СОГЛАСУЮЩИЙ РЕДУКТОР АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

  Главная      Автомобили - Белаз     Автомобили-самосвалы Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

СОГЛАСУЮЩИЙ РЕДУКТОР АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

Согласующий редуктор служит для приведения в соответствие характеристики двигателя и гидротрансформатора, т. е. для изменения числа оборотов насосного колеса гидротрансформатора с целью получения наиболее выгодных условий совместной их работы. Кроме того, согласующий редуктор позволяет более рационально установить гидромеханическую коробку передач по отношению к оси коленчатого вала двигателя, а также осуществить отбор мощности на масляные насосы объединенной гидравлической системы гидроусилителя рулевого управления и подъемного механизма платформы. На одноосных автомобилях-тягачах согласующий редуктор позволяет осуществить отбор мощности на масляные насосы рулевого управления и насосы управления скрепером.

Согласующий редуктор (рис. 59) состоит из прямозубых цилиндрических шестерен, установленных на валах в картере. Картер 2 отлит из серого чугуна и при помощи шпилек крепится к картеру гидротрансформатора.

Задний конец ведущего вала 6, промежуточный вал 9 и передний конец ведомого вала 12 установлены на роликовых подшипниках. Передний конец ведущего вала установлен на роликовом сферическом подшипнике 7, а задний конец ведомого вала, который одновременно служит второй опорой насосного колеса гидротрансформатора, установлен на шариковом подшипнике 15. На шлицах ведущего вала установлены ведущая шестерня 1 и фланец 5 крепления карданного вала трансмиссии, закрепленные на валу упорной шайбой и болтами. Передний выходной конец вала уплотнен сальником 4, установленным в крышке 3 подшипника. Ведущая шестерня 1 входит в зацепление с ведомой шестерней 8 промежуточного вала, которая посажена на палу на шпонке. Ведомый вал имеет шлицы, на которых установлены ведомая шестерня 14 и ведущая шестерня 13 привода насосов, а на заднем конце — фланец с наружными шлицами, которыми он входит в зацепление с внутренними шлицами фланца привода насосного колеса гидротрансформатора.

 

 

 

 

Рис. 59. Согласующий редуктор автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А:
1 — ведущая шестерня; 2 — картер; 3 — крышка; 4 — сальник; 5 — фланец; 6 — ведущий вал; 7 — роликовый двухрядный сферический подшипник; 8 — шестерня промежуточного вала; 9 — промежуточный вал; 10 и // — крышки; 12 — ведомый вал; 13 — ведущая шестерня привода насосов; 14 — ведомая шестерня; 15 — шариковый подшипник

 

 

 

 

Рис. 60. Привод насосов:
1 — шестерня ведомого вала согласующего редуктора; 2 — ведомый вал; 3 — ведущая шестерня привода насосов; 4 — ведомая шестерня привода насосов; 5 — вал привода насоса подъемного механизма; 6 — насос подъемного механизма; 7 — насос гидроусилителя рулевого управления; 8 — вал привода насоса гидроусилителя; 9 — ведомая шестерня привода насоса гидроусилителя; 10 — соединительный вал; И — насос гидромеханической передачи; 12 — ведомая шестерня; 13 — ведущая шестерня; 14 — вал привода насоса гидромеханической передачи.

 

 

 

 

Ведущий вал согласующего редуктора в задней части имеет квадратный хвостовик, который предназначен для проворачивания коленчатого вала двигателя.

Насосы объединенной гидравлической системы опрокидывающего механизма и рулевого управления имеют привод от шестерни 3 (рис. 60), установленной на ведомом валу. Шестерня 3 входит в зацепление с шестерней 4 привода насоса подъемного механизма, а шестерня 4 приводит в действие шестерню 9 привода насоса гидроусилителя рулевого управления. Валы 5 и 8, на шпонках которых установлены шестерни, имеют внутренние шлицы для установки шлицевых валиков насосов. Во внутренние шлицы вала 8 входит соединительный вал 10, приводящий во вращение вал 14 и шестерни 12 и 13 привода насоса гидромеханической передачи.

В последующем на вал 8 и вал 14 предусмотрена установка муфт свободного хода. При наличии муфт свободного хода насос гидроусилителя рулевого управления и насосы гидромеханической передачи могут работать как от двигателя, так и от колес автомобиля (в зависимости от того, что является ведущим), обеспечивая работу гидравлических систем гидромеханической передачи и рулевого управления.

