Opel Zafira B. Руководство - страница 31

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32 

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 31

 

 

background image

124 

2.3 Крышка двигателя (1) (на примере 

д в и г а т е л я Z19DTH) 

2 Опоры-уплотнения 
3 Шарообразные опоры 

должны остаться на крышке, в противном 
случае снимите их вручную и установите 

в соответствующие гнезда крышки. 
5 Для установки совместите посадоч­
ные гнезда с резиновыми уплотнителя­
ми верхней крышки с шарообразными 
наконечниками и нажмите на крышку до 

фиксации ее на опорах - крышка долж­

на плотно прилегать к сопрягаемым по­
верхностям. 

Двигатель Z19DT 

6 На данном двигателе для крепления 

крышки вместо двух передних шарооб­
разных опор используются крепежные 
винты

 (см. сопр. иллюстрацию). 

7 Для снятия крышки выверните вин­

ты, отсоедините шланг вентиляции от 

крепления на крышке двигателя, сними­
те крышку маслозаливной горловины и 
снимите крышку с двух задних шарооб­
разных опор

 (см. иллюстрацию 2.3). 

Установите на место крышку маслоза­

ливной горловины, чтобы в отверстие не 

попадала грязь. 
8 Установка крышки производится в 

обратном порядке, затяните винты с тре­

буемым усилием. 

Двигатель Z18XE 

9  Д л я снятия крышки необходимо 

предварительно снять крышку маслоза­

ливной горловины. Выверните крепеж­

ные винты

 (см. сопр. иллюстрацию), 

немного приподнимите крышку за зад­

ний край, и сдвиньте горизонтально впе­

ред (к радиатору), затем отсоедините от 

передних резиновых держателей. Уста­

новите на место крышку маслозаливной 

горловины. 

10 Установка крышки производится в 

обратном порядке, затяните винты с тре­

буемым усилием. 

3 Проверка 

компрессионного 

давления в цилиндрах 

1 Результаты проверки компрессион­

ного давления в цилиндрах позволяют 

определить с'нцее состояние компонен-

Г л а в а 2  Д в и г а т е л ь 

2.6 Крышка двигателя (1) Z19DT 

2 Крепление шланга системы вентиля­

ции картерных газов 

4 Крепежные винты 

5 Крышка маслозаливной горловины 

3.6а Проверка компрессионного 

давления в третьем  ц и л и н д р е бензино­

вого двигателя 

тов верхней части двигателя (поршней, 
поршневых колец, клапанов, прокладок 
головки цилиндров и т.п.) и качествен­
но оценить степень их износа. Что осо­
бенно важно, анализ полученной в ре­
зультате проверки информации позво­

ляет сузить спектр возможных причин 

падения компрессии в цилиндрах, дос­

таточно точно привязав отказ к наруше­

ниям функционирования вполне конкрет­
ных компонентов, будь то поршневые 
кольца, клапаны, их седла или прокладка 
головки. Замечание: Двигатель должен 
быть прогрет до нормальной рабочей 

температуры (не менее 80'С), а аккуму­

ляторная батарея полностью заряжена. 

2 Начните с прочистки свечных ниш 
(продуйте их сжатым воздухом, в каче­

стве источника которого в данном слу­
чае отлично подойдет обыкновенный 

велосипедный насос). Основной задачей 

является предотвращение попадания 

мусора в цилиндры в ходе выполнения 

измерений. 
3 В зависимости от модели предвари­
тельно необходимо снять крышку дви­
гателя и отсоединить все элементы си­
стемы питания двигателя воздухом и 
вентиляции картера двигателя, которые 
могут помешать снятию модуля зажига-

2.9 Крышка двигателя (3) Z1BXE 

/ Крышка маслозаливной горловины 

2 Крепежные винты 

3.6b Проверка компрессионного 

давления в первом цилиндре  д и з е л ь н о ­

го двигателя 

ния или закрывают доступ к свечам на­
каливания дизельного двигателя. 
4 На бензиновом двигателе демонти­
руйте модуль зажигания и свечи (см. 

Главу 1, Раздел 22). Внимание: Работы 

производятся на горячем двигателе - не 
прикасайтесь руками к нагретым частям 

двигателя, для извлечения модуля ис­

пользуйте специальные ручки/болты! На 

дизельных двигателях отсоедините под­

водящую электропроводку от свечей на­
каливания и снимите свечи (см. Глава 4. 
Раздел 11). 
5 Используя разъем системы бортовой 
самодиагностики OBD (см. Главу 5) и 
прибор  Т Е С Н - 2 (программа 
•Compression test-) откройте дроссель­
ную заслонку двигателя. 
6 Установите компрессометр в свечное 

отверстие первого цилиндра

 (см. сопр. 

