Начните работы с прочистки свеч-

ных ниш и прилегающих поверхностей 

(при соответствующей комплектации -

снимите крышку двигателя), затем про-

дуйте их сжатым воздухом. Замеча-

3 . 6 b Проверка  к о м п р е с с и о н н о г о 

давления  д и з е л ь н о г о двигателя (на 

примере двигателя Z17DTH) 

ние:

 В качестве источника сжатого 

воздуха отлично подойдет обыкновен-

ный велосипедный насос. 

3 Прогрейте двигатель до нормаль-

ной рабочей температуры (не менее 

80°С), - аккумуляторная батарея долж-

на быть полностью заряжена. Для вы-

полнения работ потребуется помощь 

ассистента. 

4

 На бензиновом двигателе демон-

тируйте модуль зажигания и свечи (см. 

Главы 1 и 5). Внимание:

 Работы про-

изводятся на горячем двигателе - не 

прикасайтесь руками к нагретым час-

тям двигателя, для извлечения модуля 

используйте специальные ручки/бол-

ты! На дизельных двигателях отсое-

дините подводящую электропроводку 

от свечей накаливания и снимите све-

чи (см. Главу 4). 
5 Используя разъем системы борто-

вой самодиагностики OBD (см. Главу 5) 

и прибор TECH - 2 (программа 

«Compression test») откройте дроссель-

ную заслонку двигателя. На моделях, не 

оборудованных данными разъемами 

(более ранние года выпуска), сбросьте 

давление в системе питания (см. Гла-

ву 4) и обесточьте ее путем извлече-

ния из установленного в багажном от-

делении монтажного блока реле топ-

ливного насоса (см. Главу 12) и зафик-

сируйте дроссельную заслонку в пол-

ностью открытом положении либо по-

просите ассистента выжать педаль 

газа. 
6 Установите компрессометр в свеч-

ное отверстие первого цилиндра

 (см. 

сопр. иллюстрации), используя соот-

ветствующий переходник для данного 

двигателя. Замечание:

 При установ-

ке компрессометра не забудьте про-

верить наличие на переходнике уплот-

нительной резиновой прокладки. На 

измерительном устройстве компрессо-

метра необходимо установить соответ-

ствующий разряд для проведения из-

мерений - для бензиновых двигателей 

1750 кПа (17.5 бар). В дизельных 

двигателях степень сжатия гораздо 

125 Глава 2  Д в и г а т е л ь 

выше, чем в бензиновых, поэтому для 

проверки давления потребуется спе-

циальный компрессометр с диапазо-

ном измерения от 10 до 40 бар. 

7 Проворачивайте двигатель старте-

ром в течение примерно четырех се-

кунд (воспользуйтесь помощью ассис-

тента) при этом скорость вращения 

коленчатого вала двигателя должна 

быть не менее 300 об/мин для бензи-

новых и не менее 150 об/мин для ди-

зельных. Считайте и запишите показа-

ние измерителя. Повторите операцию 

для остальных цилиндров. Сравните 

показания с нормативными (см. Спе-

цификации) - давление в любом из 

цилиндров не должно быть менее чем 

75% от нормативного, при этом раз-

ница давлений в различных цилиндрах 

не должна превышать 100 кПа (1 бар). 
8 Одинаково низкие результаты из-

мерения во всех цилиндрах, как прави-

ло, говорят об износе компрессионных 

колец во всех цилиндрах и о необхо-

димости их замены. Чрезмерное паде-

ние давление в одном или нескольких 

цилиндрах указывает на возникновение 

локальных неисправностей. При выяв-

лении в цилиндрах двигателя низкого 

компрессионного давления произво-

дится более основательная проверка 

для точного определения вызвавшей 

его причины - например проверка на 

утечки (см. ниже). Такая проверка про-

изводится, как правило, в условиях ма-

стерской автосервиса. 
9 Существует несколько практичес-

ких способов для более точного опре-

деления причины неисправности. На-

пример, если добавить 2-3 чайные лож-

ки двигательного масла в цилиндр, в 

котором определено чрезмерно низкое 

давление, то увеличение давления при 

повторном измерении говорит об из-

носе поршневых колец. Если компрес-

сия не увеличивается, причиной ее сни-

жения являются утечки клапанов или 

нарушение герметичности прокладки 

головки. 

10 Если давление сжатия одинаково 

занижено в двух соседних цилиндрах, 

то с высокой степенью вероятности 

можно говорить о нарушении целост-

ности прокладки головки в пределах 

ее перемычки между данными цилин-

драми. Присутствие охлаждающей 

жидкости в двигательном масле под-

твердит данное предположение. 

11 По окончании выполнения провер-

ки отсоедините компрессометр и ус-

тановите на место снимавшиеся ком-

поненты. 

