Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 29

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 29

 

 

116 

Глава 1  Н а с т р о й к и и  т е к у щ е е  о б с л у ж и в а н и е  а в т о м о б и л я 

2 2 . 2 Инструменты,  н е о б х о д и м ы е при 

замене свечей  з а ж и г а н и я 

1 Свечная головка - Оборудована 

специальным эластичным вклады-

шем, исключающим возможность 

случайного повреждения фарфоро-

вого изолятора при выворачивании 

свечи. 

2 Динамометрический ключ - Не 

входя в число обязательных 

инструментов, обеспечивает 

надежную гарантию правильности 

усилия затягивания свечей зажига-

ния. 

3 Храповой привод - Применяется в 

комплекте со свечной головкой и 

динамометрическим ключом. 

4 Удлинитель - В зависимости от 

модели и комплектации ее вспомо-

гательными агрегатами доступ к 

свечам зажигания может быть 

ограничен в различной степени, 

поэтому применение удлинителей 

соответствующей формы и конст-

рукции позволит в значительной 

мере облегчить выполнение 

процедуры. 

5 Инструмент для измерения и 

корректировки межэлектродных 

зазоров свечей зажигания -

Выпускается несколько типов 

подобного рода инструментов -

удостоверьтесь, что инструмент 

укомплектован щупом, соответствую-

щим по размеру зазорам свечей 

Вашего автомобиля. 

техобслуживания. Контроль состава от-

работавших газов производится при 

помощи специального газоанализато-

ра и обычно входит в число штатных 

проверок, проводимых при прохождении 

автомобилем государственного техос-

мотра. При желании данная проверка 

может быть произведена на большин-

стве станций техобслуживания. 

22 Замена свечей 

зажигания, проверка 

состояния 

высоковольтной 

электропроводки 

(бензиновые модели) 

Внимание:

 В электронной системе за-

жигания, генерируется очень высокое 

напряжение! Будьте внимательны, соблю-

2 2 . 4 Выворачивание свечи  з а ж и г а н и я 

из глубокой  н и ш и при  п о м о щ и 

специального ключа 

1 Вороток схраповым приводом 

2 Удлинитель 

3 Карданный шарнир 

4 Свечная головка (с эластичным 

вкладышем) 

5 Свеча зажигания 

дайте все необходимые меры предосто-

рожности при обслуживании любых ком-

понентов системы, включая не только 

основные (модуль зажигания, высоко-

вольтные провода), но также и сопутству-

ющие, такие как свечные разъемы, тахо-

метр и прочее оборудование! 

Внимание:

 Все работы по замене све-

чи следует выполнять только на холод-

ном двигателе (температура двигате-

ля допускает прикосновение рукой) -

в противном случае при извлечении 

свечей на горячем двигателе можно 

повредить внутреннюю резьбу отвер-

стия под установку свечей на головке 

блока цилиндров. 

С н я т и е , у с т а н о в к а , проверка 

состояния и  о б с л у ж и в а н и е 

свечей  з а ж и г а н и я 

1 Правильностью функционирования 

свечей зажигания в значительной мере 

определяется эффективность отдачи 

двигателя. Важно, чтобы на двигатель 

были установлены свечи именно того 

типа, который указывается заводом-

изготовителем (см. Спецификации). 

Попытки «улучшить» двигатель путем 

установки более дорогих и на первый 

взгляд лучших свечей скорее всего 

приведут к обратному результату. На 

исправном двигателе необходимость 

во внеплановом обслуживании свечей 

зажигания возникает крайне редко, не 

следует без необходимости выкручи-

вать свечи для проверки. Во избежа-

ние случайного повреждения электро-

дов, не следует производить обслужи-

вание и чистку свечей без применения 

специального оборудования. 
2 Для замены свечей зажигания не-

обходимо наличие специальной свеч-

2 2 . 1 0 а Проверка величины  м е ж э л е к т -

родного зазора при  п о м о щ и  и з м е р и т е -

ля проволочного типа 

22.10Ь Проверка  м е ж э л е к т р о д н о г о 

зазора при  п о м о щ и щупа  л е з в и й н о г о 

типа 

2 2 . 1 3 Во  и з б е ж а н и е  п о в р е ж д е н и я 

резьбы в головке  ц и л и н д р о в в 

результате  п е р е к о с а свечей, их 

следует наживлять при  п о м о щ и 

о т р е з к а топливного шланга, надевае-

м о г о на хвостовик 

ной головки (16 мм) в комплекте с 

удлинителем, карданным шарниром и 

динамометрическим ключом

 (см. 

