ПРИБОРЫ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗНОГО ПРИВОДА
АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ - ЧАСТЬ 2
Кран управления стояночным тормозом
предназначен для управления пружинными энергоаккумуляторами привода
стояночной и запасной тормозных систем. Кран закреплен двумя болтами на
нише двигателя внутри кабины справа от сиденья водителя. Выходящий из
крана при торможении воздух подается наружу по трубопроводу,
соединенному с атмосферным выводом крана.
Устройство крана управления стояночной тормозной системой показано на
рис. 301. При движении автомобиля рукоятка 14 крана находится в крайнем
положении, и сжатый воздух от ресивера привода стояночной и запасной
тормозных систем подводится к выводу I. Под действием пружины 6 шток 16
находится в крайнем нижнем положении, а клапан 22 под действием пружины
2 прижат к выпускному седлу 21 штока 16. Сжатый воздух через отверстия в
поршне 23 поступает в полость А, а оттуда через впускное седло клапана
22, которое выполнено на дне поршня 23, попадает в полость В, затем по
вертикальному каналу в корпусе 3 воздух проходит к выводу III и далее к
пружинным энергоаккумуляторам привода.
При повороте рукоятки 14 поворачивается вместе с крышкой 13 направляющий
колпачок 15. Скользя
по винтовым поверхностям кольца 9, колпачок 15 поднимается вверх,
увлекая за собой шток 16. Седло 21 отрывается от клапана 22, и клапан
под действием пружины 2 поднимается до упора в седло поршня 23.
Вследствие этого прекращается прохождение сжатого воздуха от вывода I к
выводу III. Через открытое выпускное седло 21 на штоке 16 сжатый воздух
через центральное отверстие клапана 22 выходит из вывода III в
атмосферный вывод II до тех пор, пока давление воздуха в полости А под
поршнем 23 не преодолеет силы уравновешивающей пружины 5 и давление
воздуха над поршнем в полости В. Преодолевая силу пружины 5, поршень 23
вместе с клапаном 22 поднимается вверх до соприкосновения клапана с
выпускным седлом 21 штока 16, после чего выпуск воздуха прекращается.
Таким образом осуществляется следящее действие.
Стопор 20 крана имеет профиль, обеспечивающий автоматический возврат
рукоятки в нижнее положение при ее отпускании. Только в крайнем верхнем
положении фиксатор 18 рукоятки 14 входит в специальный вырез стопора 20
и фиксирует рукоятку. При этом воздух из вывода III полностью выходит в
атмосферный вывод II, так как поршень 23 упирается в тарелку 7 пружины 5
и клапан 22 не доходит до выпускного седла 21 штока. Для отторма-живания
пружинных энергоаккумуляторов рукоятку вытянуть в радиальном
направлении, при этом фиксатор 18 выходит из паза стопора, и рукоятка 14
свободно возвращается в нижнее положение.
Кран пневматический с кнопочным управлением предназначен для
подачи и отключения сжатого воздуха. На автомобиле КамАЗ установлено два
таких крана. Один управляет системой аварийного оттормаживания пружинных
энергоаккумуляторов, второй — пневмоцилиндрами вспомогательной тормозной
системы.
Устройство пневматического крана показано на рис. 302. В атмосферном
выводе II пневматического крана установлен фильтр 3, предотвращающий
проникновение в кран грязи и пыли. Сжатый воздух в пневматический кран
поступает через вывод I. При
нажатии на кнопку 8 толкатель 9 перемещается вниз и
своим выпускным седлом давит на клапан 15, разобщая вывод III с
атмосферным выводом II. Затем толкатель 9 отжимает клапан 15 от
впускного седла корпуса, открывая тем самым проход сжатому воздуху от
вывода I к выводу III и далее в магистраль к пневматическому
исполнительному механизму.
При отпускании кнопки 8 толкатель 9 под действием пружины 13
возвращается в верхнее положение. При этом клапан 15 закрывает отверстие
в корпусе 2, прекращая дальнейшее поступление сжатого воздуха в вывод
III, а седло толкателя 9 отрывается от клапана 15, сообщая тем самым
вывод III с атмосферным выводом II. Сжатый воздух из вывода III через
отверстие А в толкателе 9 и вывод II выходит в атмосферу.
Клапан ограничения давления предназначен для уменьшения давления
в тормозных камерах передней оси автомобиля при торможениях с малой
интенсивностью (с целью улучшения обеспечения управляемости автомобиля
на скользких дорогах), а также для быстрого выпуска воздуха из тормозных
камер при оттормаживании. Устройство клапана показано на рис. 303.
