Opel Zafira B. Руководство - страница 34

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 34

 

 

background image

136 

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

8.5 Нижняя крышка (2) привода 

зубчатого ремня 

/ Крепежные болты 

Рекомендуется заменять ремень при 

каждом снятии его с двигателя. Если 

планируется повторное использование 

ремня, прежде чем снимать его со шки­

вов нанесите маркером метку (в виде 

стрелки) для определения направления 

вращения при последующей установке. 

Замечание: Ремень вращается по ча­

совой стрелке, если смотреть на двига­

тель со стороны ременного привода. 

Цепной привод (модели Z14XEP, Z22YH, 

Z13DTH) усложняет процедуру регули­

ровки фаз газораспределения и она су­

щественно отличается от проведения 

аналогичной с зубчатым ремнем. В 

этом случае обратитесь на СТО компа­

нии или приобретите специальный ин­

струмент у официальных представите­

лей Opel. 

В процессе эксплуатации в результате 

ослабления ремня/цепи, увеличения 

длинны или при некоторых повреждени­

ях ремня он/она может перескочить на 

один или несколько зубьев на зубчатых 

колесах/звездочках распределительных 

валов, что приведет к нарушению согла­

сования фаз газораспределения, сниже­

нию эффективности работы двигателя, а 

в некоторых случаях к выходу из строя 

клапанов или поршней цилиндров. Ре­

гулировка фаз газораспределения про­

изводится при снятом зубчатом ремне/ 

цепи путем совмещения меток на шки­

вах распределительных валов и колен­

чатого вала двигателя при выставлении 

положения ВМТ для соответствующего 

поршня (см. Раздел 6). 

Внимание: В момент проворачивания 

распределительных валов при снятом 

зубчатом ремне/цепи ни один из порш­

ней не должен находиться в положении 

ВМТ - иначе клапана упрутся в поршень, 

что может привести к повреждению кла­

панов и/или поршней. Необходимо про­

вернуть коленчатый вал двигателя при­

мерно на 60' от положения ВМТ! Колен­

чатый вал можно не поворачивать, если 

требуется лишь небольшое смещение 

распределительных валов. 

Замечание: После проведения замены 

зубчатого ремня рекомендуется накле­

ить на верхней крышке ГРМ ярлык с ука-

0.6 Снятие/установка зубчатого ремня (двигатель 

Z16XEP) 

/ Проверка совмещения меток на колесах распреде­

лительных валов (стрелки), установка приспособле­

ния КМ-6340-левый 

II Установка приспособления КМ-6340-правый 

III Метки для выставления ВМТ на шестерне коленча­

того вала (при снятом шкиве) 

IV Установка приспособлением КМ-6333 (стрелка) 

занием текущего километража и датой 

замены. 

Д в и г а т е л ь Z16XEP 

Снятие 

1 Установите поршень первого цилин­

дра в положение ВМТ такта сжатия (см. 

Раздел 6) - проверьте установку фаз га­

зораспределения. 
2 Снимите мультиреберный ремень 

(см. Раздел 7). 

3 Снимите правый пыльник двигателя 

и отсоедините шкив коленчатого вала 

(см. Раздел 5). 

4 Демонтируйте натяжное устройство 

мультиреберного ремня, отвернув болт 

крепления к блоку двигателя, когда уст­

ройство находится в зафиксированном 

штифтом положении. 
5 Снимите нижнюю крышку привода 

зубчатого ремня

 (см. сопр. иллюстра­

цию), отвернув болты крепления. 

6 Снова установите положение ВМТ 

для поршня первого цилиндра двигате­

ля, проверьте совпадение всех меток 

(см. иллюстрацию 8.6, I и III) и за­

фиксируйте положение распределитель­

ных валов при помощи специальных при­

способлений

 (см. иллюстрацию 8.6,1 

и II). Замечание: Если метки на зубча­

тых колесах не совпали, фиксировать 

распределительные валы нет необходи-

8.9 Установка зубчатого 

ремня (1) а приспособ­

ление (2)  д л я продева­

ния через подвеску 

двигателя 

мости. При снятии зубча­

того ремня натяжной ро­

лик отжимается торцовым 

ключом по часовой стрел­

ке и фиксируется приспо­

соблением КМ-6333

 (см. 

