СОГЛАСУЮЩИЙ РЕДУКТОР АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Согласующий редуктор служит для приведения в соответствие характеристики
двигателя и гидротрансформатора, т. е. для изменения числа оборотов
насосного колеса гидротрансформатора с целью получения наиболее выгодных
условий совместной их работы. Кроме того, согласующий редуктор позволяет
более рационально установить гидромеханическую коробку передач по
отношению к оси коленчатого вала двигателя, а также осуществить отбор
мощности на масляные насосы объединенной гидравлической системы
гидроусилителя рулевого управления и подъемного механизма платформы. На
одноосных автомобилях-тягачах согласующий редуктор позволяет осуществить
отбор мощности на масляные насосы рулевого управления и насосы
управления скрепером.
Согласующий редуктор (рис. 59) состоит из прямозубых цилиндрических
шестерен, установленных на валах в картере. Картер 2 отлит из серого
чугуна и при помощи шпилек крепится к картеру гидротрансформатора.
Задний конец ведущего вала 6, промежуточный вал 9 и передний конец
ведомого вала 12 установлены на роликовых подшипниках. Передний конец
ведущего вала установлен на роликовом сферическом подшипнике 7, а задний
конец ведомого вала, который одновременно служит второй опорой насосного
колеса гидротрансформатора, установлен на шариковом подшипнике 15. На
шлицах ведущего вала установлены ведущая шестерня 1 и фланец 5 крепления
карданного вала трансмиссии, закрепленные на валу упорной шайбой и
болтами. Передний выходной конец вала уплотнен сальником 4,
установленным в крышке 3 подшипника. Ведущая шестерня 1 входит в
зацепление с ведомой шестерней 8 промежуточного вала, которая посажена
на палу на шпонке. Ведомый вал имеет шлицы, на которых установлены
ведомая шестерня 14 и ведущая шестерня 13 привода насосов, а на заднем
конце — фланец с наружными шлицами, которыми он входит в зацепление с
внутренними шлицами фланца привода насосного колеса гидротрансформатора.
Ведущий вал согласующего редуктора в задней части
имеет квадратный хвостовик, который предназначен для проворачивания
коленчатого вала двигателя.
Насосы объединенной гидравлической системы опрокидывающего механизма и
рулевого управления имеют привод от шестерни 3 (рис. 60), установленной
на ведомом валу. Шестерня 3 входит в зацепление с шестерней 4 привода
насоса подъемного механизма, а шестерня 4 приводит в действие шестерню 9
привода насоса гидроусилителя рулевого управления. Валы 5 и 8, на
шпонках которых установлены шестерни, имеют внутренние шлицы для
установки шлицевых валиков насосов. Во внутренние шлицы вала 8 входит
соединительный вал 10, приводящий во вращение вал 14 и шестерни 12 и 13
привода насоса гидромеханической передачи.
В последующем на вал 8 и вал 14 предусмотрена установка муфт свободного
хода. При наличии муфт свободного хода насос гидроусилителя рулевого
управления и насосы гидромеханической передачи могут работать как от
двигателя, так и от колес автомобиля (в зависимости от того, что
является ведущим), обеспечивая работу гидравлических систем
гидромеханической передачи и рулевого управления.
При движении автомобиля в гору число оборотов вала двигателя возрастает,
и оно значительно выше числа оборотов ведомого вала коробки передач. В
этом случае ведущим является двигатель. Насос рулевого управления,
имеющий механический привод от двигателя через согласующий редуктор, и
насосы коробки передач, имеющие привод от валика нижнего насоса,
работают от двигателя.
При движении автомобиля на спусках, а также при движении «накатом»
обороты ведомого вала коробки передач выше оборотов коленчатого вала
двигателя. В этом случае насосы коробки передач, а также связанный с
ними насос гидроусилителя приводятся в действие от ведомого вала.
