Opel Zafira B. Руководство - страница 36

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту        

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 36

 

 

background image

144. 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

8.30 Поворачивание чашечного 

толкателя 

9.31 Извлечение регулировочной 

шайбы лучше всего производить при 

помощи намагниченного стержня 

9.39 Проверните коленчатый вал, 

чтобы кулачки пар (1) и (2) были 

направлены вверх 

31 При отсутствии под рукой специаль­

ного приспособления Opel-EN-46797 и 

EN-46799. введите большую отвертку с 

плоским жалом меду краем толкателя и 

основанием распределительного вала. 

Аккуратно, действуя отверткой как рыча­

гом, утопите толкатель до появления воз­

можности удалить регулировочную шай­

бу. Извлечение шайбы проще всего про­

извести при помощи намагниченного 

стержня

 (см. сопр. иллюстрацию). 

32 Протрите шайбу и микрометром из­

мерьте ее толщину. Замечание: На 

шайбах имеется маркировка (см. сопр. 

иллюстрацию), которая однако в ре­

зультате износа может оказаться утра­

ченной. 
33 Расчет толщины новой регулировоч­

ной шайбы производится по формуле: 

N = Т + А - S 

Т = толщина снятой шайбы, (например -

3.15 мм) 

А = измеренный зазор в клапане (напри­

мер - 0.45 мм) 

S = регулировочное значение зазора в 

клапане (например - 0.35 мм) 

Для данного примера толщина новой 

регулировочной шайбы N= 3.25 мм. 

Замечание: Возможно удастся произ­

вести требуемую регулировку путем 

простой перестановки шайб с одних тол­

кателей на другие. Запишите и сохра­

ните для возможных будущих регулиро­

вок толщины всех шайб. 

34 Приготовьте шайбу требуемой тол­

щины, смажьте ее чистым двигательным 

маслом. Отожмите толкатель и уложите 

в него шайбу маркировкой вниз. 
35 Действуя в аналогичной манере, от-

9.41 Нумерация пар кулачков распре­

делительных валов 

корректируйте зазоры оставшихся нуж­

дающихся в регулировке клапанов. 

36 Несколько раз проверните коленча­

тый вал с целью усадки шайб на толка­

телях, затем выполните контрольную про­

верку зазор

п

в перед установкой крыш­

ки корпуса распределительного вала. 

Очистите уплотнительные поверхности 

и установите крышку на новую проклад­

ку. Затяните 7 болтов с усилием 10 Нм. 
37 Установите на место все снимавши­

еся элементы. Установите защиту кар­

тера и колесо, затем опустите автомо­

биль на землю и затяните колесные бол­

ты с требуемым усилием. Подсоедини­

те аккумуляторную батарею. 

Д в и г а т е л и Z17DT(L/H) 

Проверка зазоров 

38 Для выполнения проверки и регули­

ровки клапанов необходимо снять фор­

сунки (см. Главу 4). Внимание: Топлив­

ная система очень чувствительна к по­

паданию даже мелких частиц загрязне­

ния - строго выполняйте все указания 

соответствующего раздела, иначе сис­

тема может выйти из строя и потребу­

ется дорогостоящий ремонт двигателя! 
39 Проверните коленчатый вал, чтобы 

кулачки соответствующих пар

 (см. сопр. 

иллюстрацию) были направлены вверх. 
40 Проверьте клапанные зазоры указан­

ных пар с помощью набора лезвийных 

щупов - соответствующий щуп (см. Спе­

цификации) должен входить в зазор 

очень плотно с легким «закусыванием», 

9.32 Толщина регулировочных шайб 

обычно выбивается на одной из их 

торцевых поверхностей (шайбы 

следует устанавливать маркировкой к 

толкателю) 

9.42 Замена регулировочных шайб 

(двигатели Z17DT(L/H)) 

в противном случае требуется регули­

ровка зазора. При отклонении величи­

ны зазора от нормативных показателей 

необходимо определить действительное 

значение зазора - запишите измерен­

ное значение. Регулировку можно про­

изводить сразу или после проведения 

проверки зазоров у всех клапанов. 

41 Затем проверьте и отрегулируйте 

зазоры поочередно у второй и шестой, 

третей и пятой, первой и четвертой

 (см. 

сопр. иллюстрацию) пар кулачков, про­

ворачивая каждый раз коленчатый вал 

двигателя на пол-оборота по ходу вра­

щения (по часовой стрелке) - кулачки 

обеих регулируемых пар должны смот­

реть вверх. 