иллюстрацию 8.6, IV). 

7 Если зубчатый ремень 

будет использоваться по­

вторно, не забудьте перед 

снятием нанести метку 

направления его враще­

ния. Снимите ремень соблюдая осторож­

ность, чтобы не повредить его при про­

девании через подвеску двигателя. Ре­

мень, имеющий характерные следы из­

носа, перегибы и повреждения необхо­

димо заменить в обязательном поряд­

ке. 

8 Если при проверке регулировки фаз 

газораспределения метки на зубчатых 

колесах распределительного механизма 

не совпали необходимо после снятия 

ремня совместить метки, повернув рас­

пределительные валы соотвестсвующим 

образом, и зафиксировать валы от про­

ворачивания при помощи приспособле­

ний

 (см. иллюстрацию 8.6, I и II). 

Установка 

9 Перед установкой зубчатого ремня 

необходимо вставить его в специальное 

монтажное приспособление, которое вхо­

дит в комплект поставки вместе с рем­

нем

 (см. сопр. иллюстрацию). Оно 

предохраняет ремень от перегиба при 

продевании его через опору двигателя. 

В н и м а н и е : Перегиб может привести к 

обрыву ремня в процессе эксплуатации 

и стать причиной тяжелых повреждений 

двигателя! 

10 Снимите приспособление и устано­

вите зубчатый ремень на шкивы в сле­

дующей последовательности: зубчатое 

колесо выпускного распределительного 

background image

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

137 

8.17 Натяжное устройство (1) мульти­

реберного ремня 

8.23 Проверка положения ВМТ на 

д в и г а т е л е Z18XE (при снятом шкиве 

коленчатого вала) 

Специальное приспособление КМ-

852 

вала, зубчатое колесо впускного распре­

делительного вала, натяжной и направ­

ляющий ролики, шкив коленчатого вала. 

11 Извлеките фиксатор из натяжного 

ролика - натяжение зубчатого ремня 

происходит автоматически. 

12 Разблокируйте маховик, если он остал­

ся заблокированным после установки 

шкива коленчатого вала (см. Раздел 5), 

проверните коленчатый вал на 2 оборо­

та в направлении вращения двигателя 

(по часовой стрелке) и снова установи-

•7»ч. те положение ВМТ для поршня первого 

цилиндра. Проверьте установку фаз га­

зораспределения - при необходимости 

снимите и переустановите зубчатый ре­

мень. 

13 Установка всех остальных снимав­

шихся компонентов производится в по­

рядке, обратном порядку снятия. 

Д в и г а т е л ь  Z 1 8 X E 

Снятие 

л 14 Установите поршень первого цилин­

дра в положение ВМТ конца такта сжа­

тия (см. Раздел 6) - проверьте установ­

ку фаз газораспределения. 

15 Снимите мультиреберный ремень 

(см. Раздел 7). 

16 Снимите правое переднее колесо 

(см. Введение) и правый пыльник дви­

гателя (см. Раздел 5). 

17 Демонтируйте натяжное устройство 

8.19 Болт крепления (3) нижней 

крышки привода ГРМ 

Шкив коленчатого вала 

мультиреберного ремня, сняв его с крон­

штейна генератора

 (см. сопр. иллюс­

трацию/. 

18 Снимите шкив коленчатого вала (см. 

Раздел 5). 

19 Снимите нижнюю крышку привода 

ГРМ

 (см. сопр. иллюстрацию), отвер­

нув 1 болт крепления. 
20 Установите приспособления для сня­

тия правой опоры двигателя (см. Раз­

дел 5). 

21 Вверните болт крепления шкива ко­

ленчатого вала и ведущего зубчатого 

колеса привода ГРМ на свое место (в 

коленчатый вал). 
22 Отсоедините датчик распредели­

тельных валов от головки блока цилин­

дров, вывернув 2 болта, и снимите пра­

вую опору двигателя, вывернув 6 крепеж­

ных болтов

 (см. сопр. иллюстрацию). 

