Магирус-290. Техническое обслуживание рулевого управления

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобиль Магирус-290. Устройство, обслуживание, эксплуатация (Пугаченко А. Н.) - 1980 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

Магирус-290. Техническое обслуживание рулевого управления

В процессе эксплуатации техническое состояние рулевого управления ухудшается ввиду износа рабочих поверхностей деталей и нарушения регулировок. Детали и узлы рулевого управления, особенно шарниры рулевых тяг, находятся в тяжелых условиях. Нагрузка в этих узлах имеет знакопеременный ударный характер, а смазка распределяется неравномерно по поверхности трения.

Вследствие увеличения зазоров в соединениях рулевого управления затрудняется управление автомобилем, увеличиваются усилия, необходимые для поворота управляемых колес. Кроме того, увеличенные зазоры могут быть причиной вибрации передней части автомобиля и потери им устойчивости.

Общая приближенная оценка технического состояния рулевого управления определяется по величине свободного хода (люфта) рулевого колеса.

Техническое обслуживание рулевого управления включает в себя проведение проверочных, смазочных, крепежных и регулировочных работ для поддержания легкости и удобства управления и обеспечения минимальных износов деталей.

В обслуживание рулевого управления входят осмотр его, проверка крепления агрегатов, проверка свободного хода рулевого колеса, проверка зазоров в шарнирах продольной и поперечной рулевых тяг, проверка и регулировка осевого люфта рулевого вала, проверка и регулировка зазора в зацеплении зубчатой рулевой передачи, проверка герметичности гидросистемы усилителя рулевого управления, проверка уровня жидкости в бачке, замена жидкости в гидросистеме, прокачка гидросистемы и проверка давления насоса.

 

 

Осмотр рулевого управления и проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса. Рулевое управление осматривают при всех видах технического обслуживания автомобиля.

При осмотре рулевого управления необходимо проверить крепление деталей. Все гайки и болты крепления рулевого колеса, рулевой колонки, картера рулевого механизма, рулевой сошки и рычагов рулевой трапеции должны быть плотно затянуты. Гайки крепления деталей рулевого привода должны быть надежно зашплинтованы. Автомобиль с незашплинтованными соединениями деталей рулевого управления не допускается к эксплуатации.

Затем следует проверить свободный ход рулевого колеса. На новом автомобиле он составляет 15°, а при эксплуатации не должен превышать 25°.

Свободный ход рулевого колеса проверяют люфтомером при работающем двигателе и положении передних колес, соответствующем движению автомобиля по прямой.

После этого необходимо проверить работу рулевого управления и эффективность действия гидроусилителя в движении автомобиля. Управляемые колеса и рулевое колесо должны свободно поворачиваться из одного крайнего положения в другое без заедания и повышенного сопротивления.

Причины повышенного свободного хода рулевого колеса могут быть установлены при проверке рулевого управления по элементам. При этом необходимо определить, за счет какого узла получается увеличенный свободный ход.

Проверять элементы рулевого управления следует после регулировки подшипников управляемых колес и устранения повышенных зазоров в шкворнях поворотных цапф. Затем необходимо подтянуть крепление рулевого колеса, рулевой колонки, картера рулевого механизма, рулевой сошки, рычагов поворотных цапф, проверить шарниры рулевых тяг и зазоры в карданных сочленениях рулевого вала.

Если свободный ход рулевого колеса не уменьшится, то необходимо проверить и отрегулировать затяжку подшипников червячного винта и зубчатое зацепление рулевого механизма.

 

 

Регулировку зубчатого зацепления рулевого механизма выполняют регулировочным винтом при отсоединенной сошке.

При вращении регулировочного винта по часовой стрелке усилие на рулевом колесе увеличивается, а при вращении винта против часовой стрелки — уменьшается. При этом вал сошки, передвигаясь в осевом направлении, то зажимает, то освобождает выполненные с переменной толщиной по длине зубья сектора вала.

При правильно отрегулированном рулевом механизме момент, необходимый для поворота вала сошки из одного крайнего положения в другое, должен быть не более 8 кге-м.

