Схема смазки дизеля Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

§ 43.

Схема смазки дизеля Д-54А


Для подачи масла к трущимся поверхностям деталей дизеля служат механизмы и устройства, которые совместно с каналами и трубками для прохода масла образуют систему смазки.

Дизель имеет комбинированную систему смазки. К наиболее нагруженным деталям (коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, поршневым пальцам, подшипникам распределительного вала и др.) масло подается под давлением.

Остальные детали (стенки гильз цилиндров, кулачки распределительного вала и др.) смазываются маслом, разбрызгиваемым во внутренней полости дизеля при его работе.

Топливный насос, регулятор числа оборотов, вентилятор, водяной насос, генератор и механизмы системы пуска имеют самостоятельные устройства для смазки.

Масло, заливаемое в патрубок 41 (рис. 76), проходит через коробку 44 блок-картера и заполняет поддон 22 картера. Уровень масла в поддоне проверяют масломерной линейкой.

Из поддона масло через сетку 23 маслопри-емника засасывается шестеренчатым насосом 21 и по каналу 19 в блок-картере и наружной трубке 25 нагнетается в канал 26 корпуса фильтров. Затем масло идет двумя параллельными потоками. Основной поток через калиброванное отверстие (жиклер) 30 направляется в камеру 46 фильтра грубой очистки, а другой поток (меньший)—в фильтр тонкой очистки (реактивную центрифугу).

В фильтре грубой очистки масло очищается и поступает в канал 29 через масляный радиатор или минуя его в зависимости от того, в каком положении будет находиться переклю-
чатель 33. Из канала 29 масло идет в главную масляную магистраль 17, расположенную в левой стенке блок-картера.

Для подвода масла к коренным подшипникам и втулкам распределительного вала от главной магистрали отходят пять каналов 16.

По наклонным каналам 18 в щеках коленчатого вала масло от коренных подшипников попадает во внутренние полости 12 шатунных шеек коленчатого вала. В этих полостях происходит дополнительная очистка масла. При вращении коленчатого вала твердые частицы (продукты износа, окисления и другие), находящиеся в масле, под действием центробежных сил отбрасываются к стенкам полости 12, а очищенное масло по трубке 11 поступает к шатунным подшипникам и смазывает трущиеся поверхности вкладышей и шатунных шеек.

От шатунных подшипников масло по каналам 5 в стержнях шатунов поднимается к втулкам верхних головок шатунов и смазывает трущиеся поверхности втулок и поршневых пальцев.

Масло, выдавливаемое из зазоров коренных и шатунных подшипников, а также из зазоров между поршневыми пальцами и втулками верхних головок шатунов, разбрызгивается и смазывает трущиеся поверхности гильз цилиндров, поршней, кулачков распределительного вала и толкателей.

Каналы 14 являются продолжениями каналов 16, идущих к первому, третьему и пятому коренным подшипникам. По каналам 14 масло проходит в кольцевые канавки на наружной поверхности втулок и затем через каналы в стенках втулок к опорным шейкам распределительного вала.

Клапанный механизм смазывается маслом, поступающим к передней втулке распределительного вала. Полукруглая канавка 6 на передней опорной шейке распределительного вала один раз за каждый оборот вала совпадает с отверстием во втулке.

Через это отверстие и канавку 6 масло периодически под давлением попадает в вертикальный канал 4 в блок-картере и далее через канал 3 в головке цилиндров внутрь передней стойки валика коромысел. Из стойки масло по внутренней полости 2 валиков и отверстиям в них идет ко втулкам коромысел, а затем по каналам 1 в коромыслах — к регулировочным болтам и, стекая в углубления верхних наконечников штанг, смазывает сферическую поверхность головок регулировочных болтов. Излишки масла стекают по штангам в поддон картера.

 

 

Масло, вытекающее из зазоров между валиками коромысел и их втулками, разбрызгивается внутри корпуса колпака и смазывает трущиеся поверхности бойков коромысел и стержни клапанов. Излишки масла из корпуса колпака собираются в углублениях на головке

цилиндров и по дренажным каналам попадают в поддон картера.

