содержание ..
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
ДВИГАТЕЛЬ Д12А-375Б АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540,
Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Быстроходный четырехтактный дизель Д12А-375Б (рис.
8) имеет два блока цилиндров, расположенных V-образно под углом 60°.
Картер и блоки цилиндров двигателя Д12А-375Б
Картер двигателя литой, состоит из верхней и нижней частей, соединенных
между собой при помощи шпилек и четырех призон-ных болтов. Плоскость
разъема уплотняется нитью из натурального шелка или капрона и
промазывается пастой «герметик».
В верхнюю часть картера ввернуты стяжные шпильки, которые соединяют с
картером блоки и головки цилиндров.
Нижняя часть картера выполняет роль маслосборника, в передней части на
ней крепятся масляный и водяной насосы двигателя.
Рис. 8. Двигатель Д12А-375Б:
1 — масляный фильтр;
2 масляный насос;
3 — водяной насос; 4 —
ведущий шкив привода вентиляторов и компрессора; 5 — датчик
тахометра; 6 — крышка головки цилиндров; 7 — люки в крышке; 8 — труба
отвода отработавших газов; 9 — выпускные трубопроводы; 10 — впускные
трубопроводы;
11 — фильтр предвари тельной очистки топлива; 12 - балка передней опоры
двигателя;
13 — генератор
Блоки цилиндров двигателя Д12А-375Б
(рис. 9) левый и правый имеют по 14 отверстий
7 для прохода стяжных шпилек, по шести легкосъемных стальных гильз 16
цилиндров и внутренние полости, по которым циркулирует вода, охлаждающая
гильзы.
Порядок нумерации цилиндров двигателя указан на рис. 10.
Гильзы цилиндров в нижней части уплотнены резиновыми кольцами 17 (см.
рис. 9), изготовленными из тсрмомаслостойкой резины. Два верхних кольца
— прямоугольного сечения, а нижнее кольцо — круглого сечения. Верхняя
часть гильзы уплотнена за счет точной посадки ее фланца на выточку в
блоке цилиндров.
Отверстия (колодцы) для прохода стяжных шпилек по верхней плоскости
цилиндров уплотнены резиновыми кольцами. В нижней части блоки цилиндров
имеют контрольные отверстия 19, которые идут из колодцев и служат для
контроля за отсутствием воды или масла в колодцах.
На верхней плоскости каждого блока и нижней
плоскости головки имеется 24 отверстия 11 для прохода охлаждающей
жидкости из блоков в головки цилиндров. В отверстия вставлены
перепускные трубки с резиновыми кольцами для уплотнения.
Рис. 9. Блок и головка цилиндров:
1 — крышка головки цилиндров; 2 — площадка для установки датчика
тахометра; 3 — подшипники распределительных валов; 4 — головка
цилиндров; 5 — кронштейн приводного вала; 6 — отверстие для подвода
масла; 7 — отверстия (колодцы) для стяжных шпилек; 8 — гнезда для
установки форсунок; 9 — направляющие втулки клапанов; 10 — канал для
стока масла; 11 — перепускное отверстие для воды; 12 — седло клапана; 13
— уплотнительная прокладка; 14 — блок цилиндров; 15 — патрубок подвода
воды; 16 — гильза цилиндров; 17 — уплотнительные резиновые кольца (3
шт.); 18 — окна для прохода воды; 19 — контрольные отверстия блока
Головки цилиндров 4—алюминиевые, крепятся по
периметру сшивными шпильками к блокам, вместе с которыми крепятся к
картеру стяжными шпильками. Под гайки стяжных шпилек установлены плоские
уплотнительные шайбы, которые полностью перекрывают отверстия 7,
предотвращая утечку масла с верхней плоскости головки цилиндров.
На боковых плоскостях головок цилиндров двигателя расположены впускные и
выпускные каналы цилиндров.
На стороне крепления впускного трубопровода в головку цилиндров ввернуты
шесть колпачковых гаек для установки пусковых клапанов системы
воздухопуска.
Между блоками и головками цилиндров установлены алюминиевые прокладки
13, уплртняющие камеры сгорания.
На верхних плоскостях головок цилиндров установлены распределительные
валы и клапанный механизм системы газораспределения, закрываемый
крышками 1.
Рис. 10. Схема расположения цилиндров двигателя:
1 — левый блок цилиндров; 2 — правый блок цилиндров; 3 — маховик
Рис. 11. Последовательность затяжки гаек стяжных
шпилек
После первых 100 ч работы нового двигателя
необходимо проверить затяжку гаек крепления впускных и выпускных
трубопроводов двигателя. в дальнейшем затяжку гаек производят только при
необходимости.
После первых 500 ч работы нового двигателя проверяют затяжку гаек
стяжных и сшивных шпилек блоков цилиндров. В дальнейшем затяжку гаек
производят только при необходимости.
Своевременная затяжка гаек стяжных и сшивных шпилек
предохраняет прокладку головки цилиндров от повреждения, так как
устраняет зазоры, возникающие в результате отворачивания гаек от
вибрации или в результате изменения линейных размеров деталей.
Для затяжки гаек стяжных шпилек снимают с двигателя топливопроводы
высокого давления, фильтр предварительной очистки топлива и крышки
головок
цилиндров. Открытые концы топливопроводов закрывают
чистой промасленной бумагой или изоляционной лентой для защиты от пыли и
грязи.
Затяжку гаек стяжных шпилек проверяют подтягиванием их ключом с длиной
рукоятки 1000 мм с усилием, создаваемым одним человеком в порядке,
указанном на рис. 11.
Гайки, поддающиеся затяжке, подтягивают за один прием не более чем на
полграни, а всего не более чем на одну грань.
После полной затяжки все гайки вместе со шпильками отвертывают на 3—5°
(смещение грани на 1 — 1.5 мм) для устранения напряжения скручивания в
шпильках.
Затяжку гаек сшивных шпилек проверяют ключом с длиной рукоятки 125 мм
путем затяжки их до отказа, начиная с первой правой гайки на каждом
блоке, обходя блок крутом против часовой стрелки.
содержание ..
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
|