иллюстрации), используя соответству­

ющий переходник для данного двигате­

ля. Замечание: При установке компрес-
сометра не забудьте проверить наличие 
на переходнике уплотнительной резино­
вой прокладки.
 На измерительном уст­

ройстве компрессометра необходимо 

установить соответствующий разряд для 
проведения измерений - для

 бензино­

вых двигателей 1750 кПа (17.5 бар). 

В дизельных двигателях степень сжатия 
гораздо выше, чем в бензиновых, поэто­
му для проверки компрессионного дав­

ления потребуется специальный комп­

рессометр с диапазоном измерения от 

10 до 40 бар. 

7 Проворачивайте двигатель старте-

background image

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

125 

низкий 

УСТОЙЧИВЫЙ ВАКУУМ 

низкий 

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ВАКУУМ 

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ 

УМЕНЬШЕНИЕ ВАКУУМА 

НЕРЕГУЛЯРНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ 

БЫСТРЫЕ КОЛЕБАНИЯ 

КОЛЕБАНИЯ 

С БОЛЬШОЙ АМПЛИТУДОЙ 

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ 

ВОЗВРАТ НА НОЛЬ 

4.6 Примеры возможных показаний вакуумметра 

ром в течение примерно 4 секунд (вос­

пользуйтесь помощью ассистента) при 

этом скорость вращения коленчатого 

вала двигателя должна быть не менее 

300 об/мин для бензиновых и не менее 

150 об/мин для дизельных. Считайте и 

запишите показание измерителя. Повто­

рите операцию для остальных цилинд­

ров. Сравните показания с нормативны­

ми (см. Спецификации) - давление в 

любом из цилиндров не должно быть 

менее чем 75% от нормативного, при 

этом разница давлений в различных ци­

линдрах не должна превышать 100 кПа 

(1 бар) 

8 Одинаково низкие результаты изме­

рения во всех цилиндрах как правило го­

ворят об износе компрессионных колец 

во всех цилиндрах и о необходимости их 

замены. Чрезмерное падение давление 

в одном или нескольких цилиндрах ука­

зывает на возникновение локальных не­

исправностей. При выявлении в цилинд­

рах двигателя низкого компрессионного 

давления производится более основа­

тельная проверка для точного определе­

ния вызвавшей его причины - например 

проверка на утечки (см. ниже). Такая про­

верка производится как правило в усло­

виях мастерской автосервиса. 

9 Существует несколько практических 

способов для более точного определе­

ния причины неисправности. Например, 

если добавить 2-3 чайные ложки двига­

тельного масла в цилиндр, в котором 

определено чрезмерно низкое давление, 

то увеличение давления при повторном 

измерении говорит об износе поршне­

вых колец. Если компрессия не увели­

чивается, причиной ее снижения являют­

ся утечки клапанов или нарушение гер­

метичности прокладки головки. 

10 Если давление сжатия одинаково 

занижено в двух соседних цилиндрах, то 

с высокой степенью вероятности мож­

но говорить о нарушении целостности 

прокладки головки в пределах ее пере­

мычки между данными цилиндрами. 

Присутствие охлаждающей жидкости в 

двигательном масле подтвердит данное 

предположение. 

11 По окончании выполнения проверки 

отсоедините компрессометр и устано­

вите на место снимавшиеся компонен­

ты. 

Проверка блока на утечки 

15 В ходе данной проверки определя­

ются скорость выхода из цилиндров за­
качанного в них сжатого воздуха и не­
посредственно места утечек. Данная 

проверка является альтернативой про­

верке компрессии. Более того, с многих 

точек зрения, она гораздо эффективнее, 

поскольку визуально выявить источник 

утечки проще, но требует несколько 

большего обьема подготовительных ра­

бот и использование специального при­

бора для измерения утечек, обращение 

с которым требует определенных навы­

ков, кроме того, для удобства проведе­

ния визуального контроля предпочти­

тельнее использовать специальный 

подъемник. 

16 Оборудование, необходимое для про­

верки на утечки, не относится к числу 

общедоступного, поэтому выполнение 

данной проверки придется доверить спе­

циалистам сервисного центра. 

