Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 30

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  ..

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 30

 

 

120 

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

О с н о в н ы е  э к с п л у а т а ц и о н н ы е  х а р а к т е р и с т и к и 

Расположение цилиндров // порядок зажигания 

3-цилиндровы е Рядное // 1-2-3 (первый цилиндр 

расположен со стороны привода ГРМ) 

4-цилиндровые двигатели Рядное // 1-3-4-2 (первый 

цилиндр расположен 

со стороны привода ГРМ) 

Нормальное направление вращения коленчатого вала 

По часовой стрелке 

Компрессионное давление 

Бензиновые двигатели 

Номинальное значение (все рассматриваемы 

в Руководстве двигатели), бар 12+15 

Дизельные двигатели 

Номинальное значение (все рассматриваемы 

в Руководстве двигатели), бар 28 + 33 

Максимальная допустимая разница 

давлений между цилиндрами (все рассматриваемы 

в Руководстве двигатели), бар 1 

Клапанные зазоры (только для указанных двигателей) 

Марка 

двигателя 

Проверяемое 

значение 

Регулировочное 

значение 

Марка 

двигателя 

Впускные 

Выпускные 

Впускные 

Выпускные 

Y17DT(L) и 

Z17DTH) 

0.35-0.40 

0.35-0.40 

0.40 

0.40 

Головка цилиндров 

Р а з м е р ы  п р о к л а д к и  г о л о в к и  ц и л и н д р о в  д л я  д в и г а т е -

л е й  Z 1 3 D T 

Высота 

выступания 

поршней 

Толщина прокладки 

головки блока 

цилиндров 

Маркировка 

прокладки 

0.028-0.127 мм 

0.67-0.77 мм 

нет отверстий 

0.128-0.227 мм 

0.77-0.87 мм 

1 отверстие 

0.228 - 0.327 мм 

087. - 0.97 мм 

2 отверстия 

Р а з м е р ы  п р о к л а д к и  г о л о в к и  ц и л и н д р о в  д л я  д в и г а т е -

л е й  Y 1 7 D T (  L ) / Z  1 7 D T H ) 

Высота 

выступания 

поршней 

Толщина прокладки 

головки блока 

цилиндров 

Маркировка 

прокладки 

0.630-0.696 мм 

1.350 мм 

нет отверстий 

0.697-0.763 мм 

1.400 мм 

1 отверстие 

0.764 - 0.830 мм 

1.450 мм 

2 отверстия 

Давление масла в системе смазки двигателя 

Двигатель 

Давление масла, бар 

Z10XE(P)/Z12XE(P)/Z14XE(P)/Z16SE 

1.5 

Z16XE/Z18XE 

1.4 

Двигатель Z13DT 

1.4 

Двигатель Y17DT(L) 

1.3 

У с и л и я затягивания резьбовых  с о е д и н е н и й , Нм 

Все двигатели 

Болты крепления правой опоры 

двигателя к лонжерону 

.40 

Болты крепления правой опоры двигателя к кронштейну 

Двигатели Z10XE(P) 60 

Все остальные 60 Нм + 30° + 15' 

Болты крепления кронштейна правой 

опоры к блоку двигателя 60 

Болт крепления левой опоры 

двигателя к переходнику 80 

Болты крепления левой поры 

двигателя к лонжерону 25 

Болты крепления кронштейна 

левой опоры к трансмиссии 80 

Болты крепления переходника 

левой опоры к кронштейну 80 

Болты крепления передней опоры 

к силовому агрегату 95 

Гайка осевого болта передней опоры 60 

Болты крепления задней опоры 

к силовому агрегату 80 Нм + (45' + 60") 

Гайка осевого болта задней опоры 80 

Двига тел и Z10XE(P)/Z 12XE/Z14ХЕР 

Пробка отверстия для фиксации коленчатого вала 50 

Болты крепления крышки головки цилиндров 8 

Болты крепления корпуса водяного насоса 8 

Болты крепления шкива водяного насоса 20 

Болты крепления звездочек 

распределительных валов 50 Нм + 60' 

Болты крепления верхних крышек 

распределительных валов 8 

Болт отверстия для доступа к натяжителю цепи 50 

Болты крепления направляющих цепи 

Планка натяжителя цепи 20 

Остальные 8 

Болты крепления 

головки цилиндров 25 Нм + 60° + 60° + 60' 

