Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство - часть 34

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактора Т-150-05-09 и ХТЗ-181. Руководство по эксплуатации 150.00.000 РЭ - 2011 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  ..

 

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство - часть 34

 

 

 

 

137 

тое колесо за фланец, чтобы ролики подшипника заняли правильное по-

ложение относительно обоих колец;  

проверьте  затяжку  подшипников.  Натяг  в  подшипниках  должен 

быть  отрегулирован,  чтобы  момент  сопротивления  вращению  ведущего 

зубчатого колеса без манжет был 1,4-6,0 Н·м (0,14-0,60 кгс·м). Контроли-

руйте  затяжку  подшипников  динамометрическим  ключом  или  ручными 

пружинными весами. Для этого зажмите стакан 10 в тиски, зацепите крю-

чок пружинных весов за отверстие фланца и плавно проворачивайте зуб-

чатое ведущее колесо. Показание пружинных весов должно быть в преде-

лах 0,23-1,0 Н (2,3-10 кгс). Если величина сопротивления вращению нахо-

дится в указанных пределах, на торцы вала и гайки нанесите керном мет-

ки, чтобы заметить положение гайки относительно торца; 

открутите гайку, поставьте на место крышку и затяните гайку до по-

ложения, отмеченного керном. 

ВНИМАНИЕ! После регулировки зазора в подшипниках ведуще-

го зубчатого колеса для обеспечения правильного зацепления выдер-

живайте размер А=(189±0,1) мм. Для получения размера А выньте не-

обходимое количество прокладок 4 (при установке новых подшипни-

ков возможно добавление прокладок). 

В процессе работы трактора вследствие износа подшипников и зубьев 

боковой зазор в главной паре увеличивается. Первоначальный зазор при 

сборке  главной  передачи  с  новыми  зубчатыми  колесами  установлен  в 

пределах 0,25-0,66 мм. В дальнейшем зазор между зубьями не регулируй-

те до полного износа главной пары, регулируйте только зазор в подшип-

никах. 

Зазор  в  подшипниках  ведомого  зубчатого  колеса  и  боковой  зазор  в 

зацеплении  конических  зубчатых  колес  регулируйте  одновременно  сле-

дующим образом (приводится описание регулировки правой главной пе-

редачи, левую главную передачу регулируйте аналогично): 

слейте масло из картера моста и конечных передач, затем снимите с 

картера правой конечной  передачи  крышку  2  (см. рисунок  70) и  выньте 

солнечное зубчатое колесо 4 с полуосью 13; 

отсоедините конец карданного вала от фланца 13 (см. рисунок 70) 

главной передачи, открутите шестнадцать гаек и снимите главную пере-

дачу в сборе; 

проверьте зазор в конических подшипниках ведущего зубчатого ко-

леса, при необходимости отрегулируйте их и установите ведущее зубча-

тое колесо, выдержав размер А=189±0,1 мм. 

Отрегулируйте зазоры в подшипниках ведомых зубчатых колес и за-

цепление конических зубчатых колес. Для этого: 

отпустите болты крепления крышек 5 подшипников; 

расстопорите регулировочные гайки 7; 

отпустите регулировочную гайку 7 со стороны зубьев ведомого зуб-

чатого колеса; 

 

 
138 

проворачивая ведомое зубчатое колесо 6 регулировочной гайкой 7, 

расположенной  со  стороны  торца  зубчатого  колеса,  подожмите  кониче-

ский подшипник до получения беззазорного зацепления (ведомое зубча-

тое  колесо  не  вращается)  и  отпустите  ее  на  6-8  стопорящих  выступов. 

Легким постукиванием по ведомому зубчатому колесу со стороны зубьев 

подожмите кольцо подшипника к регулировочной гайке, при этом ведо-

мое зубчатое колесо должно вращаться свободно от руки; 

переместите регулировочную гайку  7 со стороны зубьев колеса до 

получения натяга в подшипнике и отпустите ее на 2-3 стопорящих высту-

па; 

застопорите регулировочные гайки 7 замковыми шайбами, застопо-

рите болты крепления замковых шайб; 

затяните до отказа болты крышек 5 подшипников; 

проверьте боковой зазор в зацеплении конических зубчатых колес, 

который должен находиться в пределах 0,25-0,66 мм для новой пары. 