4 Диагностика состояния 

двигателя с применением 

вакуумметра 

1 Использование вакуумметра при 

сравнительно небольших денежных зат­

ратах позволяет получить достаточно 

емкую информацию о внутреннем состо­

янии двигателя. По результатам прове­

денных измерений можно составить 

представление о степени износа порш­

невых колец и зеркал цилиндров, выя­

вить признаки выхода из строя прокла­

док головки цилиндров и впускного тру­

бопровода, нарушения регулировок кар­

бюратора и проходимости системы вы­

пуска отработавших газов, заклинивания 

или прогара клапанов, проседания кла­

панных пружин, сбоя установки угла опе­

режения зажигания или фаз газорасп­

ределения, отказов системы зажигания, 

и т.д. и т.п. 

2 К сожалению, результаты снятых при 

помощи вакуумметра показаний легко 

неправильно интерпретировать, а пото­

му, они должны анализироваться вкупе 

с данными, полученными в ходе выпол­

нения других диагностических проверок. 

3 При считывании показаний индика­

тора вакуумметра следует обращать вни­

мание не только на абсолютную величи­

ну отклонения стрелки, но и на скорость 

ее перемещения. Большинство измери­

телей импортного производства показы­

вают глубину разрежения в дюймах ртут­

ного столба. При этом следует учиты­

вать, что все нормативные требования 

приводятся для случая выполнения про­

верок на нулевой высоте над уровнем 

моря. Повышение рельефа на каждые 

300 м после отметки в 600 м приво­

дит к занижению показаний прибора 

приблизительно на 25 мм рт.  с т . 

4 Подсоедините вакуумметр непосред­

ственно к впускному трубопроводу - не 

к корпусу дросселя. Проследите, чтобы 

в ходе выполнения проверки все шлан­

ги оставались подсоединенными, в про­

тивном случае снятое показание нельзя 

будет считать достоверным. 
5 Прежде чем приступать к измерени­

ям, прогрейте двигатель до нормальной 

background image

126 

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

5.4 Правый пыльник (2) двигателя 

/ Крепежный болты 

3 Заклепки 

рабочей 1емпературы. Подоприте коле­

са противооткатными башмаками и 

взведите стояночный тормоз. Переведи­

те трансмиссию в положение «Р», запус­

тите двигатель и оставьте его работаю­

щим на оборотах нормального холосто­

го хода. Внимание: Перед запуском 

двигателя внимательно проверьте лопа­

сти вентилятора на наличие трещин и 

прочих повреждений. Старайтесь не 

приближать к крыльчатке руки и изме­

ритель. Также избегайте занимать по­

зицию непосредственно перед автомо­

билем! 
6 Считайте показания вакуумметра. В 

среднем глубина разрежения во впуск­

ном трубопроводе исправного двигате­

ля должна быть достаточно стабильной 

(без рывков стрелки) и составлять око­

ло 430 + 560 мм рт. ст. В нижеследую­

щих параграфах приводится схема ин­

терпретации снимаемых показаний (см. 

сопр. иллюстрацию). 
7  С т а б и л ь н ы е низкие показания 

могут являться свидетельством утечек 

через прокладку между впускным трубо­

проводом и головкой цилиндров, либо же 

между трубопроводом и корпусом дрос­

селя. Не исключена также вероятность 

нарушения герметичности вакуумного 

шланга, сбоя момента зажигания (в сто­

рону отставания), либо нарушения уста­

новки фаз газораспределения. Проверь­

те установку угла опережения зажигания 

с помощью стробоскопа, затем пооче­

редно исключите все прочие возможные 

причины, выполняя перечисленные в на­

стоящей Главе проверки, лишь после это­

го имеет смысл снимать крышку приво­

да ГРМ с целью проверки правильнос­

ти совмещения установочных меток. 

8 Если результат измерения оказыва­

ется на 80 200 мм рт.  с т . ниже нормы 

и при этом имеют место флуктуации, 

причиной такого отклонения может ока­

заться нарушение герметичности про­

кладки впускного трубопровода в райо­

не впускного порта, либо неисправность 

инжектора впрыска топлива. 
9 Регулярное отклонение показа­

ний вниз от стабильного значения на 

50 100 мм рт. СТ. с высокой с теме-

5.6а Держатель (1) сливного шланга 

(модели Astra) 

нью вероятности свидетельствует об 

утечках клапанов. Проверьте компресси­

онное давление в цилиндрах или про­

ведите тест на утечки. 

10 Нерегулярные отклонения и сбро­

сы показаний могут оказаться связаны 

с заклиниванием клапанов или пропус­

ками зажигания. Измерьте компресси­

онное давление, проведите тест на утеч­

ки, проверьте состояние свечей зажига­

ния. 

