ПРИБОРЫ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗНОГО ПРИВОДА АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ - ЧАСТЬ 5
Клапан управления тормозными механизмами прицепа
с однопроводным приводом (рис.316) предназначен для приведения в
действие тормозного привода прицепа (полуприцепа) при работе тормозных
систем тягача, а также для ограничения давления сжатого воздуха в
пневматическом приводе прицепа (полуприцепа) с целью предотвра-
щения самопритормаживания последнего при колебаниях
давления в пневматическом тормозном приводе автомобиля-тягача. Клапан
установлен на раме автомобиля и закреплен двумя болтами.
Сжатый воздух от ресивера автомобиля-тягача подводится к выводу I и
через канал А проходит в полость над ступенчатым поршнем 8. В
отторможен-ном состоянии пружина 14, воздействуя на тарелку 15,
удерживает мембрану 16 вместе с толкателем 19 в нижнем положении. При
этом выпускной клапан 20 закрыт, а впускной клапан 21 открыт и сжатый
воздух проходит из вывода I к выводу II и далее в соединительную
магистраль прицепа. При достижении в выводе II определенного давления,
устанавливаемого с помощью регулировочного винта 24, поршень 4
преодолевает усилие пружины 23 и опускается, вследствие чего впускной
клапан 21 садится на седло в поршне 4. Таким образом, в отторможенном
положении в магистрали прицепа автоматически поддерживается определенное
давление, меньше давления в пневматическом приводе тягача.
При торможении тягача сжатый воздух подается к выводу IV и заполняет
подмембранную полость В. Преодолевая усилие пружины 14, мембрана 16
поднимается вверх вместе с толкателем 19. При этом сначала закрывается
впускной клапан 21, а затем открывается выпускной клапан 20, и воздух из
соединительной магистрали прицепа через вывод II, полый толкатель 19 и
вывод III в крышке 12 выходит в атмосферу. Воздух из вывода II выходит
до тех пор, пока давление в полости В под мембраной 16 и в полости под
ступенчатым поршнем 8 не уравновесится давлением в полости над
ступенчатым поршнем. При дальнейшем снижении давления на выводе II
поршень опускается и перемещает вниз толкатель, который закрывает
выпускной клапан, вследствие чего выпуск воздуха из вывода II
прекращается. Таким образом осуществляется следящее действие, и
торможение прицепа (полуприцепа) происходит с эффективностью,
пропорциональной величине подведенного к выводу IV давления сжатого
воздуха.
Дальнейшее повышение давления на выводе IV приводит к полному выпуску
сжатого воздуха из вывода II и тем самым к максимально эффективному
торможению прицепа. При оттормаживании тягача, то есть при падении
давления на выводе IV и в полости В под мембраной 16, последняя под
действием пружины 14 возвращается в исходное нижнее положение. Вместе с
мембраной опускается толкатель. При этом закрывается выпускной клапан и
открывается впускной клапан 21. Сжатый воздух из вывода 7 поступает в
вывод II и далее в соединительную магистраль прицепа (полуприцепа),
вследствие чего прицеп (полуприцеп) растормаживается.
Рис. 316. Клапан управления тормозными
механизмами прицепа с однопроводным приводом: 1 - тарелка пружины; 2 -
крышка нижняя; 3, 11 - кольца упорные; 4 - поршень нижний; 5 - пружина
клапана; 6 - седло выпускного клапана; 7 - камера следящая; 5 - поршень
ступенчатый; 9 - камера рабочая; 10, 17 - пружины кольцевые; 12 -крышка
верхняя; 13 - колпачок защитный; 14 - пружина мембраны; 15 - тарелка
пружины мембраны; 16 - мембрана; 18 - опора; 19 - толкатель; 20 - клапан
выпускной; 21 -клапан впускной; 22 - корпус; 23 - пружина; 24 - винт
регулировочный; 25 - контргайка; I - вывод к ресиверу; II - вывод в
соединительную магистраль; III - вывод в атмосферу; IV - вывод к клапану
управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом
Кран разобщительный (рис. 317) предназначен
для перекрытия при необходимости пневматической магистрали, соединяющей
автомобиль-тягач с прицепом (полуприцепом). На автомобилях-тягачах КамАЗ
установлено три разобщительных крана: на бортовых тягачах — на задней
поперечине рамы перед соединительными головками, на седельных тягачах —
за кабиной справа на специальном кронштейне перед соединительными
гибкими шлангами. Каждый кран крепится двумя болтами.
