Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 32

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33 ..

 

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 32

 

 

128 

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

5.15а Нижний болт (1) крепления 

кронштейна правой  о п о р ы двигателя 

15 Выверните нижний болт кронштей-

на крепления правой опоры к блоку 

двигателя

 (см. иллюстрацию 5.15а). 

Опустите автомобиль, выверните бол-

ты крепления опоры к лонжерону и вер-

хние болты крепления кронштейна

 (см. 

иллюстрации 5.15Ь), - снимите опо-

ру двигателя вместе с кронштейном. 

16 При необходимости опора двига-

теля может демонтироваться без сня-

тия кронштейна. В этом случае необ-

ходимо вывернуть 2 болта крепления 

правой опоры к кронштейну

 (см. ил-

люстрацию 5.15Ь). 

17 При установке опоры сначала ус-

тановите нижний болт крепления крон-

штейна и затяните его вручную. Затя-

ните с требуемым усилием (см. Спе-

цификации) болты крепления опоры к 

лонжерону, затем верхние крепежные 

болты кронштейна и в завершении 

нижний болт. Если кронштейн не сни-

мался, затяните сначала болты крепле-

ния опоры к лонжерону а затем к крон-

штейну. Демонтаж приспособления 

производится в обратном порядке. 

Снятие и установка шкива 

коленчатого вала 

18 Перед снятием шкива предвари-

тельно должен быть снят мультиребер-

ный ремень (см. Раздел 7). Замеча-

ние:

 Может потребоваться снятие пра-

вого переднего колеса. 

19 Снятие шкива не представляет осо-

бых сложностей. Шкив устанавливает-

ся непосредственно на цапфу или на 

шестерню коленчатого вала. На боль-

шинстве двигателей шкив исполняет 

роль демпфера крутильных колебаний. 

Для его снятия в зависимости от мо-

дели необходимо открутить один цен-

тральный или несколько расположен-

ных по периметру посадочного флан-

ца болтов. 
20 При первом способе крепления -

двигатели Z14XE/Z16SE/Z16ХЕ/ 

Z18XE - предварительно следует заб-

локировать маховик двигателя от про-

ворачивания, для чего извлеките заг-

лушку на куполе маховика, и установи-

5.15Ь Правая опора двигателя -

стрелками  п о к а з а н ы верхние болты 

крепления кронштейна правой поры к 

блоку цилиндров 

1 Болты крепления опоры к лонжерону 

2 Болты крепления опоры к кронштей-

ну 

те специальное приспособление Opel-

КМ-911

 (см. сопр. иллюстрацию) 

Если этого не достаточно для фикса-

ции, включите первую передачу и за-

тяните стояночный тормоз. Не забы-

вайте извлекать стопорное приспособ-

ление, если после отсоединения шки-

ва необходимо будет провернуть ко-

ленчатый вал. 

21 На моделях с креплением шкива 

несколькими болтами (болты крепле-

ния расположены по периметру шки-

ва) коленчатый вал следует удерживать 

от проворачивания за центральный 

шестигранник при помощи ключа с 

накидной головкой. 
22 Если коробка передач была пред-

варительно отсоединена от двигателя, 

блокировка маховика производится 

при помощи специального стопора, 

устанавливающегося на корпус двига-

теля (см. Раздел 15). 

23 Для устранения неисправности при 

совершении дальней поездки, когда нет 

возможности поддомкратить автомо-

биль и т.п., с целью блокировки колен-

чатого вала от проворачивания попро-

сите помощника включить передачу и 

до упора выжать педаль ножного тор-

моза (на моделях с РКПП). 

24 Перед снятием, если нет специ-

альных меток или посадочных штиф-

тов/шпонок для установки шкива в 

строго определенном положении, не-

обходимо запомнить его положение на 

посадочном фланце/хвостовике колен-

чатого вала, для чего нанесите метки 

при помощи керна или маркера. 
25 Установка шкива производится в 

порядке, обратном его снятию. Затяни-

те крепежные болты с требуемым уси-

лием (см. Спецификации). При уста-

новке следует использовать только 

новые болты. 

