СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ», «ДНЕПР»

  Главная      Учебники - Мотоциклы     Мотоциклы «Урал», «Днепр». Эксплуатация, ремонт - 2001 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ», «ДНЕПР»

 


Система смазки двигателей мотоциклов "Урал" и "Днепр" комбинированная: смазка подается под давлением и разбрызгиванием. Общая схема смазки приведена на рис. 2.48.

 

 

 

 

 

Рис. 2.48. Схема смазки двигателя МТ10-36: 1 - маслосточный канал; 2 - масло-подводящий канал в щеке; 3 - отверстие для смазки шатунного подшипника; 4 - ловушка; 5 - отверстие для смазки поршневого пальца; 6 - маслоотводной канал коленчатого вала; 7 - маслоподводящий канал коленчатого вала; 8 - отверстие для подвода масла в корпус центрифуги; 9 -отверстие в экране; 10 - масляный насос; 11 - всасывающий канал; 12 - пробка наливного отверстия; 13 - перепускной канал; 14 - сетчатый фильтр; 15 - пробка сливного отверстия; 16 - редукционный клапан; 17 -маслоподводящий канал; 18 - дренажная трубка; 19 - главная масляная магистраль; 20 - отверстие для отвода масла; 21 - паз в толкателе для подвода масла к головке цилиндра; 22 - датчик аварийного давления масла; 23 - маслоподводящий канал в кожухе штанги

 

 

 

 

Масло заливается в картер двигателя через заливное отверстие, которое закрывается пробкой 12 с маслоизмерительным стержнем-щупом. Отсюда масло засасывается через сетчатый фильтр 14 шестеренчатым насосом, установленным в корпусе переднего подшипника, который приводится в действие от шестерни, находящейся в зацеплении с ведущей шестерней распределительного механизма. В масляном насосе установлены две шестерни, которые нагнетают масло в главную магистраль 19. Для предотвращения повышения давления масла в системе выше допустимого в корпусе масляного насоса установлен плунжерный редукционный клапан 16, внутри которого находится предохранительный шариковый клапан.

При нормальной работе масляной системы избыточное давление масла отжимает плунжерный клапан и лишнее масло перепускается обратно во всасывающий канал масляного насоса.

В случае заедания плунжера (при попадании в масляную систему загрязнения) избыточное давление масла отжимает предохранительный шариковый клапан. В этом случае излишек масла вытекает в картер двигателя.

Редукционный клапан в процессе эксплуатации не требует регулировки. Давление в системе смазки при средних скоростях движения мотоцикла должно быть в пределах 0,3 - 0,6 МПа (3,0 - 6,0 кг/см2).

Из магистрали масло подается в кольцевую канавку, имеющуюся в корпусе переднего подшипника, откуда поступает по каналу в корпус центрифуги. В центрифуге масло очищается, а затем по маслоотводному каналу коленчатого вала 6 и маслоподводящему каналу в щеке 2 подается в ловушку 4, находящуюся в шатунных шейках коленчатого вала, откуда через отверстия попадает во вкладыши шатунов.

Быстро двигающиеся части кривошипно-шатунного механизма способствуют интенсивному разбрызгиванию масла, образованию в картере масляного тумана, которым смазываются рабочие поверхности цилиндров, поршневые пальцы, верхние головки шатунов, направляющие толкателей, коренные подшипники шестерни газораспределения, шарикоподшипники и кулачки распределительного вала, толкатели и другие трущиеся детали.

Распыленная смазка, попадая в пазы 21 толкателей, поступает в кожухи штанг, осаждается в них и стекает в головки цилиндров. Здесь она разбрызгивается клапанами, пружинами и смазывает клапаны и коромысла. Излишек масла стекает по дренажной трубке 18 обратно в картер двигателя.

Для стока скапливающегося масла, отраженного сальником маховика, служит маслосточный канал 1 в картере двигателя.

Для предохранения от просачивания масла из картера к сцеплению предусмотрено маслоотражательное кольцо и резиновый сальник на ступице маховика, а от попадания масла к прерывателю - резиновый сальник.