Болты крепления крышки головки цилиндров 8 

Болт крепления натяжителя мультиреберного ремня.. 55 

Гайки крепления выпускного коллектора 20 

Болты крепления термозащитного экрана 

выпускного коллектора 8 

Болты крепления корпуса масляного насоса 20 

Докаталитический лямбда-зонд 40 

Болты крепления компрессора 20 

Болты крепления маховика 35 Нм + 30* 

Датчик давления двигательного масла 20 

Болты крепления крышки масляного насоса 8 

Болты крепления поддона картера 

к блоку цилиндров 10 

Болты крепления поддона картера 

к сборке трансмиссии 40 

Болт крепления такелажной серьги двигателя 60 

Гайки крепления приемной трубы системы 

выпуска отработавших газов 25 

Двигатели Z14XE/Z16XE/Z18ХЕ 

Крепежные винты крышки двигателя 8 

Болты крепления зубчатых колес 

распределительных валов 50 Нм + 60° +15° 

Болт крепления натяжного 

устройства мультиреберного ремня 35 

Болт крепления натяжного ролика зубчатого ремня ...20 

Болт крепления направляющего ролика 

зубчатого ремня 25 

Болты крепления шкива 

коленчатого вала 95 Нм + 30° + 15' 

Болты крепления верхних крышек 

подшипников распределительных валов 8 

121 Глава 2  Д в и г а т е л ь 

Болты крепления головки 

цилиндров 25 Нм + 90" + 90" + 90' + 45* 

Болты крепления крышки головки цилиндров 8 

Болты крепления задней крышки зубчатого ремня 

(привода ГРМ) 6 

Болты крепления передних крышек зубчатого ремня ...Л 

Болты крепления датчик распределительных валов 8 

Датчик давления двигательного масла 30 

Болты крепления корпуса масляного насоса 8 

Болты крепления поддона картера 

к блоку цилиндров и масляному насосу 10 

Болты крепления поддона картера 

к сборке трансмиссии 40 

Болты крепления маслозаборника 8 

Болты крепления модуля зажигания 8 

Гайки крепления выпускного коллектора 22 

Гайки крепления приемной трубы системы 

выпуска отработавших газов 25 

Болты крепления маховика 35 Нм + 30° + 15° 

Двигатель Z16SE 

Болты крепления крышек ГРМ 4 

Болты крепления водяного насоса 8 

Болт крепления шкива 

коленчатого вала 95 Нм + 30° + 15° 

Болты крепления 

головки цилиндров 25 Нм + 85° + 85° + 20° 

Болты крепления крышки корпуса 

распределительного вала 6 

Гайки крепления выпускного коллектора 22 

Болт крепления такелажной проушины 20 

Болты крепления DIS-модуля 

системы зажигания 8 

Болты крепления сборки дроссельной заслонки 9 

Болты крепления генератора 

Верхние 20 

Нижний 35 

Болты крепления передней секции системы 

выпуска отработавших газов 45 

Болт крепления натяжителя мультиреберного ремня..35 

Болты крепления маховика 35 Нм + 30' + 15' 

Датчик давления двигательного масла 30 

Двигатель Z13DT 

Болт крепления натяжной планки цепи привода ГРМ ...9 

Болты крепления гидравлического натяжителя цепи ....9 

Болты/гайки крепления крышки ГРМ 9 

Гайки крепления водяного насоса 9 

Центральный болт крепления фланца 

коленчатого вала 230 

Болты крепления каталитического преобразователя ..25 

Болты крепления шкива коленчатого вала 25 

Болт крепления натяжителя мультиреберного ремня.. 50 

Болты крепления распределительных 

валов/звездочки привода 120 

Болты крепления корпуса распределительных валов 

Установочные болты 25 

Остальные болты 18 

Крепежные болты 

головки цилиндров 20 Нм + 40 Нм + 90' + 90' 

Болты крепления ТНВД 15 

Болты крепления вакуумного насоса 20 

Гайки крепежных скоб форсунок 20 

Накидные гайки топливных линий высокого давления 

М14 28 

М12 24 

Гайки крепежного хомута топливного фильтра 25 

Болты крепления маховика 30 Нм + 45' + 15' 

