Кривошипно-шатунный механизм двигателя Д12А-375Б автомобилей
Белаз
Коленчатый вал—стальной, штампованный, снабжен гасителем крутильных
колебаний. Вал имеет шесть кривошипов, расположенных в трех плоскостях
под углом 120° друг к другу, семь коренных (опорных) и шесть шатунных
шеек. Коренные и шатунные подшипники снабжены легкосъемными вкладышами.
На переднем конце коленчатого вала установлена ведущая шестерня
механизма передач, от которой посредством шестеренчатых передач идет
отбор мощности к- следующим узлам и механизмам: по верхнему
вертикальному валу — к топливному насосу высокого давления и
воздухораспределителю, по двум наклонным валам — к механизмам
газораспределения, по отдельному наклонному валу — к генератору, по
нижнему вертикальному валу — к топливоподкачивающему, водяному и
масляному насосам (рис. 12).
Направление вращения коленчатого вала — по ходу часовой стрелки
(правое), если смотреть со стороны механизма передач.
Шатуны (рис. 13) левого и правого блоков имеют общую шатунную шейку и
общий подшипник. Шатун, устанавливаемый в левом блоке, если смотреть со
стороны механизма передач, является главным, а шатун правого блока —
прицепным. Прицепной шатун 7 крепится к главному 6 при помощи
пустотелого пальца 8, закрепленного в проушине на нижней головке
главного шатуна.
Верхние головки шатунов снабжены втулками из оловянистой бронзы. Нижняя
головка главного шатуна — разъемная, снабжена вкладышами 12,
изготовленными из сталеалюминевой полосы или стальными, залитыми
свинцовистой бронзой. От проворачивания вкладыши фиксируются штифтами
11.
Поршни, штампованные из алюминиевого сплава, крепятся к шатунам при
помощи пустотелых пальцев 4 плавающего типа, фиксируемых от осевых
перемещений алюминиевыми заглушками 5.
Днище поршня служит нижней частью камеры сгорания и имеет специальную
форму. По краям днища расположены четыре плоских углубления, в которые
входят впускные и выпускные клапаны при подходе поршня к в. м. т.
На каждом поршне установлены два компрессионных кольца и три
маслосъемных кольца, одно из которых расположено ниже
поршневого пальца. Компрессионные кольца —
стальные, рабочая поверхность покрыта слоем хрома и олова. Маслосъемные
кольца — чугунные, имеют коническую форму и устанавливаются на поршень
меньшим диаметром конуса вверх. Для правильной установки новые кольца со
стороны меньшего диаметра имеют надпись «верх».
Состояние поршневых колец двигателя при
необходимости проверяют путем замера давления газов в картере при помощи
водяного пьезометра (манометра), подсоединив его к крышке верхнего лючка
картера двигателя, отсоединив предварительно от крышки
маслопровод 23 (см. рис. 33) слива масла из корпуса
насоса высокого давления. На время замера давления газов надо заглушить
подвод масла к насосу, вывернув штуцер, крепящий маслопровод 22 к
насосу, и установить в угольник этого трубопровода деревянную пробку.
Давление газов в картере нового двигателя должно быть
не более 80 мм вод, ст.. после 1000 ч работы двигателя — не более 100 мм
вод, ст.