Водяной радиатор, вентилятор и водяной насос дизеля Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

§ 49.

Водяной радиатор, вентилятор и водяной насос дизеля Д-54А

Радиатор предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке дизеля. Полученное от воды тепло непрерывно передается радиатором окружающему воздуху.

Радиатор (рис. 82) состоит из верхнего 8 и нижнего 27 чугунных баков, двух боковых стоек 30 к 32 к сердцевины 3. Стойки соединяют баки и придают ему необходимую жесткость.

Сердцевина состоит из овальных латунных трубок 6, расположенных вертикально. На трубки надеты и спаяны с ними горизонтально расположенные охлаждающие пластины 4, изготовленные из тонкой листовой латуни. Они предназначены для увеличения охлаждающей поверхности радиатора. К обоим концам трубок припаяны опорные пластины, при помощи которых сердцевина 3 крепится болтами через прижимные планки 29 к верхнему и нижнему бакам радиатора. Между опорными планками и баками поставлены для уплотнения картонные прокладки 28.

Верхний бак радиатора имеет вверху горловину 13 для заливки воды в систему охлаждения. Горловина закрыта чугунной крышкой 12, под которую для уплотнения подложена резиновая прокладка 11. Крышка крепится к горловине гайкой-барашком 10, навертываемым на шпильку 9.

Внутри верхнего бака имеется прилив (перегородка) 7, не доходящий до дна, который способствует равномерному распределению воды, поступающей в радиатор по трубкам.

В верхний бак вставлена контрольная трубка 14. Она служит для отвода пара из радиатора и слива излишков воды при заправке системы охлаждения.

К фланцу верхнего бака крепится патрубок 15 для подвода воды в радиатор, а к фланцу нижнего бака — патрубок 25 для отвода воды из радиатора.

В нижнем баке сделано отверстие 34. Через него вставляют рукоятку для проворачивания коленчатого вала дизеля. Верхнюю часть радиатора крепят к головке цилиндров при помощи стяжки 17, соединенной одним концом с серьгой на верхнем баке радиатора, а другим — с серьгой 19. Последняя подложена под рым 20, ввернутый в головку цилиндров.

 

 

Спереди радиатор закрыт облицовкой, прикрепленной болтами к стойкам и бакам. Облицовка предохраняет сердцевину от повреждений, а промежутки между пластинами и трубками —от засорения.

Чтобы после пуска дизеля температура охлаждающей воды быстрее достигла необходимой величины, а в холодное время года вода не переохлаждалась, перед радиатором поднимают брезентовую шторку 2. Тогда количество воздуха, просасываемого через сердце-вину вентилятором, уменьшается. Продолжительность закрытия и высота подъема шторки зависят от теплового состояния дизеля, определяемого по показаниям термометра. Положение шторки фиксируют перестановкой верхней планки ручками 31 в вырезы 1, имеющиеся на боковых сторонах облицовочной решетки радиатора. С внутренней стороны к стойкам радиатора прикреплен кожух 16 вентилятора, который улучшает просасывание воздуха через сердцевину 3 радиатора.

Патрубок 15 верхнего бака присоединяется к патрубку 21 головки цилиндров, а патрубок 25 нижнего бака — к патрубку 22 блок-картера. Патрубки соединены шлангами 18 и 24, затягиваемыми хомутиками 23. Воду сливают из всей системы охлаждения через краник 26, установленный в патрубке 25 нижнего бака.

Вентилятор служит для создания быстрого движения воздуха через сердцевину радиатора. Это ускоряет охлаждение воды при протекании ее по трубкам радиатора. Одновременно нагнетаемый вентилятором воздух обдувает и охлаждает дизель.

Водяной насос центробежного типа предназначен для обеспечения циркуляции воды в системе охлаждения.

