Неисправности кривошипно-шатунного механизма дизеля Д-54А и их устранение

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

§ 15.

Неисправности кривошипно-шатунного механизма дизеля Д-54А и их устранение

Нормальная и надежная работа дизеля в большой степени зависит от состояния деталей кривошипно-шатунного механизма.

Гильзы цилиндров изнашиваются вследствие трения об их рабочую поверхность поршней и колец. В результате износа они теряют свою цилиндрическую форму и становятся в поперечном сечении овальными, а по высоте — конусными.

Гильзы больше изнашиваются в верхней части. Это объясняется недостаточной смазкой и высокой температурой в верхней части гильзы, а также тем, что газы, попадая под верхнее поршневое кольцо, прижимают его к стенкам гильзы с большей силой, чем нижние кольца.

 

 

 

Рис. 29. Маховик;
1 — венец; 2 — отверстие с резьбой для креплении кожуха муфты сцепления: 3 — выточка; 4 — канал для стока масла в заднюю балку дизеля.

 

 

У поршня изнашиваются юбка, отверстия в бобышках и канавки под поршневые кольца по высоте.

Поршневые кольца изнашиваются по толщине из-за трения о рабочую поверхность гильзы, в результате чего увеличиваются зазоры в стыках колец, и по высоте при ударах о стенки канавки во время изменения направления движения поршня.

При износе гильз, поршней и колец нарушается плотность в сопряжениях этих деталей, увеличиваются зазоры между ними. Вследствие этого ухудшается компрессия, воздух и отработавшие газы прорываются из цилиндра в картер, а масло проникает из картера в камеру сжатия. Эти ненормальные явления, в свою очередь, вызывают падение мощности и дымление дизеля, повышение расхода топлива и масла, а иногда пригорание поршневых колец.

Пригорание поршневых колец может быть также в результате перегрузки дизеля, продолжительной его работы на малых оборотах без нагрузки и применения масла, не рекомендованного заводом.

Износ мест посадки поршневого пальца в бобышках поршня и верхней головке шатуна приводит к увеличению зазора в сопряжениях. При увеличении зазора слышен во время работы дизеля характерный металлический стук поршневого пальца в верхней части блок-картера. Работа дизеля при стуке поршневого пальца недопустима, так как может произойти авария (поломка поршня, обрыв шатуна и т. д.).

На шатунные и коренные шейки коленчатого вала действуют нагрузки, периодически меняющиеся по величине и направлению. Поэтому шейки изнашиваются неравномерно по окружности и приобретают овальную форму. Увеличенные зазоры, возникающие в сопряжениях шейки вала, — подшипники — вызывают стуки подшипников и приводят к повышению износа шеек вала. Изношенные шейки коленчатого вала шлифуют под ремонтный размер (после шлифовки шейки должны иметь цилиндрическую форму), а вкладыши заменяют ремонтными.

Течь масла и воды в дизеле возникает в случае применения неисправных прокладок или неправильной установки их при сборке дизеля.

При повреждении асбостальной прокладки головки цилиндров или неправильной затяжке гаек шпилек, крепящих головку, в цилиндры может проникать вода. Пуск такого дизеля весьма затруднен. Иногда из-за неисправной прокладки вытекает вода из водяной рубашки дизеля, что приводит к ухудшению работы системы охлаждения. Периодически нужно проверять затяжку гаек, так как во время работы дизеля ослабляется плотность прилегания головки цилиндров к блок-картеру. Подтягивать гайки нужно в несколько приемов в последовательности, указанной на рисунке 30.

Момент затяжки должен быть равен 20— 22 кГм. Если подтяжкой гаек шпилек, крепящих головку цилиндров, не устраняется подтекание воды, прокладку следует заменить.

Неудовлетворительное состояние уплотняющих резиновых колец между гильзой цилиндра и блок-картером может привести к перетеканию воды из водяной рубашки в поддон картера.

При обнаружении течи масла из картера нужно подтянуть болты крепления поддона или заменить поврежденные прокладки и изношенные детали уплотнения.

В некоторых случаях течь масла через прокладки и уплотнения вызывается повышением давления в картере вследствие засорения сапуна или проникновения в картер большого количества газов из камеры сжатия.

 

 

 

Рис. 30. Последовательность окончательной затяжки гаек головки цилиндров.

 



Причиной проникновения газов в картер дизеля является износ гильз, пригорание и из-нос поршневых колец, их неплотное прилегание к поверхности гильзы. Обычно при этом из сапуна начинает выходить много дыма и газов, а иногда выбрасываются мелкие частицы масла. Значительное дымление из сапуна не допускается.

В случае засорения сапуна его надо промыть. Для этого сапун снимают с колпака головки цилиндров и разбирают. Промыв все детали в керосине, разрыхляют набивку и смачивают ее дизельным маслом или автолом. После этого сапун собирают и, дав маслу стечь, устанавливают на место.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какое назначение имеет кривошипно-шатунный механизм дизеля?

2. Перечислите детали, относящиеся к кривошипношатунному механизму, и укажите их назначение.

3. Как устроен блок-картер?

4. Каким образрм предотвращается протекание воды из водяной рубашки блок-картера в поддон?

5. Как устроена головка цилиндров н для чего под нее устанавливают прокладку?

6. Как сообщается картер дизеля с атмосферой?

7. Какое назначение имеют задняя балка, корпус уплотнения и поддон картера и как они устроены?

8. Какие основные части различают в поршне и для чего они служат?

9. Для чего необходим зазор между стенками поршня и гильзой цилиндра и какова его величина при неработающем дизеле?

10. Какая разница в назначении и устройстве компрессионных и маслосъемных поршневых колец?

И. Как устроены шатун и коленчатый вал?

12. Как устроены шатунные и коренные подшипники дизеля?

13. Отчего и как изнашиваются детали кривошипношатунного механизма?

14. Какие ненормальные явления возникают в дизеле при износе гильз, поршней и колец и какие последствия они вызывают?

15. Как ликвидировать течь воды между блок-картером и головкой цилиндров?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..