Регулировка зазора 

42 Зазор в клапане регулируется путем 

замены регулировочных шайб.  Д л я из­

влечения старых шайб поверните чашеч­

ный толкатель так, чтобы паз толкателя 

показывал наружу, после чего прижмите 

чашечные толкатели с помощью специ­

ального приспособления Opel-KM-6090 

(см. сопр. иллюстрацию). Внимание: 

При использовании данного инструмен­

та обратите внимание на маркировку: 

•IB- - для впускных клапанов, «ЕХ- - для 

выпускных клапанов! 

43 Порядок расчета толщины новой ре­

гулировочной шайбы приведен в пара­

графе 33. Перед установкой шайбы 

смажьте ее чистым моторным маслом. 
44 По окончании регулировки несколь­

ко раз проверните коленчатый вал с 

целью усадки шайб на толкателях и еще 

background image

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

145 

10.4 Последовательность отпускания 

крепежных болтов верхних крышек 

опорных подшипников распределитель­

ного вала 

раз проверьте величину зазоров на всех 

клапанах. Установите все снимавшиеся 
компоненты на место. 

10 Снятие и установка 

распределительных валов 

и толкателей клапанов, 

проверка состояния 

компонентов 

Бензиновые  д в и г а т е л и 

Снятие 

1 На моделях с ременным приводом 

ГРМ  д л я снятия распределительных ва­

лов предварительно необходимо снять 

зубчатый ремень (см. Раздел 8). Перед 

ослаблением зубчатого ремня выведи­

те двигатель из положения ВМТ путем 

поворачивания коленчатого вала на 60* 

против часовой стрелки чтобы ни один 

из поршней не находился в ВМТ. 
2 Снимите зубчатые колеса распреде­

лительных валов (см. Раздел 5). Заме­

чание: Снятие звездочек двигателя 

Z14XEP описано ниже. 

3 Снимите крышку головки блока ци­

линдров, для чего предварительно сни­

мите модуль зажигания (см. Главу 1, Раз­

дел 22). 

4 В первую очередь снимается выпус­

кной распределительный вал: двигаясь 

по спирали от краев внутрь (в последо­

вательности, показанной

 на сопр. иллю­

страции), в несколько приемов, по 1 -

0.5 оборота за подход, равномерно ос­

лабьте болты крепления верхних крышек 

вала, затем полностью выкрутите болты. 

5 При снятии верхних крышек распре­

делительных валов обратите особое вни­

мание на нумерацию крышек - при сбор­

ке должны быть установлены строго на 

свои прежние места. Если по какой-либо 

причине метки отсутствуют, их необхо­

димо нанести самостоятельно при по­

мощи маркера. Внимание: Несоблюде­

ние осторожности при ослаблении кре­

пежа крышек опорных подшипников мо­

жет привести к их механическому по­

вреждению, при небрежном обращении 

можно вывести из строя опоры распре­

делительного вала. Если сломана хоть 

одна крышка, придется менять всю го-

10.13 Установка сальников распреде­

лительных валов (на примере двигате­

ля Z16ХЕР) 

1 Приспособление КМ-422 

2 Болт крепления зубчатого шкива 

распределительного вала 

3 Шайба 

ловку блока, - при изготовлении крышки 

обрабатываются совместно с головкой 

и в индивидуальном порядке на рынок 

запчастей не поставляются! 
6 Приподнимите распределительный 

вал и извлеките его из двигателя, осто­

рожно снимите сальник (модели с зуб­

чатым ремнем). 
7 Действуя в аналогичной манере, сни­

мите впускной распределительный вал, 

- при установке валы должны быть уста­

новлены только на свои места. 

8 Приготовьте 16 небольших прозрач­

ных полиэтиленовых пакетов или чистых 

пластиковых стаканчиков и промарки­

руйте их в соответствии с нумерацией 

клапанов. При помощи приспособлений 

извлеките из головки толкатели и раз­

ложите их по соответствующим стакан­

чикам. Замечание: Во избежание вы­

текания масла из гидротолкателей (при 

соответствующей комплектации) укла­

дывайте толкатели рабочими торцами 

вверх. 

Проверка 

9 Протрите детали ГРМ чистой вето­

шью и внимательно изучите состояние 

подшипниковых шеек и кулачков распре­

делительного вала. В случае выявления 

задиров, царапин или следов износа рас­

пределительных валов они должны быть 

заменены вместе с гидротолкателями. 

При обнаружении износа или повреж­

дения опорных подшипников требуется 

заменить головку блока цилиндров в 

сборе (см. параграф 5). 

10 Поочередно укладывая распредели­

тельные валы в призмы, при помощи 

циферблатного измерителя плунжерно­

го типа определите величину их ради­

ального биения (по подшипниковым 

шейкам). При выходе результатов изме­

рений за пределы допустимого диапа­

зона распределительный вал подлежит 

замене. 

