Главная Автомобили - Опель Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH
|
|
содержание .. 30 31 32 33 34 35 36 37
Opel Zafira B. Руководство - страница 36
144. Г л а в а 2 Д в и г а т е л ь 8.30 Поворачивание чашечного толкателя 9.31 Извлечение регулировочной шайбы лучше всего производить при помощи намагниченного стержня 9.39 Проверните коленчатый вал, чтобы кулачки пар (1) и (2) были направлены вверх 31 При отсутствии под рукой специаль ного приспособления Opel-EN-46797 и EN-46799. введите большую отвертку с плоским жалом меду краем толкателя и основанием распределительного вала. Аккуратно, действуя отверткой как рыча гом, утопите толкатель до появления воз можности удалить регулировочную шай бу. Извлечение шайбы проще всего про извести при помощи намагниченного стержня (см. сопр. иллюстрацию). 32 Протрите шайбу и микрометром из мерьте ее толщину. Замечание: На шайбах имеется маркировка (см. сопр. иллюстрацию), которая однако в ре зультате износа может оказаться утра ченной. ной шайбы производится по формуле: N = Т + А - S Т = толщина снятой шайбы, (например - 3.15 мм) А = измеренный зазор в клапане (напри мер - 0.45 мм) S = регулировочное значение зазора в клапане (например - 0.35 мм) Для данного примера толщина новой регулировочной шайбы N= 3.25 мм. Замечание: Возможно удастся произ вести требуемую регулировку путем простой перестановки шайб с одних тол кателей на другие. Запишите и сохра ните для возможных будущих регулиро вок толщины всех шайб. 34 Приготовьте шайбу требуемой тол щины, смажьте ее чистым двигательным маслом. Отожмите толкатель и уложите в него шайбу маркировкой вниз. 9.41 Нумерация пар кулачков распре делительных валов корректируйте зазоры оставшихся нуж дающихся в регулировке клапанов. 36 Несколько раз проверните коленча тый вал с целью усадки шайб на толка телях, затем выполните контрольную про верку зазор п в перед установкой крыш ки корпуса распределительного вала. Очистите уплотнительные поверхности и установите крышку на новую проклад ку. Затяните 7 болтов с усилием 10 Нм. еся элементы. Установите защиту кар тера и колесо, затем опустите автомо биль на землю и затяните колесные бол ты с требуемым усилием. Подсоедини те аккумуляторную батарею. Д в и г а т е л и Z17DT(L/H) Проверка зазоров 38 Для выполнения проверки и регули ровки клапанов необходимо снять фор сунки (см. Главу 4). Внимание: Топлив ная система очень чувствительна к по паданию даже мелких частиц загрязне ния - строго выполняйте все указания соответствующего раздела, иначе сис тема может выйти из строя и потребу ется дорогостоящий ремонт двигателя! кулачки соответствующих пар (см. сопр. иллюстрацию) были направлены вверх. ных пар с помощью набора лезвийных щупов - соответствующий щуп (см. Спе цификации) должен входить в зазор очень плотно с легким «закусыванием», 9.32 Толщина регулировочных шайб обычно выбивается на одной из их торцевых поверхностей (шайбы следует устанавливать маркировкой к толкателю) 9.42 Замена регулировочных шайб (двигатели Z17DT(L/H)) в противном случае требуется регули ровка зазора. При отклонении величи ны зазора от нормативных показателей необходимо определить действительное значение зазора - запишите измерен ное значение. Регулировку можно про изводить сразу или после проведения проверки зазоров у всех клапанов. 41 Затем проверьте и отрегулируйте зазоры поочередно у второй и шестой, третей и пятой, первой и четвертой (см. сопр. иллюстрацию) пар кулачков, про ворачивая каждый раз коленчатый вал двигателя на пол-оборота по ходу вра щения (по часовой стрелке) - кулачки обеих регулируемых пар должны смот реть вверх. Регулировка зазора 42 Зазор в клапане регулируется путем замены регулировочных шайб. Д л я из влечения старых шайб поверните чашеч ный толкатель так, чтобы паз толкателя показывал наружу, после чего прижмите чашечные толкатели с помощью специ ального приспособления Opel-KM-6090 (см. сопр. иллюстрацию). Внимание: При использовании данного инструмен та обратите внимание на маркировку: •IB- - для впускных клапанов, «ЕХ- - для выпускных клапанов! 43 Порядок расчета толщины новой ре гулировочной шайбы приведен в пара графе 33. Перед установкой шайбы смажьте ее чистым моторным маслом. ко раз проверните коленчатый вал с целью усадки шайб на толкателях и еще Глава 2 Д в и г а т е л ь 145 10.4 Последовательность отпускания крепежных болтов верхних крышек опорных подшипников распределитель ного вала раз проверьте величину зазоров на всех клапанах. Установите все снимавшиеся 10 Снятие и установка распределительных валов и толкателей клапанов, проверка состояния компонентов Бензиновые д в и г а т е л и Снятие 1 На моделях с ременным приводом ГРМ д л я снятия распределительных ва лов предварительно необходимо снять зубчатый ремень (см. Раздел 8). Перед ослаблением зубчатого ремня выведи те двигатель из положения ВМТ путем поворачивания коленчатого вала на 60* против часовой стрелки чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ. лительных валов (см. Раздел 5). Заме чание: Снятие звездочек двигателя Z14XEP описано ниже. 3 Снимите крышку головки блока ци линдров, для чего предварительно сни мите модуль зажигания (см. Главу 1, Раз дел 22). 