ПРИБОРЫ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЗНОГО ПРИВОДА
АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ - ЧАСТЬ 3
Элемент упругий регулятора тормозных сил предназначен для
предотвращения повреждения регулятора, если перемещение мостов
относительно рамы больше допустимого хода рычага регулятора.
Упругий элемент 5 регулятора тормозных сил установлен (см. рис. 304) на
штанге 6, расположенной между балками задних мостов определенным
образом. Точка соединения элемента со штангой 4 регулятора находится на
оси симметрии мостов, которая не перемещается в вертикальной плоскости
при скручивании мостов в процессе торможения, а также при односторонней
нагрузке на неровной поверхности дороги и при перекосах мостов на
криволинейных участках при повороте. При всех этих условиях на рычаг
регулятора передаются только вертикальные перемещения от статического и
динамического изменения осевой нагрузки.
Устройство упругого элемента регулятора тормозных сил показано на рис.
306. При вертикальных перемещениях мостов в пределах допустимого хода
рычага регулятора тормозных сил шаровой палец 4 упругого элемента
находится в нейтральной точке. При сильных толчках и вибрации, а также
при перемещении мостов за пределы допустимого хода рычага регулятора
тормозных сил стержень 3, преодолевая силу пружины 2, поворачивается в
корпусе 1. При этом тяга 5, соединяющая упругий элемент с регулятором
тормозных сил, поворачивается относительно отклоненного стержня 3 вокруг
шарового пальца 4.
После прекращения действия силы, отклоняющей
стержень 3, палец 4 под действием пружины 2 возвращается в исходное
нейтральное положение.
Клапан ускорительный предназначен для уменьшения времени
срабатывания привода запасной тормозной системы за счет сокращения длины
магистрали впуска сжатого воздуха в пружинные энергоаккумуляторы и
выпуска воздуха из них непосредственно через ускорительный клапан в
атмосферу. Клапан установлен на внутренней стороне лонжерона рамы
автомобиля в зоне задней тележки.
Устройство ускорительного клапана показано на рис. 307. К выводу III
подается сжатый воздух из ресивера. Вывод IV соединен с управляющим
прибором — тормозным краном обратного действия с ручным управлением, а
вывод I — с пружинным энергоаккумулятором. При отсутствии давления в
выводе IV поршень 3 находится в верхнем положении. Впускной клапан 4
закрыт под действием пружины 5, а выпускной клапан 1 открыт. Через
открытый выпускной клапан 1 и вывод I пружинные энергоаккумуляторы
сообщаются с атмосферным выводом II. Автомобиль заторможен пружинными
энергоаккумуляторами.
При подаче сжатого воздуха к выводу IV от ручного тормозного крана он
поступает в надпоршневое пространство — камеру 2. Поршень 3 под
действием сжатого воздуха движется вниз, сначала закрывает выпускной
клапан 1 и затем открывает впускной клапан 4. Заполнение цилиндров
пружинных энергоаккумуляторов, присоединенных к выводу I, производится
сжатым воздухом от ресивера через вывод III и открытый впускной клапан
4.
Пропорциональность управляющего давления на выводе IV и выходного
давления на выводе I осуществляется поршнем 3. При достижении в выводе I
давления, соответствующего давлению на выводе IV, поршень 3 перемещается
вверх до момента закрытия впускного клапана 4, движущегося под действием
пружины 5. При снижении давления в управляющей магистрали (то есть на
выводе IV) поршень 3 вследствие более высокого давления на выводе I
перемещается вверх и отрывается от выпускного клапана 1. Сжатый воздух
из пружинных энергоаккумуляторов через открытый выпускной клапан I,
полый корпус 6 клапанов и атмосферный клапан выходит в атмосферу,
автомобиль затормаживается.
Клапан двухмагистральный (рис. 308) предназначен для обеспечения
возможности управления одним исполнительным механизмом с помощью двух
независимых органов управления. С одной стороны к нему подведена
магистраль от тормозного крана обратного действия с ручным управлением
(вывод I); с другой — от крана аварийного растормаживания стояночной
тормозной системы (вывод II).
Выходящая магистраль (вывод III) соединена с
пружинными энергоаккумуляторами тормозных механизмов задней тележки
автомобиля.