Центрифуга является центром очистки масла. До нее масло очищается сеткой приемника масла. Алюминиевый корпус 8 (рис. 2.49) и крышка центрифуги 6 установлены на передней шейке коленчатого вала, фиксируются шпонкой и закрепляются болтом 1 через специальную шайбу 3, установленную в крышке центрифуги. Для предотвращения самопроизвольного отворачивания болта 1 применяется пружинная шайба 2. Между корпусом и крышкой центрифуги установлен экран 9 с продолговатым отверстием для прохода масла из корпуса в крышку центрифуги и дальше по каналам к шатунным подшипникам. Правильное положение отверстия в экране относительно каналов обеспечивается усиком, который входит в корпус центрифуги.

Корпус и крышка центрифуги уплотнены специальным резиновым кольцом 7. Для уменьшения утечки масла между шайбой и торцом коленчатого вала установлено уплотнительное кольцо.

Работа системы смазки контролируется при помощи датчика аварийного давления масла, который срабатывает в случае снижения давления в системе до 0,13 - 0,18 МПа (1,3 - 1,8 кгс/см2).

 

 

 

 

 

Рис. 2.49. Центрифуга и передний коренной подшипник: 1 - болт крепления центрифуги; 2 - шайба пружинная; 3 - шайба центрифуги; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - прокладка, 6 - крышка центрифуги; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - корпус центрифуги; 9 - экран, 10 - прокладка шестерни распределения, 11 - ведущая шестерня распределения, 12 - корпус переднего подшипника, 13 - передний коренной шарикоподшипник; 14 - пробка коленчатого вала; 15 -коленчатый вал; 16 - винт

 

 

 

О снижении давления масла сигнализирует лампочка, установленная на щитке приборов. При включении зажигания лампочка загорается, после пуска двигателя гаснет.

Если давление масла падает ниже допустимого уровня (лампочка загорается) - эксплуатировать двигатель нельзя. В случае перегревания двигателя или работы на режиме малой частоты вращения коленчатого вала (800 об./мин), лампочка может кратковременно загораться и при исправной системе смазки.

Общая схема смазки двигателя К-750М показана на рисунке 2.50. Масляный насос под небольшим давлением нагнетает масло через главную магистраль к двум маслоуловителям 8, в которых под действием центробежной силы оно очищается от твердых частиц, проходит к пальцам кривошипа и смазывает шатунные подшипники. Кроме того, масло поступает к левому цилиндру и ведущей шестерне распределителя. Лишнее масло сливается из шатунных подшипников и маслоуловителей, разбрызгиваясь по всему картеру. Масляными брызгами смазываются рабочие поверхности шатунов, кулачки распределительного вала и рабочие поверхности, цилиндров. При этом смазывается также нижняя часть зеркала левого и верхняя часть правого цилиндра. Масло, которое попало вверх правого цилиндра, стекает вниз, смазывая всю рабочую поверхность цилиндра. В левом цилиндре остается несмазанной верхняя половина рабочей поверхности. Для ее смазки от рабочей магистрали наклонным каналом 17 масло под давлением подается в кольцевую канавку, размещенную под фланцем левого цилиндра, откуда через три отверстия поступает на верхнюю рабочую поверхность цилиндра.

Часть масла, которая подается под давлением по вертикальному каналу к переднему маслоуловителю коленчатого вала, попадает в соединенную с каналом кольцевую канавку, размещенную под корпусом переднего подшипника коленчатого вала. Потом масло по трубке стекает на зубчатую поверхность ведущей шестерни распределения, откуда предается на зубья ведомой шестерни и шестерни привода генератора. Масляной туман, который образуется во время вращения шестерен, оседает на поверхности трения сапуна и переднего подшипника распределительного вала, смазывая их. Задний подшипник распределительного вала смазывается разбрызгиванием.

Система смазки двигателя М67-36 отличается от системы смазки двигателя К-750М тем, что в ней применяется полнопотоковый бумажный фильтр.

Для смазки клапанов и коромысел распределения масло идет через отверстие в картере возле направляющих втулок толкателей к полости кожухов штанг, оседает в них и стекает в полость головки цилиндра. Смазывание левого цилиндра аналогично смазыванию цилиндра двигателя К-750М.

