содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
§ 17.
Клапаны, пружины и детали крепления пружин
дизеля Д-54А
Клапаны служат для открытия и закрытия впускных и выпускных отверстий в
головке цилиндров.
Впускной 25 и выпускной 36 клапаны имеют одинаковое устройство.
Первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны, считая от радиатора,
являются выпускными; второй, третий, шестой и седьмой — впускными.
Каждый клапан состоит из тарелки 9 (рис. 32) и стержня 8.
Для плотного закрытия отверстия в головке цилиндров тарелка клапана
имеет конусный поясок 2 (фаску). Такую же фаску имеют края отверстия в
головке (гнездо клапана). Фаска на клапане и его гнезде сделана под
углом 45°. Плотность прилегания фасок клапана и гнезда достигается их
шлифовкой и дополнительной притиркой друг к другу.
Рис. 32. Детали клапанного механизма:
1 — прорезь в тарелке клапана; 2 — фаска тарелки
клапана; 3 — цилиндрическая выточка на стержне клапана; 4 — конусная
выточка на стержне клапана; 5 — опорная шайба; 6 — половинки разрезного
сухарика; 7 — пружинное кольцо; 8 — стержень клапана; 9 — тарелка
клапана; 10 — пружина; 11 — направляющая втулка клапана.
В верхней части стержня 8 клапана сделана конусная
выточка 4. Под выточкой 4 имеется цилиндрическая выточка 3, в которую
вставлено предохранительное кольцо 7. Оно предотвращает падение клапана
в цилиндр в случае его обрыва по выточке под сухарик.
Впускные клапаны изготовляют из легированной стали. На их тарелках
имеется клей-> мо «ВП».
Выпускные клапаны, подвергающиеся более сильному нагреву горячими
газами, изготовляют из специальной жаростойкой стали. На их тарелках
имеется клеймо «ВХ».
Стержень клапана перемещается вверх и вниз в чугунной втулке 11,
запрессованной в канал головки цилиндров.
Втулки для впускных и выпускных клапанов одинаковы.
Зазор между стержнем клапана и втулкой колеблется от 0,08 до 0,14 мм.
Клапан постоянно прижат к седлу пружиной 10, которая одним концом
упирается в выточку на головке цилиндров, а другим — в опорную шайбу 5.
Опорная шайба закреплена в выточке 4 клапана при помощи разрезного
конусного сухарика 6. Отверстие в опорной шайбе сделано также конусным.
Под давлением пружины опорная шайба сжимает обе половинки сухарика,
который, в свою очередь,
плотно обжимает конусную поверхность выточки клапана.
Пружина клапанного механизма обеспечивает быстрое и плотное закрытие
клапана.
§ 18. Распределительный вал и передаточные
детали дизеля Д-54А
Распределительный вал 3 (рис. 31) изготовлен из стали. Он имеет три
опорные шейки и восемь кулачков. Поверхности этих частей вала
цементированы, закалены и отшлифованы.
Рис. 33. Передний конец распределительного вала
1 — канавка: 2 — распределительный вал; —упорный
бурт распределительного вала; 4 — фланец; 5 — установочный штифт; 6 —
под пятник упорного винта: 7 — упорный винт; 8 — контргайка; 9 — крышка
картера шестерен; 10 — болт: 11 — шестерни; 12 — передняя втулка
распределительного вала.
К фланцу 4 (рис. 33) на переднем конце вала болтами 10 прикреплена
шестерня 11.
Продольные (осевые) перемещения распределительного вала ограничиваются с
одной стороны торцом передней втулки 12, в которую упирается бурт 3
вала, а с другой — винтом 7, ввернутым в крышку 9. В головку винта
упирается подпятник 6, запрессованный в торец вала. Контргайка 8 с
наружной стороны крышки предотвращает самоотвертывание упорного винта.
Между упорным винтом 7 и торцом подпятника 6 устанавливается зазор 0,25
мм, который обеспечивает нормальное осевое перемещение
распределительного вала 2.
Для удобства установки вала его опорные шейки и их втулки имеют
различные, последовательно уменьшающиеся диаметры.
На передней шейке вала сделана специальная полукруглая канавка 1,
посредством которой осуществляется пульсирующая подача
масла по вертикальному каналу блок-картера к
клапанному механизму.
К передаточным деталям механизма газораспределения относятся толкатели
10 (рис. 31), втулки 11, штанги 12 толкателя, коромысла 17 с
регулировочными винтами 16, валики 27 и 32 коромысел с пружинами 34. Все
эти детали обеспечивают передачу движения от распределительного вала к
клапанам.
Стальной толкатель 1 (рис. 34) совершает прямолинейное
возвратно-поступательное движение в чугунной втулке 2, запрессованной в
блок-картер. Одновременно он вращается вокруг своей оси, потому что ось
толкателя смещена относительно оси кулачка, на который толкатель
опирается. Вращательное движение толкателя способствует равномерному
износу его стержня и тарелки.
Толкатель 1 (рис. 35) впускного клапана отличается от толкателя
выпускного клапана наличием кольцевой выточки, в которую входит валик
механизма декомпрессии.
Штанга 2 изготовлена из стальной трубки.
Рис. 34. Движение толкателя при вращении
распределительного вала.
В нижний конец штанги запрессован наконечник со
сферической головкой, а в верхний— наконечник с чашечкообразным
углублением.
Оба наконечника стальные, и их рабочие поверхности отшлифованы.
Стальное коромысло 5 служит для передачи движения от штанги толкателя к
клапану.
На коротком плече коромысла имеется отверстие с резьбой, в которое
ввернут регулировочный винт 3.
Он имеет сферическую полированную головку, которая упирается в чашечку
верхнего наконечника штанги толкателя. На верхний конец регулировочного
винта навертывается до упора в коромысло контргайка 6,
предотвращающая самоотвертывание винта.
На конце длинного плеча коромысла сделано утолщение — боек, который
упирается в торец стержня клапана при движении толкателя вверх.
Коромысла размещены на двух одинаковых пустотелых стальных валиках 1
(рис. 36). Валики закреплены в чугунных стойках 3, которые крепятся к
головке цилиндров шпильками 4, проходящими через отверстия стоек и
валиков, и гайками.
На валиках имеются распорные пружины 6 и стопорные кольца 5,
удерживающие коромысла от продольного перемещения.
Наружный конец каждого валика закрыт заглушкой 2,
которую после установки заваривают. Внутренние концы валиков соединены
трубкой 30 (рис. 31) и уплотнением, состоящим из сальников 31, втулки 28
и пружины 29.
При работе дизеля клапаны и передаточные детали механизма
газораспределения нагреваются и вследствие этого удлиняются. Чтобы
предотвратить возможность неплотного закрытия клапанов вследствие
удлинения их стержней, между торцами стержней и бойками коромысел при
закрытом положении клапанов имеются зазоры. Зазор устанавливают
регулировочным винтом 3 (рис. 35).
Рис. 35. Передаточные детали механизма
газораспределения:
1 — толкатель впускного клапана; 2 — штанга толкателя; 3 —
регулировочный винт; 4 — втулка коромысла; 5 — коромысло; 6 — контргайка
регулировочного винта.
содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
|