Для получения необходимого зазора в зацеплении без изменения за-

зоров в подшипниках: 

отпустите болты крышек 5 подшипников и расстопорите регулиро-

вочные гайки 7; 

увеличьте  или  уменьшите  боковой  зазор  в  зацеплении  конических 

зубчатых колес. При слишком малом боковом зазоре отпустите регулиро-

вочную гайку со стороны торца ведомого зубчатого колеса на один сто-

порящий выступ, а затем подтяните на один стопорящий выступ регули-

ровочную гайку, находящуюся со стороны зубьев ведомого зубчатого ко-

леса. При слишком большом боковом зазоре подтяните регулировочную 

гайку со стороны торца ведомого зубчатого колеса на один стопорящий 

выступ, предварительно отпустив на один стопорящий выступ регулиро-

вочную гайку, находящуюся со стороны зубьев ведомого зубчатого коле-

са;  

затяните до отказа болты крышек 5 подшипников, застопорите регу-

лировочные гайки 7 замковыми шайбами и застопорите болты крепления 

замковых шайб; 

Для получения требуемого зазора в подшипниках без изменения зазо-

ра в зацеплении: 

отпустите  болты  крышки  5  подшипника  и  расстопорите  регулиро-

вочную гайку 7 со стороны зубьев ведомого зубчатого колеса; 

увеличьте или уменьшите зазор в подшипниках, отпустив или под-

тянув регулировочную гайку 7 со стороны зубьев ведомого зубчатого ко-

леса на один-два стопорящих выступа; 

затяните  до  отказа  болты  крышки  5,  застопорите  регулировочные 

гайки  7  замковыми  шайбами  и  застопорите  болты  крепления  замковых 

шайб 

Проверьте и при необходимости, отрегулируйте контакт по отпечатку 

на рабочей стороне зуба ведущего и ведомого конических зубчатых колес. 

 

 

139 

Для этого зубья ведомого конического зубчатого колеса покройте тонким 

слоем краски. 

Отпечаток контакта на вогнутой стороне зуба ведущего зубчатого ко-

леса должен составлять 50 % длины зуба и располагаться на образующей 

начального конуса на расстоянии не более 9 мм от наружных кромок зуба 

у  меньшего  основания  конуса.  При  этом  на  выпуклой  стороне  зуба  при 

заднем ходе трактора отпечаток контакта должен составлять также не ме-

нее 50 % длины зуба и не выходить на кромки торцов зубьев. 

Правильное расположение отпечатка контакта на зубьях ведущего и 

ведомого зубчатых колес показано в таблице 13. 

В случае выхода из строя одного из зубчатых колес главной передачи 

оба зубчатых колеса замените новыми. 

Нарушать  спаренность  приработанных  зубчатых  колес 

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 

При установке новых зубчатых колес или при сборке после замены  

каких-либо  деталей  в  условиях,  когда  невозможно  проверить  размер  А 
(

см. рисунок 69)правильный зазор и отпечаток контакта на зубьях уста-

навливайте, как показано в таблице 13. 

 

Таблица 13 

 

Отпечаток 

на поверхности зуба 

Способ достижения правильного зацепления зубчатых колес 

Движение 

вперед 

Задний ход 

 

 

 

Правильный контакт конических зубчатых колес 

 

Придвиньте ведомое зубчатое колесо к ве-

дущему. Если при этом получится слишком 

малый боковой зазор между зубьями, ото-

двиньте ведущее зубчатое колесо 

 

 

Отодвиньте ведомое зубчатое колесо от ве-

дущего. Если при этом получится слишком 

большой боковой зазор между зубьями, при-

двиньте ведущее зубчатое колесо. 

 

 

Придвиньте ведущее зубчатое колесо к ве-

домому. Если боковой зазор будет слишком 

мал, отодвиньте ведомое зубчатое колесо 

 

 

Отодвиньте ведущее зубчатое колесо от 

ведомого. Если боковой зазор будет слишком 

велик, придвиньте ведомое зубчатое колесо 

 

 

 

 
140 

5.4.9 Регулировка подшипников конечной передачи 
 

Зазор в подшипниках конечной передачи проверяйте на горизонталь-

ной поверхности при снятой гусенице покачиванием и перемещением ве-

дущего колеса в осевом направлении. 

 

 

1 – 

колесо ведущее: 2 – крышка: 3 – сателлит: 4 – колесо зубчатое солнечное;  

5, 14, 15 – 

гайки; 6 – контргайка: 7 – шайба промежуточная. 8 – водило. 9 – колесо 

зубчатое эпициклическое; 10 – корпус: 11 – картер конечной передачи; 12 – ступица 

заднего моста; 13 – полуось;  

 

Рисунок 70 – Конечная передача 

 

 

Если ощущается свободное перемещение ведущего колеса, отрегули-

руйте подшипники следующим образом: 

слейте масло из картера конечной передачи; 

открутите гайки 15 (см. рисунок 70) и снимите ведущее колесо 1; 

открутите гайки 14 и снимите водило  8 с корпусом 10 и сателлита-

ми 3; 

выньте солнечное зубчатое колесо 4 с полуосью 13; 

открутите контргайку 6 и снимите промежуточную шайбу; 

затяните  гайку  5  так,  чтобы  получить  небольшой  натяг,  при  этом 

проворачивайте  картер  11  в  обоих  направлениях,  чтобы  ролики  равно-

мерно расположились по коническим поверхностям колец. Затяжку под-

шипников контролируйте ручными пружинными весами. Для этого крю-

чок  пружинных  весов  зацепите  за  отверстие  картера  и,  воздействуя  на 

другой  конец  весов,  плавно  проворачивайте  картер.  Показания  весов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  ..