Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 36

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту        

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37 ..

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 36

 

 

144 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

10.4 Снятие звездочек распредели-

тельных валов (на примере двигателя 

Z14XEP) 

1 Верхняя направляющая цепи 

2 Крепежные болты звездочек 

распределительных валов 

3 Шестигранная часть распредели-

тельного вала 

(см. выше). 

20 Несколько раз проверните колен-

чатый вал с целью усадки шайб на тол-

кателях, затем выполните контрольную 

проверку зазоров перед установкой 

крышки корпуса распределительного 

вала, при необходимости повторите 

регулировку. 
21 Установите на место все снимав-

шиеся элементы. Подсоедините акку-

муляторную батарею. 

10 Снятие и установка 

распределительных валов 

и толкателей клапанов, 

проверка состояния 

компонентов ГРМ 

1 Процедура снятия/проверки/уста-

новки распределительных валов прин-

ципиально похожа для всех двигателей. 

Наиболее подробно она описана для 

б е н з и н о в ы х  д в и г а т е л е й Z10ХЕ(Р)/ 

Z12XE/Z14XEP. Для остальных главное 

внимание обращено на особенности 

каждого конкретного двигателя. 
2 При снятии крышек подшипников 

соблюдайте установленную последова-

тельность. Крепеж крышек должен от-

пускаться равномерно, по спирали от 

краев внутрь, в несколько приемов, по 

1 - 0.5 оборота за подход. На двигате-

лях, распределительные валы которых 

устанавливаются на отлитые непосред-

ственно в головке цилиндров опоры, 

необходимо соблюдать особую осто-

рожность при ослаблении крепежа и 

снятии крышек опорных подшипников. 

10.5 Порядок выворачивания крепеж-

ных болтов верхних крышек подшип-

ников распределительных валов (на 

примере двигателя Z14XEP) 

При небрежном обращении можно вы-

вести из строя опоры распределитель-

ного вала или крышку подшипника. 

Если сломана хоть одна крышка, при-

дется менять всю головку блока, - при 

изготовлении крышки обрабатывают-

ся совместно с головкой и в индиви-

дуальном порядке на рынок запчастей 

не поставляются! Установка и затяги-

вание крепежа крышек производиться 

в порядке, обратном порядку их снятия. 

Д в и г а т е л и  Z 1 0 X E ( P ) / Z 1 2 X E / 
Z 1 4 X E P 

Снятие 

3 Установите поршень первого ци-

линдра в положение ВМТ и ослабьте 

цепь привода ГРМ, оттянув натяжитель 

цепи и зафиксировав его при помощи 

приспособления  К М - 9 5 5 - 1 (см. Раз-

дел 6). 
4 Выкрутив 2 крепежных болта, сни-

мите верхнюю направляющую

 (см. 

сопр. иллюстрацию)

 цепи привода 

ГРМ. Удерживая распределительные 

валы от проворачивания рожковым клю-

чом за шестигранную часть вала, вывер-

ните крепежные болты и снимите звез-

дочки распределительных валов. 

5 Обратите внимание - все верхние 

крышки подшипников распределитель-

ных валов имеют свой номер

 (см. 

сопр. иллюстрацию).

 1, 3, 5, 7, 9 - вал 

выпускных клапанов и 2, 4, 6, 8, 10 - вал 

впускных клапанов. Замечание:

 Для 3-

цилиндровых двигателей нет подшип-

ников с номером 9 и 10 соответствен-

но.

 Открутите крепежные болты кры-

шек опорных подшипников выпускно-

го распределительного вала в указан-

ной  п о с л е д о в а т е л ь н о с т и ,  с н и м и т е 

крышки и снимите вал. В аналогичной 

манере снимите впускной распредели-

тельный вал. 
6 Приготовьте 16 небольших про-

зрачных полиэтиленовых пакетов или 

чистых пластиковых стаканчиков и про-

маркируйте их в соответствии с нуме-

рацией клапанов. При помощи приспо-

соблений извлеките из головки толка-

тели и разложите их по соответствую-

щим стаканчикам.  З а м е ч а н и е :

 Во из-

бежание вытекания масла из гидротол-

кателей укладывайте толкатели рабо-

чими торцами вверх. 