сопр. иллюстрацию). Использование 

динамометрического ключа позволит 

добиться правильного усилия затяги-

вания свечей. Внимание:

 Используй-

те свечной ключ с эластичным вкла-

дышем для предотвращения повреж-

дения изолятора свечи! 

3 Для освобождения доступа к све-

чам зажигания необходимо предвари-

тельно снять модуль зажигания (см 

Главу 5), а на двигателе Z16SE про-

сто отсоединить высоковольтные (ВВ) 

провода от свечей зажигания - тяните 

117 Глава 1  Н а с т р о й к и и  т е к у щ е е  о б с л у ж и в а н и е  а в т о м о б и л я 

Угольные отложения 

Симптомы: Наличие сажи указывает 

на переобогащение топливно-воздуш-

ной смеси или слабую интенсивность 

искры. Вызывает пропуски зажигания, 

затрудняет запуск и приводит к неста-

бильности работы двигателя. 

Рекомендации: Проверьте не за-

бит ли воздухоочиститель, не слиш-

ком ли высок уровень топлива в по-

плавковой камере, не заклинена ли 

воздушная заслонка и не слишком 

ли изношены контакты. Попробуй-

те использовать свечи с более длинным изолятором, что повышает 

сопротивляемость загрязнению. 

Замасливание 

Симптомы: Замасливание свечи 

вызывается износом маслоотража-

тельных колпачков. Масло попада-

ет в камеру сгорания через изно-

шенные направляющие клапанов 

или поршневые кольца. Вызывает 

пропуски зажигания, затрудняет за-

пуск и приводит к нестабильности 

работы двигателя. 

Рекомендации: Произведите ме-

ханические восстановительные ра-

боты и замените свечи. 

Слишком раннее 

зажигание 

Симптомы: Электроды оплавле-

ны. Изолятор имеет белый цвет, но 

может быть и загрязнен вследствие 

пропусков зажигания или попада-

ния в камеры сгорания посторон-

них частиц. Может привести к вы-

ходу двигателя из строя. 

Рекомендации: Проверьте калиль-

ное число установленных свечей, 

угол опережения зажигания, каче-

ство смеси (не слишком ли обед-

нена), не закупорена ли система ох-

лаждения и нормально ли функци-

онирует система смазки. 

Электропроводящий 

глянец 

Симптомы: Изолятор имеет желто-

ватый цвет и полированный вид. Го-

ворит о внезапном повышении тем-

пературы в камерах сгорания при 

резком ускорении. Обычные отло-

жения при этом оплавляются, при-

обретая вид лакового покрытия. 

Приводит к пропускам зажигания 

при высоких скоростях движения. 

Рекомендации: Смените свечи 

(более холодные, при сохранении 

манеры езды). 

Замыкание электродов 

Симптомы: Отходы продуктов сго-

рания попадают в межэлектродное 

пространство. Твердые отложения 

скапливаются, образуя перемычку 

между электродами. Приводит к от-

казу зажигания в цилиндре. 

Рекомендации: Удалите отложе-

ния из межэлектродного простран-

ства. 

Нормальное состояние 

свечи 

Симптомы: Серо-коричневый цвет 

и легкий износ электродов. Ка-

лильное число свечей соответству-

ет типу двигателя и общему его со-

стоянию. 

Рекомендации: При замене све-

чей устанавливайте свечи того же 

типа. 

Износ 

Симптомы: Скругление электродов 

с небольшим скоплением отложе-

ний на рабочем конце. Цвет нор-

мальный. Приводит к затруднению 

запуска двигателя в холодную влаж-

ную погоду и повышению расхода 

топлива. 

Рекомендации: Поменяйте свечи 

на новые, того же типа. 

Детонация 

Симптомы: Изоляторы могут ока-

заться сколотыми или треснутыми. 

К повреждению изолятора может 

привести также неаккуратная тех-

ника регулировки свечного зазора. 

Может привести к повреждению 

поршней. 

Забрызгивание 

Симптомы: После пропусков зажи-

гания в течение длительного про-

межутка времени отложения могут 

разрыхляться при сохранении ра-

бочей температуры в камере сго-

рания. При высоких скоростях от-

ложения хлопьями отрываются от 

поршня и налипают на горячий изо-

лятор, вызывая пропуски зажигания. 