Таким образом, муфты свободного хода работают попеременно в зависимости
от того, какой привод является ведущим: если
насосы приводятся в действие от двигателя, заклинивает муфта валика
привода насоса гидроусилителя, и, наоборот, если от ведомого вала
коробки передач, заклинивает муфта валика привода насосов
гидромеханической передачи.
Шестерня 5 муфты свободного хода (рис. 61) является наружной обоймой и
связана с внутренней обоймой через ролики 8, которые совместно с
подшипниками 9 воспринимают вертикальную составляющую усилия на зубьях
шестерни, снимая это усилие с ведущих роликов. При вращении шестерни
против часовой стрелки ролики поджимаются пружинами и заклиниваются
между внутренней поверхностью обоймы 6 и наклонной поверхностью
звездочки. В этом случае происходит блокировка шестерни с валом и вал
начинает вращаться.
Согласующие редукторы автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А конструктивно
не отличаются друг от друга, однако передаточные
отношения у них разные. Поэтому устанавливать
редуктор автомобиля БелАЗ-540 на автомобиль БелАЗ-540А и наоборот ни в
косм случае нельзя.
Рис. 61. Муфта свободного хода:
Рис. 62. Согласующий редуктор одноосного
автомобиля-тягача БелАЗ-531 (вид спереди) (разрез по А — А приведен па
рис. 63)
Рис. 63. Вал отбора мощности с фрикционом в
сборе:
1- нажимный диск фрикциона; 2 — поршень фрикциона; 3 — барабан
фрикциона; 4 — распределитель; 5 — электромагнит; 6 — золотник; 7 —
пружина; 8 — ведущий диск; 9 — ведомый диск; 10 — ведомая шестерня; 11 —
ступица; 12 — фланец; 13 — вал отбора
мощности; 14 — шестерня промежуточного вала
В согласующих редукторах автомобиля БелзАЗ-548А и
одноосных автомобилей-тягачей конструктивно иначе выполнен промежуточный
вал, который используется в качестве приводного вала для третьего
масляного насоса, устанавливаемого на переходном фланце редуктора. Вал
имеет шлицевую втулку, в которую входит шлицевый вал насоса.
Согласующий редуктор одноосных автомобилей-тягачей БелАЗ-531 и БелАЗ-531
Г (рис. 62) имеет еще вал отбора мощности (рис. 63), смонтированный в
общем картере и служащий для привода редуктора масляных насосов
управления прицепным агрегатом. Шестерня 10 вала отбора мощности
установлена на шариковых подшипниках и приводится во вращение от
шестерни 14 промежуточного вала. Блокировка шестерни с валом
производится фрикционом, установленным на валу на шлицах. Ведомые диски
9
фрикциона установлены на шлицы ступицы 11, которая
внутренними шлицами соединена с шестерней. Ведущие диски 8 фрикциона
имеют наружные выступы, которыми они входят в пазы барабана. Фрикцион
вала отбора мощности включается следующим образом.
Рабочая жидкость из главной масляной магистрали гидромеханической
передачи подводится к нагнетательному каналу распределителя 4. При
выключенном электромагните 5 золотник 6 распределителя под действием
пружины 7 находится в крайнем левом (по рисунку) положении, перекрывая
нагнетательный канал распределителя и сообщая полость бустера фрикциона
со сливным каналом. При включении электромагнита сердечник его
передвигает золотник вправо, при этом золотник перекрывает сливной
канал, а нагнетательный канал сообщается с бустером фрикциона, куда под
давлением поступает масло, перемещая поршень 2 фрикциона. Поршень через
нажимный диск 1 сжимает ведомые и ведущие диски фрикциона — ведомая
шестерня получает жесткую связь с ведомым валом, чем и обеспечивается
включение коробки отбора мощности.
Смазка к согласующему редуктору подводится по трубке от коробки передач
к верхней крышке редуктора, стекает на шестерню ведущего вала,
разбрызгивается и смазывает все нижние детали.