СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ», «ДНЕПР»
Система смазки двигателей мотоциклов "Урал" и "Днепр" комбинированная:
смазка подается под давлением и разбрызгиванием. Общая схема смазки
приведена на рис. 2.48.
Рис. 2.48. Схема смазки двигателя МТ10-36: 1 -
маслосточный канал; 2 - масло-подводящий канал в щеке; 3 - отверстие для
смазки шатунного подшипника; 4 - ловушка; 5 - отверстие для смазки
поршневого пальца; 6 - маслоотводной канал коленчатого вала; 7 -
маслоподводящий канал коленчатого вала; 8 - отверстие для подвода масла
в корпус центрифуги; 9 -отверстие в экране; 10 - масляный насос; 11 -
всасывающий канал; 12 - пробка наливного отверстия; 13 - перепускной
канал; 14 - сетчатый фильтр; 15 - пробка сливного отверстия; 16 -
редукционный клапан; 17 -маслоподводящий канал; 18 - дренажная трубка;
19 - главная масляная магистраль; 20 - отверстие для отвода масла; 21 -
паз в толкателе для подвода масла к головке цилиндра; 22 - датчик
аварийного давления масла; 23 - маслоподводящий канал в кожухе штанги
Масло заливается в картер двигателя через заливное
отверстие, которое закрывается пробкой 12 с маслоизмерительным
стержнем-щупом. Отсюда масло засасывается через сетчатый фильтр 14
шестеренчатым насосом, установленным в корпусе переднего подшипника,
который приводится в действие от шестерни, находящейся в зацеплении с
ведущей шестерней распределительного механизма. В масляном насосе
установлены две шестерни, которые нагнетают масло в главную магистраль
19. Для предотвращения повышения давления масла в системе выше
допустимого в корпусе масляного насоса установлен плунжерный
редукционный клапан 16, внутри которого находится предохранительный
шариковый клапан.
При нормальной работе масляной системы избыточное давление масла
отжимает плунжерный клапан и лишнее масло перепускается обратно во
всасывающий канал масляного насоса.
В случае заедания плунжера (при попадании в масляную систему
загрязнения) избыточное давление масла отжимает предохранительный
шариковый клапан. В этом случае излишек масла вытекает в картер
двигателя.
Редукционный клапан в процессе эксплуатации не требует регулировки.
Давление в системе смазки при средних скоростях движения мотоцикла
должно быть в пределах 0,3 - 0,6 МПа (3,0 - 6,0 кг/см2).
Из магистрали масло подается в кольцевую канавку, имеющуюся в корпусе
переднего подшипника, откуда поступает по каналу в корпус центрифуги. В
центрифуге масло очищается, а затем по маслоотводному каналу коленчатого
вала 6 и маслоподводящему каналу в щеке 2 подается в ловушку 4,
находящуюся в шатунных шейках коленчатого вала, откуда через отверстия
попадает во вкладыши шатунов.
Быстро двигающиеся части кривошипно-шатунного механизма способствуют
интенсивному разбрызгиванию масла, образованию в картере масляного
тумана, которым смазываются рабочие поверхности цилиндров, поршневые
пальцы, верхние головки шатунов, направляющие толкателей, коренные
подшипники шестерни газораспределения, шарикоподшипники и кулачки
распределительного вала, толкатели и другие трущиеся детали.
Распыленная смазка, попадая в пазы 21 толкателей, поступает в кожухи
штанг, осаждается в них и стекает в головки цилиндров. Здесь она
разбрызгивается клапанами, пружинами и смазывает клапаны и коромысла.
Излишек масла стекает по дренажной трубке 18 обратно в картер двигателя.
Для стока скапливающегося масла, отраженного сальником маховика, служит
маслосточный канал 1 в картере двигателя.
Для предохранения от просачивания масла из картера к сцеплению
предусмотрено маслоотражательное кольцо и резиновый сальник на ступице
маховика, а от попадания масла к прерывателю - резиновый сальник.
Центрифуга является центром очистки масла. До нее масло очищается сеткой
приемника масла. Алюминиевый корпус 8 (рис. 2.49) и крышка центрифуги 6
установлены на передней шейке коленчатого вала, фиксируются шпонкой и
закрепляются болтом 1 через специальную шайбу 3, установленную в крышке
центрифуги. Для предотвращения самопроизвольного отворачивания болта 1
применяется пружинная шайба 2. Между корпусом и крышкой центрифуги
установлен экран 9 с продолговатым отверстием для прохода масла из
корпуса в крышку центрифуги и дальше по каналам к шатунным подшипникам.
Правильное положение отверстия в экране относительно каналов
обеспечивается усиком, который входит в корпус центрифуги.
Корпус и крышка центрифуги уплотнены специальным резиновым кольцом 7.
Для уменьшения утечки масла между шайбой и торцом коленчатого вала
установлено уплотнительное кольцо.
Работа системы смазки контролируется при помощи датчика аварийного
давления масла, который срабатывает в случае снижения давления в системе
до 0,13 - 0,18 МПа (1,3 - 1,8 кгс/см2).
О снижении давления масла сигнализирует лампочка,
установленная на щитке приборов. При включении зажигания лампочка
загорается, после пуска двигателя гаснет.
Если давление масла падает ниже допустимого уровня (лампочка загорается)
- эксплуатировать двигатель нельзя. В случае перегревания двигателя или
работы на режиме малой частоты вращения коленчатого вала (800 об./мин),
лампочка может кратковременно загораться и при исправной системе смазки.