Рекомендации: Замените свечи 

или зачистите и установите на ме-

сто старые. 

Механические 

повреждения 

Симптомы: Могут быть вызваны 

попаданием посторонних материа-

лов в камеру сгорания или возник-

нуть при ударе поршня о слишком 

длинную свечу. Приводят к отказу 

функционирования цилиндра и к по-

вреждению поршня. 

Рекомендации: Удалите из двига-

теля посторонние частицы и/или 

замените свечи. 

Перегрев 

Симптомы: Пористый, белый изо-

лятор, эрозия электродов и отсут-

ствие каких-либо отложений. При-

водит к сокращению срока службы 

свечи. 

Рекомендации: Проверьте соответ-

ствует ли требованиям Специфика-

ций калильное число установленных 

свечей, правильно ли выставлен угол 

опережения зажигания, не подается 

ли слишком бедная топливно-воз-

душная смесь, нет ли утечек вакуума 

впускного трубопровода и не закли-

нены ли клапаны. Проверьте так же 

уровень охладителя и не закупорен 

ли радиатор. 

Симптомы: Мягкие коричневатого 

цвета отложения на одном или обо-

их электродах свечи. Источником их 

образования являются применяе-

мые присадки к маслу и/или топ-

ливу. Чрезмерное накопление мо-

жет привести к изоляции электро-

дов и вызвать пропуски зажигания 

и нестабильную работу двигателя 

при ускорении. 

Рекомендации: При быстром на-

к о п л е н и и отложений  п о м е н я й т е 

маслоотражательные колпачки, что 

предотвратит попадание масла в 

камеры сгорания. Попробуйте сме-

нить марку топлива. 

Пеплообразование 

118 

Глава 1  Н а с т р о й к и и  т е к у щ е е  о б с л у ж и в а н и е  а в т о м о б и л я 

за наконечник, а не за сам провод. Если 

маркировка ВВ проводов стерлась, пе-

ред отсоединением проводов пометь-

те положение их установки при помо-

щи маркера или изоляционной ленты. 

4

 На двигателях с компоновкой 

DOHC свечи зажигания глубоко утоп-

лены в свечные ниши, поэтому для их 

выворачивания понадобится удлини-

тель привода ключа

 (см. сопр. иллю-

страцию). Надев на свечу головку, под-

соедините привод и, аккуратно вращая 

ворот против часовой стрелки, вывер-

ните свечу. 
5 Сверьте вывернутую свечу с кар-

той состояний, приведенной на фото-

графической вставке

 (см. стр. 117), 

что позволит качественно оценить об-

щее состояние двигателя. 

6 Проверка состояния свечей дает 

хорошее представление о состоянии 

двигателя. Если на изоляторе централь-

ного электрода полностью отсутствуют 

следы каких-либо отложений, это гово-

рит о переобеднении воздушно-топлив-

ной смеси, либо о том, что использует-

ся чрезмерно «горячая» свеча (отвод 

тепла от изолятора к корпусу на «горя-

чих» свечах происходит гораздо менее 

интенсивно, чем на «холодных»). 
7 Присутствие на электродах черно-

го нагара свидетельствует о переобо-

гащении смеси, а если нагар при этом 

еще имеет маслянистую консистенцию, 

следует подумать также о более де-

тальной оценке степени износа внут-

ренних компонентов двигателя. 
8 Налет золотистого или серо-корич-

невого оттенка на изоляторе подтвер-

ждает исправность состояния двигате-

ля и правильность компоновки воздуш-

но-топливной смеси. 
9 На современных двигателях приме-

няются свечи зажигания различного 

типа. Установка межэлектродных зазо-

ров производится на заводе-изготови-

теле и, как правило, в каких-либо кор-

ректировках не нуждается. В случае 

необходимости установка межэлект-

родных зазоров должна производить-

ся в соответствии с указаниями изго-

товителей свечей. 

10 Измерение величины межэлектрод-

ного зазора производится при помо-

щи специального щупа проволочного 

типа

 (см. сопр. иллюстрацию 

22.10а). При корректировке следует 

подгибать только боковые электроды, 

- попытки деформации центрального 

электрода чреваты необратимым по-

вреждением изолятора. Если для из-

мерения свечного зазора применяет-

ся щуп лезвийного типа, зазор можно 

считать отрегулированным правильно, 

когда лезвие щупа проходят в него с 

легким сопротивлением

 (см. сопр. 

