Клапаны, пружины и детали крепления пружин дизеля Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

§ 17.

Клапаны, пружины и детали крепления пружин дизеля Д-54А

Клапаны служат для открытия и закрытия впускных и выпускных отверстий в головке цилиндров.

Впускной 25 и выпускной 36 клапаны имеют одинаковое устройство.

Первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны, считая от радиатора, являются выпускными; второй, третий, шестой и седьмой — впускными.

Каждый клапан состоит из тарелки 9 (рис. 32) и стержня 8.

Для плотного закрытия отверстия в головке цилиндров тарелка клапана имеет конусный поясок 2 (фаску). Такую же фаску имеют края отверстия в головке (гнездо клапана). Фаска на клапане и его гнезде сделана под углом 45°. Плотность прилегания фасок клапана и гнезда достигается их шлифовкой и дополнительной притиркой друг к другу.
 

 

 

 

 

Рис. 32. Детали клапанного механизма:

1 — прорезь в тарелке клапана; 2 — фаска тарелки клапана; 3 — цилиндрическая выточка на стержне клапана; 4 — конусная выточка на стержне клапана; 5 — опорная шайба; 6 — половинки разрезного сухарика; 7 — пружинное кольцо; 8 — стержень клапана; 9 — тарелка клапана; 10 — пружина; 11 — направляющая втулка клапана.

 

 

 

В верхней части стержня 8 клапана сделана конусная выточка 4. Под выточкой 4 имеется цилиндрическая выточка 3, в которую вставлено предохранительное кольцо 7. Оно предотвращает падение клапана в цилиндр в случае его обрыва по выточке под сухарик.

Впускные клапаны изготовляют из легированной стали. На их тарелках имеется клей-> мо «ВП».

Выпускные клапаны, подвергающиеся более сильному нагреву горячими газами, изготовляют из специальной жаростойкой стали. На их тарелках имеется клеймо «ВХ».

Стержень клапана перемещается вверх и вниз в чугунной втулке 11, запрессованной в канал головки цилиндров.

Втулки для впускных и выпускных клапанов одинаковы.

Зазор между стержнем клапана и втулкой колеблется от 0,08 до 0,14 мм.

Клапан постоянно прижат к седлу пружиной 10, которая одним концом упирается в выточку на головке цилиндров, а другим — в опорную шайбу 5. Опорная шайба закреплена в выточке 4 клапана при помощи разрезного конусного сухарика 6. Отверстие в опорной шайбе сделано также конусным. Под давлением пружины опорная шайба сжимает обе половинки сухарика, который, в свою очередь,
плотно обжимает конусную поверхность выточки клапана.

Пружина клапанного механизма обеспечивает быстрое и плотное закрытие клапана.

 

 

§ 18. Распределительный вал и передаточные детали дизеля Д-54А

Распределительный вал 3 (рис. 31) изготовлен из стали. Он имеет три опорные шейки и восемь кулачков. Поверхности этих частей вала цементированы, закалены и отшлифованы.
 

 

 

 

Рис. 33. Передний конец распределительного вала

1 — канавка: 2 — распределительный вал; —упорный бурт распределительного вала; 4 — фланец; 5 — установочный штифт; 6 — под пятник упорного винта: 7 — упорный винт; 8 — контргайка; 9 — крышка картера шестерен; 10 — болт: 11 — шестерни; 12 — передняя втулка распределительного вала.

 


К фланцу 4 (рис. 33) на переднем конце вала болтами 10 прикреплена шестерня 11.

Продольные (осевые) перемещения распределительного вала ограничиваются с одной стороны торцом передней втулки 12, в которую упирается бурт 3 вала, а с другой — винтом 7, ввернутым в крышку 9. В головку винта упирается подпятник 6, запрессованный в торец вала. Контргайка 8 с наружной стороны крышки предотвращает самоотвертывание упорного винта.

Между упорным винтом 7 и торцом подпятника 6 устанавливается зазор 0,25 мм, который обеспечивает нормальное осевое перемещение распределительного вала 2.

Для удобства установки вала его опорные шейки и их втулки имеют различные, последовательно уменьшающиеся диаметры.

На передней шейке вала сделана специальная полукруглая канавка 1, посредством которой осуществляется пульсирующая подача

масла по вертикальному каналу блок-картера к клапанному механизму.

К передаточным деталям механизма газораспределения относятся толкатели 10 (рис. 31), втулки 11, штанги 12 толкателя, коромысла 17 с регулировочными винтами 16, валики 27 и 32 коромысел с пружинами 34. Все эти детали обеспечивают передачу движения от распределительного вала к клапанам.

Стальной толкатель 1 (рис. 34) совершает прямолинейное возвратно-поступательное движение в чугунной втулке 2, запрессованной в блок-картер. Одновременно он вращается вокруг своей оси, потому что ось толкателя смещена относительно оси кулачка, на который толкатель опирается. Вращательное движение толкателя способствует равномерному износу его стержня и тарелки.

Толкатель 1 (рис. 35) впускного клапана отличается от толкателя выпускного клапана наличием кольцевой выточки, в которую входит валик механизма декомпрессии.

Штанга 2 изготовлена из стальной трубки.

 

 

 

 

Рис. 34. Движение толкателя при вращении распределительного вала.

 

 

 

В нижний конец штанги запрессован наконечник со сферической головкой, а в верхний— наконечник с чашечкообразным углублением.

Оба наконечника стальные, и их рабочие поверхности отшлифованы.

Стальное коромысло 5 служит для передачи движения от штанги толкателя к клапану.

На коротком плече коромысла имеется отверстие с резьбой, в которое ввернут регулировочный винт 3.

Он имеет сферическую полированную головку, которая упирается в чашечку верхнего наконечника штанги толкателя. На верхний конец регулировочного винта навертывается до упора в коромысло контргайка 6,

предотвращающая самоотвертывание винта.

На конце длинного плеча коромысла сделано утолщение — боек, который упирается в торец стержня клапана при движении толкателя вверх.

Коромысла размещены на двух одинаковых пустотелых стальных валиках 1 (рис. 36). Валики закреплены в чугунных стойках 3, которые крепятся к головке цилиндров шпильками 4, проходящими через отверстия стоек и валиков, и гайками.

На валиках имеются распорные пружины 6 и стопорные кольца 5, удерживающие коромысла от продольного перемещения.

Наружный конец каждого валика закрыт заглушкой 2, которую после установки заваривают. Внутренние концы валиков соединены трубкой 30 (рис. 31) и уплотнением, состоящим из сальников 31, втулки 28 и пружины 29.

При работе дизеля клапаны и передаточные детали механизма газораспределения нагреваются и вследствие этого удлиняются. Чтобы предотвратить возможность неплотного закрытия клапанов вследствие удлинения их стержней, между торцами стержней и бойками коромысел при закрытом положении клапанов имеются зазоры. Зазор устанавливают регулировочным винтом 3 (рис. 35).

 

 

 

Рис. 35. Передаточные детали механизма газораспределения:
1 — толкатель впускного клапана; 2 — штанга толкателя; 3 — регулировочный винт; 4 — втулка коромысла; 5 — коромысло; 6 — контргайка регулировочного винта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..