Система смазки двигателя Д12А-375Б автомобилей
Белаз
Система смазки двигателя (рис. 33) — комбинированная с «сухим» картером.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого
вала, подшипники механизма передач и распределительных валов, кулачки и
тарелки клапанов. Разбрызгиванием смазываются зеркала цилиндров,
шестерни механизма передач, втулки клапанов.
В систему смазки двигателя входит масляный бак, масляный насос, масляный
радиатор, кран отключения масляного радиатора, маслозакачивающий насос,
масляный фильтр, картер и масляные каналы двигателя,
соединительные маслопроводы.
Уровень масла в системе смазки контролируют при помощи
маслоизмерительного стержня, установленного в масляном баке.
Давление масла в системе контролируют по манометру, датчик 24 которого
установлен на маслопроводе 20.
Температуру масла контролируют по указателю 6 температуры,
установленному на маслопроводе отвода масла из двигателя.
К масляной магистрали двигателя параллельно подключена система смазки
компрессора и топливного насоса высокого давления.
Рис. 33. Система смазки двигателя:
1 маслопроводы подвода масла к головкам цилиндров; 2 — маслозакачивающий
насос; 3 — перепускной клапан; 4 — масляный насос;
5 — обратный клапан; 6 — указатель температуры масла; 7 — масляный
фильтр; 8 — маслоприемник; 9 — масляный бак; 10 — змеевики подогрева
масла; 11 — пробка слива масла; 12 — пеногаситель; 13 —
маслоизмерительный стержень; 14 — маслопровод выравнивания давления в
масляном баке; 15 — масляный радиатор; 16 — кран отключения масляного
радиатора; 17 — перепускной клапан крана; 18 — компрессор; 19 —
маслопровод подвода масла к масляному фильтру; 20 — маслопровод отвода
масла после щелевой очистки (главная магистраль); 21 — маслопровод
подвода масла к клапану аварийного выключения подачи топлива; 22 —
маслопровод подвода масла к насосу высокого давления; 23 — маслопровод
слива масла из корпуса насоса высокого давления; 24 — датчик манометра.
Положение крана:
а — масляный радиатор включен; б — масляный радиатор выключен
Масляный бак двигателя Д12А-375Б
Масляный бак — сварной, предназначен для сбора масла, откачиваемого из
картера двигателя, снабжен маслозаливной горловиной, закрытой
герметичной пробкой. Бак расположен в передней части под правым крылом
автомобиля, на котором имеется специальный люк с крышкой для доступа к
маслозаливной горловине.
Внутри бака расположен пеногаситель 12, через который проходит масло,
поступающее из двигателя, а также змеевики 10, предназначенные для
разогрева масла перед пуском двигателя. В случае установки на автомобиль
пускового подогревателя двигателя змеевики подключаются к нему и
циркулирующая по ним жидкость разогревает масло в баке. При отсутствии
на автомобиле пускового подогревателя змеевики можно также использовать
для разогрева масла, пропуская через них горячую воду от специальной
установки или подключив их к системе пароподогрева.
Для выравнивания давления внутри бака при изменении в нем уровня масла
верхняя
часть бака соединена маслопроводом 14 с картерным
пространством двигателя.