Механизм декомпрессии необходим для облегчения проворачивания
коленчатого вала дизеля в начальный период пуска. Для этой цели при
помощи механизма декомпрессии одновременно открывают и удерживают в
открытом положении впускные клапаны дизеля. Воздух, поступающий во время
такта впуска в цилиндры дизеля, выталкивается при такте сжатия через
открытые клапаны, и сжатия в цилиндрах не происходит. Поэтому усилие,
необходимое для проворачивания коленчатого вала дизеля, значительно
уменьшается.
Механизм декомпрессии состоит из четырех стальных валиков 3 (рис. 42),
концы которых входят в кольцевые выточки толкателей 2 впускных клапанов.
Валики установлены в отверстиях с левой стороны блок-картера и
удерживаются в нем двумя пластинами 11.
На концах валиков 3, выходящих из пластин 11, закреплены рычаги 10,
соединенные между собой плоской тягой 9.
Рычаг 10 четвертого цилиндра соединен с рычагом 5 тягой 8 и валиком 7.
Рычаг 5 можно поворачивать за рукоятку вокруг сектора 6, на котором
имеются три отверстия, с надписями: «Работа», «Прогрев 2» и «Прогрев 1».
Рычаг 5 можно зафиксировать в одном из трех положений механизма
декомпрессии.
У дизелей, выпускаемых с 1960 года, в целях упрощения конструкции
рукоятка 5 перенесена на правую сторону блок-картера и установлена
против третьей опоры коленчатого вала. В этой стенке блок-картера
имеются углубления, против которых сделаны надписи: '«Р -та», «Пр.2» и
«Пр. 1». Валик 7 проходит через блок-картер и выходит на его левую
сторону между пластинками 11. С плоской тягой 9 валик 7 соединен
рычагом.
Внутренние концы валиков 3, входящие а выточки 4 толкателей впускных
клапанов, имеют лыски (рис. 43). Валики первого и второго цилиндров
имеют по одной лыске, а третьего и четвертого цилиндров — по две лыски,
расположенные под углом 50° друг к другу.
Механизм декомпрессии работает следующим образом. При пуске дизеля рычаг
управления устанавливают против надписи «Пр. 1» I рис. 43, о). При этом
механизм декомпрессии, подняв толкатели, откроет и будет удерживать в
открытом положении впускные клапаны всех четырех цилиндров.
Следовательно, воздух в цилиндрах сжиматься не будет и проворачивание
коленчатого вала дизеля будет облегчено.
При установке рычага управления против надписи «Пр. 2» (рис. 43, б)
валики, входящие
в выточки толкателей впускных клапанов третьего и четвертого цилиндров,
расположатся лысками кверху. Поэтому впускные клапаны этих цилиндров
будут во время такта сжатия полностью закрыты и воздух в них будет
сжиматься. В первом и втором цилиндрах сжатия воздуха не произойдет, так
как механизм декомпрессии будет удерживать впускные клапаны этих
цилиндров в открытом положении.
При установке рычага управления против надписи «P-та» все валики
расположатся лысками вверх (рис. 43, в) и сжатие воздуха будет
происходить во всех цилиндрах.
Рис. 42. Механизм декомпрессии:
а — схема механизма декомпрессии; б — привод
управления старого типа; 1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 —
валик; 4 — выточка толкателя; б — рычаг управления; 8 — сектор; 7 —
валик привода: 8 и 9 - тяги;
10 — рычаг валика; 11 — пластина.
Рис. 43. Схема установки механизма декомпрессии
в положения а— «Прогрев 1»; 6 — «Прогрев 2»; в — «Работа»