Чугунная задняя балка (рис. 21) служит кожухом маховика и задней опорой
дизеля.
Балку надевают на шпильки 21 (рис. 13), ввернутые в заднюю стенку
блок-картера, и крепят к нему гайками с замковыми шайбами.
В нижней части задней балки имеются две опоры 1 (рис. 21) для установки
ее на шейки переднего поперечного бруса рамы. С нижней стороны шейки
бруса схватываются крышками 7, которые крепят к опорам балки болтами 8 с
замковыми шайбами.
Для правильной установки дизеля на раме и предотвращения его боковых
перемещений в левой опоре имеется специальная канавка 9, в которую
входит установочный штифт, запрессованный в левую шейку поперечного
бруса.
В расточенное отверстие 4 балки входит установочный бурт корпуса
редуктора пускового двигателя. Корпус редуктора крепят к
плоскости 10 болтами. Боковое отверстие 5,
закрываемое крышкой, служит для осмотра и регулировки механизма
выключения пускового двигателя. В верхней части задней балки в отверстие
2 с резьбой ввертывают установоч-направление, поэтому при вращении вала
масло, попавшее на ее поверхность, стекает обратно в картер.
Рис. 21. Задняя балка:
а — вид сзади; б — вид спереди: 1 — опора дизеля: 2 — отверстие для
шпильки фиксации верхней мертвой точки; 3 — ребра жесткости; 4 —
отверстие для установочного бурта корпуса редуктора; 5 — отверстие для
осмотра механизма выключения; б — отверстие для стока масла; 7 — крышка;
8 — болт; 9— канавка; 10 — плоскость крепления корпуса редуктора.
В заднем торце вала имеется выточка, в которую запрессовывают
шарикоподшипник 15 (рис. 12) вала муфты сцепления.
На шейку переднего конца Коленчатого вала на шпонке насажена чугунная
шестерня 4. От продольного перемещения шестерня 4 удерживается втулкой 2
и болтом 1, ввернутым в торец коленчатого вала. Между шестерней 4 и
втулкой 2 помещена маслоотражательная шайба 3.
На переднем торце шестерни 4 имеются два отверстия с резьбой, в которые
ввертывают болты съемника при снятии шестерни с вала. Головка болта 1
представляет собой храповик.
Коленчатый вал вращается в пяти коренных подшипниках 16. Каждый
подшипник состоит из двух вкладышей: верхнего, вставленного в гнездо
перегородки блок-картера 6, и нижнего, лежащего в съемной крышке 17.
Вкладыши коренных подшипников, как и вкладыши шатунных, тонкостенные
стальные с тонким слоем антифрикционного сплава ACM на внутренней
поверхности.
Верхние вкладыши коренных подшипников имеют сквозные отверстия 2 (рис.
28). Эти отверстия при установке вкладышей в гнезда совпадают с каналами
в блок-картере, по которым масло подводится к подшипникам из главной
масляной магистрали. На внутренней поверхности каждого верхнего вкладыша
имеется полукольцевая канавка 1, соединяющаяся с отверстием 2. Канавка 1
служит для подвода масла через наклонный канал в щеке коленчатого вала к
соответствующему шатунному подшипнику. Одновременно канавка способствует
более равномерному распределению масла по рабочей поверхности
подшипника. На верхнем вкладыше пятого коренного подшипника для этой
цели дополнительно сделана продольная канавка 8, пересекающаяся с
по-лукольцевой канавкой 1. На нижних вкладышах канавки не делают,
вследствие чего увеличивается их опорная поверхность.
На внутренней поверхности верхних и нижних вкладышей у плоскости разъема
сделаны неглубокие срезы, так называемые холодильники. Холодильники, так
же как и канавки, служат для равномерного распределения масла по
поверхности подшипника. Чтобы масло не вытекало из подшипника,
холодильники не доходят до краев вкладыша.
Вкладыши устанавливают в постели с некоторым натягом. Этим
обеспечивается при затяжке гаек шпилек коренных подшипников
плотное прилегание вкладышей к постели по всей окружности и
предотвращается их проворачивание. Осевое перемещение вкладышей
устраняется усиками 3, которые входят в специально сделанные канавки в
гнездах блок-картера и крышках коренных подшипников.
Вкладыши второго и четвертого, а также первого и третьего подшипников
одинаковы. Вкладыши пятого коренного подшипника сборные. Каждый вкладыш
имеет два упорных полукольца 5 из алюминиевого сплава. Выступы 6
полуколец входят в пазы 7 вкладыша при установке полуколец на вкладыш.
Упорные кольца ограничивают осевое перемещение коленчатого вала,
упираясь с одной стороны в буртик щеки, а с другой стороны —в гребень
вала.
Необходимый осевой зазор (до 0,25 мм у нового дизеля) между полукольцами
вкладышей и коленчатым валом обеспечивается толщиной полуколец.
Новые вкладыши подбирают к коренным шейкам коленчатого вала, чтобы зазор
между шейкой вала и коренным подшипником находился в пределах 0,10—0,16
мм.
Гайки шпилек коренных подшипников затягивают равномерно в несколько
приемов до отказа с моментом затяжки 40—45 кГм.
Выбрасывание масла из картера в месте выхода переднего конца вала из
блок-картера предотвращается самоподжимным сальником, установленным в
выточке передней балки 12 дизеля (рис. 8), и маслоотражательной
шайбой 3 (рис. 12), отбра-сывающей при вращении
вала основной поток масла от сальника.
Маховик (рис. 29) представляет собой круглую массивную отливку из серого
чугуна. Его крепят к фланцу коленчатого вала болтами так, чтобы
имеющаяся на нем метка О совпадала с такой же меткой на фланце. Гайки
болтов стопорят замковыми пластинами.
На наружной поверхности маховика имеется отверстие, помогающее
установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку. В это
отверстие вставляют специальную шпильку через отверстия в задней балке.
На маховик напрессован стальной венец 1 со спиральными зубьями, которые
вхОдят в зацепление с зубьями шестерни автомата выключения пускового
двигателя при запуске дизеля.
Поверхность заднего торца маховика отшлифована. Отверстия 2 с резьбой,
расположенные в заднем торце маховика, необходимы для крепления кожуха
муфты сцепления.
Рис. 28. Вкладыши коренных подшипников:
а — вкладыши третьего коренного подшипника; б — вкладыши пятого
коренного подшипника; 1 — полу кольцевая канавка на верхних вкладышах; 2
— отверстие, совпадающее с каналом в блок-картере; 3 — усик; 4 — нижний
вкладыш пятого коренного подшипника в сборе; 5 — упорные полукольца; 6 —
выступ на упорном полукольце; 7 — пазы вкладыша; продольная канавка; 9 —
верхний вкладыш со снятыми упорными полукольцами.