содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
ГЛАВА 4
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДИЗЕЛЯ Д-54А
§ 7. Детали кривошипно-шатунного механизма, блок-картер дизеля Д-54А
Кривошипно-шатунный механизм (рис. 12) состоит из следующих основных
деталей: гильз 11 цилиндров, поршней 9, поршневых пальцев 10, шатунов 8,
коленчатого вала 7, подшипников 16 и маховика 13.
Рис. 12. Кривошипно-шатунный механизм:
1 — специальный болт (храповик); 2 — распорная втулка; 3 —
маслоотражательная шайба; 4 — шестерня коленчатого вала: 5 — полость в
шатунной шейке; 6 — блок-картер; 7 — коленчатый вал; 8 — шатун; 9 —
поршень; 10 — поршневой палец; 11— гильза цилиндра; 12 — компрессионное
кольцо; 13 — маховик; 14 — болт крепления маховика; 15 — шариковый
подшипник; 16 — коренной подшипник; 17 — крышка коренного подшипника; 18
— шатунный подшипник.
Рис. 13. Блок-картер:
а — вид с передней стенки: б — вид с задней стенки; 1 — блок-картер; 2 —
гильза цилиндра; 3 — шпилька крепления головки цилиндров; 4 — отверстие
с резьбой для болта; 5 — отверстие для валика декомпрессионного
механизма; 6 — канал для подвода масла в масляную магистраль; 7 —
отверстие для слива масла, профильтрованного центрифугой; 8 —отверстие
для слива избыточного масла; 9 — площадка для крепления масляных
фильтров; 10 — канал под штуцер; 11 — отверстие с резьбой для втулки
масломерной линейки; 12 — привалочная плоскость; 13 — главная масляная
магистраль; 14— палец промежуточной шестерни; 15 —отверстие для подвода
масла к шестерне топливного насоса; 16 — площадка для крепления
масляного патрубка; 17 — канал для подвода масла в стойку валика
коромысел; 18—фланец с отверстием для установки водяного насоса; 19 —
фланец крепления масляного насоса; 20—привалочная плоскость; 21 —
шпилька крепления задней балки; 22 — установочный штифт; 23 — прилив для
крепления патрубка подвода воды в водяную рубашку пускового двигателя;
24 — площадка для крепления фильтра тонкой очистки топлива; 25 —
отверстие, соединяющее водяную рубашку блок-картера с водяной полостью
корпуса топливного фильтра; 26 — штифт для установки корпуса уплотнения;
27 — отверстие для подвода воды к водяному насосу; 28 — отверстие с
резьбой для крепления корпуса уплотнения.
Рис. 14. Блок-картер (разрез):
29 — водяная рубашка; 30 — резиновое уплотнительное кольцо; 31 — втулку
толкателя: 32 ~ отверстие во втулке толкателя для валика
декомпрессионного механизма: 33 — передняя втулка распределительного
вала; 34 — отверстие для штанги толкателя; 35 — отверстие; 36 — средняя
втулка распределительного вала; 37 — установочная шпилька: 38 —
отверстие, соединяющее водяную рубашку блок-картера с водяной рубашкой
головки цилиндров; 39 — задняя втулка распределительного вала; 40 —
крышка коренного подшипника; 41 — шпилька для крепления крышки; 42 —
замковая шайба; 43 — гайка; 44 — внутренняя горизонтальная перегородка;
45 — передняя стенка; 46 — вертикальная перегородка; 47 — задняя стенка.
Блок-картер 1 (рис. 13 и 14) является остовом дизеля, снаружи и внутри
которого располагаются все главнейшие механизмы и детали дизеля.
Горизонтальная перегородка 44 внутри блок-картера отделяет его верхнюю
часть от нижней. В верхней половине его, вдоль левой стороны, проходит
вертикальная перегородка* Полость между левой стенкой блок-картера и
перегородкой называется коробкой штанг толкателей. Она сообщается с
верхней плоскостью
блок-картера тремя прямоугольными необработанными отверстиями 35, а с
нижней половиной— четырьмя отверстиями. По отверстиям в нижней половине
в поддон картера попадает масло, заливаемое через патрубок, который
крепится к площадке 16.