23 Снова установите положение ВМТ 

для поршня первого цилиндра двигате­

ля, проверьте совпадение всех меток 

(см. иллюстрацию В.23, I и III) и за­

фиксируйте положение распределитель­

ных валов при помощи специального 

приспособления  ( с м . иллюстрацию 

8.23, II).  З а м е ч а н и е : Если метки на 

зубчатых колесах не совпали, фиксиро­

вать распределительные валы нет необ­

ходимости. 

24 Ослабьте болт крепления и повора­

чивайте натяжной ролик зубчатого рем­

ня

 (см. сопр. иллюстрацию) За регу­

лировочный эксцентрик в направлении 

противоположном направлению стрелки 

(по часовой стрелке) до тех пор, пока 

указатель натяжного ролика не будет 

установлен перед левым упором, затя­

ните болт. При необходимости отметь­

те направление вращения ремня и сни­

мите его. 

25 Если при проверке регулировки фаз 

газораспределения метки на зубчатых 

колесах распределительного механизма 

не совпали необходимо после снятия 

ремня установить метки в требуемое 

положение, поворачивая распредели­

тельные валы, и зафиксировать их спе­

циальным приспособлением

 (см. иллю­

страцию 8.23, II). 

8.22 Правая опора двигателя (на 

примере двигателя Z18XE) 

/ Датчик распределительных валов 

2,3 Крепежные болты опоры 

8.24 Натяжной ролик зубчатого ремня 

(двигатель Z18XE) 

/ Болт крепления натяжного ролика 

Установка 

26 Установите ремень на колеса и ро­

лики так, чтобы тянущая ветвь (правая) 

была натянута, не забудьте проверить 

направление вращения ремня. 
27 После замены/снятии ремня необхо­

димо произвести регулировку его натя­

жения, для чего ослабьте болт крепле­

ния и поверните натяжной ролик зубча­

того ремня

 (см. иллюстрацию 8.24) за 

регулировочный эксцентрик по направ­

лению стрелки так, чтобы указатель на­

тяжного ролика стоял перед правым упо­

ром, затяните болт. 

28 Снимите приспособление КМ-852, 

плавно проверните коленчатый вал на 2 

полных оборота по часовой стрелке и 

установите поршень первого цилиндра 

в положение ВМТ. Для контроля поло­

жения снова установите приспособление 

КМ-852, если корректировка не требу­

ется снимите его. При несовпадении 

background image

138 

Глава 2 Д 

8.29 Регулировка натяжения зубчатого 

ремня 

1 Указатель натяжного ролика 

2 Положение указателя при установке 

нового ремня (NEW) 

3 Положение указателя при установке 

уже использовавшегося ремня 

(USED) 

меток (см. иллюстрацию 8.23) сними­

те и переустановите зубчатый ремень. 

29 Слегка отпустите болт крепления 

натяжного ролика зубчатого ремня, по­

верните регулировочный эксцентрик по 

часовой стрелке и установите указатель 

натяжного ролика как показано

 на сопр. 

иллюстрации. Затяните болт крепления 

натяжного ролика с требуемым усили­

ем. 

30 Еще раз плавно проверните колен­

чатый вал на 2 полных оборота и уста­

новите положение ВМТ. Если после про­

ворачивания коленчатого вала метки 

ГРМ не совпали - переустановите ре­

мень, если указатель натяжного ролика 

отклонился от нормативного положения 

- повторно выполните процедуру натя­

жение зубчатого ремня. 
31 Установка остальных снимавшихся 

компонентов производится в порядке, 

обратном порядку снятия. 

Д в и г а т е л и Z20LE(L/R/H) 

Снятие 

32 Установите поршень первого цилин­

дра в положение ВМТ конца такта сжа­

тия (см. Раздел 6) - проверьте установ­

ку фаз газораспределения. 
33 Снимите мультиреберный ремень 

(см. Раздел 7). 
34 Снимите пыльник двигателя, отожми­

те натяжной ролик мультиреберного 

ремня и зафиксируйте его подходящим 

штифтом. 

35 Выверните 2 крепежных болта (см. 

сопр. иллюстрацию) и снимите натяж­

ной ролик. 