иллюстрацию 22.10Ь). 

11 Перед установкой свечи удосто-

верьтесь в том, что резьба на корпусе 

и наружная поверхность свечи хорошо 

вычищены. 

12 Если при осмотре свечи будет об-

наружены повреждения резьбового 

соединения свечу необходимо заме-

нить, а при повреждении резьбы в го-

ловке блока необходимо не снимая 

головки специальным инструментом 

нарезать новую резьбу под специаль-

ную переходную муфту, которая наво-

рачивается на стандартную свечу. Для 

этой цели в продаже имеется соответ-

ствующий инструмент и различные 

ремонтные комплекты (например, фир-

мы BERU). 

13 Вручную наживите одну из новых 

свечей в соответствующее отверстие в 

двигателе. Удостоверившись, что свеча 

не перекошена в резьбе, затяните ее с 

требуемым усилием (см. Специфика-

ции). Для облегчения процедуры нажив-

ления свечи натяните на ее хвостовик 

отрезок гибкого топливного шланга 

(см. сопр. иллюстрацию) с целью 

исключения вероятности срыва резьбы, 

так как при малейшем закусывании 

шланг начнет попросту проворачивать-

ся. Действуя в аналогичной манере, ус-

тановите все оставшиеся свечи. 

14 Установите на место все снимав-

шиеся компоненты. На  д в и г а т е л е 

Z16SE прежде чем подсоединять к све-

чам ВВ провода, выполните процедуру 

их проверки и обслуживания (см. 

ниже). Подсоединение провода долж-

но выполняться вращательно-поступа-

тельными движениями его наконечни-

ка, - последний должен плотно сесть 

на хвостовик свечи. Действуя в анало-

гичной манере, подсоедините электро-

проводку к оставшимся свечам, - не 

перепутайте ПОРЯДОК ЗАЖИГАНИЯ 

(см. Спецификации). 

Проверка  с о с т о я н и я и 

о б с л у ж и в а н и е свечных проводов 

(двигатели Z16SE) 

15 Проверку состояния ВВ электро-

проводки следует производить вне за-

висимости от того, производилась за-

мена свечей зажигания, или нет. 

16 Проверка начинается с внешнего 

осмотра изоляции проводов при рабо-

тающем двигателе. Загоните автомо-

биль в темное помещение, запустите 

двигатель, откройте капот и удосто-

верьтесь в отсутствии искрообразова-

ния на проводах. Искрообразование 

является признаком пробоя изоляции. 

17 Для более тщательной проверки 

отсоедините и снимите ВВ провода, 

соблюдая указания, приведенные в па-

раграфе 3 (см. выше). Проверку про-

водов рекомендуется производить по-

очередно во избежание нарушения 

порядка их подсоединения при уста-

новке. 

18 Чистой ветошью протрите провод 

по всей его длине, полностью удалив 

с поверхности изоляции следы грязи 

и смазки. Тщательно проверьте изо-

ляцию снятого провода на наличие тре-

щин, следов прогара и прочих повреж-

дений, признаков развития коррозии 

внутреннего контакта. Внимательно 

осмотрите внутренние стенки наконеч-

ника - коррозия обычно проявляется в 

виде хрупкого коркообразного налета 

белого цвета. 

19 Старайтесь не перегибать провод 

под острыми углами во избежание на-

рушения целостности жил проводника 

внутри изоляции. Замену ВВ электро-

проводки рекомендуется производить 

комплектом, даже в случае выхода из 

строя лишь одного из проводов. 

20 При установке проводов особое 

внимание обратите на плотность по-

садки их наконечников. В случае не-

обходимости вновь снимите соответ-

ствующий наконечник и подогните 

клеммы внутри резинового чехла. 

21 Даже при отличном состоянии си-

стемы зажигания, при за пуске в сы-

рую погоду могут происходить сбои, -

в случае необходимости опрыскайте 

элементы системы влагопоглощающим 

спреем, - спрашивайте в магазинах 

автомобильных аксессуаров. 