Двухмагистральиый клапан установлен внутри правого лонжерона рамы
автомобиля рядом с ускорительным клапаном. Подсоединение клапана
производится согласно стрелке на корпусе. При подаче сжатого воздуха в
вывод I от ручного тормозного крана (через ускорительный клапан)
уплотнитель 1 перемещается влево и садится на седло в крышке 3, закрывая
вывод II. При этом вывод III соединяется с выводом I, сжатый воздух
проходит в пружинные энергоаккумуляторы, и автомобиль растормаживается.
При подаче сжатого воздуха в вывод II от пневматического крана
аварийного растормаживания уплотнитель 1 перемещается вправо и садится
на седло в корпусе 2, закрывая вывод I, при этом вывод III соединяется с
выводом II, сжатый воздух также проходит в пружинные энергоаккумуляторы,
и автомобиль растормаживается. При затормаживании, то есть при выпуске
воздуха из пружинных энергоаккумуляторов, уплотнитель 1 остается
прижатым к тому седлу, к которому он переместился, и сжатый воздух
свободно проходит из пружинных энергоаккумуляторов через вывод III в
выводы I или II.
В случае одновременного подведения сжатого воздуха к выводам I и II
клапан занимает нейтральное положение и не мешает проходу воздуха к
выводу III и далее в пружинные энергоаккумуляторы.
Камера тормозная типа 24 предназначена для преобразования энергии
сжатого воздуха в работу по приведению в действие тормозных механизмов
передних колес автомобиля.
Устройство тормозной камеры переднего тормозного
механизма автомобиля показано на рис. 309. Мембрана 3 зажата между
корпусом 8 камеры и крышкой 2 стяжным хомутом 6, состоящим из двух
полуколец. Камера к кронштейну разжимного кулака прикреплена двумя
болтами 13, приваренными к фланцу, который вставлен в корпус камеры
изнутри. Шток камеры заканчивается резьбовой вилкой 12, соединенной с
регулировочным рычагом. Подмемб-ранная полость связана с атмосферой
дренажными отверстиями, выполненными в корпусе 8 камеры.
При подаче сжатого воздуха в полость над мембраной 8 она перемещается и
действует на шток 7. При растормаживании шток, а вместе с ним и
мембрана, под действием возвратной пружины 5 возвращаются в исходное
положение.
Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором типа 20/20 (рис.
310) предназначена для приведения в действие тормозных механизмов колес
задней тележки автомобиля при включении рабочей, запасной и стояночной
тормозных систем.
Пружинные энергоаккумуляторы вместе с тормозными камерами установлены на
кронштейны разжимных кулаков тормозных механизмов задней тележки и
закреплены двумя гайками с болтами.
При торможении рабочей тормозной системой сжатый воздух от тормозного
крана подается в полость над мембраной 16. Мембрана 16, прогибаясь,
воздействует на диск 17, который через шайбу и контргайку перемещает
шток 18 и поворачивает регулировочный рычаг с разжимным кулаком
тормозного механизма. Таким образом, торможение задних колес происходит
так же, как и торможение передних с обычной тормозной камерой.
При включении запасной или стояночной тормозной системы, то есть при
выпуске воздуха ручным краном из полости под поршнем 5, пружина 8
разжимается и поршень 5 перемещается вниз. Подпятник 2 через мембрану 16
воздействует на подпятник штока 18, который, перемещаясь, поворачивает
связанный с ним регулировочный рычаг тормозного механизма. Происходит
затормаживание автомобиля.
При оттормаживатпш сжатый воздух поступает через вывод под поршень 5.
Поршень вместе с толкателем 4 и подпятником 2 перемещается вверх, сжимая
пружину 8 и дает возможность штоку 18 тормозной камеры под действием
возвратной пружины 19 вернуться в исходное положение.
При чрезмерно большом зазоре между колодками
и барабаном тормозного механизма, то есть при
чрезмерно большом ходе штока тормозной камеры, усилие на штоке может
оказаться недостаточным для эффективного торможения. В этом случае
следует включить ручной тормозной кран обратного действия и выпустить
воздух из-под поршня 5 пружинного энергоаккумулятора. Подпятник 2 под
действием силовой пружины 8 продавит середину мембраны 16 и продвинет
шток 18 на имеющийся дополнительный ход, обеспечив затормаживание
автомобиля.
При нарушении герметичности и снижении давления в ресивере стояночной
тормозной системы воздух из полости под поршнем 5 через вывод уйдет в
атмосферу через поврежденную часть привода и произойдет автоматическое
затормаживание автомобиля пружинными энергоаккумуляторами.