РЕМОНТ ШЛИЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ В МЕХАНИЗМЕ
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ», «ДНЕПР»
Начнем с самого простого: шлицы на валу и рычаге еще имеются, но сильно
износились. В этом случае при затяжке болтов хомут смыкается, но не
зажимает вал. К восстановлению соединения приступаем с расширения паза,
ограничивающего сжатие хомута. Затем в тисках или молотком на наковальне
поджимаем хомут так, чтобы он не болтался на валу, а напрессовывался на
него с небольшим усилием. После этого рассверливаем отверстие для
обеспечения соосности либо подпиливаем его круглым напильником. Ремонт
завершаем выравниванием плоскостей под головку болта и гайку (рис.
4.22).
Часто вследствие небрежного отношения шлицы
полностью изнашиваются, это значительно усложняет ремонт. В таком случае
приходится менять и вал и рычаг, при этом неизбежна полная или частичная
переборка двигателя, попробуем починить старые детали, не вскрывая
мотор. Сначала нужно выполнить работы, описанные выше в случае с целыми
шлицами, затем выбрать один из способов ремонта.
Способ 1. После установки рычага в желаемое положение затяните хомут и
просверлите несколько отверстий диаметром 3-4 мм по границе вала и
рычага параллельно оси вала. Диаметр отверстий должен быть на 0,1 мм
меньше, чем у штифтов. Затем при ослабленном стяжном хомуте забейте
штифты в просверленные отверстия (рис. 4.22). Далее зажмите болт,
отпилите торчащие части штифтов заподлицо и аккуратно прихватите
оставшиеся торцы штифтов к рычагу при помощи сварки. Вместо сварки можно
заглубить штифты в отверстия и зачеканить их металлом рычага (рис.
4.23).
Способ 2. Вместо сквозного штифта можно зафиксировать рычаг на валу при
помощи болта, вкрученного в хомут, однако такой вариант не только
сложней предыдущих, но и менее надежен - отверстие с резьбой М6-М8
ослабляет хомут, да и резьбы будет не очень много (рис. 4.24). Велика
вероятность ее срыва при затяжке.
Способ 3. Применение клинового соединения, вроде того, что используется
в шатунах велосипедов. При аккуратном и точном выполнении работ
соединение может обеспечить высокую надежность узла (рис. 4.25).
Следующая группа неисправностей - полное разрушение
деталей шлицевых соединений. Для ремонта потребуется любой вал с
подходящими шлицами. Торец этого вала обрабатываем под конус для
последующей сварки. Таким же образом поступаем и со сломанным валом
(рис. 4.26). Сварку производим в уголке, прижав к нему свариваемые
детали струбцинами. Это застрахует от нежелательных смещений и перекосов
(рис. 4.27).