Вентилятор и водяной насос объединены в один агрегат, расположенный на передней стенке блок-картера и закрепленный болтами. Водяной насос устроен следующим образом. В передней части корпуса 14 (рис. 83) насоса установлены два шарикоподшипника 5 и 16. Подшипник 16 торцом внутреннего кольца упирается в выточку корпуса. Между подшипниками имеется распорная втулка 17. Оба подшипника закреплены на корпусе насоса гайкой 23 с замковой шайбой 4. На подшипниках 5 и 16 вращается шкив вентилятора 3, к которому привернута двумя винтами 2 крышка 1. Стык шкива вентилятора и крышки 1 уплотнен прокладкой 19. Внутри шкива запрессован самоподжимной сальник 15, предохраняющий внутреннюю полость шкива от попадания пыли и предотвращающий вытекание масла.

 

 

 

Рис. 82. Водяной радиатор

 

 

 

 

Рис. 83. Водяной насос:
1— крышка шкива вентилятора; 2 — винт; 8 — шкив вентилятора; 4— замковая шайба; 5 — передний шарикоподшипник; б —гайка сальника: 7 —втулка; 8 — штифт; 9 —крыльчатка водяного насоса; 10 —штифт крыльчатки водяного насоса; 11 — сальниковая набивка; 12 — отверстие для стока воды; 13 — валик насоса; 14 корпус насоса; 15 — самоподжимной сальник; 16 — задний шарикоподшипник; 17 — распорная втулка; 18 — пробка; 19 — прокладка; 20 — втулки; 21—поводок валика; 22 — штифт поводка; 23 — гайка; 24 — масленка;
25 — канал в корпусе.

 

 

 

 

Рис. 84. Вентилятор и водяной насос:
1 — крышка шкива вентилятора: 2 — крестовина; 3 —лопасть; 4 — поводок валика; 5 — прорезиненные ремни; 6 — ручей для ремня привода генератора; 7 — крыльчатка водяного насоса; 8—натяжное приспособление; 9— гайка; 10 — шайба; 11— шкив привода вентилятора; 12 — болт; 13 — кронштейн.

 

 

 

Стальной валик 13 водяного насоса вращается в трех бронзовых втулках 20 и 7.
Впереди на валике закреплен штифтом 22 поводок 21, который входит в паз крышки.

На задний конец валика водяного насоса засажена крыльчатка 9, закрепленная штифтом 10. Паз в крышке 1 сделан шире поводка для того, чтобы крыльчатка 9 в собранном насосе могла поворачиваться на некоторый

угол в обе стороны. Бронзовая втулка 7 закреплена в корпусе 14 штифтом 8. Она смазывается через масленку 24 солидолом, который поступает к втулке по каналу 25.

Просачивание воды наружу через зазоры между втулкой 7 и валиком 13 предотвращается сальниковой набивкой 11, находящейся между втулкой 7 и гайкой 6. Сальник представляет собой намотанный на валик насоса

плетеный асбестовый шнур, пропитанный дизельным маслом и графитотальковой смесью. Гайка 6 имеет левую резьбу для предупреждения отвертывания во время вращения. В нижней части корпуса имеется отверстие 12. По нему стекает вода, просочившаяся через сальник.

Шарикоподшипники 5 и 16 смазывают маслом АК или дизельным маслом, 120 г которого заливают во внутреннюю полость шкива через отверстие, закрытое пробкой 18.

Вентилятор состоит из крестовины 2 (рис. 84) с прикрепленными к ней четырьмя штампованными из листовой стали лопастями 3. Вентилятор вместе с крышкой 1 крепится к шкиву болтами.

Шкив вентилятора приводится во вращение от шкива 11 двумя клиновидными прорезиненными ремнями 5. Ремни вентилятора натягивают при помощи приспособления 8.

Вращение крыльчатке водяного насоса передается от шкива вентилятора, в паз крышки 1 которого входит поводок 4 валика насоса.

На шкиве, кроме двух ручьев для ремней привода вентилятора, имеется еще один ручей 6, куда устанавливают ремень привода генератора.

Чугунный ролик натяжного приспособления вращается на двух шарикоподшипниках.

Ось ролика задним концом, имеющим лыски, входит в прорезь кронштейна 13 и закрепляется на нем через шайбу 10 гайкой 9. Кронштейн привертывают к фланцу водяного насоса болтами.

Подшипники ролика смазываются маслом АК или дизельным. Масло (60 г) заливают через отверстие, закрываемое пробкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..