3 2 

10.16 Крепление крышки (1) головки 

блока цилиндров (двигатель Z16XEP) 

2 Задние крепежные болты 
3 Передние крепежные боты 

11 Проверьте состояние толкателей и 

их посадочных гнезд в головке. В случае 

выявления признаков чрезмерного из­

носа рабочих поверхностей, трещин, за­

диров и прочих повреждений, замените 

толкатели. Замечание: Толкатели под­

лежат замене также в том случае, если 

работа клапанного механизма после­

днее время сопровождалась повышен­

ным шумовым фоном. 

Установка 

12 Перед установкой смажьте сопряга­

емые поверхности распределительных 

валов молибденсодержащей смазкой (с 

содержанием MoS,). Установите снача­

ла вал впускных клапанов и затяните 

крепежные болты в порядке, обратном 

порядку отпускания

 (см. иллюстрацию 

10.4), затем установите вал выпускных 

клапанов. 

13 Запрессуйте новые сальники при 

помощи приспособления КМ-422 (см. 

сопр. иллюстрацию) или другого под­

ходящего инструмента. Перед установ­

кой смажьте наружные поверхности 

сальников силиконовой смазкой (бело­

го цвета). Установите крышки головок 

блока цилиндров. 

14 Установите зубчатые колеса распре­

делительных валов (см. Раздел 5). 

15 Проведите регулировку фаз газорас­

пределения и установите зубчатый ре­

мень (при соответствующей комплекта­

ции) (см. Раздел 8). Установите на мес­

то все снимавшиеся компоненты. 

background image

10.17 Нумерация крышек опорных 

подшипников распределительных 

валов (двигатель Z16XEP) 

П 1 

10.19 Установка крышки головки блока 

цилиндров (двигатель Z16XEP) 

/ Приспособление КМ-422 

Особенности для двигателя Z16XEP 

16 Перед снятием крышки головки ци­

линдров необходимо отсоединить все 

подводящие разъемы электропроводки 

и шланги системы вентиляции картера. 

Затем открутите 3 передних крепежных 

болта

 (см. сопр. иллюстрацию), вытя­

ните их вверх и закрепите на крышке при 

помощи клейкой ленты. Выверните 6 

оставшихся крепежных болтов и сними­

те крышку. Убедитесь, что на крышках 

передних опорных подшипников (пока­

заны стрелками) не осталось следов гер­

метика - протрите их чистой ветошью. 

17 Нумерация крышек опорных подшип­

ников распределительных валов показа­

на

 на сопр. иллюстрации. 

18 Установите новую прокладку

 (см. 

сопр. иллюстрацию 10.18а) в крышку 

головки блока цилиндров, выверните све­

чу зажигания (см. Главу 1. Раздел 22) 

первого цилиндра и вкрутите на ее мес­

то приспособление КМ-6354 (см. сопр. 

иллюстрацию 10.18Ь). 

19 Аккуратно, чтобы не выпала проклад­

ка, установите крышку головки  ( с м . 

сопр. иллюстрацию): сначала заднюю 

сторону, а затем осторожно прижмите 

переднюю сторону крышки. Внимание: 

Если при установке крышки прокладка 

будет посажена не ровно, в последствии 

двигатель может выйти из строя! Извле­

ки приспособление. 

10.18а Замена прокладки (1) крышки 

головки блока цилиндров (двигатель 

Z16XEP) 

10.22 Нумерация крышек опорных 

подшипников распределительных 

валов (двигатель Z18XE) 

20 Удалите липкую ленту и затяните все 

крепежные болты крышки. Вверните све­

чу первого цилиндра. 

Особенности для двигателя Z18XE 

21 Перед снятием крышки головки ци­
линдров необходимо отсоединить все 

подводящие разъемы электропроводки 
и шланги. Выверните крепежные болты 

и снимите крышку. 

22 Нумерация крышек опорных подшип­

ников распределительных валов показа­

на

 на сопр. иллюстрации. 

23 Перед установкой крышек опорных 

подшипников распределительных валов 

очистите сопрягаемые поверхности на­

правляющих (передних) подшипников 

(см. сопр. иллюстрацию), нанесите 

свежий герметик (зеленого цвета) и ус­

тановите крышки. 
24 Перед установкой крышки головки 

цилиндров очистите все сопрягаемые 

поверхности, замените прокладки на 

крышке головки цилиндров

 (см. сопр. 

иллюстрацию) и нанесите свежий гер­

метик (черного цвета). Установите крыш­

ку на головку цилиндров и затяните кре­

пежные болты с требуемым усилием 

Особенности для двигателей 

Z20LE(L/R/H) 

25 Перед снятием крышки головки ци­

линдров необходимо отсоединить все 

подводящие разъемы электропроводки 

и шланги. Выверните крепежные болты 

и снимите крышку. 
26 Нумерация крышек опорных подшип-

10.1Gb Установка приспособления КМ-

8354 (2) (двигатель Z16XEP) 

10.23 Места нанесения герметика под 

установку крышек опорных подшипни­

ков - указаны стрелками 

10.24 Замена прокладок крышки 

головки блока цилиндров (двигатоль 

Z18XE) 

1 Места установки прокладок 

2 Поверхность для нанесения уплотни-

тельного герметика 

ников распределительных валов показа­

на

 на сопр. иллюстрации. 