Болты и гайки крепления масляного поддона 9 

Болты крепления маслозаборника 6 

Болты крепления усиливающего элемента поддона ...30 

Болты крепления каталитического преобразователя ..25 

Болты крепления корпуса масляного фильтра 9 

Двигатель Y17DT(L)/Z17DTH 

Болт крепления натяжного ролика 

зубчатого ремня (Z17DTH) 38 

Болт крепления натяжного ролика зубчатого ремня 

Болты крепления крышек зубчатого ремня 10 

Болты крепления шкива водяного насоса 10 

Болты крепления шкива коленчатого вала 20 

Болты крепления датчика распределительных валов ..10 

Болт крепления направляющего 

ролика зубчатого ремня 80 

Центральный болт ведущего зубчатого 

колеса коленчатого вала 196 

Болты крепления такелажных проушин 24.5 

Накидные гайки топливопроводов 

высокого давления 25 

Болты и гайки впускного воздуховода 25 

Болт крепления зубчатого колеса 

распределительных валов 63.7 

Болты крепления головки 

цилиндров (Z17DTH) 40 Нм + 60' + 60' 

Болты крепления головки 

цилиндров (Y17DT(L)) 40 Нм + 60° + 13° + 60' + 13' 

Болты крепления крышки корпуса 

распределительных валов 10 

Крепления крышек подшипников распределительных 

валов 

Гайки 21.6 

Болты 26.5 

Болты крепления крышки корпуса 

распределительных валов 10 

Болты крепления ЕСМ 10 

Полые болты возвратной масляной линии 15 

Крепления держателя модуля управления двигателем 

Болты 25 

Гайка 10 

Болт крепления ведущего 

зубчатого колеса привода ГРМ 198 

Гайка крепления зубчатого колеса 

привода масляного насоса 44 

Болты крепления корпуса масляного насоса 10 

Болты и гайки крепления верхней части 

поддона картера к блоку двигателя 10 

Болты крепления верхней части поддона картера к 

трансмиссии (М10) 40 

Болты крепления нижней части поддона картера 10 

Болты крепления промежуточной опоры 

приводного вала 55 

Болты крепления маховика 30 Нм + 60' + 15' 

Датчик давления двигательного масла 32 

Возвратный топливные линии 15 

122 

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

1 Общая информация 

1 Corsa C/Meriva как и любой мо-

дельный ряд Opel традиционно отли-

чается чрезвычайной широтой спект-

ра предлагаемых вниманию потреби-

телей двигателей. Полный список при-

меняемых для комплектации рассмат-

риваемых моделей двигателей приве-

ден в Спецификациях в начале насто-

ящей Главы. Общий вид базовых мо-

делей бензиновых и дизельных моде-

лей показан

 на сопр. иллюстрациях 

1.1а и 1.1Ь. 

2 На рассматриваемых в настоящем 

Руководстве моделях предусматрива-

ется установка  3 - ц и л и н д р о в ы х 

(Z1 ОХЕ(Р)) и 4-цилиндровых рядных 

двигателей. Практически все двигате-

ли оборудуются двумя распредели-

тельными валами верхнего расположе-

ния (DOHC) и четырьмя клапанами на 

цилиндр (2 впускных и 2 выпускных). 

Исключение составляет только 4-ци-

линдровый бензиновый двигатель 

Z16SE, который имеет по 2 клапана на 

цилиндр и один распределительный 

вал (SOHC). 
3 Двигатель установлен поперечно в 

передней части автомобиля и крепить-

ся посредством резинометаллических 

опор. За счет амортизационных 

свойств опор вибрации и колебания 

силового агрегата гасятся и не преда-

ются кузову, что позволяет комфортно 

управлять автомобилем на низких обо-

ротах двигателя и, соответственно, сни-

жать расход топлива. Система охлаж-

дения двигателя - жидкостного типа с 

принудительным охлаждением, систе-

ма смазки двигателя - закрытого типа 

с мокрым картером. Привод осуществ-

ляется на передние колеса посред-

ством закрепленной слева на двигате-

ле трансмиссионной сборки. 
4 Блок цилиндров состоит из двух 

частей: верхняя выполнена из серого 

чугуна, а нижняя из алюминиевого спла-

ва. Обе части соединены друг с дру-

гом болтовыми соединениями. Нижняя 

часть картера со встроенными подшип-

никами служит опорой коленчатого 

вала. Литая головка цилиндров выпол-

нена из алюминиевого сплава и имеет 

с блоком цилиндров резьбовое соеди-

нение. Алюминий обладает более вы-

сокой теплопроводностью и меньшим 

удельным весом по сравнению с чугу-

ном. В головку запрессованы стальные 

седла и направляющие клапанов. Бла-

годаря наличию гидравлических ком-

пенсаторов у большинства двигателей 

(кроме дизельных с рабочим объемом 

1.7 л) зазор в клапанах поддерживает-

ся автоматически, что исключает необ-

ходимость его регулировки при прове-

дении технического обслуживания дви-

гателя. 

