Уход за системой охлаждения дизеля Д-54А, ее неисправности

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

§ 50.

Уход за системой охлаждения дизеля Д-54А, ее неисправности и способы их устранения

Основными операциями ухода за системой охлаждения являются заправка водой, подтяжка сальника водяного насоса и креплений шлангов, а также промывка системы.

При работе дизеля систему охлаждения нужно заполнять чистой и мягкой водой до появления течи из контрольной трубки.

Жесткую воду, в которой растворено много минеральных солей, без предварительного умягчения применять нельзя, так как при работе дизеля соли осаждаются на стенках деталей, омываемых водой, и образуют слой твердой накипи. Она снижает теплопроводность стенок и ухудшает циркуляцию воды, так как в результате отложения накипи уменьшаются сечения каналов в водяной рубашке и трубок радиатора. Все это ведет к перегреву,

снижению мощности и повышенному износу деталей дизеля.

Жесткую воду можно умягчить различными способами. Наиболее простым является предварительное кипячение, вызывающее выпадение значительной части растворенных минеральных солей в виде накипи и осадка.

Воду из системы охлаждения следует сливать в чистую посуду и в дальнейшем снова использовать для охлаждения дизеля.

Заливать воду нужно через воронку с мелкой сеткой, избегая расплескивания ее на сердцевину радиатора. Мокрые трубки и охлаждающие пластины быстро покрываются пылью, что ухудшает их охлаждение. При заливке укладывают на сетку воронки полотняную тряпку.

Уровень воды в радиаторе во время работы периодически проверяют. Открывая крышку горловины радиатора, нужно оберегать лицо и руки от ожогов горячей водой и парами, которые могут вырваться из горловины. Доливать воду в систему охлаждения перегретого дизеля надо постепенно, чтобы холодная вода успевала смешиваться с горячей. Нельзя заливать в перегретый дизель чрезмерно холодную воду, так как это может вызвать образование трещин в головке цилиндров.

Во избежание частой доливки свежей воды необходимо следить, чтобы в системе охлаждения не было течи.

При ежесменном техническом уходе проверяют плотность затяжки всех резьбовых соединений и хомутиков, обжимающих шланги. Если вода просачивается из-под гайки 6 (рис. 83), подтягивают набивку сальника, постепенно завертывая гайку ключом до полного прекращения течи.

Если после нескольких подтягиваний сальника гайка окажется навернутой на втулку до

упора и появится течь воды, необходимо заменить набивку сальника.

 

 

 

Рис. 85. Регулировка натяжения ремней вентилятора:
1 — гайка; 2 — регулировочный винт.

 

 



Через каждые 60 часов работы проверяют уровень масла во внутренней полости шкива вентилятора и натяжного ролика и при необходимости доливают масло, смазывают втулку 7 и регулируют натяжение ремней вентилятора.

Для проверки уровня масла шкив вентилятора устанавливают так, чтобы отверстие, закрываемое пробкой 18, заняло горизонтальное положение. Отвертывают пробку и поворачивают шкив на небольшой угол вниз. При этом масло должно показаться из отверстия. Если оно не покажется, то в отверстие вводят наконечник нагнетателя и нагнетают масло до появления его из отверстия. Затем завертывают пробку и насухо вытирают шкив и корпус насоса.

Уровень масла в ролике проверяют так же, как и в шкиве вентилятора, и при необходимости доливают масло нагнетателем.

Заднюю втулку 7 смазывают через масленку универсальной среднеплавкой смазкой УС-2 по ГОСТ 1033—51 летом и УС-1 зимой. Для полной смазки достаточно сделать шприцем 2—3 нагнетания.

Нормальным натяжением ремня вентилятора считают такое, при котором от нажатия большим пальцем руки на середину верхней ветви ремня получается прогиб 15—20 мм (рис. 85).

Натяжение ремней вентилятора регулируют перемещением ролика. Для этого отпускают гайку 1 крепления оси ролика и вращают регулировочный винт 2 до тех пор, пока каждый из ремней не будет натянут в достаточной степени. Величину прогиба измеряют линейкой. По окончании регулировки завертывают до отказа гайку крепления оси ролика.

Периодически после 960 ч работы дизеля удаляют накипь из системы охлаждения.

Неисправности системы охлаждения обычно ведут к перегреву дизеля, о чем свидетельствует повышение температуры воды. При работе дизеля наблюдаются такие неисправности.

Недостаток воды в системе охлаждения.

Если воды мало, нужно немедленно остано-
вить дизель и дать ему охладиться. Когда дизель остынет, его пускают вновь и при малом числе оборотов коленчатого вала доливают воду небольшой струей.

Ремни вентилятора пробуксовывают. В этом случае проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней. Замасленные ремни тщательно протирают тряпкой, а затем промывают в воде с мылом.

Забиты трубки радиатора. Эта неисправность — результат заправки илистой грязной водой. Неисправность определяют по быстроте стекания воды через сливной краник, причем одновременно наблюдают за скоростью понижения уровня воды в радиаторе. Илистую грязь иногда можно удалить промывкой радиатора горячей водой. Если промывка не дает результатов, радиатор надо направить в мастерскую.

Загрязнена наружная поверхность радиатора. Это происходит при работе трактора в пыльных условиях и на засоренных сорняками почвах. Для очистки наружной поверхности снимают радиатор и промывают его поверхность струей воды под давлением. Глубоко засевшую между пластинами грязь удаляют плоскими деревянными палочками.

Течь воды в соединениях системы и радиаторе. Ослабнувшие хомутики шлангов следует затянуть. Если их концы сходятся встык и не допускают затяжки, необходимо подложить под хомутики металлические полоски. Поврежденный шланг нужно сменить. При обнаружении течи трубок радиатор следует заменить.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие последствия перегрева (излишнего охлаждения) дизеля?

2. Как происходит циркуляция воды в системе охлаждения?

3. В каких пределах следует поддерживать температуру охлаждающей воды?

4. Для чего служит водяной радиатор и как он устроен?

5. Как устроены вентилятор и водяной насос?

6. Как устроено натяжное приспособление?

7. Почему в систему охлаждения нельзя заливать жесткую воду?

8. Как устранить течь воды из-под гайки сальника водяного насоса?

9. Как правильно натянуть ремни вентилятора?

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..