27 Перед установкой крышек опорных 

подшипников распределительных валов 

очистите сопрягаемые поверхности на­

правляющих (передних) подшипников 

(см. иллюстрацию 10.23), нанесите 

свежий герметик (зеленого цвета) и ус­

тановите крышки. 
28 Зубчатые колеса распределительных 

валов отличаются друг от друга  ( с м . 

сопр. иллюстрацию), установите их на 

свои места регулировочными метками 

наружу. 

background image

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

147 

10.26 Нумерация крышек опорных 

подшипников распределительных 

валов (двигатели Z20LE(L/R/H)) 

10.31 Снятие звездочек распредели­

тельных валов (двигатель Z14XEP) 

/ Направляющая цепи 

2 Крепежные болты звездочек распре­

делительных валов 

3 Шестигранная часть распределитель­

ного вала 

29 Нанесите герметик (черного цвета) 
на места стыков, замените прокладки на 
крышке головки блока цилиндров

 (см. 

сопр. иллюстрацию). Установите 
крышку и затяните крепежные болты с 
требуемым усилием. 

Особенности для двигателя Z14XEP 

30 Установите поршень первого цилин­

дра в положение ВМТ и ослабьте цепь 

привода ГРМ, оттянув натяжитель цепи 
и зафиксировав его при помощи при­
способления (см. Раздел 6). Замеча­
ние:
 Если крышка привода ГРМ не сни­

малась, для установки приспособления 

КМ-955-1 необходимо предварительно 

вывернуть крышку натяжителя цепи. 

31 Выкрутив 2 крепежных болта, сними­
те направляющую

 (см. сопр. иллюст­

рацию) цепи привода ГРМ. Удерживая 

распределительные валы от проворачи­
вания рожковым ключом за шестигран­
ную часть вала, выверните крепежные 
болты и снимите звездочки распреде­

лительных валов. 

10.28 Зубчатые колеса распредели­

тельных валов двигателей Z20LE 

(L/R/H): I - впускных клапанов, 

II - выпускных клапанов 

10.32 Порядок выворачивания крепеж­

ных болтов верхних крышек подшипни­

ков распределительных валов 

10.38 Установка приспособления КМ-

6092-10 (1) 

2 Компенсационная шестерня 

3 Крышка опорных подшипников 

4 Шестерня распределительного вала 

10.29 Уплотнения крышки головки 

блока цилиндров (стрелками показаны 

места нанесения герметика) (двигатели 

Z20LE(L/R/H)) 

/ Уплотнительные прокладки 

2 Прокладка крышки головки блока 

цилиндров 

32 Обратите внимание - все верхние 
крышки подшипников распределитель­

ных валов имеют свой номер

 (см. сопр. 

иллюстрацию): 1, 3, 5, 7, 9 - вал вы­
пускных клапанов и 2, 4, 6, 8, 10 -
вал впускных клапанов.
 Открутите кре­
пежные болты крышек опорных подшип­

ников выпускного распределительного 

вала, снимите крышки и снимите вал. 
Затем снимите впускной распредели­
тельный вал. 
33 Перед установкой смажьте сопряга­
емые поверхности распределительных 
валов и гидротолкателей молибденовой 
смазкой (с содержанием MoS

2

). Устано­

вите сначала вал впускных клапанов и 

затяните крепежные болты в порядке, об­

ратном порядку отпускания, затем уста­
новите вал выпускных клапанов. Внима­

ние: При установке валов поршень пер­
вого цилиндра должен находиться в ВМТ. 
34 Установите звездочки распредели­
тельных валов и закрепите их новыми 
болтами, произведите регулировку фаз 
газораспределения и установите на ме­
ста все снимавшиеся компоненты (см. 
Раздел 6). 

Д и з е л ь н ы е  д в и г а т е л и 

Двигатели Z17DT(L/H) 

Снятие 

35 Отсоедините аккумуляторную бата­
рею (см. Главу 5) и снимите форсунки 
впрыска топлива (см. Главу 4). 
36 Снимите зубчатый ремень (см. Раз­

дел 8). 

37 Проверните двигатель на 60" против 
часовой стрелки и снимите зубчатое 
колесо распределительного вала (см. 
Раздел 5). Замечание: Колесо установ­

лено на распределительном валу впуск­

ных клапанов, от него посредством ше­
стеренчатой передачи осуществляется