11 Частая вибрация стрелки измери­

теля с амплитудой колебаний 100 мм 

рт.  с т . при холостых оборотах двигате­

ля, сопровождающаяся дымовым выбро­

сом из выпускной трубы, говорит об из­

носе направляющих втулок клапанов. 

Проведите тест на утечки (см. предыду­

щий Раздел). Если стрелка начинает 

вибрировать при повышении оборотов 

двигателя, проверьте на наличие призна­

ков утечек прокладки впускного трубо­

провода и головки цилиндров. Оцените 

степень проседания клапанных пружин, 

проверьте на наличие следов прогара 

клапаны и постарайтесь выявить пропус­

ки зажигания. 

12 Незначительные  ф л у к т у а ц и и в 

пределах диапазона от 25 до 50 мм 
рт.  с т .
 можно рассматривать как свиде­

тельство нарушения исправности функ­

ционирования системы зажигания. Про­

верьте правильность всех обычных на­

строечных установок, в случае необхо­

димости прибегните к тестированию с 

применением анализатора параметров 

зажигания. 

13 При отклонениях показаний измери­

теля в широком диапазоне проверьте 

компрессионное давление или проведи­

те тест на утечки с целью выявления 

дефектного цилиндра или нарушения 

герметичности прокладки головки ци­

линдров. 

14 Если стрелка измерителя медлен­

но  - г у л я е т » в широком диапазоне 

шкалы, проверьте проходимость систе­

мы вентиляции картера (PCV) и состав 

смеси холостого хода, также удостоверь­

тесь в отсутствии утечек через проклад­

ки карбюратора/корпуса дросселя и 

впускного трубопровода. 

15 Оцените скорость восстановления 

показаний вакуумметра при закрывании 

5.6Ь Для отсоединения боковин 

двигательного отсека от колесных арок 

необходимо с обеих сторон автомоби­

ля вывернуть крепежный болт (1) и 

извлечь по 2 заклепки (2) (модели 

Astra) 

дроссельной заслонки после полного 

быстрого ее открывания. Показание сна­

чала должно упасть практически до нуля, 

затем подняться над значением, харак­

терным для нормальных оборотов холо­

стого хода примерно на 130 мм рт. ст. 

и вновь вернуться к показанию холос­

тых оборотов. Если глубина разрежения 

восстанавливается медленно и не обра­

зует пиковый бросок при резком закры­

вании дроссельной заслонки, следует 

проверить, не изношены ли поршневые 

кольца. При долгой задержке возврата 

показаний проверьте проходимость си­

стемы выпуска отработавших газов (ча­

сто оказываются заблокированными глу­

шитель или каталитический преобразо­

ватель) - проще всего просто отсоеди­

нить подозреваемую секцию системы 

выпуска и повторить проверку. 

5  Н е к о т о р ы е 

п о д г о т о в и т е л ь н ы е 
о п е р а ц и и 

1 В данном Разделе приведены неко­

торые подготовительные операции, вы­

полнение которых требуется при прове­

дении различных работ по ТО и ремон­

ту двигателя. Как правило они являются 

общими для всех двигателей описывае­

мых в данном Руководстве. При первом 

знакомстве с книгой материалы данно­

го Раздела можно пропустить - обращай­

тесь к ним только когда обнаружите со­

ответствующую ссылку в других разде­

лах и главах. 

Снятие и установка пыльника 

д в и г а т е л я и защиты картера 
д в и г а т е л я 

2 При проведении многих операций 

для освобождения доступа к соответ­

ствующим агрегатам требуется на бен­

зиновых моделях снимать правый пыль­

ник двигателя, а для дизельных моделей 

защиту картера двигателя. 
3 Предварительно необходимо под­

домкратить и установить автомобиль на 

подставки или поднять его на подъем­

нике. 
4 Для снятия правого пыльника (см. 

background image

Глава 2  Д в и г а т е л ь 

127 

5.6с Крепежные болты (указаны 

стрелками) защиты (1) картера двига­

т е л я 

14 

5.14 Установка приспособления 

КМ-6001 (1) (стрелками обозначены 

регулировочные болты) 

2.5 Оси опор 

3 Задний упор 

4 Передний упор 

сопр. иллюстрацию) выверните 4 бол­

та и удалить 2 заклепки. Замечание: В 

Р некоторых случаях может понадобиться 

снятие правого переднего колеса. 
5 Защита картера имеет сервисную 

крышку, предназначенную для освобож­

дения доступа к сливной пробке на кар­

тере для слива двигательного масла -

при необходимости выверните 4 болта 

и снимите крышку. 

