Задняя балка и поддон картера дизеля Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

§ 11.

Задняя балка и поддон картера дизеля Д-54А

Чугунная задняя балка (рис. 21) служит кожухом маховика и задней опорой дизеля.

Балку надевают на шпильки 21 (рис. 13), ввернутые в заднюю стенку блок-картера, и крепят к нему гайками с замковыми шайбами.

В нижней части задней балки имеются две опоры 1 (рис. 21) для установки ее на шейки переднего поперечного бруса рамы. С нижней стороны шейки бруса схватываются крышками 7, которые крепят к опорам балки болтами 8 с замковыми шайбами.

Для правильной установки дизеля на раме и предотвращения его боковых перемещений в левой опоре имеется специальная канавка 9, в которую входит установочный штифт, запрессованный в левую шейку поперечного бруса.

В расточенное отверстие 4 балки входит установочный бурт корпуса редуктора пускового двигателя. Корпус редуктора крепят к

плоскости 10 болтами. Боковое отверстие 5, закрываемое крышкой, служит для осмотра и регулировки механизма выключения пускового двигателя. В верхней части задней балки в отверстие 2 с резьбой ввертывают установоч-направление, поэтому при вращении вала масло, попавшее на ее поверхность, стекает обратно в картер.

 

 

Рис. 21. Задняя балка:
а — вид сзади; б — вид спереди: 1 — опора дизеля: 2 — отверстие для шпильки фиксации верхней мертвой точки; 3 — ребра жесткости; 4 — отверстие для установочного бурта корпуса редуктора; 5 — отверстие для осмотра механизма выключения; б — отверстие для стока масла; 7 — крышка; 8 — болт; 9— канавка; 10 — плоскость крепления корпуса редуктора.

 



В заднем торце вала имеется выточка, в которую запрессовывают шарикоподшипник 15 (рис. 12) вала муфты сцепления.

На шейку переднего конца Коленчатого вала на шпонке насажена чугунная шестерня 4. От продольного перемещения шестерня 4 удерживается втулкой 2 и болтом 1, ввернутым в торец коленчатого вала. Между шестерней 4 и втулкой 2 помещена маслоотражательная шайба 3.

На переднем торце шестерни 4 имеются два отверстия с резьбой, в которые ввертывают болты съемника при снятии шестерни с вала. Головка болта 1 представляет собой храповик.

Коленчатый вал вращается в пяти коренных подшипниках 16. Каждый подшипник состоит из двух вкладышей: верхнего, вставленного в гнездо перегородки блок-картера 6, и нижнего, лежащего в съемной крышке 17.

Вкладыши коренных подшипников, как и вкладыши шатунных, тонкостенные стальные с тонким слоем антифрикционного сплава ACM на внутренней поверхности.

Верхние вкладыши коренных подшипников имеют сквозные отверстия 2 (рис. 28). Эти отверстия при установке вкладышей в гнезда совпадают с каналами в блок-картере, по которым масло подводится к подшипникам из главной масляной магистрали. На внутренней поверхности каждого верхнего вкладыша имеется полукольцевая канавка 1, соединяющаяся с отверстием 2. Канавка 1 служит для подвода масла через наклонный канал в щеке коленчатого вала к соответствующему шатунному подшипнику. Одновременно канавка способствует более равномерному распределению масла по рабочей поверхности подшипника. На верхнем вкладыше пятого коренного подшипника для этой цели дополнительно сделана продольная канавка 8, пересекающаяся с по-лукольцевой канавкой 1. На нижних вкладышах канавки не делают, вследствие чего увеличивается их опорная поверхность.

На внутренней поверхности верхних и нижних вкладышей у плоскости разъема сделаны неглубокие срезы, так называемые холодильники. Холодильники, так же как и канавки, служат для равномерного распределения масла по поверхности подшипника. Чтобы масло не вытекало из подшипника, холодильники не доходят до краев вкладыша.

Вкладыши устанавливают в постели с некоторым натягом. Этим обеспечивается при затяжке гаек шпилек коренных подшипников
плотное прилегание вкладышей к постели по всей окружности и предотвращается их проворачивание. Осевое перемещение вкладышей устраняется усиками 3, которые входят в специально сделанные канавки в гнездах блок-картера и крышках коренных подшипников.

Вкладыши второго и четвертого, а также первого и третьего подшипников одинаковы. Вкладыши пятого коренного подшипника сборные. Каждый вкладыш имеет два упорных полукольца 5 из алюминиевого сплава. Выступы 6 полуколец входят в пазы 7 вкладыша при установке полуколец на вкладыш.

Упорные кольца ограничивают осевое перемещение коленчатого вала, упираясь с одной стороны в буртик щеки, а с другой стороны —в гребень вала.

Необходимый осевой зазор (до 0,25 мм у нового дизеля) между полукольцами вкладышей и коленчатым валом обеспечивается толщиной полуколец.

Новые вкладыши подбирают к коренным шейкам коленчатого вала, чтобы зазор между шейкой вала и коренным подшипником находился в пределах 0,10—0,16 мм.

Гайки шпилек коренных подшипников затягивают равномерно в несколько приемов до отказа с моментом затяжки 40—45 кГм.

Выбрасывание масла из картера в месте выхода переднего конца вала из блок-картера предотвращается самоподжимным сальником, установленным в выточке передней балки 12 дизеля (рис. 8), и маслоотражательной

 

шайбой 3 (рис. 12), отбра-сывающей при вращении вала основной поток масла от сальника.

Маховик (рис. 29) представляет собой круглую массивную отливку из серого чугуна. Его крепят к фланцу коленчатого вала болтами так, чтобы имеющаяся на нем метка О совпадала с такой же меткой на фланце. Гайки болтов стопорят замковыми пластинами.

На наружной поверхности маховика имеется отверстие, помогающее установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. В это отверстие вставляют специальную шпильку через отверстия в задней балке.

На маховик напрессован стальной венец 1 со спиральными зубьями, которые вхОдят в зацепление с зубьями шестерни автомата выключения пускового двигателя при запуске дизеля.

Поверхность заднего торца маховика отшлифована. Отверстия 2 с резьбой, расположенные в заднем торце маховика, необходимы для крепления кожуха муфты сцепления.

 

 

 

Рис. 28. Вкладыши коренных подшипников:
а — вкладыши третьего коренного подшипника; б — вкладыши пятого коренного подшипника; 1 — полу кольцевая канавка на верхних вкладышах; 2 — отверстие, совпадающее с каналом в блок-картере; 3 — усик; 4 — нижний вкладыш пятого коренного подшипника в сборе; 5 — упорные полукольца; 6 — выступ на упорном полукольце; 7 — пазы вкладыша; продольная канавка; 9 — верхний вкладыш со снятыми упорными полукольцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..