Проверка блока на утечки 

12 В ходе данной проверки определя-

ются скорость выхода из цилиндров 

закачанного в них сжатого воздуха и 

непосредственно места утечек. Данная 

проверка является альтернативой про-

верке компрессии. Более того, с мно-

гих точек зрения, она гораздо эффек-

тивнее, поскольку визуально выявить 

источник утечки проще, но требует не-

сколько большего объема подготови-

тельных работ и использование специ-

ального прибора для измерения уте-

чек, обращение с которым требует оп-

ределенных навыков, кроме того, для 

удобства проведения визуального кон-

троля предпочтительнее использовать 

специальный подъемник. 

13 Оборудование, необходимое для 

проверки на утечки, не относится к чис-

лу общедоступного, поэтому выполне-

ние данной проверки рекомендуется 

доверить специалистам сервисного 

центра. При самостоятельном выпол-

нении работ точно следуйте инструк-

ции по эксплуатации, прилагаемой к 

измерительным приборам. 

4 Диагностика состояния 

двигателя с применением 

вакуумметра 

1 Использование вакуумметра при 

сравнительно небольших денежных 

затратах позволяет получить достаточ-

но емкую информацию о внутреннем 

состоянии двигателя. По результатам 

проведенных измерений можно соста-

вить представление о степени износа 

поршневых колец и зеркал цилиндров, 

выявить признаки выхода из строя про-

кладок головки цилиндров и впускно-

го трубопровода, нарушения регулиро-

вок карбюратора и проходимости си-

стемы выпуска отработавших газов, 

заклинивания или прогара клапанов, 

проседания клапанных пружин, сбоя 

установки угла опережения зажигания 

или фаз газораспределения, отказов 

системы зажигания, и т.д. и т.п. 
2 Результаты снятых при помощи ва-

куумметра показаний должны анализи-

роваться вкупе с данными, полученны-

ми в ходе выполнения других диагнос-

тических проверок, иначе их легко не-

правильно интерпретировать и прий-

ти к ошибочным выводам. 

4.6  П р и м е р ы  в о з м о ж н ы х показаний вакуумметра 

126 

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

3 При считывании показаний инди-

катора вакуумметра следует обращать 

внимание не только на абсолютную 

величину отклонения стрелки, но и на 

скорость ее перемещения. Большин-

ство измерителей импортного произ-

водства показывают глубину разреже-

ния в дюймах ртутного столба. При 

этом следует учитывать, что все нор-

мативные требования приводятся для 

случая выполнения проверок на нуле-

вой высоте над уровнем моря. Повы-

шение рельефа на каждые 300 м пос-

ле отметки в 600 м приводит к зани-

жению показаний прибора приблизи-

тельно на 25 мм рт. ст. 
4 Подсоедините вакуумметр непос-

редственно к впускному трубопроводу 

- не к корпусу дросселя. Проследите, 

чтобы в ходе выполнения проверки все 

шланги оставались подсоединенными, 

в противном случае снятое показание 

нельзя будет считать достоверным. 
5 Прежде чем приступать к измере-

ниям, прогрейте двигатель до нормаль-

ной рабочей температуры. Подоприте 

колеса противооткатными башмаками 

и взведите стояночный тормоз. Пере-

ведите трансмиссию в положение «Р», 

запустите двигатель и оставьте его 

работающим на оборотах нормально-

го холостого хода. Внимание:

 Выпол-

няя какие-либо работы в двигательном 

отсеке при работающем двигателе, 

будьте внимательны, соблюдайте меры 

безопасности! Также избегайте зани-

мать позицию непосредственно перед 

автомобилем! 

6 Считайте показания вакуумметра. В 

среднем глубина разрежения во впус-

кном трубопроводе исправного двига-

теля должна быть достаточно стабиль-

ной (без рывков стрелки) и составлять 

около 430 + 560 мм рт. ст. В ниже-

следующих параграфах приводится 

схема интерпретации снимаемых по-

казаний

 (см. сопр. иллюстрацию). 

7 Стабильные низкие показания 

могут являться свидетельством утечек 

через прокладку между впускным тру-

бопроводом и головкой цилиндров, 

либо же между трубопроводом и кор-

пусом дросселя. Не исключена также 

вероятность нарушения герметичнос-

ти вакуумного шланга, сбоя момента 

зажигания (в сторону отставания), либо 

нарушения установки фаз газораспре-

деления. Проверьте установку угла 

опережения зажигания с помощью 

стробоскопа, затем поочередно исклю-

чите все прочие возможные причины, 

выполняя перечисленные в настоящей 

Главе проверки, лишь после этого име-

ет смысл снимать крышку привода ГРМ 

с целью проверки правильности со-

вмещения установочных меток. 
8 Если результат измерения оказы-

вается на 80 + 200 мм рт. ст. ниже 

нормы и при этом имеют место флук-

туации, причиной такого отклонения 

может оказаться нарушение герметич-

ности прокладки впускного трубопро-

вода в районе впускного порта, либо 

неисправность инжектора впрыска топ-

лива. 
9 Регулярное отклонение показа-

ний вниз от стабильного значения 

на  5 0 + 1 0 0 мм рт. ст. с высокой сте-

пенью вероятности свидетельствует об 

утечках клапанов. Проверьте компрес-

сионное давление в цилиндрах или 

проведите тест на утечки. 

