Opel Zafira B. Руководство - страница 32

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 32

 

 

background image

128 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

5.18 Блокировка маховика двигателя от 

проворачивания при помощи приспо­

собления КМ-911 

1S Снятие шкива не представляет осо­

бых сложностей. В зависимости от мо­

дели необходимо открутить один цент­

ральный или несколько расположенных 
по периметру посадочного фланца бол­
тов. Чтобы открутить болты предвари­
тельно следует заблокировать от прово­
рачивания маховик двигателя, для чего 
извлеките заглушку на куполе маховика, 
и установите специальное приспособле­
ние Оре1-КМ-91 (см. сопр. иллюст­

рацию). На некоторых моделях двига­

телей коленчатый вал можно удерживать 
от проворачивания за центральный ше­
стигранник при помощи ключа с накид­
ной головкой (в этом случае болты креп­
ления шкива расположены по его пери­
метру). 

19 Если коробка передач была предва­

рительно отсоединена от двигателя, бло­
кировка маховика производится при по­
мощи специального стопора, устанавли­
вающегося на корпус двигателя

 (см. 

иллюстрацию 15.2 к данной Главе). 

20 Для устранения неисправности при 

совершении дальней поездки, когда нет 

возможности поддомкратить автомобиль 

и т.п., с целью блокировки коленчатого 
вала от проворачивания попросите по­
мощника включить высшую передачу и 

до упора выжать педаль ножного тормо­

за

 {на моделях с РКПП). 

21 Не забывайте извлекать стопорные 
приспособления, если после отсоедине­
ния шкива необходимо будет провернуть 
коленчатый вал. 
22 Перед снятием, если нет специаль­
ных меток или посадочных штифтов/ 
шпонок для установки шкива в строго 

определенном положении, необходимо 

запомнить его положение на посадочном 
фланце/хвостовике коленчатого вала -
нанесите метки самостоятельно при по­
мощи керна или маркера. 
23 Установка шкива производится в по­
рядке, обратном его снятию. Затяните 
крепежные болты с требуемым усили­
ем (см. Спецификации). При установке 
следует использовать только новые бол­

ты. 

5.25 Снятие зубчатого колеса распре­

делительного вала 

/ Приспособление КМ-6347 

2 Приспособление КМ-956-1 

3 Крепежные болты приспособления 

4 Крепежный болт колеса 

Снятие и установка  з у б ч а т ы х 
к о л е с  р а с п р е д е л и т е л ь н ы х валов 

С н я т и е 

24 В данном подразделе описана про­
цедура снятия зубчатых колес распре­

делительных валов для двигателей с 

ременным приводом ГРМ - предвари­
тельно необходимо снять зубчатый ре­
мень (см. Раздел 8). 
25 Установите приспособления КМ-6347 
и КМ-956-1
 на зубчатое колесо распре­

делительного вала (см. сопр. иллюст­

рацию) так, чтобы проточки приспособле­

ния КМ-6347 вошли в зацепление с ко­

лесом и, повернув приспособление по ча­
совой стрелке, затяните 2 крепежных бол­
та. Замечание: В первую очередь как 
правило снимается колесо распредели­

тельного вала выпускных клапанов. 
26 Воспользуйтесь помощью ассистен­

та для удерживания колеса от провора­
чивания при помощи установленного 
приспособления, выверните крепежный 
болт колеса и снимите колесо. Снимите 

приспособление со шкива. 

27 Повторите процедуру для снятия вто­
рого (на соответствующих моделях) зуб­
чатого колеса. 

Установка 

28 Установите колеса поочередно на 

свои места - затяните крепежные болты 

колес вручную. Замечание: На некото­

рых моделях зубчатые колеса впускных 

и выпускных распределительных валов 
имеют различное исполнение - будьте 
внимательны.
 Затем установите приспо­
собление (см. выше) и удерживая коле­
са от проворачивания затяните крепеж­
ные болты с требуемым усилием. При 

установке должны совпасть установоч­

ные метки колеса и распределительно­
го вала - обычно они выполнены в виде 
направляющих штифтов или шпонок. 