36 Снимите шкив коленчатого вала, от­

крутив 4 крепежных болта, удерживая вал 

от проворачивания ключом с накидной 

головкой (см. сопр. иллюстрацию). 

Выверните 2 крепежных болта и сними­

те нижнюю крышку привода ГРМ. 
37 Установите специальное приспособ­

ление для снятия правой опоры двига-

8.35  Д л я снятия натяжного ролика 

мультиреберного ремня на двигателях 

Z20LEJL/R/H) необходимо вывернуть 

крепежные болты (1) 

8.38 Проверка положения ВМТ и 

натяжного ролика при снятом шкиве 

коленчатого вала (двигатели Z20LE(L/ 

R/H)) 

1 Метки на головке блока цилиндров 

2 Специальное приспособление КМ-

853 

3 Метки положения шкива коленчатого 

вала 

4 Указатель натяжного ролика 

теля (см. Раздел 5) и снимите опору, 

вывернув 6 крепежных болтов (см. ил­

люстрацию 8.22). 

38 Проверьте положение ВМТ распре­

делительного и коленчатого валов (см. 

сопр. иллюстрацию) - все метки дол­

жны совпадать. Зафиксируйте положе­

ние зубчатых колес распределительных 

валов приспособлением КМ-853. Заме­

чание: Если метки на колесах не совпа­

ли, фиксировать распределительные 

валы нет необходимости. 

39 Ослабьте зубчатый ремень для чего 

отпустите болт крепления натяжного 

ролика и поверните торцевым ключом 

регулировочный эксцентрик в направле­

нии стрелки (см. иллюстрацию 8.38) 

так, чтобы указатель натяжного ролика 

находился рядом с левым упором, затя­

ните болт. При необходимости отметь­

те направление вращения ремня и сни­

мите его. 

40 Если при проверке регулировки фаз 

газораспределения метки на зубчатых 

колесах распределительного механизма 

не совпали необходимо после снятия 

ремня совместить метки, повернув рас­

пределительные валы в требуемое по­

ложение, и зафиксировать их специаль­

ным приспособлением КМ-853. 

8.36 Снятие шкива коленчатого вала и 

нижней крышки привода ГРМ (двигате­

ли Z20LE(L/R/H|| 

I Крепежные болты нижней крышки 

привода ГРМ 

Установка 

41 Установите ремень на зубчатые ко­

леса и ролики так, чтобы тянущая ветвь 

(правая) была натянута, не забудьте про­

верить направление вращения ремня. 
42 После замены/снятии ремня необхо­

димо произвести регулировку его натя­

жения. Выполнение регулировки произ­

водится аналогично такой же операции 

для двигателя Z18XE (см. параграфы 27-

30). В зависимости от комплектации на 

двигателях могут устанавливаться два 

варианта регулировочных приспособле­

ний (см. сопр. иллюстрацию). В пер­

вом варианте исполнения при установ­

ке нового ремня указатель должен уста­

навливаться на центральную метку (вы­

рез), а при установке уже использовав­

шегося - 4 мм левее данной метки. Во 

втором варианте исполнения оба поло­

жения имеют соответствующие метки -

»NEW-/USED» (-НОВЬ1Й»/»ИСПОЛЬЗО-

ВАВШИЙСЯ"). 

43 Установка остальных снимавшихся 

компонентов производится в порядке 

обратном порядку снятия. 

Д в и г а т е л и Z17DT(L/H) 

Снятие 

44 Выполните операции, описанные в 

параграфах 45-49, Раздел 6. После сня­

тия воздухоочистителя снимите мульти­

реберный ремень (см. Раздел 7). 

