ДВИГАТЕЛЬ Д12А-375Б АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

  Главная      Автомобили - Белаз     Автомобили-самосвалы Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

ДВИГАТЕЛЬ Д12А-375Б АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 

 

 

Быстроходный четырехтактный дизель Д12А-375Б (рис. 8) имеет два блока цилиндров, расположенных V-образно под углом 60°.

Картер и блоки цилиндров двигателя Д12А-375Б

Картер двигателя литой, состоит из верхней и нижней частей, соединенных между собой при помощи шпилек и четырех призон-ных болтов. Плоскость разъема уплотняется нитью из натурального шелка или капрона и промазывается пастой «герметик».

В верхнюю часть картера ввернуты стяжные шпильки, которые соединяют с картером блоки и головки цилиндров.

Нижняя часть картера выполняет роль маслосборника, в передней части на ней крепятся масляный и водяной насосы двигателя.

Рис. 8. Двигатель Д12А-375Б:
1 — масляный фильтр;
2 масляный насос;
3 — водяной насос; 4 —
ведущий шкив привода вентиляторов и компрессора; 5 — датчик
тахометра; 6 — крышка головки цилиндров; 7 — люки в крышке; 8 — труба отвода отработавших газов; 9 — выпускные трубопроводы; 10 — впускные трубопроводы;
11 — фильтр предвари тельной очистки топлива; 12 - балка передней опоры двигателя;
13 — генератор

 

 

 

 

Блоки цилиндров двигателя Д12А-375Б

 

 (рис. 9) левый и правый имеют по 14 отверстий 7 для прохода стяжных шпилек, по шести легкосъемных стальных гильз 16 цилиндров и внутренние полости, по которым циркулирует вода, охлаждающая гильзы.

Порядок нумерации цилиндров двигателя указан на рис. 10.

Гильзы цилиндров в нижней части уплотнены резиновыми кольцами 17 (см. рис. 9), изготовленными из тсрмомаслостойкой резины. Два верхних кольца — прямоугольного сечения, а нижнее кольцо — круглого сечения. Верхняя часть гильзы уплотнена за счет точной посадки ее фланца на выточку в блоке цилиндров.

Отверстия (колодцы) для прохода стяжных шпилек по верхней плоскости цилиндров уплотнены резиновыми кольцами. В нижней части блоки цилиндров имеют контрольные отверстия 19, которые идут из колодцев и служат для контроля за отсутствием воды или масла в колодцах.

 

На верхней плоскости каждого блока и нижней плоскости головки имеется 24 отверстия 11 для прохода охлаждающей жидкости из блоков в головки цилиндров. В отверстия вставлены перепускные трубки с резиновыми кольцами для уплотнения.

 

 

Рис. 9. Блок и головка цилиндров:
1 — крышка головки цилиндров; 2 — площадка для установки датчика тахометра; 3 — подшипники распределительных валов; 4 — головка цилиндров; 5 — кронштейн приводного вала; 6 — отверстие для подвода масла; 7 — отверстия (колодцы) для стяжных шпилек; 8 — гнезда для установки форсунок; 9 — направляющие втулки клапанов; 10 — канал для стока масла; 11 — перепускное отверстие для воды; 12 — седло клапана; 13 — уплотнительная прокладка; 14 — блок цилиндров; 15 — патрубок подвода воды; 16 — гильза цилиндров; 17 — уплотнительные резиновые кольца (3 шт.); 18 — окна для прохода воды; 19 — контрольные отверстия блока

 

 

 

 

Головки цилиндров 4—алюминиевые, крепятся по периметру сшивными шпильками к блокам, вместе с которыми крепятся к картеру стяжными шпильками. Под гайки стяжных шпилек установлены плоские уплотнительные шайбы, которые полностью перекрывают отверстия 7, предотвращая утечку масла с верхней плоскости головки цилиндров.

На боковых плоскостях головок цилиндров двигателя расположены впускные и выпускные каналы цилиндров.

На стороне крепления впускного трубопровода в головку цилиндров ввернуты шесть колпачковых гаек для установки пусковых клапанов системы воздухопуска.

Между блоками и головками цилиндров установлены алюминиевые прокладки 13, уплртняющие камеры сгорания.

На верхних плоскостях головок цилиндров установлены распределительные валы и клапанный механизм системы газораспределения, закрываемый крышками 1.

 

 

 

Рис. 10. Схема расположения цилиндров двигателя:
1 — левый блок цилиндров; 2 — правый блок цилиндров; 3 — маховик

 

 

 

 

Рис. 11. Последовательность затяжки гаек стяжных шпилек

 

 

 

После первых 100 ч работы нового двигателя необходимо проверить затяжку гаек крепления впускных и выпускных трубопроводов двигателя. в дальнейшем затяжку гаек производят только при необходимости.

После первых 500 ч работы нового двигателя проверяют затяжку гаек стяжных и сшивных шпилек блоков цилиндров. В дальнейшем затяжку гаек производят только при необходимости.

Своевременная затяжка гаек стяжных и сшивных шпилек предохраняет прокладку головки цилиндров от повреждения, так как устраняет зазоры, возникающие в результате отворачивания гаек от вибрации или в результате изменения линейных размеров деталей.

Для затяжки гаек стяжных шпилек снимают с двигателя топливопроводы высокого давления, фильтр предварительной очистки топлива и крышки головок

 

цилиндров. Открытые концы топливопроводов закрывают чистой промасленной бумагой или изоляционной лентой для защиты от пыли и грязи.

Затяжку гаек стяжных шпилек проверяют подтягиванием их ключом с длиной рукоятки 1000 мм с усилием, создаваемым одним человеком в порядке, указанном на рис. 11.

Гайки, поддающиеся затяжке, подтягивают за один прием не более чем на полграни, а всего не более чем на одну грань.

После полной затяжки все гайки вместе со шпильками отвертывают на 3—5° (смещение грани на 1 — 1.5 мм) для устранения напряжения скручивания в шпильках.

Затяжку гаек сшивных шпилек проверяют ключом с длиной рукоятки 125 мм путем затяжки их до отказа, начиная с первой правой гайки на каждом блоке, обходя блок крутом против часовой стрелки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..