6 Приведение поршня 

первого цилиндра в 

положение верхней 

мертвой точки (ВМТ) конца 

такта сжатия 

О б щ а я  и н ф о р м а ц и я 

1 Верхней мертвой точкой (ВМТ) на­

зывается наивысшая точка хода поршня 
в своем цилиндре. В 4-тактных двигате­
лях в процессе вращения коленчатого 
вала данное положение достигается каж­

дым из поршней дважды в течение од­

ного рабочего цикла: один раз в конце 
такта сжатия и второй - в конце выпуск­
ного такта. Определение положения ВМТ 
поршня в конце такта сжатия (обычно 
первого цилиндра) имеет важное значе­
ние для многих проводимых далее ра­
бот, например, для замены зубчатого 
ремня, проверки фаз газораспределения 
и замены прокладки головки блока ци­

линдров. Иногда ВМТ такта сжатия на­
зывают также моментом зажигания. 
Замечание: Номера цилиндров счита­
ются в последовательности с 1 по 4. 
Первый цилиндр находится со стороны 
привода вспомогательных агрегатов/ 
привода ГРМ. 
2 В настоящем разделе наиболее пол­

но описывается процедура установки 
ВМТ первого цилиндра двигателя 1.6 л 

Z16XEP. Для других двигателей приво­
дятся лишь особенности выставления 

ВМТ. При проведении работ потребуют­

ся некоторые специальные инструмен­
ты и приспособления фирмы Opel, зара­
нее убедитесь, что все необходимые при­

надлежности есть в наличии и находят­

ся под рукой. 
3 Для приведения поршня первого ци­
линдра в ВМТ необходимо равномерно 
и медленно повернуть коленчатый вал 

так, чтобы совпали метки ВМТ. В зави­

симости от условий, проворачивание ко­
ленчатого вала двигателя может выпол­
няться следующими способами: 
• Вывесите и установите на подстав­

ки переднюю часть автомобиля. 

Включите 5-ю передачу - при про­

ворачивании одного из вывешенных 
колес будет проворачиваться колен­
чатый вал двигателя (модели с 

РКПП). Для проворачивания колеса 

при проведении регулировок вос­

пользуйтесь помощью ассистента. 

• Если под рукой нет приспособлений 

для поддомкрачивания автомобиля, 

выберете ровную достаточно боль-

background image

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

129 

6.5 Верхняя крышка (1) привода ГРМ 

(двигатель Z16XEP) 

2 Крепежные болты 
3 Держатели крышки 

2  1 3 4 

6.0 Установка приспособлений для 

фиксации распределительных валов 

ГРМ 

1 Приспособление КМ-6340 (левое) 

2 Распределительный вал впускных 

клапанов 

3 Приспособление КМ-6340 (правое) 

4 Распределительный вал выпускных 

клапанов 

шую площадку и включите 5-ю пе­
редачу. При перемещении автомо­
биля путем толкания будет провора­
чиваться и коленчатый вал

 (модели 

с РКПП). 

• В стационарных условиях проворачи­

вание коленчатого вала осуществля­
ется при помощи ключа-трещотки и 
сменой головки, которая устанавли­

вается на центральный болт крепле­

ния шкива коленчатого вала, при этом 

должна быть включена нейтральная 

передача и взведен стояночный тор­

моз. Коленчатый вал следует пово­
рачивать по часовой стрелке (если 

смотреть со стороны привода ГРМ). 

Внимание: Не проворачивайте дви­

гатель за болт крепления зубчатого 
колеса распределительного вала -
при этом сильно натягивается зуб­

чатый ремень/цепь привода газорас­

пределительного механизма (ГРМ)! 

Д в и г а т е л ь  Z 1 6 X E P 

4 Снимите воздухоочиститель (см. Гла­

ву 4). 
5 Снимите верхнюю крышку зубчатого 

ремня/привода ГРМ

 (см. сопр. иллю­

страцию), для чего отпустите 2 крепеж­

ных болта, отсоедините крышку привода 

от кожуха и затем слегка потяните ее за 

прилив (стрелка) вверх. 

6 Снимите правый пыльник двигателя 

(см. Раздел 5). 