Если масло холодное или фильтрующий элемент загрязнен, давление в магистрали увеличивается, что может привести к ее повреждению.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.50. Схема смазки двигателя К-750М: 1 - корпус масляного насоса; 2 - шестерня ведущая; 3 шестерня ведомая; - фильтр масляного насоса; - масляный
резервуар; 6 - фильтр масляного стока; 7 - пальцы кривошипа; 8 - маслоуловитель; 9 - масляный карман; 10 - маслопроводной канал; 11 - соединительная штанга; 12 - сверление в клапанной коробке; 13 - отверстие в левом цилиндре; 14 - поршневое маслосъемное кольцо; 15 - отверстие для смазки поршневого пальца; 16 - пробка наливного отверстия; 17 - маслопроводной канал цилиндра; 19 - пробка сливного отверстия; 20 - ведущая шестерня; 21 - шестерня привода масляного насоса; 22 - соединительная муфта ведущей шестерни; 23 - выходное отверстие

масляного насоса; 24 - масляный канал к заднему подшипнику; 25 - маслосточный канал; 26 -сальник кривошипа; 27 - задний корпус подшипника; 28 - входное отверстие заднего насоса; 29 -радиальные отверстия в пальце кривошипа; 30 - задний опорный шариковый подшипник; 31 -углубление для смазки шестерни привода масляного насоса; 32 - маслопроводная трубка; 33 -передний опорный шариковый подшипник; 34 - радиусное углубление в корпусе подшипника; 35 -канал переднего подшипника; 36 - сливное отверстие; 37 - главная магистраль; 38 - отверстия для смазки в корпусе подшипника; 39 - кольцевая канавка; 40 - углубление для введения масла

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.51. Система смазки двигателя: 1 - канал для прохода масла к заднему подшипнику распределительного вала; 2 - штанга соединительная и шестерня привода масляного насоса; 3 -канал в корпусе заднего подшипника для прохода масла в маслоуловитель, 4 - отверстие калиброванное для прохода масла; 5 - маслоуловитель кривошипного механизма; 6 - канал вертикальный для прохода маслу в корпус заднего подшипника; 7 - поддон картера; 8 - канал для прохода масла в маслофильтр; 9 - клапан перепускной; 10 - фильтр масляный; 11 - магистраль главная; 12 - кольца маслосъемные, поршневые; 13 - отверстия в верхней головке шатуна для смазки поршневого пальца, 14 - отверстия в бобышках поршня для смазки поршневого пальца, 15
- отверстия в пальце коленчатого вала для смазки подшипника нижней головки шатуна; 16 - канал подвода масла к левому цилиндру; 17 - полость внутренняя пальца коленчатого вала для смазки подшипника нижней головки шатуна; 18 - проточка кольцевая и выемка в корпусе для прохода масла; 19 - трубка для смазки шестерен газораспределения; 20 - канал для прохода масла для смазки трущихся частей в головке цилиндра; 21 - полость внутренняя кожуха штанг для прохода масла; 22 -канал для стока масла из головки цилиндра; 23 - пробка наливного отверстия со щупом; 24 - насос шестеренчатый масляный; А - смазка шестерен привода газораспределения; В - выход газов из картера двигателя; С - слив масла из двигателя





Для избегания неисправности и обеспечения подачи масла к подшипникам в системе смазки параллельно фильтру предусмотрен перепускной клапан, который открывается, когда давление составляет 0,7 - 0,9 МПа (7-9 кгс/см2). В этом случае неочищенное масло идет в главную магистраль смазки, не используя фильтрующий элемент.

Масляный насос двигателей К-750М и М67-36 - шестеренчатый (рис. 2.52). Он вращается от распределительного вала через шестерню и соединительную штангу. Чтобы масло не просачивалось из картера к сцеплению, в системе смазки двигателя М67-36 установлено маслоотражающее кольцо и резиновый сальник, а в системе смазки двигателя К-750М - войлочный сальник. Во избежание попадания масла к прерывателю, на переднем конце распределительного вала установлен резиновый сальник.

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.52. Маслонасос: 1 - корпус; 2, 3 - шестерни маслонасоса; 4 - сетчатый фильтр, 5 - входное отверстие; 6 - выходное отверстие; 7,8- шестерни привода маслонасоса; 9 - штанга привода насоса, 10-соединительная муфта

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.53. Детали масляного насоса: 1 - масляный насос; 2 - шестерня масляного насоса; 3 - болт крепления крышки корпуса (2 шт.); 4 - фильтр масляного насоса; 5 -болт М6х50 крепления масляного насоса (2 шт.); 6 - шайба 6Л (2 шт.); 7 - крышка насоса; 8 - шестерня масляного насоса ведущая; 9 - корпус масляного насоса; 10 - прокладка; 11 - муфта соединительная шестерни ведущей; 12 - штанга соединительная шестерни ведущей; 13 - шестерня ведущая масляного насоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..