При движении автомобиля в гору число оборотов вала двигателя возрастает, и оно значительно выше числа оборотов ведомого вала коробки передач. В этом случае ведущим является двигатель. Насос рулевого управления, имеющий механический привод от двигателя через согласующий редуктор, и насосы коробки передач, имеющие привод от валика нижнего насоса, работают от двигателя.

При движении автомобиля на спусках, а также при движении «накатом» обороты ведомого вала коробки передач выше оборотов коленчатого вала двигателя. В этом случае насосы коробки передач, а также связанный с ними насос гидроусилителя приводятся в действие от ведомого вала.

Таким образом, муфты свободного хода работают попеременно в зависимости от того, какой привод является ведущим: если

насосы приводятся в действие от двигателя, заклинивает муфта валика привода насоса гидроусилителя, и, наоборот, если от ведомого вала коробки передач, заклинивает муфта валика привода насосов гидромеханической передачи.

Шестерня 5 муфты свободного хода (рис. 61) является наружной обоймой и связана с внутренней обоймой через ролики 8, которые совместно с подшипниками 9 воспринимают вертикальную составляющую усилия на зубьях шестерни, снимая это усилие с ведущих роликов. При вращении шестерни против часовой стрелки ролики поджимаются пружинами и заклиниваются между внутренней поверхностью обоймы 6 и наклонной поверхностью звездочки. В этом случае происходит блокировка шестерни с валом и вал начинает вращаться.

Согласующие редукторы автомобилей БелАЗ-540 и БелАЗ-540А конструктивно не отличаются друг от друга, однако передаточные

отношения у них разные. Поэтому устанавливать редуктор автомобиля БелАЗ-540 на автомобиль БелАЗ-540А и наоборот ни в косм случае нельзя.

 

 

Рис. 61. Муфта свободного хода:

 

 

 

 

 

 

Рис. 62. Согласующий редуктор одноосного автомобиля-тягача БелАЗ-531 (вид спереди) (разрез по А — А приведен па рис. 63)

 

 

 

 

Рис. 63. Вал отбора мощности с фрикционом в сборе:
1- нажимный диск фрикциона; 2 — поршень фрикциона; 3 — барабан фрикциона; 4 — распределитель; 5 — электромагнит; 6 — золотник; 7 — пружина; 8 — ведущий диск; 9 — ведомый диск; 10 — ведомая шестерня; 11 — ступица; 12 — фланец; 13 — вал отбора
мощности; 14 — шестерня промежуточного вала

 

 

 

В согласующих редукторах автомобиля БелзАЗ-548А и одноосных автомобилей-тягачей конструктивно иначе выполнен промежуточный вал, который используется в качестве приводного вала для третьего масляного насоса, устанавливаемого на переходном фланце редуктора. Вал имеет шлицевую втулку, в которую входит шлицевый вал насоса.

Согласующий редуктор одноосных автомобилей-тягачей БелАЗ-531 и БелАЗ-531 Г (рис. 62) имеет еще вал отбора мощности (рис. 63), смонтированный в общем картере и служащий для привода редуктора масляных насосов управления прицепным агрегатом. Шестерня 10 вала отбора мощности установлена на шариковых подшипниках и приводится во вращение от шестерни 14 промежуточного вала. Блокировка шестерни с валом производится фрикционом, установленным на валу на шлицах. Ведомые диски 9

фрикциона установлены на шлицы ступицы 11, которая внутренними шлицами соединена с шестерней. Ведущие диски 8 фрикциона имеют наружные выступы, которыми они входят в пазы барабана. Фрикцион вала отбора мощности включается следующим образом.

Рабочая жидкость из главной масляной магистрали гидромеханической передачи подводится к нагнетательному каналу распределителя 4. При выключенном электромагните 5 золотник 6 распределителя под действием пружины 7 находится в крайнем левом (по рисунку) положении, перекрывая нагнетательный канал распределителя и сообщая полость бустера фрикциона со сливным каналом. При включении электромагнита сердечник его передвигает золотник вправо, при этом золотник перекрывает сливной канал, а нагнетательный канал сообщается с бустером фрикциона, куда под давлением поступает масло, перемещая поршень 2 фрикциона. Поршень через нажимный диск 1 сжимает ведомые и ведущие диски фрикциона — ведомая шестерня получает жесткую связь с ведомым валом, чем и обеспечивается включение коробки отбора мощности.

Смазка к согласующему редуктору подводится по трубке от коробки передач к верхней крышке редуктора, стекает на шестерню ведущего вала, разбрызгивается и смазывает все нижние детали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..