5 . 2 0 Блокировка маховика двигателя 

от проворачивания при  п о м о щ и 

приспособления  К М - 9 1 1  - с т р е л к о й 

указано  м е с т о п о л о ж е н и е  з а г л у ш к и (на 

примере двигателя Z16SE) 

5.27 Снятие зубчатого колеса привода 

распределительного вала (на  п р и м е р е 

двигателя Z18XE) 

Снятие и установка зубчатых 

к о л е с / з в е з д о ч е к 

р а с п р е д е л и т е л ь н ы х валов 

26 На двигателях с ременным приво-

дом ГРМ - предварительно необходи-

мо снять зубчатый ремень (см. Раз-

дел 8). На двигателях с приводом ГРМ 

посредством цепи отпускать болты 

крепления звездочек можно при наде-

той цепи, а при выполнении некоторых 

операций это просто необходимо. 
27 В первую очередь, как правило, сни-

мается колесо/звездочка распредели-

тельного вала выпускных клапанов. 

Снятие зубчатого колеса/звездочки в 

зависимости от исполнения может 

быть произведено одним из двух спо-

собов. Если передняя часть распреде-

лительного вала выполнена в форме 

шестигранника, выворачивать болт 

крепления зубчатого колеса/звездоч-

ки необходимо при помощи накидной 

головки, удерживая вал от проворачи-

вания при помощи второго рожкового 

ключа

 (см. сопр. иллюстрацию) 

Если же такой шестигранник отсутству-

129 Глава 2  Д в и г а т е л ь 

5.28 Снятие зубчатого колеса распре-

делительного вала 

1 Приспособление КМ-6347 

2 Приспособление КМ-956-1 

3 Крепежные болты приспособления 

4 Крепежный болт колеса 

ет, или в некоторых случаях доступ к 

нему закрыт, снятие производиться при 

помощи специальных приспособлений, 

устанавливаемых в отверстия колеса/ 

звездочки (см. ниже). 

28 Установите приспособления КМ-

6347 и КМ-956-1

 (см. сопр. иллюс-

трацию) так, чтобы проточки приспо-

собления КМ-6347 вошли в зацепле-

ние с колесом и, повернув приспособ-

ление по часовой стрелке, затяните 2 

крепежных болта. Воспользуйтесь по-

мощью ассистента для удерживания 

колеса/звездочки от проворачивания 

при помощи установленных приспо-

соблений, выверните крепежный болт 

и снимите колесо/звездочку. Снимите 

приспособление. Повторите процеду-

ру для снятия другого колеса/звездоч-

ки (при соответствующем исполнении). 
29 При выполнении сборочных опера-

ций установите колеса/звездочки по-

очередно на свои места - затяните их 

крепежные болты вручную. Замеча-

ние:

 На некоторых моделях зубчатые 

колеса впускных и выпускных распре-

делительных валов имеют различное 

исполнение - будьте внимательны. 

Затем, удерживая колеса/звездочки от 

проворачивания (см. выше) затяните 

крепежные болты с требуемым усили-

ем. При этом должны совпасть уста-

новочные метки колеса и распредели-

тельного вала - обычно они выполне-

ны в виде направляющих штифтов или 

шпонок. 

6 Приведение поршня 

первого цилиндра в 

положение верхней 

мертвой точки (ВМТ) 

конца такта сжатия 

Общая информация 

1 Верхней мертвой точкой (ВМТ) на-

зывается наивысшая точка хода порш-

ня в своем цилиндре. В 4-тактных дви-

гателях в процессе вращения коленча-

того вала данное положение достига-

ется каждым из поршней дважды в те-

чение одного рабочего цикла: один раз 

в конце такта сжатия и второй - в кон-

це выпускного такта. Определение точ-

ного положения ВМТ поршня в конце 

такта сжатия (обычно первого цилинд-

ра) имеет большое значение для мно-

гих проводимых далее работ, например, 

для замены зубчатого ремня, проверки 

фаз газораспределения и замены про-

кладки головки блока цилиндров. Иног-

да ВМТ такта сжатия называют также 

моментом зажигания. 