4 В первую очередь снимается выпус кной распределительный вал: двигаясь по спирали от краев внутрь (в последо вательности, показанной на сопр. иллю страции), в несколько приемов, по 1 - 0.5 оборота за подход, равномерно ос лабьте болты крепления верхних крышек вала, затем полностью выкрутите болты. 5 При снятии верхних крышек распре делительных валов обратите особое вни мание на нумерацию крышек - при сбор ке должны быть установлены строго на свои прежние места. Если по какой-либо причине метки отсутствуют, их необхо димо нанести самостоятельно при по мощи маркера. Внимание: Несоблюде ние осторожности при ослаблении кре пежа крышек опорных подшипников мо жет привести к их механическому по вреждению, при небрежном обращении можно вывести из строя опоры распре делительного вала. Если сломана хоть одна крышка, придется менять всю го- 10.13 Установка сальников распреде лительных валов (на примере двигате ля Z16ХЕР) 1 Приспособление КМ-422 2 Болт крепления зубчатого шкива распределительного вала 3 Шайба ловку блока, - при изготовлении крышки обрабатываются совместно с головкой и в индивидуальном порядке на рынок запчастей не поставляются! вал и извлеките его из двигателя, осто рожно снимите сальник (модели с зуб чатым ремнем). мите впускной распределительный вал, - при установке валы должны быть уста новлены только на свои места. 8 Приготовьте 16 небольших прозрач ных полиэтиленовых пакетов или чистых пластиковых стаканчиков и промарки руйте их в соответствии с нумерацией клапанов. При помощи приспособлений извлеките из головки толкатели и раз ложите их по соответствующим стакан чикам. Замечание: Во избежание вы текания масла из гидротолкателей (при соответствующей комплектации) укла дывайте толкатели рабочими торцами вверх. Проверка 9 Протрите детали ГРМ чистой вето шью и внимательно изучите состояние подшипниковых шеек и кулачков распре делительного вала. В случае выявления задиров, царапин или следов износа рас пределительных валов они должны быть заменены вместе с гидротолкателями. При обнаружении износа или повреж дения опорных подшипников требуется заменить головку блока цилиндров в сборе (см. параграф 5). 10 Поочередно укладывая распредели тельные валы в призмы, при помощи циферблатного измерителя плунжерно го типа определите величину их ради ального биения (по подшипниковым шейкам). При выходе результатов изме рений за пределы допустимого диапа зона распределительный вал подлежит замене. 1 3 2 10.16 Крепление крышки (1) головки блока цилиндров (двигатель Z16XEP) 2 Задние крепежные болты 11 Проверьте состояние толкателей и их посадочных гнезд в головке. В случае выявления признаков чрезмерного из носа рабочих поверхностей, трещин, за диров и прочих повреждений, замените толкатели. Замечание: Толкатели под лежат замене также в том случае, если работа клапанного механизма после днее время сопровождалась повышен ным шумовым фоном. Установка 12 Перед установкой смажьте сопряга емые поверхности распределительных валов молибденсодержащей смазкой (с содержанием MoS,). Установите снача ла вал впускных клапанов и затяните крепежные болты в порядке, обратном порядку отпускания (см. иллюстрацию 10.4), затем установите вал выпускных клапанов. 13 Запрессуйте новые сальники при помощи приспособления КМ-422 (см. сопр. иллюстрацию) или другого под ходящего инструмента. Перед установ кой смажьте наружные поверхности сальников силиконовой смазкой (бело го цвета). Установите крышки головок блока цилиндров. 14 Установите зубчатые колеса распре делительных валов (см. Раздел 5). 15 Проведите регулировку фаз газорас пределения и установите зубчатый ре мень (при соответствующей комплекта ции) (см. Раздел 8). Установите на мес то все снимавшиеся компоненты. 10.17 Нумерация крышек опорных подшипников распределительных валов (двигатель Z16XEP) П 1 10.19 Установка крышки головки блока цилиндров (двигатель Z16XEP) / Приспособление КМ-422 Особенности для двигателя Z16XEP 16 Перед снятием крышки головки ци линдров необходимо отсоединить все подводящие разъемы электропроводки и шланги системы вентиляции картера. Затем открутите 3 передних крепежных болта (см. сопр. иллюстрацию), вытя ните их вверх и закрепите на крышке при помощи клейкой ленты. Выверните 6 оставшихся крепежных болтов и сними те крышку. Убедитесь, что на крышках передних опорных подшипников (пока заны стрелками) не осталось следов гер метика - протрите их чистой ветошью. 