Проверка 

7 Протрите детали ГРМ чистой вето-

шью и внимательно изучите состояние 

подшипниковых шеек и кулачков рас-

пределительного вала. В случае выяв-

ления задиров, царапин или следов 

износа распределительных валов они 

должны быть заменены вместе с гид-

ротолкателями. При обнаружении из-

носа или повреждения опорных под-

шипников требуется заменить головку 

блока цилиндров в сборе (см. пара-

граф 5). 
8 Поочередно укладывая распреде-

лительные валы в призмы, при помо-

щи циферблатного измерителя плун-

жерного типа определите величину их 

радиального биения (по подшипнико-

вым шейкам). При выходе результатов 

измерений за пределы допустимого 

д и а п а з о н а  р а с п р е д е л и т е л ь н ы й вал 

подлежит замене. 
9 Проверьте состояние толкателей и 

их посадочных гнезд в головке. В слу-

чае выявления признаков чрезмерно-

го износа рабочих поверхностей, тре-

щин, задиров и прочих повреждений, 

замените толкатели.  З а м е ч а н и е :

 Тол-

катели подлежат замене также в том 

случае, если работа клапанного меха-

низма последнее время сопровожда-

лась повышенным шумовым фоном. 

Установка 

10 Перед установкой смажьте сопря-

гаемые поверхности распределитель-

ных валов и гидротолкателей молиб-

д е н о в о й  с м а з к о й  ( с  с о д е р ж а н и е м 

MoS

2

). Установите сначала вал впуск-

ных клапанов и затяните крепежные 

болты в порядке, обратном порядку 

отпускания, затем установите вал вы-

пускных клапанов.  В н и м а н и е :

 При ус-

тановке валов поршень первого цилин-

дра должен находиться в ВМТ. 

11 Установите звездочки распредели-

145  Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

10.15 Последовательность отпускания 

крепежных болтов верхних крышек 

опорных подшипников распредели-

тельного вала - при снятии крышек 

обратите внимание на их нумерацию 

(двигатель Z14XE) 

тельных валов и закрепите их новыми 

болтами, произведите регулировку фаз 

газораспределения и установите на 

места все снимавшиеся компоненты 

(см. Раздел 6). 

Д в и г а т е л я  Z 1 4 X E / Z 1 6 X E / Z 1 8 Х Е 

Снятие 

12 На моделях с ременным приводом 

ГРМ для снятия распределительных 

валов предварительно необходимо 

снять зубчатый ремень (см. Раздел 8). 

Перед ослаблением зубчатого ремня 

выведите двигатель из положения ВМТ 

путем поворачивания коленчатого вала 

на 60° против часовой стрелки чтобы 

ни один из поршней не находился в 

ВМТ. 
13 Снимите модуль зажигания (см. 

Главу 5), отсоедините все подводящие 

разъемы электропроводки и шланги, 

расположенные сверху крышки голов-

ки цилиндров. Выверните 10 крепеж-

ных болтов и снимите крышку. 

14 Снимите зубчатые колеса распре-

делительных валов (см. Раздел 5), за-

тем выверните 2 верхних болта и сни-

мите заднюю крышку привода ГРМ. 

15 Снимите распределительные валы. 

В первую очередь снимается выпуск-

ной распределительный вал: двигаясь 

по спирали от краев внутрь (в после-

10.23 Места нанесения герметика под 

установку крышек опорных подшипни-

ков (двигатель Z14XE) - указаны 

стрелками 

10.26 Места (1) нанесения герметика 

при установке крышки головки 

цилиндра (двигатель Z14XE) 

довательности, показанной

 на сопр. 

иллюстрации

), в несколько приемов 

равномерно ослабьте болты крепления 

верхних крышек вала, затем полностью 

выкрутите болты. 

16 При снятии верхних крышек рас-

пределительных валов обратите осо-

бое внимание на их нумерацию

 (см. 

иллюстрацию 10.6) -

 при  с б о р к е 

крышки должны быть установлены 

строго на свои прежние места. Если 

по какой-либо причине метки (номе-

ра) отсутствуют, их необходимо нанес-

ти самостоятельно при помощи мар-

кера. 

19 Приподнимите распределительный 

вал и извлеките его из двигателя, ос-

торожно снимите сальник. 
20 Действуя в аналогичной манере, 

снимите впускной распределительный 

вал, - при установке валы должны быть 

установлены только на свои места. 

