содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
Система охлаждения двигателей ЯМ3-240, ЯМЗ-240Н автомобилей
Белаз
Система охлаждения двигателей — жидкостная, закрытая, с принудительной
циркуляцией жидкости от насоса. Циркулирующей в системе жидкостью
охлаждаются гильзы цилиндров и головки цилиндров двигателя, а также блок
и головка цилиндров компрессора.
В систему охлаждения двигателя (рис. 55) параллельно водяному радиатору
включен радиатор 5 отопителя кабины, который забирает часть тепла для
обогрева кабины. Радиатор отопителя включают краном 7. В зависимости от
степени нагрева жидкости движение ее в системе осуществляется или по
малому кругу циркуляции (радиатор отключен), или по большому кругу
циркуляции (через радиатор).
Рис. 55. Система охлаждения двигателя ЯМ3-240:
1 — водяной радиатор; 2 — пароотводные трубки; 3 — расширительный бачок;
4 — пробка заправочной горловины; 5 — радиатор отопителя кабины; 6 —
компрессор;
7 — кран отключения радиатора отопителя кабины; 8 — термостаты; 9 —
указатель температуры жидкости; 10 — рубашка охлаждения двигателя; 11 —
водяной насос;
12 — сливные краны; 13 — пусковой подогреватель двигателя
Направление потока жидкости регулируют термостатами
8, установленными в водосборных трубах двигателя.
Система пароотводных трубок 2 соединяет верхний бачок радиатора и
водяные трубы с верхней частью расширительного бачка, в который
удаляются пары воды и воздух, попавший в систему.
Температуру жидкости в системе охлаждения контролируют по указателю 9
температуры, датчик которого установлен на водосборной трубе левого
блока цилиндров.
Отличие системы охлаждения двигателя автомобиля БелАЗ-548А заключается в
установке в ней двух водяных радиаторов (вместо одного на БелАЗ-540А) и
вентиляторов с увеличенной шириной лопастей.
Привод вентиляторов на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и
автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЗ-531 Г имеет такую же конструкцию,
как на автомобиле БелАЗ-540.
Сливной кран для удаления жидкости из системы охлаждения расположен в
нижней части корпуса водяного насоса.
На двигателях, оборудованных пусковым подогревателем, имеется еще
дополнительный сливной кран на котле подогревателя.
Техническое обслуживание системы охлаждения выполняют в следующем
объеме.
Ежедневно:
проверяют и поддерживают в требуемых пределах уровень охлаждающей
жидкости в системе;
сливают полностью охлаждающую жидкость из системы в случае длительной
остановки двигателя при низких температурах, если система охлаждения
заправлена водой;
проверяют герметичность уплотнений водяного насоса по отсутствию течи
воды или масла через контрольное отверстие насоса.
Периодически, через 100 ч работы двигателя: проверяют крепление
вентиляторов и радиаторов; проверяют натяжение ремней привода
вентиляторов и компрессора; смазывают подшипники валов вентиляторов и
натяжных роликов.
При переходе на осенне-зимний период эксплуатации промывают систему
охлаждения двигателя, в случае необходимости удаляют накипь, проверяют
работоспособность термостатов.
Система предпускового подогрева двигателей
ЯМ3-240, ЯМЗ-240Н
Для облегчения пуска двигателей при низких температурах на автомобилях
БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531, БелАЗ-581 Г
устанавливаются пусковые подогреватели типа ПЖД-600 (рис. 56).
При установке пускового подогревателя двигатели ЯМЗ снабжаются
дополнительным поддоном 3, который обеспечивает направленное движение
выпускных газов подогревателя на поддон картера двигателя для разогрева
в нем масла. Циркуляция жидкости при работе пускового подогревателя
показана на рис. 55. Устройство, правила эксплуатации и неисправности
подогревателя ПЖД-600 описаны в разделе «Система предпускового подогрева
двигателя Д12А-375Б».
Рис. 56. Установка пускового подогревателя
двигателя на автомобиле
БелАЗ -540Л:
1 — рама автомобиля; 2 — поддон картера двигателя; 3 — дополнительный
поддон; 4 — трубопровод подвода горячих газов подогревателя к двигателю;
5 — пусковой подогреватель в сборе; 6 — трубопровод подвода жидкости к
подогревателю; 7 — трубопровод отвода нагретой жидкости к двигателю
содержание ..
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39 40
..
|