45 Снимите защиту картера двигателя 

и установите приспособление для сня­

тия правой опоры двигателя (см. Раз­

дел 5). 

background image

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

139 

8.42 Регулировка натяжения 

зубчатого ремня  ( д в и г а т е л и 

Z20LE(L/R/H)) 

/ Указатель натяжного 

ролика 

1,2 Метка для установки 

нового ремня 

II, 2 Метка для установки уже 

использовавшегося 

ремня (USED) 

8.49 Нижняя крышка (1) зубчатого 

ремня (двигатели Z17DT(L/H)) 

2 Крепежные болты крышки 

8.47 Кронштейн (1) крепления 

правой опоры двигателя Z17DTH 

2 Болты крепления опоры к 

кронштейну 

3 Болты крепления кронштейна к 

двигателю 

8.51  О с л а б л е н и е зубчатого 

ремня  ( д в и г а т е л и Z17DT(L/H)) 

/ Крепежный болт 

2 Болт для отжимания 

натяжного ролика 

46 Снимите шкив коленчато­

го вала,  д л я чего выверните 

4 болта крепления удержи­
вая шкив от проворачивания 
за центральную цапфу колен­
чатого вала при помощи клю-

8.52 Установка зубчатого ремня 

(двигатели  Z 1 7 D T ( L / H » 

1 Шкив привода ГРМ 

2 Шкив привода ТНВД 

3 Натяжной ролик зубчатого 

ремня 

4 Шкив привода масляного 

насоса 

5 Ведущее зубчатое колесо 

коленчатого вала 

6 Метка на корпусе масляного 

насоса 

7 Метка на посадочном фланце 

коленчатого вала 

ча с шестигранной го­
ловкой. 
47 Снимите правую 
опору двигателя, вывер­

нув 6 крепежных болтов 
(см. сопр. иллюстра­

цию) и демонтируйте 

кронштейн крепления 
правой опоры. 

48 Снимите шкив при­

вода водяного насоса 

системы охлаждения 
двигателя, открутив 3 
болта (см. Главу 3). 
49 Снимите нижнюю 

крышку зубчатого рем­

ня

 (см. сопр. иллюст­

рацию). 

50 Установите поршень 

первого цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия 
(см. Раздел 6). 
51 Отметьте направление вращения зубчатого ремня, ос­
лабьте крепежный болт натяжного ролика

 (см. сопр. ил­

люстрацию) и при помощи рожкового ключа отожмите 

ролик по направлению стрелки, ослабьте ремень и затя­
ните крепежный болт ролика в отжатом положении. Сни­
мите ремень. 

Установка 

52 Установите зубчатый ремень соблюдая направление 
вращения на зубчатые колеса привода в порядке очеред­
ности, указанном стрелкой

 (см. сопр. иллюстрацию). За­

мечание: Колеса привода ТНВД и ГРМ должны быть за­
фиксированы болтами, метки на посадочном фланце ко­

ленчатого вала и корпусе масляного насоса должны со­

впадать. 
53 Ослабьте крепежный болт натяжного ролика и отпус­
тите ролик - ремень натянется. Выкрутите регулировоч­
ные болты зубчатых колес ТНВД и ГРМ, 
54 Поверните коленчатый вал на 60" против направле­
ния вращения вала (против часовой стрелки)

 (см. иллю­

страцию 8.52) и затяните крепежный болт натяжного ро­

лика с требуемым усилием. 

55 Плавно проверните коленчатый вал на 2 полных обо­
рота по часовой стрелке и установите поршень первого 
цилиндра в положение ВМТ - метки на фланце коленча­
того вала и корпусе масляного насоса должны совпасть. 
Вкрутите регулировочные болты в шкивы привода ТНВД 
и ГРМ - если хотя бы один из болтов не вкручивается (не 

совпали отверстия на шкиве и корпусе двигателя), пере­
установите зубчатый ремень. 

56 Установка снимавшихся и отсоединявшихся компонен­

тов производится в порядке, обратном порядку демонта­

жа. При установке шкива коленчатого вала необходимо 

совместить ось посадочного фланца с отверстием в шки­

ве (см. солр. иллюстрацию), не забудьте заменить бол­

ты крепления шкива. Весь крепеж затягивайте с требуе­

мым усилием (см. Спецификации). По окончании работ 
проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необ­
ходимости произведите соответствующую корректиров­
ку. 

Д в и г а т е л ь  Z 1 9 D T H 

57 При установке зубчатого ремня заведите его на зуб­
чатые колеса так, чтобы его тянущая сторона была натя­
нута

 (см. сопр. иллюстрацию). При этом соблюдайте 

заданное направление вращение зубчатого ремня (по ча­
совой стрелке). 
58 Натяжение зубчатого ремня производится с помощью