21 Извлеките из головки толкатели кла-

панов и разложите их по соответствую-

щим стаканчикам (см. параграф 6). 
22 Порядок проверки компонентов ГРМ 

приведен выше (см. параграфы 7-9). 

Установка 

23 Перед установкой смажьте сопря-

гаемые поверхности распределитель-

ных валов свежим двигательным мас-

лом. Очистите сопрягаемые поверхно-

сти направляющих (передних) подшип-

10.25 Установка сальников распреде-

лительных валов (на иллюстрации 

показан двигатель для другой модели 

Opel) 

1 Приспособление КМ-422 

2 Болт крепления зубчатого шкива 

распределительного вала 

3 Шайба 

ников

 (см. сопр. иллюстрацию),

 на-

несите свежий герметик (зеленого цве-

та).  В н и м а н и е :

 Не наносите герметик 

слишком близко к отверстиям масля-

ных каналов (маслотоков)! Установка 

крышек должна быть завершена не 

позднее 10 минут с момента нанесе-

ния герметика! 

24 Установите сначала вал впускных 

клапанов и затяните крепежные болты 

в порядке, обратном порядку отпуска-

ния

 (см. иллюстрацию 10.15),

 затем 

установите вал выпускных клапанов. 

После затягивания крепежа удалите 

выступившие из под крышек излишки 

герметика. 
25 Запрессуйте новые сальники при 

помощи приспособления  К М - 4 2 2

 (см. 

сопр. иллюстрацию)

 или  д р у г о г о 

подходящего инструмента. Перед ус-

тановкой смажьте наружные поверхно-

сти сальников силиконовой смазкой 

(белого цвета). 
26 Перед установкой крышки головки 

цилиндров очистите все сопрягаемые 

поверхности, замените прокладки на 

крышке и нанесите свежий герметик 

(черного цвета)

 (см. сопр. иллюст-

рацию).

 Установите крышку на голов-

ку цилиндров и затяните крепежные 

болты с требуемым усилием. 
27 Установите зубчатые колеса рас-

пределительных валов (см. Раздел 5). 

Проведите регулировку фаз газорасп-

ределения и установите зубчатый ре-

мень (см. Раздел 8). 
28 Дальнейшая установка произво-

диться в порядке, обратном порядку 

снятия. 

146 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

10.34 Выверните болты (1), ослабьте 

болты (2) и (3) и сместите генератор 

назад (двигатель Z16SE) 

10.37 Отсоедините топливную 

линию (2) 

1 Защитный колпачок сервисного 

штуцера 

10.33 Болты (4) крепления и подводя-

щие линии сборки дроссельной 

заслонки (двигатель Z16SE) 

1 Вакуумный шланг системы EVAP 

2 Шланги системы охлаждения 

3 Шланг PCV 

5 Разъем электропроводки 

10.43 Порядок затягивания болтов 

крепления головки цилиндров (двига-

тель Z16SE) 

Д в и г а т е л ь  Z 1 6 S E 

Снятие 

29 В отличии от других бензиновых на 

данном двигателе опорные подшипни-

ки распределительного вала выполне-

ны на отдельном корпусе ГРМ. В слу-

чае необходимости их можно заменить, 

не меняя головку блока цилиндров. 
30 Снимите зубчатый ремень (см. Раз-

дел 8).  З а м е ч а н и е :

 Если в замене зуб-

чатого ремня нет необходимости, пра-

вую опору двигателя можно не сни-

мать. После ослабления натяжения 

снимите ремень только с зубчатого 

колеса распределительного вала. 

31 Снимите переднюю секцию систе-

мы выпуска отработавших газов, извле-

ките из держателей оставшийся тракт 

системы, отведите его в сторону и зак-

репите при помощи проволоки в под-

вешенном состоянии (см. Главу 4). 
32 Отпустите гайку  н и ж н е г о болта 

крепления генератора, удерживая болт 

вторым ключом. Отсоедините электро-

проводку от выключателя датчика дав-

ления двигательного масла и опусти-

те автомобиль. 
33 Отсоедините все подводящие ли-

нии и  э л е к т р о п р о в о д к у от корпуса 

сборки дроссельной заслонки, вывер-

ните 4 болта

 (см. сопр. иллюстра-

цию)

 и снимите сборку с двигателя. 