1.1а Бензиновый 3-цилиндро1 

1 Впускной воздуховод 

2 Датчик температуры охлаждающей 

жидкости 

3 Шкив привода водяного насоса 

4 Генератор 

5 Натяжной ролик мультиреберного 

ремня 

6 Шкив коленчатого вала 

7 Поддон картера двигателя 

й двигатель 1.0 л (44  к В т / 6 0 л.с.) 

8 Блок управления дроссельной 

заслонкой 

9 Крышка маслозаливной горловины 

10 Масляный фильтр 

11 Измеритель уровня двигательного 

масла 

12 Докаталитический лямбда-зонд 

13 Каталитический преобразователь 

14 Нижняя (алюминиевая) часть блока 

цилиндров 

1.1 b  Д и з е л ь н ы й  4 - ц и л и н д р о в ы й двигатель 1.3 л (51  к В т / 7 0 л.с.) 

Цепь привода ГРМ 

10  Регулятор давления системы 

Крышка маслозаливной горловины 

питания топливом 

Масляный фильтр 

11  ТНВД 

Свеча накаливания 

12  Вакуумный насос 

Мультиреберный ремень привода 

13  Корпус термостата 

вспомогательных агрегатов 

14  Поршень 

Турбокомпрессор 

15  Шатун 

Компрессор системы К/В 

16  Коленчатый вал 

Каталитический преобразователь 

17  Корзина сцепления 

Измеритель уровня двигательного 

масла 

123 Глава 2  Д в и г а т е л ь 

5 Принципиальная схема системы 

смазки двигателя представлена

 на 

сопр. иллюстрации. Система смаз-

ки работает от приводимого во враще-

ние от цапфы коленчатого вала мас-

ляного насоса. Замечание:

 На неко-

торых моделях двигателей привод на-

соса может осуществляться посред-

ством зубчатого ремня. Масло заби-

рается через оборудованный сетчатым 

фильтром маслозаборник из поддона 

картера двигателя и фильтруется пол-

нопоточным сменным масляным филь-

тром. Масляный насос оборудован 

редукционным клапаном. При превы-

шении определенного значения давле-

ния в системе смазки клапан открыва-

ется, и избыточное масло сливается в 

поддон катера. Масло движется по 

предусмотренным в литье блока мас-

лотокам. Из масляного фильтра основ-

ной поток масла под давлением пода-

ется в главную масляную магистраль 

и далее к подшипникам коленчатого 

вала через специальные сверления в 

теле вала, а также на днища поршней 

и стенки гильз цилиндров. Одновре-

менно через вертикальные каналы мас-

ло поступает в головки блока цилинд-

ров для смазки подшипников распре-

делительных валов. При засорении 

полнопоточного масляного фильтра 

открывается перепускной клапан, и 

масло подается в главную масляную 

магистраль в обход фильтра (нефиль-

трованное). Смазывание кулачков рас-

пределительного вала и клапанных 

компонентов, равно как и прочих внут-

ренних компонентов двигателя осуще-

ствляется методом разбрызгивания. 
6 фирма Opel продолжает совершен-

ствовать конструкцию двигателей. В 

настоящем Руководстве более подроб-

но рассмотрены модификации двига-

телей более раннего (до 2004 г. вклю-

чительно) выпуска. На автомобили бо-

лее поздних годов выпуска могут быть 

установлены уже модифицированные 

двигатели. 

7

 Для моделей Corsa С базовым 

является 3-цилиндровый бензиновый 

двигатель Z10XE. На данном двигате-

ле привод распределительных валов 

осуществляется посредством цепи и 

не требует постоянного технического 

облуживания. С 2004 года автомоби-

ли оборудуются модифицированным 

двигателем Z10XEP с системой 

Twinport, большим (за счет увеличения 

диаметра цилиндров) рабочим объе-

мом и повышенной степенью сжатия. 