Свободный ход червячного винта при неподвижной сошке в среднем положении не должен превышать 6°. По мере отклонения

сошки от среднего положения к крайним свободный ход винта должен увеличиваться.

После регулировки рулевого механизма необходимо регулировочный винт застопорить контргайкой, которую затянуть до отказа и соединить продольную тягу с сошкой.

Затем при работающем двигателе проверить свободный ход рулевого колеса.

 

 

Смена масла и прокачка гидросистемы рулевого управления.

Для смены масла в гидросистеме рулевого управления необходимо: поднять передний мост автомобиля так, чтобы колеса не касались земли;

снять крышку бачка для жидкости, отвернуть пробку для слива масла в нижней части картера рулевого механизма и проворачивать рулевое колесо от упора до упора до тех пор, пока не перестанет течь масло из сливного отверстия;

для полного отсоса масла включить двигатель не более чем на

10 с. Слив масла считается законченным, если прекратилась течь масла из сливного отверстия;

вынуть из бачка патрон фильтра, промыть его в бензине и поставить на место, а при длительной эксплуатации — заменить новым;

промыть гидросистему, для чего залить в бачок 1,5 л свежего масла и слить его через сливное отверстие, поворачивая при этом рулеЕое колесо от упора до упора;

завернуть сливную пробку, установить крышку бачка на место и через заливное отверстие бачок до края наполнить маслом;

стартером провернуть коленчатый вал двигателя и долить масло в бачок до верхней метки на маслоизмерительном щупе; удалить воздух из гидросистемы рулевого управления.

Для удаления воздуха необходимо прокачать гидросистему. Прокачка проводится как после смены масла, так и при появившейся необходимости во время эксплуатации автомобиля. При этом следует:

пустить двигатель;

рулевое колесо поворачивать от упора до упора, вследствие чего воздух выходит через бачок;

доливать масло в бачок до тех пор, пока не перестанет снижаться уровень и не будет больше появляться пузырьков в бачке;

снять защитный колпачок клапана для выпуска воздуха, который находится в верхней части картера рулевого механизма, и на его сферическую головку надеть резиновый шланг для прокачки жидкости. Открытый конец шланга опустить в стеклянный сосуд, до половины заполненный жидкостью;

при повернутом влево до упора рулевом колесе отвернуть клапан на один оборот и завернуть, как только из шланга появится чистое без пузырьков воздуха масло;

то же самое проделать, повернув рулевое колесо вправо до упора;

снять шланг, закрыть клапан защитным колпачком, долить масло в бачок до верхней метки щупа и завернуть пробку заливного отверстия;

опустить передние колеса автомобиля и проверить легкость управления при движении.

Для системы гидроусилителя необходимо употреблять только чистое, отфильтрованное масло марки А. Заливать масло следует через воронку с двойкой сеткой. Применение загрязненного масла вызывает заклинивание рулевого управления и быстрый износ деталей насоса и гидроусилителя.

 

 

Проверка давления масла в гидросистеме рулевого управления. Снижение давления подачи гидравлического насоса приводит к затруднениям в повороте автомобиля, особенно при сниженных частотах вращения коленчатого вала двигателя.

Для проверки давления масла, подаваемого насосом, в линии высокого давления между насосом и рулевым механизмом необходимо установить тройник с манометром со шкалой до 120 кгс/см2 и вентиль для перекрытия подачи масла в систему. Затем пускают двигатель, открывают вентиль и поворачивают колеса в одно из крайних положений. При работе двигателя на холостом ходу давление масла должно быть не менее 100 кгс/см2. Если давление масла ниже нормы, то необходимо медленно перекрыть вентиль и следить за изменением давления по манометру. При исправном насосе давление должно подняться на 5—7 кгс/см2. В этом случае неисправность следует искать в рулевом механизме, например проверить регулировку предохранительного клапана и наличие внутренних утечек. Во избежание перегрева масла при проверке давления насоса вентиль не следует держать закрытым более 15 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..