Общая схема смазки двигателя К-750М показана на рисунке 2.50. Масляный
насос под небольшим давлением нагнетает масло через главную магистраль к
двум маслоуловителям 8, в которых под действием центробежной силы оно
очищается от твердых частиц, проходит к пальцам кривошипа и смазывает
шатунные подшипники. Кроме того, масло поступает к левому цилиндру и
ведущей шестерне распределителя. Лишнее масло сливается из шатунных
подшипников и маслоуловителей, разбрызгиваясь по всему картеру.
Масляными брызгами смазываются рабочие поверхности шатунов, кулачки
распределительного вала и рабочие поверхности, цилиндров. При этом
смазывается также нижняя часть зеркала левого и верхняя часть правого
цилиндра. Масло, которое попало вверх правого цилиндра, стекает вниз,
смазывая всю рабочую поверхность цилиндра. В левом цилиндре остается
несмазанной верхняя половина рабочей поверхности. Для ее смазки от
рабочей магистрали наклонным каналом 17 масло под давлением подается в
кольцевую канавку, размещенную под фланцем левого цилиндра, откуда через
три отверстия поступает на верхнюю рабочую поверхность цилиндра.
Часть масла, которая подается под давлением по вертикальному каналу к
переднему маслоуловителю коленчатого вала, попадает в соединенную с
каналом кольцевую канавку, размещенную под корпусом переднего подшипника
коленчатого вала. Потом масло по трубке стекает на зубчатую поверхность
ведущей шестерни распределения, откуда предается на зубья ведомой
шестерни и шестерни привода генератора. Масляной туман, который
образуется во время вращения шестерен, оседает на поверхности трения
сапуна и переднего подшипника распределительного вала, смазывая их.
Задний подшипник распределительного вала смазывается разбрызгиванием.
Система смазки двигателя М67-36 отличается от системы смазки двигателя
К-750М тем, что в ней применяется полнопотоковый бумажный фильтр.
Для смазки клапанов и коромысел распределения масло идет через отверстие
в картере возле направляющих втулок толкателей к полости кожухов штанг,
оседает в них и стекает в полость головки цилиндра. Смазывание левого
цилиндра аналогично смазыванию цилиндра двигателя К-750М.
Если масло холодное или фильтрующий элемент загрязнен, давление в
магистрали увеличивается, что может привести к ее повреждению.
масляного насоса; 24 - масляный канал к заднему
подшипнику; 25 - маслосточный канал; 26 -сальник кривошипа; 27 - задний
корпус подшипника; 28 - входное отверстие заднего насоса; 29 -радиальные
отверстия в пальце кривошипа; 30 - задний опорный шариковый подшипник;
31 -углубление для смазки шестерни привода масляного насоса; 32 -
маслопроводная трубка; 33 -передний опорный шариковый подшипник; 34 -
радиусное углубление в корпусе подшипника; 35 -канал переднего
подшипника; 36 - сливное отверстие; 37 - главная магистраль; 38 -
отверстия для смазки в корпусе подшипника; 39 - кольцевая канавка; 40 -
углубление для введения масла
Рис. 2.51. Система смазки двигателя: 1 - канал
для прохода масла к заднему подшипнику распределительного вала; 2 -
штанга соединительная и шестерня привода масляного насоса; 3 -канал в
корпусе заднего подшипника для прохода масла в маслоуловитель, 4 -
отверстие калиброванное для прохода масла; 5 - маслоуловитель
кривошипного механизма; 6 - канал вертикальный для прохода маслу в
корпус заднего подшипника; 7 - поддон картера; 8 - канал для прохода
масла в маслофильтр; 9 - клапан перепускной; 10 - фильтр масляный; 11 -
магистраль главная; 12 - кольца маслосъемные, поршневые; 13 - отверстия
в верхней головке шатуна для смазки поршневого пальца, 14 - отверстия в
бобышках поршня для смазки поршневого пальца, 15
- отверстия в пальце коленчатого вала для смазки подшипника нижней
головки шатуна; 16 - канал подвода масла к левому цилиндру; 17 - полость
внутренняя пальца коленчатого вала для смазки подшипника нижней головки
шатуна; 18 - проточка кольцевая и выемка в корпусе для прохода масла; 19
- трубка для смазки шестерен газораспределения; 20 - канал для прохода
масла для смазки трущихся частей в головке цилиндра; 21 - полость
внутренняя кожуха штанг для прохода масла; 22 -канал для стока масла из
головки цилиндра; 23 - пробка наливного отверстия со щупом; 24 - насос
шестеренчатый масляный; А - смазка шестерен привода газораспределения; В
- выход газов из картера двигателя; С - слив масла из двигателя
Для избегания неисправности и обеспечения подачи масла к подшипникам в
системе смазки параллельно фильтру предусмотрен перепускной клапан,
который открывается, когда давление составляет 0,7 - 0,9 МПа (7-9
кгс/см2). В этом случае неочищенное масло идет в главную магистраль
смазки, не используя фильтрующий элемент.
Масляный насос двигателей К-750М и М67-36 - шестеренчатый (рис. 2.52).
Он вращается от распределительного вала через шестерню и соединительную
штангу. Чтобы масло не просачивалось из картера к сцеплению, в системе
смазки двигателя М67-36 установлено маслоотражающее кольцо и резиновый
сальник, а в системе смазки двигателя К-750М - войлочный сальник. Во
избежание попадания масла к прерывателю, на переднем конце
распределительного вала установлен резиновый сальник.