10  Н е р е г у л я р н ы е  о т к л о н е н и я и 

с б р о с ы показаний могут оказаться 

связаны с заклиниванием клапанов 

или пропусками зажигания. Измерьте 

компрессионное давление, проведите 

тест на утечки, проверьте состояние 

свечей зажигания. 

11 Частая вибрация стрелки изме-

рителя с  а м п л и т у д о й  к о л е б а н и й 

100 мм рт. ст. при холостых оборо-

тах двигателя, сопровождающаяся ды-

мовым выбросом из выпускной трубы, 

говорит об износе направляющих вту-

лок клапанов. Проведите тест на утеч-

ки (см. предыдущий Раздел). Если 

стрелка начинает вибрировать при по-

вышении оборотов двигателя, проверь-

те на наличие признаков утечек про-

кладки впускного трубопровода и го-

ловки цилиндров. Оцените степень 

проседания клапанных пружин, про-

верьте на наличие следов прогара кла-

паны и постарайтесь выявить пропус-

ки зажигания. 

12 Незначительные флуктуации в 

пределах диапазона от 25 до 50 мм 

рт. ст. можно рассматривать как сви-

детельство нарушения исправности 

функционирования системы зажигания. 

Проверьте правильность всех обычных 

настроечных установок, в случае необ-

ходимости прибегните к тестированию 

с применением анализатора парамет-

ров зажигания. 

13 При отклонениях показаний изме-

рителя в широком диапазоне проверь-

те компрессионное давление или про-

ведите тест на утечки с целью выяв-

ления дефектного цилиндра или нару-

шения герметичности прокладки го-

ловки цилиндров. 

14 Если стрелка измерителя мед-

ленно «гуляет» в широком диапазо-

не шкалы, проверьте проходимость 

системы вентиляции картера (PCV) и 

состав смеси холостого хода, также 

удостоверьтесь в отсутствии утечек 

через прокладки карбюратора/корпу-

са дросселя и впускного трубопрово-

да. 

15 Оцените скорость восстановления 

показаний вакуумметра при закрыва-

нии дроссельной заслонки после пол-

ного быстрого ее открывания. Показа-

ние сначала должно упасть практичес-

ки до нуля, затем подняться над значе-

нием, характерным для нормальных 

оборотов холостого хода примерно на 

130 мм рт. ст. и вновь вернуться к 

показанию холостых оборотов. Если 

глубина разрежения восстанавливает-

ся медленно и не образует пиковый 

бросок при резком закрывании дрос-

сельной заслонки, следует проверить, 

не изношены ли поршневые кольца. 

При долгой задержке возврата пока-

заний проверьте проходимость систе-

мы выпуска отработавших газов (час-

то оказываются заблокированными 

глушитель или каталитический преоб-

разователь) - проще всего просто от-

соединить подозреваемую секцию си-

стемы выпуска и повторить проверку. 

5 Некоторые 

подготовительные 

операции 

1 В данном Разделе приведены не-

которые подготовительные операции, 

выполнение которых требуется при 

проведении различных работ по ТО и 

ремонту двигателя. Как правило, они 

являются общими для всех двигателей 

описываемых в данном Руководстве. 

При первом знакомстве с книгой ма-

териалы данного Раздела можно про-

пустить - обращайтесь к ним только 

когда обнаружите соответствующую 

ссылку в других разделах и главах. 

Снятие и установка  к р ы ш к и 

м у л ь т и р е б е р н о г о ремня и 

з а щ и т ы картера двигателя 

2 При проведении многих операций 

для освобождения доступа к соответ-

ствующим агрегатам требуется сни-

мать крышку мультиреберного ремня 

(при соответствующей комплектации), 

а

 на моделях Corsa-Eco защиту кар-

тера двигателя. 
3 Предварительно необходимо под-

домкратить и установить автомобиль на 

подставки или поднять его на подъем-

нике. 