В верхней половине блок-картера, кроме гильз 2 цилиндров, размещены
восемь штанг толкателей, а в нижней половине коленчатый и
распределительный валы.
Гильзы цилиндров устанавливают в расточенные отверстия в верхней
плоскости и перегородке 44. Отверстия в перегородке снабжены кольцевыми
выточками для установки уплотнительных резиновых колец 30.
В верхнюю плоскость блок-картера ввернуты шпильки 3 для крепления
головки цилиндров. В этой же плоскости имеются литые отверстия 38 и
сверленые отверстия, соединяющие внутреннюю полость блок-картера, так
называемую водяную рубашку 29, с водяной рубашкой головки цилиндров, и
отверстия 34 для прохода штанг толкателей.
В горизонтальной части перегородки коробки штанг
толкателей расточено восемь вертикальных отверстий, в которые
запрессованы чугунные втулки 31 толкателей.
На передней стенке блок-картера имеется фланец 18 с расточенным
отверстием, в которое вставляют корпус водяного насоса. Вода через
отверстие 27 на правой стенке проходит в полость водяной рубашки 29 в
передней стенке 45 и поступает в кольцевой водоприемный канал корпуса
водяного насоса.
Передняя 45 и задняя 47 стенки в нижней половине блок-картера и три
внутренние (вертикальные) перегородки 46 являются опорами для пяти
коренных подшипников коленчатого вала. В каждую перегородку ввернуты две
шпильки 41, на которые надевают крышку 40 коренных подшипников.
Крышки устанавливают в соответствии с порядковыми
номерами, нанесенными на них и на нижней поверхности блок-картера.
Крышку № 1 располагают со стороны передней стенки блок-картера.
Устанавливают крышки в пазы блок-картера, куда они входят с некоторым
натягом, что предотвращает их перекос. Вследствие несимметричности
установочных плоскостей крышки можно установить в блок-картер только в
одном положении. Крышки крепят гайками 43, самоотвертывание которых
предотвращается замковыми пластинчатыми шайбами 42.
Нельзя переставлять крышку с одного подшипника на другой, так как этим
можно нарушить соосность гнезд под вкладыши коренных подшипников.
В приливах передней и задней стенок и средней перегородки блок-картера с
левой стороны по одной оси расточены три отверстия разных диаметров, в
которые запрессованы чугунные втулки 33, 36 и 39, являю-яшеея
подшипниками распределительного вала.
В каждом приливе на левой наружной поверхности блок-картера имеются два
отверстия 5 для валиков декомпрессионного механизма и два отверстия 4 с
резьбой для крепления планок, фиксирующих валики от перемещения.
На этой же стороне блок-картера к площадке 8 крепят масляный фильтр, а к
фланцу 19 прилива — масляный насос. В отверстие 11
с резьбой ввертывают втулку масломерной линейки.
Вдоль блок-картера с левой стороны проходит горизонтальный канал —
главная масляная магистраль 13.
В передней стенке блок-картера к прива-лочной плоскости 12 крепят картер
шестерен. В отверстие на этой плоскости запрессован палец 14
промежуточной шестерни.
В верхней части задней стенки 47 к приливу 23 с отверстием присоединяют
патрубок
подвода воды в водяную рубашку пускового двигателя.
В нижней части задней стенки имеется привалочная плоскость 20 для задней
балки и корпуса уплотнения. Шпильки 21 служат для крепления, а
запрессованные штифты 22 — для точной установки задней балки. Штифт 26 и
резьбовые отверстия 28 необходимы для установки и крепления корпуса
уплотнения.
К площадке 24 на правой наружной стенке блок-картера крепят фильтр
тонкой очистки топлива. Отверстие 25 на этой площадке служит для подвода
воды во внутреннюю полость корпуса топливного фильтра с целью подогрева
топлива.
содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
|