Замечание:

 Номера цилиндров счи-

таются в последовательности с 1 по 4. 

Первый цилиндр находится со сторо-

ны привода вспомогательных агрега-

тов/привода ГРМ. 
2 Проверка и регулировка фаз газо-

распределения является очень трудо-

емкой операцией и может быть выпол-

нена только с применением специаль-

ного инструмента фирмы Opel, заранее 

убедитесь, что все необходимые при-

надлежности есть в наличии и находят-

ся под рукой. Данный инструмент, как 

правило, доступен только на сервисной 

станции. 
3 Для приведения поршня первого 

цилиндра в ВМТ необходимо равно-

мерно и медленно повернуть коленча-

тый вал так, чтобы совпали метки ВМТ. 

В зависимости от условий, проворачи-

вание коленчатого вала двигателя мо-

жет выполняться следующими спосо-

бами: 

• Вывесите одно из передних колес 

и установите автомобиль на подстав-

ку. Включите 5-ю передачу - при про-

ворачивании вывешенного колеса бу-

дет проворачиваться коленчатый вал 

двигателя (модели с РКПП). Для про-

ворачивания колеса при проведении 

регулировок воспользуйтесь помощью 

ассистента. 
• Если под рукой нет приспособле-

ний для поддомкрачивания автомоби-

ля, выберете ровную достаточно боль-

шую площадку и включите 5-ю пере-

дачу. При перемещении автомобиля 

путем толкания будет проворачивать-

ся и коленчатый вал (модели с РКПП). 

• В стационарных условиях провора-

чивание коленчатого вала осуществля-

ется при помощи ключа-трещотки и 

сменой головки («Е18»), которая уста-

навливается на центральный болт 

крепления шкива коленчатого вала, при 

этом должна быть включена нейтраль-

ная передача и взведен стояночный 

тормоз. Коленчатый вал следует пово-

рачивать по часовой стрелке (если 

смотреть со стороны привода ГРМ). 

Внимание:

 Не проворачивайте двига-

тель за болт крепления зубчатого ко-

леса распределительного вала - при 

этом сильно натягивается зубчатый 

ремень/цепь привода газораспредели-

тельного механизма (ГРМ)! 

4 Пред началом выполнения работ по 

выставлению ВМТ отсоедините провод 

от отрицательной клеммы аккумулятор-

ной батареи (см. Главу 5) и снимите 

воздухоочиститель (см. Главу 4). За-

мечание:

 На моделях начиная с 2004 

года выпуска, оборудованных системой 

ESP, на рулевой колонке устанавлива-

ется датчик угла поворота рулевого 

колеса. После каждого отключения ак-

кумуляторной батареи при завершения 

работ необходимо в обязательном по-

рядке производить перепрограммиро-

вание данного устройства с использо-

ванием специальных приборов. 

Д в и г а т е л и  Z 1 0 X E ( P ) / Z 1 2 X E / 

Z14XEP 

Проверка 

5 Рассоедините разъемы электро-

проводки датчика распределительных 

валов, реле давления двигательного 

масла и датчика температуры охлаж-

дающей жидкости. Отделите с правой 

стороны двигателя короб кабельного 

канала и отведите его в сторону. От-

соедините 2 шланга системы вентиля-

ции картера двигателя (PCV) и сними-

те модуль зажигания (см. Главу 5). 

Выверните 13 болтов крепления крыш-

ки головки цилиндров и снимите ее. 
6 Поднимите автомобиль на подъем-

нике или установите на подставки. 

Снимите крышку мультиреберного 

ремня, а

 на моделях Corsa-Eco сни-

мите защиту картера (см. Раздел 5). 