Атмосферный вывод III в нижней части корпуса 8 закрыт резиновым клапаном
7, предохраняющим прибор от попадания в него пыли и грязи и
прикрепленным к корпусу заклепкой. При торможении сжатый воздух,
поступающий из тормозного крана к выводу II, воздействует на малый
поршень 3 и перемещает его вниз вместе с клапанами 4 и 6. Поршень 2
остается на месте до тех пор, пока давление на выводе II не достигнет
уровня, устанавливаемого регулировкой предварительного натяга
уравновешивающей пружины 1. При движении поршня 3 вниз выпускной клапан
6 закрывается, а впускной клапан 4 открывается, и сжатый воздух
поступает от вывода II к выводам I и далее к тормозным камерам передней
оси. Сжатый воздух к выводам I поступает до тех пор, пока давление его
на нижний торец поршня 3 (который имеет большую площадь, чем верхний) не
уравновесится давлением воздуха от вывода II на верхний торец и клапан 4
не закроется. Таким образом, в выводах I устанавливается давление,
соответствующее соотношению площадей вер-
хнего и нижнего торцов поршня 3. Это соотношение
сохраняется до тех пор, пока давление в выводе II не достигнет заданного
уровня, после чего в работу включается поршень 2, который также начинает
двигаться вниз, увеличивая силу, действующую на верхнюю сторону поршня
3. При дальнейшем повышении давления в выводе II разность давления в
выводах II и I уменьшается, а при достижении заданного уровня давления в
выводах II и I уравнивается. Таким образом, осуществляется следящее
действие во всем диапазоне работы клапана ограничения давления.
При уменьшении давления в выводе II (отторма-живание тормозного крана)
поршни 2 и 3 вместе с клапанами 4 и 6 перемещаются вверх. Впускной
клапан 4 закрывается, а выпускной клапан 6 открывается, и сжатый воздух
из выводов I, то есть тормозных камер передней оси, выходит в атмосферу
через вывод III.
Регулятор автоматический тормозных сил предназначен для
автоматического регулирования давления сжатого воздуха, подводимого при
торможении к тормозным камерам мостов задней тележки автомобилей КамАЗ в
зависимости от действующей осевой нагрузки.
Автоматический регулятор тормозных сил установлен на кронштейне 1,
закрепленном на поперечине рамы автомобиля (рис. 304). Регулятор
крепится на кронштейне гайками.
Рычаг 3 регулятора с помощью вертикальной штанги 4 соединен через
упругий элемент 5 и штангу 6 с балками мостов 8 и 9 задней тележки.
Регулятор соединен с мостами таким образом, что перекосы мостов во время
торможения на неровных дорогах и скручивание мостов вследствие действия
тормозного момента не отражаются на правильном регулировании тормозных
сил. Регулятор установлен в вертикальном положении. Длина плеча рычага 3
и положение его при разгруженной оси подбираются по специальной
номограмме в зависимости от хода подвески при нагружении оси и
соотношения осевой нагрузки в груженом и порожнем состоянии.
Устройство автоматического регулятора тормозных сил
показано на рис. 305. При торможении сжатый воздух от тормозного крана
подводится к выводу I регулятора и воздействует на верхнюю часть поршня
18, заставляя его перемещаться вниз. Одновременно сжатый воздух по
трубке 1 поступает под поршень 24, который перемещается вверх и
прижимается к толкателю 19 и шаровой пяте 23, находящейся вместе с
рычагом 20 регулятора в положении, зависящем от величины нагрузки на ось
тележки. При перемещении поршня 18 вниз клапан 17 прижимается к
выпускному седлу толкателя 19. При дальнейшем перемещении поршня 18
клапан 17 отрывается от седла в поршне и сжатый воздух из вывода I
поступает в вывод II и далее к тормозным камерам мостов задней тележки
автомобиля.
Одновременно сжатый воздух через кольцевой зазор между поршнем 18 и
направляющей 22 поступает в полость А под мембрану 21 и последняя
начинает давить на поршень снизу. При достижении на выводе II давления,
отношение которого к дав-лению на выводе I соответствует соотношению
активных площадей верхней и нижней сторон поршня 18, последний
поднимается вверх до момента посадки клапана 17 на впускное седло поршня
18. Поступление сжатого воздуха из вывода I к выводу II прекращается.
Таким образом осуществляется следящее действие регулятора. Активная
площадь верхней стороны поршня, на которую воздействует сжатый воздух,
подведенный к выводу 7, остается всегда постоянной.
Активная площадь нижней стороны поршня, на которую через мембрану 21
воздействует сжатый воздух, прошедший в вывод II, постоянно меняется
из-за изменения взаимного расположения наклонных ребер 11 движущегося
поршня 18 и неподвижной вставки 10. Взаимное положение поршня 18 и
вставки 10 зависит от положения рычага 20 и связанного с ним через пяту
23 толкателя 19. В свою очередь положение рычага 20 зависит от прогиба
рессор, то есть от взаимного расположения балок мостов и рамы
автомобиля. Чем ниже опускается рычаг 20, пята 23, а следовательно, и
поршень 18, тем большая площадь ребер 11 входит в контакт с мембраной
21, то есть больше становится активная площадь поршня 18 снизу. Поэтому
при крайнем нижнем положении толкателя 19 (минимальная осевая нагрузка)
разность давлений сжатого воздуха в выводах I и II наибольшая, а при
крайнем верхнем положении толкателя 19 (максимальная осевая нагрузка)
эти давления выравниваются. Таким образом, регулятор тормозных сил
автоматически поддерживает в выводе II и в связанных с ним тормозных
камерах давление сжатого воздуха, обеспечивающее нужную тормозную силу,
пропорциональную осевой нагрузке, действующей во время торможения.
При оттормаживании давление в выводе I падает. Поршень 18 под давлением
сжатого воздуха, действующим на него через мембрану 21 снизу,
перемещается вверх и отрывает клапан 17 от выпускного седла толкателя
19. Сжатый воздух из вывода II выходит через отверстие толкателя и вывод
III в атмосферу, отжимая при этом края резинового клапана 4.