Масляный радиатор, патрубок для заливки масла и контрольные приборы дизеля Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

§ 46.

Масляный радиатор, патрубок для заливки масла и контрольные приборы дизеля Д-54А



Для обеспечения наименьшего износа деталей масло, находящееся между трущимися поверхностями, должно обладать определенной вязкостью. Это качество зависит от температуры масла.

При работе дизеля с полной нагрузкой (особенно при высокой температуре окружающего воздуха) температура масла может быть выше 70—80°. Чтобы этого избежать, в систему смазки дизеля включают масляный радиатор 36 (рис. 76) переключателем 18 (рис. 79).

Масляный радиатор представляет собой неразборную деталь, состоящую из стальных трубок 3 (рис. 80) с толщиной стенки 1 мм и двух бачков: нижнего 7 и верхнего 5. Для увеличения поверхности охлаждения на каждой трубке навита спираль из тонкой стальной ленты. Торцы бачков оканчиваются ушками, при помощи которых радиатор болтами 4 крепят к стойкам водяного радиатора.

По маслопроводу 6 масло из корпуса фильтров поступает в нижний бачок 7, который перегородкой 8 разделен на две половины. Из бачка 7 масло поднимается по трубкам правой половины радиатора в верхний бачок 5, а из последнего по трубкам левой половины сливается в бачок 7 за перегородку 8, после чего отводится по маслопроводу 1 в корпус фильтров. При движении по трубкам радиатора, обдуваемым снаружи воздухом, масло охлаждается (при полностью открытой шторке) на 10—12°.

Патрубок для заливки масла в поддон картера дизеля крепится к блок-картеру с левой стороны четырьмя болтами. Между патрубком и блоком поставлена сетка. Патрубок закрывается откидной крышкой, которая прижимается к патрубку пружинной дужкой.

В системе смазки имеются следующие контрольные приборы: манометр, термометр и масломерная линейка.

Манометр установлен на щитке контрольных приборов и трубкой соединен с штуцером, ввернутым в блок-картер. К этому штуцеру из

главной масляной магистрали подводится масло.

Термометр измеряет температуру масла в корпусе фильтров. Так как место замера температуры удалено от щитка контрольных приборов, то на дизеле применяется дистанционный термометр.

Масломерная линейка служит для контроля уровня масла в поддоне картера неработающего дизеля. На ее нижнем конце нанесены две метки — риски. Верхняя метка с буквой «П» соответствует уровню масла при полной заправке поддона картера, а нижняя с буквой «Н» определяет наименьший допустимый уровень масла в нем.

 

 

 

Рис. 80. Масляный радиатор:
1 — отводящий маслопровод; 2 — поворотный угольник; 3 — стальная трубка; 4 ~ болт; 5 — верхний бачок; 6 — подводящий маслопровод; 7 — нижний бачок; 8 — перегородка.

 

 

 

§ 47. Уход за системой смазки, ее неисправности и способы их устранения

Правильная своевременная смазка дизеля маслом хорошего качества обеспечивает значительное увеличение срока службы его деталей.

Основные операции ухода за системой смазки дизеля заключаются в систематическом наблюдении по контрольным приборам за температурой и давлением масла, регулярной проверке количества масла в картере и поддержании необходимого уровня масла в нем.

По мере износа трущихся поверхностей деталей дизеля, главным образом шеек коленчатого вала и их подшипников, давление масла в системе смазки будет постепенно падать. При давлении в системе смазки ниже 0,7 кГ/см2 дизель нужно немедленно остановить для выявления и устранения причины, вызвавшей уменьшение давления масла.

Надежная работа системы смазки возможна только при наличии хороших уплотнений (прокладок и сальников), предупреждающих вытекание масла наружу и попадание в него пыли и грязи извне.

При проведении ежесменного технического ухода надо проверить уровень масла в поддоне картера и корпусе топливного насоса, а также в регуляторе.

Уровень масла в поддоне картера нужно проверять на неработающем дизеле спустя 20 минут после остановки его.

Работа дизеля при уровне масла в поддоне картера выше метки «П» и ниже метки «Н» запрещается.

После остановки дизеля надо сразу же проверить на слух работу центрифуги. Ее ротор должен вращаться по инерции не менее одной минуты, создавая характерный равномерный шум.

 

Через каждые 60 часов работы нужно очистить и промыть фильтр грубой очистки и центрифугу. Через 240 часов работы нужно менять масло в поддоне картера и корпусах топливного насоса и регулятора.