По желанию автовладельца, на модели 

Corsa С могут устанавливаться более 

мощные двигатели Z12XE/Z14XEP. По 

конструкции они повторяют двигатель 

Z10XE, но имеют 4 цилиндра. 
8 На

 модели Corsa Combo и Meriva 

устанавливаются 16-клапанные бензи-

новые двигатели Z14XE/Z16XE/Z18ХЕ 

или 8-клапанный двигатель Z16SE. 

Привод распределительных валов дан-

ных двигателей осуществляется по-

средством зубчатого ремня. Воздей-

ствие на установленные под углом 

впускные/выпускные клапаны от рас-

пределительных валов передается че-

рез гидротолкатели (компенсаторы), а 

на двигателе Z16SE вертикально ус-

тановленные клапаны приводятся в 

движение через коромысла. 
9 Предусмотрена возможность уста-

новки на автомобили дизельных дви-

гателей.

 Двигатель Z13DT разрабо-

тан на основе бензинового двигателя 

с рабочим объемом 1.0 л и так же обо-

рудуется цепным приводом распреде-

лительных валов. На

 дизельных дви-

гателях с рабочим объемом 1.7 л 

привод распределительного вала впус-

кных клапанов осуществляется зубча-

тым ремнем, и далее на выпускной рас-

пределительный вал через цилиндри-

ческую зубчатую передачу. 

10 Для проверки технического состо-

яния двигателя, проведения работ по 

диагностированию систем и механиз-

мов двигателя, его обслуживанию и 

ремонту требуется достаточно боль-

шой спектр специальных приспособле-

ний и приборов, а так же требуется 

определенный опыт работы с подоб-

ным инструментом, поэтому составите-

ли настоящего Руководства настоя-

тельно рекомендуют обращаться для 

проведения ТО и ремонта на специа-

лизированные сервисные станции. 

11 Формат данного издания не позво-

ляет в полном объеме описать все опе-

рации по разборке/сборке двигателей, 

устанавливаемых на описываемых в 

настоящем Руководстве моделях. В 

последующих разделах приведен поря-

док выполнения только основных ра-

бот, наиболее часто выполняемых при 

проведении ТО и текущего ремонта без 

снятия двигателя. Некоторые операции 

достаточно просты либо постоянно 

повторяются при выполнении работ -

в некоторых случаях их описание опус-

кается. 
З а м е ч а н и е :

 В связи с постоянной 

модификацией конструкции автомоби-

ля и двигателей, возможны некоторые 

отклонения от ниже описываемых про-

цедур. Для демонтажа/установки дета-

лей или узлов в этом случае требуется 

элементарная сообразительность -

внимательно осмотрите их и опреде-

лите какие дополнительные элементы 

необходимо предварительно отсоеди-

нить или что мешает их демонтажу. 

Вряд ли новые варианты будут прин-

ципиально отличаться от описанных 

ниже. 

Перечень  р е м о н т н ы х работ 

в ы п о л н я е м ы х без извлечения 

двигателя из автомобиля (ТО и 

т е к у щ и й ремонт) 

12 Перечисленные ниже следующие 

ремонтные работы могут производить-

ся без снятия двигателя с автомоби-

ля: 

a) Проверка компрессии; 

b) Снятие и установка крышки го-

ловки цилиндров; 

c) Снятие и установка крышки 

привода ГРМ; 

d) Снятие и установка компонен-

тов привода ГРМ (ремень/цепь, зуб-

чатые колеса/звездочки); 

e) Снятие и установка распреде-

лительных валов и толкателей; 

f) Регулировка клапанных зазоров 

(дизельные двигатели с рабочим 

объемом 1.7 л); 

д) Снятие и установка головки ци-

линдров; 

h) Снятие и установка поддона 

картера; 

i) Снятие и установка масляного 

1.5 Принципиальная схема 

с и с т е м ы  с м а з к и двигателя 

1 Масляный насос 

2 Маслозаборник 

3 Поддон катера 

4 Полнопоточный масляный 

фильтр 

5 Редукционный клапан 

6 Главная масляная 

магистраль 

7 Коренная шейка коленча-

того вала 

8 Шатунная шейка коленча-

того вала 

9 Вертикальный маслоток 

10 Шейка распределительно-

го вала 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  ..