§ 48. Назначение системы охлаждения дизеля Д-54А и схема ее работы
Цилиндры, их головки, поршни, клапаны и другие детали дизеля,
непосредственно соприкасающиеся с горячими газами, сильно нагреваются.
При чрезмерном нагревании снижается вязкость масла, смазывающего
трущиеся поверхности деталей, и ухудшаются его смазочные свойства, а
также происходит выгорание масла. При этом возрастают потери мощности на
трение и увеличивается износ деталей.
Перегрев может вызвать значительное расширение поршня и заклинивание его
в цилиндре. Вследствие перегрева происходит коробление тарелок клапанов
и обгорание фасок, а также заедание клапанов во втулках.
Чтобы избежать перегрева деталей дизеля, охлаждают гильзы и головку
цилиндров. Поэтому поршни, поршневые кольца, клапаны и другие детали
также охлаждаются.
Однако чрезмерное охлаждение может вызвать ряд вредных явлений,
ухудшающих работу дизеля.
Переохлаждение дизеля увеличивает отдачу тепла нагретыми газами холодным
поверхностям головки и гильз цилиндров. Тогда в механическую работу
превращается меньшая часть тепла, выделившегося при сгорании топлива в
цилиндрах дизеля. Кроме того, низкая температура стенок камеры сжатия
ухудшает процесс сгорания топлива. Все это снижает мощность и ухудшает
экономичность дизеля.
Систему охлаждения составляют водяные рубашки блок-картера и головки
цилиндров, водяной насос, радиатор, вентилятор и патрубки.
Непрерывное круговое движение воды из рубашки дизеля в радиатор, а из
радиатора в рубашку называется циркуляцией. Она происходит при помощи
специального водяного на-
соса. Такая система охлаждения называется системой с принудительной
циркуляцией воды в отличие от термосифонной, где вода циркулирует за
счет разности удельных весов горячей и холодной воды.
Система охлаждения с принудительной циркуляцией требует меньшего
количества воды из-за большой скорости ее движения, а следовательно, и
меньшей емкости системы.
Циркуляция воды происходит следующим образом. Водой заполняют всю
систему охлаждения. Нагреваясь в рубашке дизеля, вода по патрубкам 2 и 3
(рис. 81), соединенным шлангом, поступает в верхний бак 5 радиатора,
откуда по трубкам стекает в нижний бак 7.
Горячая вода, опускаясь по трубкам радиатора, охлаждается. Она отдает
тепло, полученное от стенок блок-картера и головки цилиндров, трубкам
радиатора и охлаждающим пластинам, которые передают тепло воздуху,
просасываемому через сердцевину радиатора вентилятором 1. Благодаря
этому температура протекающей через трубки радиатора горячей воды
успевает за короткое время снизиться на 10—12°.
Охлажденная вода поступает из нижнего бака радиатора через патрубки 8 и
11, соединенные шлангом 10, и полость в передней стенке блок-картера в
центробежный насос 17, который нагнетает ее в рубашку блок-картера.
Через отверстия в верхней плоскости блок-картера, совпадающие с
соответствующими отверстиями в нижней плоскости головки цилиндров, вода
попадает в рубашку головки. Проходя через водяную рубашку дизеля, вода
вновь нагревается и поступает для охлаждения в радиатор. Направление
движения воды в системе показано на рисунке 81 стрелками.
Температура воды в системе охлаждения контролируется дистанционным
термометром, датчик которого помещается в патрубке головки цилиндров, а
указатель с циферблатом — на щитке контрольных приборов в кабине
трактора.
Температура воды должна быть в пределах 75—85°, но не выше 95°,