Устройство и работа фильтров грубой и тонкой очистки масла дизеля Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 



§ 45.

Устройство и работа фильтров грубой и тонкой очистки масла дизеля Д-54А

Фильтры в системе смазки предназначены для очистки масла, поступающего к трущимся поверхностям деталей.

Для тщательной очистки масла на дизеле установлены два параллельно работающих
фильтра, смонтированных в одном чугунном корпусе 23 (рис. 79) под двумя штампованными колпаками. Один фильтр, имеющий высокий колпак 14, предназначен для грубой очистки масла, а другой, имеющий низкий колпак 12,— для тонкой очистки масла. Фильтры расположены с левой стороны дизеля и прикреплены к блок-картеру четырьмя шпильками с гайками.

В корпусе 23 фильтров имеются сверленые каналы, которыми фильтры сообщаются с масляным насосом, масляной магистралью, картером и масляным радиатором. В двух вертикальных каналах корпуса смонтированы клапаны: сливной 24 и предохранительный 22.

Фильтр грубой очистки ленточно-щелевой. Он состоит из двух параллельно работающих секций — внутренней и наружной

 

 

Секции фильтра грубой очистки установлены в корпус и закрыты колпаком 14. Секции и колпак крепят к корпусу 23 при помощи стяжной шпильки 17 и гайки 15.

Для герметичности между корпусом и колпаком поставлена паронитовая прокладка, а под гайку 15 — латунная прокладка. Место прохода шпильки 17 через крышки наружной секции уплотнено войлочными кольцами 16-

Секция фильтра грубой очистки представляет собой цилиндрический гофрированный стакан, на наружной поверхности которого плотно намотана латунная лента. На одной стороне ленты через каждые 3,6 мм есть небольшие выпуклости, поэтому между витками имеются щели шириной 0,04—0,09 мм.

Масло, нагнетаемое масляным насосом в фильтр грубой очистки, продавливается через щели намоток обеих секций. При этом на наружных поверхностях секций оседают примеси, содержащиеся в масле, величина которых больше щели. Прошедшее через щели масло по продольным канавкам (желобкам) гофрированных стаканов поступает в центральную полость. Из этой полости масло по кольцевому зазору между горловиной внутренней секции фильтра и шпилькой 17 проходит в масляный радиатор, если переключатель 18 установлен в положении «Л» (летнее). Охлажденное масло по маслопроводу 34 (рис. 76) идет снова в корпус фильтра и через каналы корпуса — в главную масляную магистраль 16 блок-картера.

При установке переключателя 18 (рис. 79) в положение «3» (зимнее) поток масла, минуя радиатор 36 (рис. 76), направляется в главную масляную магистраль.

Фильтром тонкой очистки масла служит реактивная центрифуга. Основная деталь центрифуги — ротор 4 (рис. 79) — вращается на вертикальной оси 2. Бронзовые втулки 5 являются подшипниками ротора, который состоит из корпуса 3 и крышки 13, изготовленных из алюминиевого сплава и скрепленных гайкой 8. Маслоотводные трубки 6 отливаются заодно с корпусом ротора. Нижняя часть маслоотводных трубок сообщается с касательно расположенными каналами в дне корпуса ротора. Каналы оканчиваются форсунками 21, имеющими калиброванные отверстия.

Ротор сверху закрыт колпаком 12, прижатым гайкой И к корпусу 23 фильтров.

Под давлением 6 кГ/см2 масло поступает по каналу в оси 2 внутрь ротора, идет в трубки 6, откуда вытекает с большой скоростью через форсунки. В результате реактивной отдачи ротор 4 вращается с большой скоростью в направлении, противоположном истечению масла. При этом твердые частицы, удельный вес

 

которых превышает удельный вес масла, под действием центробежных сил осаждаются на внутренних стенках ротора.

Площадь днища корпуса меньше площади крышки, поэтому сила от давления на крышку будет больше, чем на днище. Создается избыточная сила, уравновешивающая вес ротора и содержащегося в нем масла и позволяющая ротору как бы всплывать вверх, не оказывая осевого давления на опоры. В результате этого уменьшаются потери на трение и износ втулок 5.

Осевое перемещение ротора ограничивается упорным кольцом 9, закрепленным на оси 2 гайкой 10.

Для уменьшения торможения корпус ротора имеет обтекаемую форму, а форсунки 21 расположены в специальных карманах.

В центрифугу поступает меньшая часть масла, нагнетаемая насосом. Большая часть его проходит через жиклер 19 в фильтр грубой очистки. Жиклер снижает давление масла в фильтре грубой очистки до 3 кГ/см2.

Предохранительный клапан ,22 предназначен для перепуска нефильтрованного масла, идущего от масляного насоса непосредственно в главную магистраль, минуя фильтр грубой очистки. Это необходимо в период пуска и прогрева дизеля при низкой температуре окружающего воздуха (когда масло вязкое), а также при засорении фильтра грубой очистки. Предохранительный клапан нерегулируемый. При сборке его устанавливают так, чтобы он открывался при разности давлений 3—4,5 кГ/см2 над шариком и под ним.

Сливной клапан 24 предназначен для поддержания постоянного давления в главной магистрали, равного 1,7—2,75 кГ/см2. Он перепускает (сливает) в картер излишки масла. Обычно это бывает при установке новых деталей, когда зазоры между трущимися поверхностями малы, или при низкой температуре окружающего воздуха, когда масло имеет повышенную вязкость и не успевает вытечь через зазоры.

 

 

 

Рис. 79. Масляные фильтры:
 I— положение переключателя при летней эксплуатации;
II — положение переключателя при зимней эксплуатации; 1 — сливная пробка; 2 —ось ротора; 3 — корпус ротора; 4 — ротор: 5 — втулки ротора; 6 — маслоотводная трубка; 7 сетчатый колпачок; 8 и 10 — гайки; 9 —- упорное кольцо; 11 — гайка колпака центрифуги; 12—колпак центрифуги; 13— крышка ротора: 14—колпак фильтра грубой очистки; 15—гайка колпака фильтра; 16—войлочное кольцо: 17—шпилька: 18 — переключатель: 19 — жиклер; 20 — канал; 21 — форсунки ротора; 22 — предохранительный клапан: 23 — корпус фильтров; 24 — сливной клапан; 25 — болты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..