6.7а Совмещение меток (1) шкива 

коленчатого вала 

6.12 Для снятия верхней крышки 

привода ГРМ необходимо отпустить 

крепежные болты (1) (двигатель Z18XE) 

7 Поверните шкив коленчатого вала в 

направлении вращения двигателя (по 

часовой стрелке) так, чтобы совпали мет­

ки на шкиве и кожухе  ( с м . сопр. иллю­

страцию 6.7а) - при этом метки на зуб­

чатых колесах распределительных валов 
(см. сопр. иллюстрацию 6.7Ь) долж­
ны оказаться напротив друг друга. Те­

перь поршень первого цилиндра нахо­

дится в ВМТ такта сжатия. Замечание: 

Если метки находятся на наружных сто­
ронах колес ГРМ, проверните коленча­

тый вал еще на один оборот. Если мет­
ки шкивов ГРМ не совпадают, необходи­
мо провести регулировку фаз распре­

деления, для чего снимите зубчатый ре­

мень (см. Раздел 8) - рекомендуется 
обратиться на  С Т О кампании Opel. 

8 По окончании выполнения проверки 
установите на место снимавшиеся ком­
поненты. Установка производится в об­
ратном порядке. Пред установкой верх­
ней крышки ГРМ проверьте ее целост­

ность и тщательно протрите снаружи и 
изнутри. 
9 Если помимо проверки фаз газорас­
пределения выставление ВМТ требует­
ся для проведения других работ на дви­
гателе, необходимо предварительно от­
соединить отрицательный провод акку­
мулятора и после снятия верхней крыш­

ки зубчатого ремня снять мультиребер-
ный приводной ремень (см. Раздел 7). а 
зубчатые колеса распределительных ва­

лов зафиксировать специальными при-

6.7Ь Совмещение меток приводных 

колес ГРМ 

6.13 Выставление ВМТ (двигатель 

Z18XE) 

способлениями (см. сопр. иллюстра­
цию). 

Д в и г а т е л ь  Z 1 8 X E 

10 Снимите верхнюю крышку двигате­

ля (см. Раздел 2). 

11 Снимите воздухоочиститель (см. Гла­

ву 4). 

12 Снимите верхнюю крышку зубчатого 

ремня  ( с м . сопр. иллюстрацию), для 
чего отпустите 3 крепежных болта. 

13 Поверните шкив коленчатого вала в 

направлении вращения двигателя (по 
часовой стрелке) так, чтобы совпали мет­

ки на шкиве и блоке двигателя  ( с м . 

с о л р . иллюстрацию) - при этом также 
должны совпасть метки на зубчатых ко­

лесах распределительных валов. Теперь 
поршень первого цилиндра находится в 
ВМТ такта сжатия. На СТО компании Opel 

для более точного определения положе­

ния ВМТ между зубчатыми колесами 
распределительных валов устанавлива­
ют приспособление КМ-852. Замеча­
н и е :
 Если метки распределительных 
валов находятся на наружных сторонах 
зубчатых колес, проверните коленчатый 
вал еще на один оборот.
 При несовпа-

background image

130 

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

6.16  Д л я снятия верхней 

крышки ГРМ отверните 

крепежные  б о л т ы (1) 

(двигатели Z20LE(L/R/H)) 

дении меток зубчатых колес 

ГРМ необходимо провести 
регулировку фаз распределе­
ния  д л я чего необходимо 

снять зубчатый ремень (см. 

Раздел 8). 

14 По окончании выполнения 

проверки установите на ме­

сто снимавшиеся компонен­
ты. Установка производится 

в обратном порядке. 

Д в и г а т е л и Z20LE(L/R/H) 

15 Снимите воздухоочисти­

тель (см. Главу 4). 

16 Снимите верхнюю крыш­

ку зубчатого ремня

 (см. 

сопр. иллюстрацию), для чего вывер­

ните 2 крепежных болта. 

17 Проверните коленчатый вал так, что­

бы совпали метки (2)

 (см. сопр. иллю­

страцию), при этом метки распредели­
тельных валов должны совпадать с мет­

ками (1) на кожухе ГРМ.  З а м е ч а н и е : 

Если метки распределительных валов 
находятся на наружных сторонах зубча­

тых колес, проверните коленчатый вал 

еще на один оборот. При несовпадении 
меток распределительных валов произ­
водится регулировка фаз газораспреде­
ления, для чего необходимо снять зуб­
чатый ремень (см. Раздел 8). 

