Привод тормозных механизмов. Принципиальные
схемы привода приведены на рис. 287-292.
Источником сжатого воздуха в приводе является компрессор 9. Компрессор,
регулятор давления 11, предохранитель 12 от замерзания конденсата,
конденсационный ресивер 20 составляют питающую часть привода, из которой
очищенный сжатый воздух под заданным давлением подается в необходимом
количестве в остальные части пневматического тормозного привода и к
другим потребителям сжатого воздуха. Пневматический тормозной привод
разбит на автономные контуры, отделенные друг от друга защитными
клапанами. Каждый контур дей-ствует независимо от других контуров, в том
числе и при возникновении неисправностей. Пневматический тормозной
привод состоит из пяти контуров, разделенных одним двойным и одним
тройным защитными клапанами.
Контур I привода рабочих тормозных механизмов передней оси состоит из
части тройного защитного клапана 17; ресивера 24 вместимостью 20 л с
краном слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере, части
двухстрелочного манометра 5; нижней секции двухсекционного тормозного
крана 16; клапана 7 контрольного вывода (С); клапана 8 ограничения
давления; двух тормозных камер 1; тормозных механизмов передней оси
тягача; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.
Кроме того, в контур входит трубопровод от нижней секции тормозного
крана 16 до клапана 81 управления тормозными системами прицепа с
двухпроводным приводом.
Контур II привода рабочих тормозных механизмов задней тележки состоит из
части тройного защитного клапана 17; ресиверов 22 общей вместимостью 40
л с кранами 19 слива конденсата и датчиком 18 падения давления в
ресивере; части двухстрелочного манометра 5; верхней секции
двухсекционного тормозного крана 16; клапана контрольного вывода (D)
автоматического регулятора тормозных сил 30 с упругим элементом; четырех
тормозных камер 26; тормозных механизмов задней тележки (промежуточного
и заднего мостов); трубопроводов и шланга между этими аппаратами. В
контур входит также трубопровод от верхней секции тормозного крана 16 к
клапану 31 управления тормозными механизмами с двухпроводным приводом.
Контур III привода механизмов запасной и стояночной тормозных систем, а
также, комбинированного привода тормозных механизмов прицепа
(полуприцепа) состоит из части двойного защитного клапана 13; двух
ресиверов 25 общей вместимостью 40 л с краном 19 слива конденсата и
датчиком 18 падения давления в ресиверах; двух клапанов 7 контрольного
вывода (В и Е) ручного тормозного крана 2; ускорительного клапана 29;
части двухмагистрального перепускного клапана 32; четырех пружинных
энергоаккумуляторов 28 тормозных камер; датчика 27 падения давления в
магистрали пружинных энергоаккумуляторов; клапана 31 управления
тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; одинарного
защитного клапана 35; клапана 34 управления тормозными механизмами
прицепа с однопроводным приводом; трех разобщительных кранов 37 трех
соединительных головок; головки 38 типа А однопроводного привода
тормозных механизмов прицепа и двух головок 39 типа “Палм”
двухпроводного привода тормозных механизмов прицепа;
пневмоэлектри-ческого датчика 33 “стоп-сигнала”, трубопроводов и шлангов
между этими аппаратами. Следует отметить, что пневмоэлектрический датчик
33 в контуре установлен таким образом, что он обеспечивает включение
ламп “стоп-сигнала” при торможении автомобиля не только запасной
(стояночной) тормозной системой, но и рабочей, а также в случае выхода
из строя одного из контуров последней.
Контур IV привода вспомогательной тормозной системы и других
потребителей не имеет своего ресивера и состоит из части двойного
защитного клапана 13; пневматического крана 4; двух цилиндров 23 привода
заслонок; цилиндра 10 привода рычага останова двигателя;
пневмоэлектрического датчика 14; трубопроводов и шлангов между этими
аппаратами.
От контура IV привода механизмов вспомогательной тормозной системы
сжатый воздух посту-пает к дополнительным (не тормозным) потребителям;
пневмосигналу, пневмогидравлическому усилителю сцепления, управлению
агрегатами трансмиссии и пр.
Контур V привода аварийного растормаживания не имеет своего ресивера и
исполнительных органов. Он состоит из части тройного защитного клапана
17; пневматического крана 4; части двухмагистрального перепускного
клапана 32; соединяющих аппараты трубопроводов и шлангов.
Пневматические тормозные приводы тягача и прицепа соединяют три
магистрали: магистраль однопроводного привода, питающая и управляющая
(тормозная) магистрали двухпроводного привода. На седельных тягачах
соединительные головки 38 и 39 находятся на концах трех гибких шлангов
указанных магистралей, закрепленных на поддерживающей штанге. На
бортовых автомобилях головки 38 и 39 установлены на задней поперечине
рамы.
Для улучшения влагоотделения в питающей части тормозного привода
автомобилей мод. 53212, 53213 на участке компрессор — регулятор давления
дополнительно предусмотрен влагоотделитель, установленный на первой
поперечине автомобиля в зоне интенсивного обдува.
С этой же целью на всех моделях автомобиля КамАЗ на участке
предохранитель от замерзания — защитные клапаны предусмотрен
конденсационный ресивер вместимостью 20 л. На самосвале 55111
отсутствует аппаратура управления тормозными механизмами прицепа,
разобщительные краны, соединительные головки.
Для наблюдения за работой пневматического тормозного привода и
своевременной сигнализации о его состоянии и возникающих неисправностях
в кабине на щитке приборов имеются пять сигнальных лампочек,
двухстрелочный манометр, показывающий давление сжатого воздуха в
ресиверах двух контуров (I и II) пневматического привода рабочей
тормозной системы, и зуммер, сигнализирующий об аварийном падении
давления сжатого воздуха в ресиверах любого контура тормозного привода.
Механизм вспомогательной тормозной системы (рис. 293). В приемных
трубах глушителя установлены корпус 1 и заслонка 3, закрепленная на валу
4. На валу заслонки закреплен также поворотный рычаг 2, соединенный со
штоком пневмоцилиндра. Рычаг 2 и связанная с ним заслонка 3 имеют два
положения. Внутренняя полость корпуса сферическая. При выключении
вспомогательной тормозной системы заслонка 3 устанавливается вдоль
потока отработавших газов, а при включении — перпендикулярно потоку,
создавая определенное противодавление в выпускных коллекторах.
Одновременно прекращается подача топлива. Двигатель начинает работать в
режиме компрессора.