34 Выверните и ослабьте соответству-

ющие болты крепления генератора 

(см. сопр. иллюстрацию)

 и смести-

те генератор назад. Снимите крепеж-

ную скобу генератора. 
35 Отсоедините электропроводку от 

следующих элементов системы управ-

ления двигателем: клапан EVAP, инжек-

торы, клапан системы EGR, датчик дав-

ления во впускном воздуховоде, модуль 

ЕСМ, DIS-модуль системы зажигания, 

датчик  т е м п е р а т у р ы  о х л а ж д а ю щ е й 

жидкости, датчик детонации. 
36 Отсоедините вакуумные линии уси-

лителя тормоза, отсоедините питаю-

щую линию обогревателя салона. 
37 Сбросьте давление в системе пи-

тания топлива (см. Главу 4) и отсоеди-

ните топливную линию

 (см. сопр. ил-

люстрацию). 

38 Отсоедините шланг системы вен-

тиляции картера (PCV). Отсоедините 

провода ВВ и снимите DIS-модуль си-

стемы зажигания (см. Главу 5). 
39 Рассоедините разъем электропро-

водки лямбда-зонда, выверните 5 кре-

пежных болтов, снимите такелажную 

проушину и снимите термозащитный 

экран выпускного коллектора. Затем 

отпустите 8 гаек, снимите выпускной 

коллектор и извлеките его из двига-

тельного отсека снизу. 
40 Отсоедините верхний шланг систе-

мы охлаждения от корпуса термоста-

та. 
41 Выверните 5 крепежных болтов и 

снимите крышку корпуса распредели-

тельного вала. 
42 Снимите зубчатое колесо распре-

делительного вала (см. Раздел 5). Вы-

верните 2 болта и снимите заднюю 

крышку привода ГРМ. 
43 Ослабьте болты крепления голов-

ки в порядке, обратном показанному на 

сопр. иллюстрации.

 Аккуратно под-

деньте подходящим инструментом кор-

пус под установку распределительно-

го вала и снимите его вместе с валом 

с двигателя. 
44 Снимите толкатели, гидрокмпенса-

торы, другие элементы привода клапа-

нов и разложите их по соответствую-

щим стаканчикам (см. параграф 6). 

Проверьте состояние компонентов ГРМ 

(см. параграфы 7-9). 

Установка 

45 Перед установкой смажьте сопря-

гаемые поверхности распределитель-

ных валов и гидрокомпенсаторов, тол-

кателей клапанов молибденовой смаз-

кой (с содержанием MoS

2

). 

46 Удалите остатки старого гермети-

ка и нанесите слой нового (зеленого 

цвета) на сопрягаемую поверхность 

головки блока цилиндров. Установите 

корпус распределительного вала. 

47 Дальнейшая установка производит-

ся в порядке, обратном порядку сня-

тия. Порядок затягивания болтов креп-

ления головки цилиндров показан

 на 

иллюстрации 10.43. 

Д в и г а т е л ь  Z 1 3 D T 

Снятие 

48 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы аккумуляторной батареи 

(см. Главу 5), поднимите автомобиль на 

подъемнике, снимите крышку мульти-

реберного ремня (см. Раздел 5) и слей-

те охлаждающую жидкость (см. Главу 

3). 

49 Опустите автомобиль и снимите 

воздухоочиститель (см. Главу 4). 
50 Рассоедините разъемы электро-

проводки, отсоедините топливные ли-

нии и снимите фильтр очистки топли-

ва (см. Главу 1).  В н и м а н и е :

 Не забы-

вайте закрывать свободные концы топ-

ливных линий подходящими заглушка-

147 Глава 2  Д в и г а т е л ь 

10.53 Топливные  л и н и и высокого 

давления (двигатель Z13DT) - стрел-

к а м и указаны болты крепления 

т о п л и в о р а с п р е д е л и т е л ь н о й магистра-

ли (1) 

2 Питающая линия 

3 Линии к форсункам 

10.59 Корпус (3) распределительных 

валов (двигатель Z13DT) 

1 Установочный болт 

2 Крепежный болт 

4 Прокладка 

ми! В продаже имеются специальные 

комплекты одноразовых заглушек. По-

падание даже мелких частиц грязи или 

песка в топливную систему может при-

вести к серьезным повреждениям дви-

гателя! 