17 Нумерация крышек опорных подшип ников распределительных валов показа на на сопр. иллюстрации. 18 Установите новую прокладку (см. сопр. иллюстрацию 10.18а) в крышку головки блока цилиндров, выверните све чу зажигания (см. Главу 1. Раздел 22) первого цилиндра и вкрутите на ее мес то приспособление КМ-6354 (см. сопр. иллюстрацию 10.18Ь). 19 Аккуратно, чтобы не выпала проклад ка, установите крышку головки ( с м . сопр. иллюстрацию): сначала заднюю сторону, а затем осторожно прижмите переднюю сторону крышки. Внимание: Если при установке крышки прокладка будет посажена не ровно, в последствии двигатель может выйти из строя! Извле ки приспособление. 10.18а Замена прокладки (1) крышки головки блока цилиндров (двигатель Z16XEP) 10.22 Нумерация крышек опорных подшипников распределительных валов (двигатель Z18XE) 20 Удалите липкую ленту и затяните все крепежные болты крышки. Вверните све чу первого цилиндра. Особенности для двигателя Z18XE 21 Перед снятием крышки головки ци подводящие разъемы электропроводки и снимите крышку. 22 Нумерация крышек опорных подшип ников распределительных валов показа на на сопр. иллюстрации. 23 Перед установкой крышек опорных подшипников распределительных валов очистите сопрягаемые поверхности на правляющих (передних) подшипников (см. сопр. иллюстрацию), нанесите свежий герметик (зеленого цвета) и ус тановите крышки. цилиндров очистите все сопрягаемые поверхности, замените прокладки на крышке головки цилиндров (см. сопр. иллюстрацию) и нанесите свежий гер метик (черного цвета). Установите крыш ку на головку цилиндров и затяните кре пежные болты с требуемым усилием Особенности для двигателей Z20LE(L/R/H) 25 Перед снятием крышки головки ци линдров необходимо отсоединить все подводящие разъемы электропроводки и шланги. Выверните крепежные болты и снимите крышку. 2 10.1Gb Установка приспособления КМ- 8354 (2) (двигатель Z16XEP) 10.23 Места нанесения герметика под установку крышек опорных подшипни ков - указаны стрелками 10.24 Замена прокладок крышки головки блока цилиндров (двигатоль Z18XE) 1 Места установки прокладок 2 Поверхность для нанесения уплотни- тельного герметика ников распределительных валов показа на на сопр. иллюстрации. 27 Перед установкой крышек опорных подшипников распределительных валов очистите сопрягаемые поверхности на правляющих (передних) подшипников (см. иллюстрацию 10.23), нанесите свежий герметик (зеленого цвета) и ус тановите крышки. валов отличаются друг от друга ( с м . сопр. иллюстрацию), установите их на свои места регулировочными метками наружу. Г л а в а 2 Д в и г а т е л ь 147 10.26 Нумерация крышек опорных подшипников распределительных валов (двигатели Z20LE(L/R/H)) 10.31 Снятие звездочек распредели тельных валов (двигатель Z14XEP) / Направляющая цепи 2 Крепежные болты звездочек распре делительных валов 3 Шестигранная часть распределитель ного вала 29 Нанесите герметик (черного цвета) (см. сопр. иллюстрацию). Установите Особенности для двигателя Z14XEP 30 Установите поршень первого цилин дра в положение ВМТ и ослабьте цепь привода ГРМ, оттянув натяжитель цепи малась, для установки приспособления КМ-955-1 необходимо предварительно вывернуть крышку натяжителя цепи. 31 Выкрутив 2 крепежных болта, сними (см. сопр. иллюст рацию) цепи привода ГРМ. Удерживая распределительные валы от проворачи лительных валов. 10.28 Зубчатые колеса распредели тельных валов двигателей Z20LE (L/R/H): I - впускных клапанов, II - выпускных клапанов 10.32 Порядок выворачивания крепеж ных болтов верхних крышек подшипни ков распределительных валов 10.38 Установка приспособления КМ- 6092-10 (1) 2 Компенсационная шестерня 3 Крышка опорных подшипников 4 Шестерня распределительного вала 10.29 Уплотнения крышки головки блока цилиндров (стрелками показаны места нанесения герметика) (двигатели Z20LE(L/R/H)) / Уплотнительные прокладки 2 Прокладка крышки головки блока цилиндров 32 Обратите внимание - все верхние ных валов имеют свой номер (см. сопр. иллюстрацию): 1, 3, 5, 7, 9 - вал вы ников выпускного распределительного вала, снимите крышки и снимите вал. 2 ). Устано вите сначала вал впускных клапанов и затяните крепежные болты в порядке, об ратном порядку отпускания, затем уста ние: При установке валов поршень пер Д и з е л ь н ы е д в и г а т е л и Двигатели Z17DT(L/H) Снятие 35 Отсоедините аккумуляторную бата дел 8). 37 Проверните двигатель на 60" против лено на распределительном валу впуск ных клапанов, от него посредством ше
|
|
|