К выводу II присоединяется магистраль управления тормозными механизмами
прицепа, через вывод I в нее подается сжатый воздух.
Если рукоятка 9 расположена вдоль оси крана, толкатель 8 вместе со
штоком 6 находятся в нижнем положении и клапан 4 открыт. Сжатый воздух
от
вывода I через открытый клапан и вывод II поступает от автомобиля-тягача
к прицепу (полуприцепу).
При повороте рукоятки 9 на 90° шток 6 вместе с мембраной под действием
пружины 5 и давления воздуха поднимается вверх. Клапан 4 садится на
седло в корпусе 2, разобщая выводы I и II. Ход штока 6, определяемый
винтовым профилем крышки 7, больше, чем ход клапана 4. Шток 6 отходит от
клапана, сжатый воздух из соединительной магистрали через вывод II,
осевое и радиальное отверстия в штоке 6 выходит в атмосферу через вывод
III в крышке 7.
После этого соединительные головки можно расцепить.
Головки соединительные типа “Палм” (рис. 318) предназначены для
соединения магистралей двухпроводного пневматического тормозного привода
прицепа (полуприцепа) и тягача.
На бортовых тягачах КамАЗ одна соединительная головка, типа “Палм”
питающей магистрали, окрашенная в красный цвет (или с крышкой красного
цвета), установлена на задней поперечине рамы с правой стороны (по
ходу). Другая соединительная головка типа “Палм” управляющей магистрали,
окрашенная в голубой цвет (или с крышкой желтого цвета), установлена там
же с левой стороны. Обе головки установлены таким образом, что
присоединительные отверстия в них направлены вправо. На седельных
тягачах КамАЗ соединительные головки установлены на гибких шлангах и
после отсоединения от полуприцепа крепятся за кабиной на специальных
кронштейнах. Окраска головок та же, что и на бортовых тягачах.
При соединении головок типа “Палм” необходимо отвести в сторону защитные
крышки 4 обеих головок. Головки стыкуются уплотнителями 3 и
поворачиваются до тех пор, пока выступ головки не войдет в
соответствующий паз другой, то есть пока не соединится вставка 2 с
фиксатором 5. Благодаря этому
При разъединении тягача и прицепа соединительные головки поворачиваются
в обратном направлении до выхода вставки 2 из паза фиксатора 5. После
разъединения соединительные головки следует закрыть крышками 4.
Головка соединительная типа А (рис. 319) предназначена для
установки на автомобили-тягачи и служит для соединения однопроводного
пневматического тормозного привода прицепа и полуприцепа, а также для
автоматического закрытия соединительной
магистрали тягача при самопроизвольном разъединении
головок (например, при отрыве прицепа).
На бортовых тягачах КамАЗ соединительная головка типа А, окрашенная в
черный цвет, установлена на задней поперечине рамы с левой стороны (по
ходу) таким образом, что присоединительное отверстие в ней направлено
вправо. На седельных тягачах КамАЗ соединительная головка типа А также
окрашена в черный цвет и установлена на гибком шланге. После
отсоединения от полуприцепа головка крепится за кабиной на специальном
кронштейне.
При сцеплении автомобиля-тягача с прицепом у соединительной головки
отводится в сторону защитная крышка 5. Головка типа А тягача стыкуется с
головкой типа Б прицепа уплотнителями 4. При этом шток 7 головки типа Б
входит в сферическую выемку клапана 3 головки типа А и отрывает клапан
от уплотнителя 4. После этого головки поворачиваются до тех пор, пока
выступ одной головки не войдет в соответствующий паз другой головки.
Фиксатор головки типа Б входит в паз направляющей головки типа А,
предотвращая самопроизвольное разъединение головок. Герметизация стыка
головок достигается за счет сжатия уплотнителей 4. При разъединении
тягача и прицепа соединительные головки поворачиваются в обратном
направлении до выхода выступа одной головки из паза другой, после чего
головки разъединяются. При этом клапан под действием пружины прижимается
к уплотнителю 4 и автоматически закрывает соединительную магистраль,
предотвращая выход сжатого воздуха из пневматического тормозного привода
автомобиля-тягача. После разъединения головку закрыть крышкой 5.