18 По окончании проверки установите 

все снимавшиеся компоненты на место. 

Д в и г а т е л ь  Z 1 4 X E P 

19 Проверка и регулировка фаз газо­

распределения является очень трудоем­
кой операцией и может быть выполнена 
только с применением специального 
инструмента фирмы  O p e l  К М - 9 5 2 ,  К М -
953 и  К М - 9 5 4 . 

6.22 Отсоединение датчиков от крышки головки блока 

цилиндров (двигатель Z14XEP) 

6.17 Поршень первого 

цилиндра находится в ВМТ 

такта сжатия если метки (1) и 

(2) совпадают (двигатели 

Z20LE(L/R/H)) 

Датчик распределитель­

ных валов 

Датчик контроля расхода 

воздуха 

Да тчик давления 

двигательного масла 

Датчик температуры 

охлаждающей жидкости 

Короб электропроводки 

6.26 Выставление ВМТ на 

двигателе Z14XEP 

Бол г регулировочного 

отверстия коленчатого 

вала 

Установленное 

приспособление КМ-

952 

Метка на крышке 

привода ГРМ 

Метка на шкиве 

коленчатого вала 

Проверка 

20 Снимите воздухоочиститель (см. Гла­

ву 4). 

21 Снимите модуль зажигания (см. Гла­
ву 1, Раздел 22) 

22 Отсоедините датчики и подводящую 

электропроводку

 (см. сопр. иллюстра­

цию) от крышки головки блока цилинд­

ров. 

23 Отсоедините 2 шланга системы вен­

тиляции картера. 
24 Выверните 13 болтов крепления и 

снимите крышку головки блока цилинд­

ров, удалите остатки старой прокладки 

крышки и очистите сопрягаемые повер­

хности. 
25 Снимите правый пыльник двигателя 

(см. Раздел 5). 

26 Выверните закрывающий регулиро­

вочное отверстие коленчатого вала болт 

(см. сопр. иллюстрацию) и опустите 

автомобиль. 
27 Установите в отверстие приспособ­

ление  К М - 9 5 2  ( с м . иллюстрацию 

6.26), и медленно и плавно проворачи­

вайте коленчатый вал пока приспособ­

ление на войдет в зацепление с валом 

(зафиксирует вал) - при этом должны 

совпасть метки на шкиве коленчатого 

вала и на крышке привода ГРМ, при чем 

кулачки ГРМ над первым цилиндром 

background image

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

131 

6.27 Положение кулачков (1) ГРМ первого цилиндра 

в конце такта сжатия 

6.28 Установка приспособления 

КМ-953 (1) 

6.29 Установка приспособления 

КМ-954 (1) 

Ротор да тчика распределительного 

вала 

(см. сопр. иллюстрацию) должны 

смотреть в противоположных направле­

ниях от середины двигателя - если это 
положение не соблюдается, проверните 
коленчатый вал еще на 1 оборот. 
28 Установите в пазы распределитель­
ных валов (со стороны маховика) специ­

альное приспособление КМ-953 (см. 
сопр. иллюстрацию) -
 выступы приспо­

собления должны войти в пазы на воз-

6.32а Ослабление натяжения цели 

(двигатель Z14XEP) 

1 Болт отверстия под установку 

фиксирующего приспособления 

2 Установка приспособления КМ-955-1 

можно большую глубину. Если установить 
приспособление не представляется воз­
можным, требуется произвести регули­
ровку фаз газораспределения (см. ниже). 
29 Установите специальное приспособ­

ление КМ-954 (см. сопр. иллюстра­
цию)
 так, чтобы выступ приспособления 

попал в выемку ротора датчика распре­

делительного вала. Если выступ и выем-

6.32Ь Крепежные болты (2) звездочек 

распределительных валов 

1 Шестигранная часть распределитель­

ного вала 

ка не совпадают произведите регулиров­
ку фаз газораспределения (см. ниже). 

Регулировка 

30 В отличии от моделей с ременным 
приводом ГРМ регулировка фаз газорас­
пределения на данном двигателе может 
быть произведена без снятия крышки 
привода и самой цепи. 
31 По окончании проверки снимите при-