7 Поверните коленчатый вал в на-

правлении вращения двигателя (по 

часовой стрелке) так, чтобы метка на 

шкиве вала совпала с приливом на 

крышке газораспределительного меха-

низма (ГРМ)

 (см. сопр. иллюстра-

цию). 
8 В положении ВМТ такта сжатия ку-

130 

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

6 . 7 При выставлении ВМТ метки (3 и 

4)  д о л ж н ы совпадать (двигатели 

Z10XE(P)/Z12XE/Z14ХЕР) 

1 Пробка отверстия для блокировки 

коленчатого вала 

2 Установленное приспособление 

КМ-952 

6 . 1 2 Установка приспособления KM-

9 5 4 (1) (двигатели Z10XE(P)/Z12XE/ 

Z14XEP) 

2 Ротор датчика распределительного 

вала 

лачки распределительных валов пер-

вого цилиндра должны быть разверну-

ты наружу от центра двигателя

 (см. 

сопр. иллюстрацию). В противном 

случае проверните коленчатый вал еще 

на один полный оборот. 

9 Для проверки положения ВМТ при 

помощи специальных приспособлений 

6 . 8 В  п о л о ж е н и и ВМТ такта сжатия 

кулачки (1) распределительных валов 

д о л ж н ы быть симметрично развернуты 

наружу (двигатели Z10XE(P)/Z12XE/ 

Z14XEP) 

6 . 1 1 Установка  п р и с п о с о б л е н и я  К М -

953 (1) (двигатели Z10XE(P)/Z12XE/ 

Z14XEP) 

(см. сопр. иллюстрацию) - выступы 

приспособления должны войти в пазы 

на возможно большую глубину. Если 

установить приспособление не пред-

ставляется возможным, требуется про-

извести регулировку фаз газораспре-

деления (см. ниже). 

12 Установите специальное приспо-

собление  К М - 9 5 4

 (см. сопр. иллюс-

трацию) так, чтобы выступ приспособ-

ления попал в выемку ротора датчика 

распределительного вала. Если выступ 

и выемка не совпадают произведите 

регулировку фаз газораспределения 

(см. ниже). 

6.14а Ослабление натяжения цепи 

(двигатель Z10XEP) 

1 Болт отверстия под установку 

фиксирующего приспособления 

2 Установка приспособления 

КМ-955-1 

не доведите коленчатый вал до совме-

щения меток примерно на 15-20° и 

выверните закрывающую отверстие 

блокировки коленчатого вала пробку 

(см. иллюстрацию 6.7). 

10 Установите в отверстие приспо-

собление  К М - 9 5 2

 (см. иллюстра-

цию 6.7), медленно и плавно прово-

рачивайте коленчатый вал пока при-

способление на войдет в специальный 

паз вала (зафиксирует вал) - при этом 

метки на шкиве коленчатого вала и на 

крышке привода ГРМ должны совпасть, 

а кулачки ГРМ над первым цилиндром 

должны занять соответствующее поло-

жение (см. выше). 

11 Установите в пазы распределитель-

ных валов (со стороны маховика) спе-

циальное приспособление  К М - 9 5 3 

Регулировка 

13 По окончании проверки снимите 

приспособления КМ-953 и КМ-954 с 

двигателя. Внимание:

 Ни в коем слу-

чае нельзя использовать контрольные 

приспособления для удерживания ва-

лов двигателя от проворачивания! 

14 Выверните болт, освободив отвер-

стие для установки приспособления 

КМ-955-1

 (см. иллюстрацию 6.14а) 

При помощи рожкового ключа отожми-

те впускной распределительный вал в 

указанном стрелкой направлении и 

зафиксируйте натяжитель цепи при-

способлением КМ-955-1, тем самым 

ослабив натяжение цепи. Внимание: 

При отжимании/проворачивании рас-

пределительных валов ключ должен 

устанавливаться только на выполнен-

ную в виде шестигранника часть вала 

(см. иллюстрацию 6.14Ь)! 

15 Удерживая распределительные 

валы от проворачивания за шестигран-

ную часть, ослабьте крепежные болты 

звездочек обоих валов

 (см. иллюст-

рацию 6.14Ь), а затем поочередно 

131 Глава 2  Д в и г а т е л ь 

6.14b  К р е п е ж н ы е болты (2) звездочек 

распределительных валов 

1 Шестигранная часть распредели-

тельного вала 

выкрутите их и замените на новые. 