Масло меняют так. Сразу после остановки дизеля сливают масло из поддона картера и корпуса фильтров. Промывают фильтр грубой очистки и проверяют его пропускную способность. Промывают пробки (И центрифугу. Устанавливают все снятые детали на место. Промывают систему смазки при неработающем дизеле жидкостью (80% дизельного топлива и 20% дизельного масла).

Заливают в поддон картера свежее масло до верхней метки на масломерной линейке.

При эксплуатации чаще других наблюдаются следующие неисправности системы смазки.

Быстрое падение уровня масла в поддоне картера. Причиной может быть вытекание масла где-либо в системе через неплотно затянутые соединения, неисправные прокладки, поврежденные и ослабевшие сальники.

Значительное уменьшение масла в поддоне картера может происходить вследствие проникновения его в камеры сжатия и сгорания в ннх. Признаком такого сгорания является светло-синий или темно-синий дым. Обычная причина этой неисправности — значительный износ поршневых колец, их канавок на поршнях, гильз цилиндров или засмоление маслосъемных колец.

Во всех случаях обнаружения быстрого снижения уровня масла в поддоне картера дизеля нужно найти причины, вызывающие перерасход масла, и устранить их.

Ненормальное давление масла. Повышенное давление масла, указываемое манометром при прогретом дизеле, является признаком неисправной работы клапанов в масляном насосе и фильтрах. Пониженное давление указывает, что масло подается к трущимся поверхностям деталей дизеля в недостаточном количестве.

При понижении давления могут быть два случая:

а) резкое падение давления — стрелка манометра стала на ноль;

б) медленное и постепенное снижение давления, которое становится ниже 0,7 кГ/см2.

Резкое падение давления представляет большую опасность и требует немедленной остановки дизеля. Оно может быть следствием внезапной утечки масла, например через отвернувшиеся пробки поддона картера или корпуса фильтров, неисправности манометра, засорения маслопровода, ведущего к манометру. Последние две неисправности можно выявить, отъединив маслопровод от манометра при работе дизеля на самых малых оборотах. Если из маслопровода бьет сильная струя — неисправен манометр и его нужно заменить; если струи нет — необходимо прочистить маслопровод.

Резкое падение давления также может быть при неисправности масляного насоса и его клапана (это устанавливается разборкой), а также при заедании сливного клапана, работу которого нужно проверить. В случае необходимости сливной клапан регулируют.

Постепенное падение давления может происходить при засорении фильтрующей сетки приемника маслонасоса, при ослаблении или поломке пружины сливного клапана и при увеличении зазоров в сопряжениях тех деталей, которые смазываются под давлением, чаще всего шатунных и коренных подшипников коленчатого вала.

Для устранения пониженного давления в системе смазки проверяют состояние фильтрующей сетки приемного маслонасоса и при необходимости промывают ее. Проверяют работу сливного клапана. Затем заливают в дизель свежее масло. Если давление по показаниям манометра не поднялось выше 0,7 кГ/см2, то дизель необходимо ремонтировать.

Проверка и регулировка сливного клапана. При полных оборотах дизеля, когда он хорошо прогрет, рабочее давление масла в главной магистрали должно быть равным 1,7— 2,75 кГ/см2

 

Работу сливного клапана проверяют непосредственно на работающем дизеле. Для этого с клапана снимают пломбу и отвертывают пробку (заглушку), расположенную в нижней части корпуса фильтров. Проверяют глубину, на которую завернут регулировочный винт сливного клапана, от края наружного отверстия. Если пружина имеет нормальную упругость, глубина должна быть в пределах 13— 15 мм. Ввертывая или вывертывая регулировочный винт, необходимо следить за показаниями манометра. Когда регулировочный винт ввертывают, давление повышается, и, наоборот, когда его вывертывают, давление уменьшается. Закончив регулировку сливного клапана, завертывают и шплинтуют проволокой его пробку.
 

 

Контрольные вопросы и задания
1. Какие вредные последствия вызывает трение в механизмах и в чем заключается роль смазки?
2. Расскажите схему смазки дизеля по рисунку 76.
3. Как устроен маслонасос и его привод?
4. Как устроены и работают фильтры грубой и тонкой очистки масла?
5. Объясните назначение предохранительного и сливного клапанов.
6. Как устроен масляный радиатор?
7. В каких пределах должны быть давление и температура масла при работе дизеля?
8. Когда меняют масло в поддоне картера дизеля и как определяют его уровень?
9. Какие неисправности происходят при эксплуатации в системе смазки и как их устранить?
10. Как проверяют и регулируют сливной клапан?

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..