5.4  К р е п е ж н ы е болты (1) и распорная 

заклепка (указана стрелкой)  к р ы ш к и 

мультиреберного ремня 

127 Глава 2  Д в и г а т е л ь 

5.5  К р е п е ж н ы е болты (указаны 

стрелками)  з а щ и т ы (1) картера 

двигателя 

2

 Сервисная крышка 

5.12 Установка приспособления Opel 

K M - 6 1 6 9 - 2 

5.13 Установка приспособления Opel-

K M - 6 1 6 9 (1) на подрамник 

4 Для снятия крышки мультиребер-

ного ремня необходимо вывернуть 3 

болта и извлечь одну распорную зак-

лепку

 (см. сопр. иллюстрацию). За-

мечание:

 В некоторых случаях может 

понадобиться снятие правого передне-

го колеса. 
5

 На моделях Corsa-Eco защита 

картера крепиться шестью болтами 

(см. сопр. иллюстрацию). Кроме 

того, на защите оборудована сервис-

ная крышка, предназначенная для ос-

вобождения доступа к сливной пробке 

на картере для слива двигательного 

масла - при необходимости выверни-

те 4 крепежных болта и снимите крыш-

ку. 
6 Установка производится в обрат-

ном порядке. 

Снятие правой  о п о р ы двигателя 

Замечание:

 В зависимости от двига-

теля внешний вид, расположение и ко-

личество точек крепления правой опо-

ры и ее кронштейна крепления к блоку 

цилиндров может отличаться от опи-

санного ниже и показанного на сопро-

водительных иллюстрациях. Эти осо-

бенности конструкции двигателей 

практически не влияют на порядок вы-

полнения данной процедуры. 

1 В связи с особенностями конструк-

ции передней подвески и компоновки 

агрегатов в двигательном отсеке для 

снятия/замены, зубчатого ремня/цепи 

привода ГРМ (на некоторых моделях и 

мультиреберного ремня), а также для 

демонтажа некоторых агрегатов требу-

ется снятие правой опоры двигателя. 

Для этого предусмотрена возможность 

демонтажа правой опоры без снятия 

двигателя. 

8 Прежде чем приступить к выполне-

нию данной операции необходимо раз-

грузить правую опору. Для этого по-

требуется подъемное устройство (тель-

фер) с соответствующими приспособ-

лениями для поднятия двигателя, либо 

5.14 Установка и регулировка опор 

приспособления  O p e l - K M - 6 1 6 9 

1 Крепежная гайка опоры со стороны 

ГРМ 

2 Основание опоры 

3 Опоры со стороны коробки передач 

универсальный комплект приспособле-

ний фирмы Opel для удерживания дви-

гателя на переднем подрамнике авто-

мобиля во время снятия/замены опо-

ры. В некоторых случаях для вывеши-

вания двигателя можно использовать 

домкрат, проложив между головкой 

домкрата и двигателем деревянный 

брусок подходящего размера. Все ра-

боты со снятием опор двигателя реко-

мендуется выполнять в условиях СТО. 
9 На специализированных СТО ком-

пании Opel при снятии правой опоры 

для предотвращения изменения поло-

жения двигателя применяется специ-

альный комплект приспособлений 

КМ-6169. Замечание:

 Для моделей 

начиная с 2004 года выпуска вместо 

приспособления КМ-6169-1 применя-

ется приспособление КМ-6394. Поря-

док выполнения операции полностью 

идентичен. 

10 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Главу 5) и снимите воздухоочис-

титель (см. Главу 4). 

11 Поддомкратьте и установите авто-

мобиль на подставки или поднимите 

его на подъемнике. Снимите крышку 

мультиреберного ремня или защиту 

картера двигателя (см. выше). 

12 Установите приспособление Opel-

К М - 6 1 6 9 - 2

 (см. сопр. иллюстра-

цию) на коробке передач и затяните 

крепежные болты с усилием 95 Нм. 

13 Установите приспособление Opel-

KM-6169

 (см. сопр. иллюстрацию) 

сначала на левую сторону подрамника 

(I), а затем на правую (II). Направляю-

щие пальцы приспособления должны 

войти в отверстия на подрамнике. За-

тяните крепежные болты. 

14 Установите 3 опоры приспособле-

ния и отрегулируйте их высоту

 (см. 

сопр. иллюстрацию), сначала со сто-

роны коробки передач (В) - опоры дол-

жны плотно прилегать к направляющим 

цапфам, затем со стороны привода ГРМ 

(А) - опора должна войти в отверстие 

на блоке двигателя, при необходимос-

ти для совмещения цапфы опоры с 

отверстием отрегулируйте положение 

основания опоры на приспособлении. 

Выкручивайте опоры вверх до тех пор, 

пока они не упрутся в опорные точки 

силового агрегата - приспособление 

должно плотно, без люфта, зафиксиро-

ваться на подрамнике. Затяните креп-

ления опор. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  ..