Платформа — металлическая сварная ковшового типа с
козырьком над кабиной. Днище выполнено из листа толщиной 18 мм и
наклонено по всей длине.
Основание и борта платформы связаны усилителями коробчатого сечения
(контрфорсами) и обогреваются отработавшими газами. В платформе
предусмотрены заглушки для отключения обогрева платформы: при переходе
на весенне-летнюю эксплуатацию заглушки устанавливают в задней части
платформы и, наоборот, при переходе на осенне-зимнюю эксплуатацию — в
передней.
К передней части платформы приварен прочный козырек, предохраняющий
кабину и отсек двигателя от повреждения падающими камнями в момент
загрузки автомобиля.
Для удержания платформы в поднятом положении к основанию приварены две
серьги, а к раме — специальные кронштейны, в которые вставляются
буксирные шкворни.
Для транспортировки автомобилей по железной дороге к основанию и бортам
платформы приварены скобы. При вводе автомобилей в эксплуатацию скобы
срезают.
Подъемный механизм платформы самосвалов
Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А
Подъем платформы осуществляется гидравлическим подъемным механизмом с
дистанционным управлением из кабины водителя. Механизм обеспечивает
подъем платформы, опускание и остановку ее в любом промежуточном
положении в процессе подъема и опускания и автоматическое ограничение
максимального угла подъема платформы.
Подъемный механизм автомобилей-самосвалов БелАЗ-540 и БелЛЗ-540А состоит
из двух цилиндров, двух насосов, распределительного крана, автомата
переключения насоса, крана управления и масляного бака. На
автомобиле-самосвале БелАЗ-548А установлен дополнительный насос, вместо
распределительного крана и автомата — панель управления.
Цилиндры подъемного механизма — телескопического типа. На
автомобилях-самосвалах БелАЗ-540 и БелАЗ-540А цилиндры трехзвенные (рис.
170), на автомобиле-самосвале БелАЗ-548А четырехзвенные. В каждом
цилиндре установлены обратные клапаны, обеспечивающие перетекание масла
при полностью выдвинутом последнем звене, т. е. клапаны автоматически
соединяют нагнетательную магистраль со сливной.
Цилиндр состоит из трех выдвижных труб 9, 10 и 11 и неподвижного
поршня-штока 22. Поверхности сопряжения выдвижных звеньев уплотнены
резиновыми кольцами 8 круглого сечения, которые предохранены
фторопластовыми защитными шайбами 7 от попадания абразивных частиц на
поверхность колец. Перед защитными шайбами и уплотнительными кольцами в
канавки установлены предохранительные кольца 6 специального профиля,
снимаю-
момент подъема платформы: между подпятником и
головкой образуется зазор, масло из нагнетательной магистрали поступает
в подпоршневую полость и происходит резкое торможение платформы.
От загрязнения нижняя опора защищена чехлом 25.
Рис. 170. Цилиндр подъемного механизма
автомобилей-самосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-540А:
1, 2, 3, 4, 8, 15, 26 и 27 — уплотнительные кольца; 5 — стопорное
кольцо; 6 — предохранительные кольца; 7 защитные шайбы; 9 — наружная
груба; 10 — первая выдвижная труба;
11 вторая выдвижная труба; 12 — поршневые кольца; 13 — направляющее
кольцо; 14 — ограничительные кольца; 16 крышка; 17 — крышка верхней
опоры; 18 — подпятник верхней опоры; 19 — головка верхней опоры; 20 —
гнездо клапана; '21 — толкатель; 22 — поршень-шток; 23 внутренняя труба;
24 — втулка: 25 — защитный чехол; 28 — крышка нижней опоры; 29 — головка
нижней опоры; 30 — подпятник нижней опоры;
I — канал, сообщающий подпоршневую полость е магистралью опускания
платформы; II — подпоршневая полость; III— иадпоршневая полость; IV —
канал магистрали опускания платформы; I7 — канал магистрали подъема
платформы