Затяните болты, но так, чтобы ротор 

датчика впускного распределительно-

го вала

 (см. иллюстрацию 6.12) мог 

проворачиваться вручную. 

16  У с т а н о в и т е  п р и с п о с о б л е н и е 

К М - 9 5 3 , при необходимости довер-

ните распределительные валы при по-

мощи рожкового ключа, - обратите вни-

мание на правильность установки ку-

лачков распределительного вала

 (см. 

иллюстрацию 6.8). Извлеките при-

способление КМ-955-1. 

17 Установите приспособление 

КМ-954 так, чтобы выступ приспособ-

ления совпал с выемкой ротора

 (см. 

иллюстрацию 6.12) - при необходи-

мости доверните ротор вручную. 

18 Вверните на место болт отверстия 

для установки приспособления 

КМ-955-1 и затяните с требуемым уси-

лием. Затяните крепежные болты звез-

дочек распределительных валов с уси-

лием 10 Нм - не более, затем снимите 

все регулировочные приспособления. 

19 Дотяните крепежные болты звездо-

чек с усилием 50 Нм и еще на 60° -

при необходимости воспользуйтесь 

помощью ассистента, затем плавно 

проверните коленчатый вал двигателя 

на 2 полных оборота и при помощи 

приспособлений произведите провер-

ку положения ВМТ - если приспособ-

ления не устанавливаются (см. выше), 

повторно выполните регулировку фаз 

газораспределения. 

6 . 2 0 Прокладка (2)  к р ы ш к и (1) головки 

блока цилиндров 

I Толщина слоя герметика = 2 мм 

Установка 

20 Установка всех снимавшихся ком-

понентов производится в порядке, об-

ратном порядку снятия. При сборке 

используйте новую прокладку крышки 

головки блока цилиндров

 (см. сопр. 

иллюстрацию), нанесите слой герме-

тика герметик (например, «Silikon Blau 

RTV» Loctite) толщиной 2 мм на сты-

ки головки блока цилиндров и крышки 

привода ГРМ. Внимание:

 Крышка дол-

жна быть установлена в течение 10 ми-

нут после нанесения герметика! Не за-

будьте заменить прокладку пробки от-

верстия для блокировки коленчатого 

вала. 

Д в и г а т е л и  Z 1 4 X E / Z 1 6 X E / Z 1 8 Х Е 

21 Снимите крышку мультиреберного 

ремня (см. Раздел 5). 

22 Выверните 3 крепежных болта

 (см. 

сопр. иллюстрацию), отделите верх-

нюю крышку зубчатого ремня от зад-

него кожуха ГРМ и снимите ее. 

23 Поверните шкив коленчатого вала 

в направлении вращения двигателя (по 

часовой стрелке) так, чтобы совпали 

метки на шкиве и блоке двигателя

 (см. 

сопр. иллюстрацию) - при этом так-

же должны совпасть метки на зубча-

тых колесах распределительных валов. 

Теперь поршень первого цилиндра на-

ходится в ВМТ такта сжатия. Замеча-

6.23 Выставление ВМТ (двигатели 

Z14XE/Z16XE/Z18ХЕ) - метки (2) 

шкива коленчатого вала и  м е т к и (1) 

зубчатых колес распределительных 

валов  д о л ж н ы совпасть 

ние:

 Если метки распределительных 

валов находятся на наружных сторонах 

зубчатых колес, проверните коленчатый 

вал еще на один оборот. При несовпа-

дении меток зубчатых колес ГРМ тре-

буется провести регулировку фаз рас-

пределения для чего необходимо снять 

зубчатый ремень (см. Раздел 8). 

24 По окончании выполнения провер-

ки установите на место снимавшиеся 

компоненты. Установка производится 

в обратном порядке. Пред установкой 

верхней крышки ГРМ проверьте ее це-

лостность и тщательно протрите сна-

ружи и изнутри. 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33 ..