23 Проверка состояния 

зубчатого ремня привода 

ГРМ, направляющего и 

натяжного роликов 

1 Плановая замена зубчатого ремня 

и натяжного ролика производится в 

соответствии Графиком ТО (см. Раз-

дел 1). Операции по снятию/установ-

ке ремня и роликов описываются в 

Главе 2. 
2 Данные детали должны так же за-

меняться, если в ходе их проверки вы-

явлены следующие дефекты и неисп-

равности: 

• Отчетливый шум подшипника на-

правляющего/натяжного ролика как 

при установленном, так и при сня-

том зубчатом ремне; 

• При снятом ремне ролики при лег-

ком толчке производят большое 

количество оборотов; 

• Чрезмерное замасливанивание ро-

ликов вследствие повреждения уп-

лотнителей подшипников; 

• Выявление на рабочих поверхнос-

тях зубчатого ремня, направляюще-

го/натяжного ролика следов воз-

действия песка, пыли или соленой 

воды; 

• На зубчатом ремне обнаружены 

надрезы или поперечные разрывы 

верхнего слоя, боковые утолщения, 

потертости и следы износа боковин, 

трещины в основании ремня, рас-

слоении, следы масла и смазки. 

Глава 2 Двигатель 

Содержание 

давления в цилиндрах 124 

в положение верхней мертвой точки (ВМТ) 

конца такта сжатия 129 

7 Снятие и установка мультиреберного ремня 

привода вспомогательных агрегатов 133 

8 Снятие и установка зубчатого ремня/цепи привода ГРМ 

(регулировка фаз газораспределения) 134 

9 Проверка и регулировка клапанов ГРМ 

(двигатели Y17DT(L)/Z17DTH) 142 

10 Снятие и установка распределительных 

валов и толкателей клапанов, 

проверка состояния компонентов ГРМ 144 

15 Снятие, проверка состояния и 

установка маховика/приводного диска 160 

16 Замена сальников коленчатого вала 161 
17 Замена сальников распределительных валов 162 
18 Проверка состояния и замена опор 

подвески силового агрегата 162 

19 Снятие двигателя 163 

Спецификации 

Общие  п а р а м е т р ы 

Торговое обозначение 

1.0 

1.0 

1.2 

1.4 

1.4 

1.6 

Марка двигателя 

Z10XE 

Z10XEP 

Z12XE 

Z14XE 

Z14XEP 

Z16SE 

Год выпуска 

09/2000 -08/2003 

09/2003 

09/2000 

09/2000 -08/2003 

09/2003 

09/2000 

Количество цилиндров 

Количество клапанов 

12 

12 

16 

16 

16 

Диаметр цилиндров (мм) 

72.5 

73.4 

72.5 

77.6 

73.4 

79.0 

Ход поршня (мм) 

78.6 

78.6 

72.6 

73.4 

80.6 

81.5 

Рабочий объем (см

3

973 

998 

1199 

1389 

1364 

1598 

Максимальная мощность (кВт/л.с.) 

43/58 

44/60 

55/75 

66/90 

66/90 

64/87 

при об/мин 

5600 

5600 

5600 

6000 

5600 

5400 

Крутящий момент (Нм) 

85 

88 

110 

125 

125 

138 

при об/мин 

3800 

3800 

4000 

4000 

4000 

3000 

Степень сжатия 

10.1 

10.5 

10.1 

10.5 

10.5 

9.6 

Торговое обозначение 

1.6 

1.8 

1.3CDTI 

1.7 DT 

1.7 DTI 

1.7CDTI 

Марка двигателя 

Z16XE 

Z18XE 

Z13DT 

Y17DTL 

Y17DTL 

Z17DTH 

Год выпуска 

05/2003 

09/2000 

09/2003 

09/2000 - 08/2003  09/2000 - 08/2003  09/2003 

Количество цилиндров 

Количество клапанов 

16 

16 

16 

16 

16 

16 

Диаметр цилиндров(мм) 

79.0 

80.5 

69.6 

79.0 

79.0 

79.0 

Ход поршня (мм) 

81.5 

88.2 

82.0 

86.0 

86.0 

86.0 

Рабочий объем (см

3

1599 

1796 

1248 

1686 

1686 

1686 

Максимальная мощность (кВт/л.с.) 

74/100 

92/125 

51/70 

48/65 

55/75 

74/100 

при об/мин 

6000 

6000 

4000 

4400 

4400 

4400 

Крутящий момент (Нм) 

150 

170 

170 

130 

165 

240 

при об/мин 

3600 

3800 

1750 

2000 

1800 

2300 

Степень сжатия 

10.5 

10.5 

18.0 

18.4 

18.4 

18.4 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..