Масло, стекающее по штангам и по дренажным каналам, смазывает трущиеся поверхности нижних наконечников штанг толкателей и их втулок.

Из главной масляной магистрали 17 масло поступает по каналам 13 и 10 в кольцевую канавку 10 (рис. 39) на пальце промежуточной шестерни, откуда по осевому 14 и радиальному 7 каналам пальца попадает на трущиеся поверхности втулки промежуточной шестерни и пальца.

При совпадении канала 7 в пальце и наклонных каналов 18 в ступице промежуточной шестерни часть масла вытекает наружу.

Под действием центробежной силы масло, выходящее из ступицы промежуточной шестерни, попадает в кольцевой карман 22, а затем по трем отверстиям 21 между зубьями шестерни выбрасывается на зубья сопряженных с ней шестерен и разбрызгивается по всему картеру шестерен распределения.

Из осевого канала 14 в пальце промежуточной шестерни масло подается по каналу 9 (рис. 76) в блок-картере, трубке 7 и каналу 8 в стенке картера шестерен распределения в канал 3 (рис. 64) установочного фланца 2 для смазки трущихся поверхностей втулок 12 и 15.

Масло, разбрызгиваемое шестернями распределения, смазывает подшипники привода вентилятора, счетчика моточасов, насоса гидросистемы и заполняет карман 4 (рис. 41). Из него масло по каналам осевому 9 и радиальному 8 в пальце 5 поступает к втулкам 6 и 10, смазывая их трущиеся поверхности.

Чтобы предотвратить вытекание масла, на переднем конце коленчатого вала установлен самоподжимной сальник, а на заднем конце имеется маслосгонная резьба; кроме того, к задней стенке блок-картера привернут корпус уплотнения.

В системе смазки имеются три автоматически работающих клапана: редукционный масляного насоса, предохранительный и сливной. Они обеспечивают подачу необходимого количества масла к трущимся поверхностям деталей при различной температуре масла и засорении фильтров.

Для контроля давления масла в главной магистрали и температуры его в корпусе фильтров на щитке контрольных приборов установлены манометр 39 (рис. 76) и дистанционный термометр 38.

Нормальная температура масла в дизеле, загруженном на полную мощность, должна быть 70—95°. При этой температуре и номинальном числе оборотов давление масла должно быть в пределах 1,7—2,75 кГ/см2 (минимально допустимое давление в системе 0,7 кГ)см2).

 

 

 

Рис. 76. Схема смазки дизеля:
1 — масляный канал в коромысле: 2 — внутренняя полость валика коромысел; 3 — канал для масла в головке цилиндров; 4, 9 и 19— каналы в блок-картере; 5 — канал в шатуне; 6 — канавка в распределительном вале для подвода смазки к клапанному механизму; 7, 11, 25 и 40—-трубки; 8 — канал; 10 — наклонный канал; 12 — полость в шатунной шейке коленчатого вала; 13, 14 и 16—-каналы для подвода масла; 15 — зазор в коренных подшипниках и полукольцевые канавки в верхних вкладышах; 17 — главная масляная магистраль; 18 — наклонный канал; 20—клапан; 21 —шестеренчатый масляный насос; 22 — поддон картера; 23 — сетка;
24 — пробка; 26 — канал для подвода масла к фильтрам; 27 — сливной клапан; 28 — канал для слива масла; 29 — канал, подводящий масло в главную магистраль; 30 — жиклер; 31 — предохранительный клапан: 32 — канал для отвода охлажденного масла: 33 — переключатель: 34 и 35 — маслопроводы: 36 — масляный радиатор; 37 — датчик термометра; 38 — термометр: 39 — манометр; 41 — патрубок; 42 — фильтрующий элемент; 43 — колпак центрифуги: 44 — коробка толкателей; 45 - ротор центрифуги; 46 — камера фильтра грубой очистки: 47 — канал в шпильке; 48 — сопло.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..