6 На

 моделях Astra необходимо пред­

варительно справой стороны двигатель­

ного отсека высвободить сливной шланг 

из держателя (см. иллюстрацию 5.6а). 

Затем с обеих сторон автомобиля вывер­

ните крепежные болты, извлеките по 2 

заклепки  ( с м . иллюстрацию 5.6Ь) и 

отсоедините боковины двигательного 

отсека от колесных арок. Выверните 8 

крепежных болтов (см. иллюстрацию 

5.6с) и снимите защиту картера. 

7 На

 моделях Zafira необходимо 

предварительно снять нижние боковые 

крышки двигательного отсека, для чего 

с левой стороны вывернуть крепежный 

5.7 Снятие левой (А) и правой (В) 

нижних крышек двигательного отсека 

(модели Zafira) 

1 Крепежный болт 

2,3 Распорные заклепки 

болт и извлечь 2 заклепки, а на правой 

стороне извлечь только 2 распорные зак­

лепки (см. сопр. иллюстрацию). Даль­

нейшие операции выполняются так же 

как на моделях Astra. 
8 Установка производится в обратном 

порядке. 

Установка  п р и с п о с о б л е н и я  д л я 
снятия правой/левой опоры 

д в и г а т е л я 

9 Конструкция передней подвески и 

расположение приводных агрегатов на 

двигателях исполнены таким образом, что 

зубчатый ремень/цепь, а в некоторых 

случаях и мультиреберный ремень, ус­

тановлены как бы вокруг правой опоры 

двигателя. При проведении работ со 

снятием ремней предусмотрена возмож­

ность демонтажа правой опоры, чтобы не 

снимать двигатель с автомобиля. Сня­

тие левой поры требуется для ее заме­

ны, а так же при снятии двигателя (см. 

Раздел 19) или трансмиссии (см. Главы 

6 и 7). 

10 Для проведения работ потребуется 

подъемное устройство (тельфер) с со­

ответствующими приспособлениями для 

поднятия двигателя или универсальный 

(для всех описываемых в данном Руко­

водстве двигателей) комплект приспо­

соблений фирмы Opel для удерживания 

двигателя на переднем подрамнике ав­

томобиля во время снятия/замены опо­

ры. Использование тельфера менее 

удобно и иногда даже не приемлемо. В 

некоторых случаях для вывешивания дви­

гателя можно использовать домкрат, про­

ложив между головкой домкрата и дви­

гателем деревянный брусок подходяще­

го размера. 

11 Ниже описана процедура установки/ 

снятия универсального приспособления. 

12 Поддомкратьте и установите автомо­

биль на подставки или поднимите его 

на подъемнике. Снимите, если это не­

обходимо, правый пыльник или защиту 

картера двигателя (см. выше). 

13 Ослабьте 4 болта приспособления 

КМ-6173 (см. сопр. иллюстрации) и 

установите приспособление на передний 

подрамник. Выкручивайте поддержива­

ющую опору приспособления пока она 

5.13 Приспособление КМ-6173 (3) 

(стрелками обозначены крепежные 

болты) 

1 Поддерживающая опора 

2 Ось опоры 

не упрется в блок цилиндров, при этом 

ось опоры должна войти в отверстие на 

блоке. Затяните болты. 

14 Подготовьте приспособление КМ-

6001-А (см. сопр. иллюстрацию) для 

установки на соответствующую модель 

двигателя, для чего ослабьте 3 регули­

ровочных болта и подгоните размер при­

способления. Установите приспособле­

ние на передний подрамник так, чтобы 

оси опор приспособления попали в на­

правляющие отверстия на подрамнике 

и затяните 3 регулировочных болта. От­

регулируйте высоту переднего и задне­

го упоров, выкручивая их вверх пока они 

не упрутся в блок двигателя - приспо­

собление должно плотно, без люфта, за­

фиксироваться на подрамнике. 

15 Демонтаж приспособлений произво­

дится в обратном порядке. 

С н я т и е и установка шкива 

коленчатого вала 

16 Шкив устанавливается непосред­

ственно на цапфу или на шестерню ко­

ленчатого вала. На большинстве двига­

телей шкив выполняет роль демпфера 

крутильных колебаний. 

17 Перед снятием шкива с него должен 

быть снят приводной ремень (см. Раз­

дел 7) и передний пыльник/защита дви­

гателя, если они до этого не были сня­

ты. Замечание: В некоторых случаях 

может потребоваться снятие правого 

переднего колеса.