51 Снимите расширительный бачок из 

держателей. Демонтируйте хомут креп-

ления топливного фильтра (см. Главу 4). 

52 Рассоедините разъемы электро-

проводки 4-х форсунок, 4-х свечей на-

каливания, датчика распределительных 

валов, датчика коленчатого вала, дат-

чика абсолютного давления во впуск-

ном трубопроводе (MAP), клапана сис-

темы EGR, топливораспределительной 

магистрали, датчика давления распре-

делительной магистрали, жгута элект-

ропроводки стартера/генератора. Вы-

верните 3 болта, отделите короб ка-

бельного канала электропроводки от 

двигателя и отведите его в сторону. 

10.55 Снятие форсунок (2) первого и 

второго цилиндров (двигатель Z13DT) 

1 Крепежная гайка 

3 Крепежная скоба 

53 Отпустите 8 накидных гаек и сни-

мите 4 топливные линии высокого дав-

ления форсунок

 (см. сопр. иллюст-

рацию). Затем отпустите еще 2 гайки 

и снимите питающую топливную линию 

высокого давления топливораспреде-

лительной магистрали. Высвободите 

из фиксаторов две возвратные топлив-

ные линии, отсоедините масляную ма-

гистраль, выверните 2 крепежных бол-

та и снимите топливораспределитель-

ную магистраль. 
54 Извлеките 4 фиксатора и отделите 

масляную магистраль от форсунок. 

55 Выверните 2 гайки, и извлеките фор-

сунки из посадочных гнезд вместе со 

скобами крепления

 (см. сопр. иллю-

страцию). Замечание: Каждая скоба 

удерживает 2 форсунки. Форсунки из-

влекаются попарно: первого - второго 

и третьего - четвертого цилиндров. 
56 Снимите цепь привода ГРМ (см. 

Раздел 8). 

57 Выверните 2 болта и снимите ва-

куумный насос усилителя тормозов 

(см. сопр. иллюстрацию). Выверни-

те 3 болта и снимите ТНВД. 

58 Ослабьте болты крепления распре-

делительных валов и звездочки при-

вода валов к установочному корпусу, 

удерживая валы от проворачивания 

при помощи установленных на звез-

дочку приспособлений  К М - 9 5 6 - 1 и 

КМ-6347 (см. Раздел 5). Затем пол-

ностью выверните крепежный болт и 

снимите звездочку с вала. 

59 Выверните 16 болтов по перимет-

ру установочного корпуса распредели-

тельных валов, а затем 2 центральных 

установочных болта корпуса

 (см. сопр. 

иллюстрацию). Подденьте и осторож-

но снимите корпус с головки двига-

теля. 

60 Выверните болт и снимите впуск-

ной распределительный вал, снимите 

10.57 Вакуумный насос (1) и ТНВД (2) 

двигателя Z13DT 

распределительных валов на головке 

блока цилиндров при  п о м о щ и приспо-

собления (2) с ровной  к р о м к о й 

(двигатель Z13DT) 

шестерню вал. Затем в аналогичном 

порядке снимите выпускной распреде-

лительный вал. Очистите все снимав-

шиеся компоненты и их сопрягающие-

ся поверхности. Проверьте состояние 

деталей ГРМ (см. параграфы 7-9). 

Установка 

61 Перед установкой смажьте сопря-

гаемые поверхности распределитель-

ных валов свежим двигательным мас-

лом. Установите валы в корпус и зак-

репите их болтами. 

62 Установите валы в положение со-

ответствующее ВМТ поршня первого 

цилиндра, для чего воспользуйтесь 

приспособлениями  E N - 4 6 7 8 1 (см. 

Раздел 6). Затяните 3 болта крепле-

ния валов с усилием достаточным для 

их удерживания в данном положении 

(примерно 20 Нм). 
63 Замените прокладку и установите 

корпус на головку цилиндров. Вставь-

те 2 установочных болта и отцентри-

руйте корпус на головки блока. Совме-

стите боковые фасы головки блока и 

корпуса распределительных валов, вос-

пользуйтесь для их выравнивания лю-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37 ..