Устройство регулятора числа оборотов и механизма управления работой дизеля Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

§ 40.

Устройство регулятора числа оборотов и механизма управления работой дизеля Д-54А

Все детали регулятора установлены внутри и снаружи чугунного корпуса 2 (рис. 72). Болтами 20 корпус регулятора прикреплен к коробчатому фланцу 4, который закреплен на задней стенке корпуса топливного насоса. На заднем конце кулачкового вала 14 на

шпонке 13 плотно насажена и затянута гайкой 21 втулка 15, на которой свободно посажена ведущая шестерня 12 привода регулятора. Двумя пластинчатыми пружинами 16, затянутыми гайкой 19, шестерня 12 прижимается торцом ступицы к буртику втулки 15. Возникающая при этом сила трения обеспечивает совместное вращение шестерни с кулачковым валом. После затяжки пружин гайка 19 стопорится специальным кольцом 18.

Шестерня 12 вращает шестерню 11, сидящую на шлицах валика 10 регулятора. При резком изменении числа оборотов дизеля, а следовательно, и валика регулятора шестерня 12, преодолевая силу пружин 16, проскальзывает на втулке 15. Это предотвращает поломку зубьев шестерен и других деталей регулятора.

Валик 10 регулятора вращается на двух шарикоподшипниках 8 и 27. Передний шарикоподшипник 8 насажен на хвостик крестовины 39 до упора в бурт и крепится через шестерню 11 гайкой 9, которая стопорится шайбой. Наружное кольцо подшипника 8 установлено в гнездо 6, прикрепленное к передней плоскости корпуса четырьмя болтами.

Торец внутреннего кольца заднего шарикоподшипника 27 также упирается в бурт валика 10 и крепится гайкой 29.

На лысках валика 10 посажена крестовина 39, соединенная шарнирно осями 5 с двумя грузиками 38.

Ножки грузиков упираются в упорный шарикоподшипник 22 и через него нажимают на торец муфты 36 регулятора, свободно посаженной на валике.

Муфта имеет только осевое перемещение по валику и не вращается вместе с ним. Для уменьшения трения в отверстие муфты запрессована бронзовая втулка 37.

 

 

 

 

Рис. 72. Всережимный центробежный регулятор (продольный разрез):
1 — крышка корпуса; 2 — корпус; 3 — пробка; 4 — коробчатый фланец; 5—ось грузика; 6 — гнездо шарикоподшипника; 7 — рейка; 8 — передний шарикоподшипник; 9 — гайка; 10 — валик регулятора; 11 — ведомая шестерня; 12 — ведущая шестерня; 13 — шпонка;
14 — кулачковый вал топливного насоса; 15 — втулка ведущей шестерни; 16 — пластинчатые пружины; 17 и 25 — пробки; 18 — стопорное кольцо; 19, 21 и 29—гайки; 20—болт; 22 — упорный шарикоподшипник; 23 — отверстия в муфте и ее втулке; 24 и 81 — прокладки; 26 — седло пружин; 27 — задний шарикоподшипник; 28 — задняя крышка; 30 — канал в задней крышке; 32 — канал в корпусе; 33 — желобок (карман) в задней стенке корпуса; 34 — внутренняя пружина; 35 — наружная пружина; 36 — муфта регулятора; 37 — втулка; 38 — грузик; 39 — крестовина.

 

 

 

 

 

Рис. 73. Рычажный механизм регулятора:
а — общий вид; б —положение рычага регулятора при различных скоростных режимах; 1 — корпус регулятора; 2 — заглушка; 3 — ось кронштейна; 4 — штырь вилки; 5 — вилка регулятора; 6 — ось тяги; 7 — тяга вилки; 8 — регулировочный винт; 9-контр-гайка; 10 — палец со сферической головкой; 11 — винт; 12—рычаг регулятора; 13 — крышка упора; 14 — упор на валике рычага регулятора; 15 — валик рычага регулятора; 16— сальник; 17—шайба; 18 и 23 — болты; 19 — кронштейн; 20 — втулка; 21 — двойная спиральная пружина; 22 — поводок; 24 — шпилька; 25 — контргайка; 26 — регулировочные прокладки; 27 — болт-ограничитель.

 

 

На задний конец валика посажено с зазором седло 26 пружин, упирающееся в заднюю крышку 28.
Между наружным торцом муфты и седлом на валике установлены две пружины. Наружная пружина 35 поддерживает работу дизеля на малых оборотах. Ее устанавливают с небольшой затяжкой (до 0,6 мм), которую регулируют прокладками 24.

Внутреннюю пружину 34 устанавливают с зазором 3—4 мм, который регулируют прокладками 31. Она вступает в работу по мере увеличения числа оборотов, когда грузики разойдутся на такое расстояние, при котором муфта переместится влево на величину зазора.

В кольцевую канавку (паз) на муфте 36 входят два штыря 4 (рис. 73, а) вилки 5 регулятора. Нижний конец вилки шарнирно соединен осью 3 с кронштейном 19, а верхний конец ее — осью 6 с тягой 7. Палец 10 со сферической головкой соединяет тягу 7 с поводком рейки топливного насоса.

Кронштейн 19 свободно посажен на валик 15, установленный в боковых стенках корпуса регулятора. На выступающем конце валика 15 имеется под крышкой 13 упор 14 и рычаг 12, выходящий наружу. Крышка 13 привернута к корпусу 1 болтами 18.

Между опорами кронштейна на валике 15 закреплена стяжным болтом 23 втулка 20. На ней установлена двойная спиральная пружина 21. Концы предварительно затянутой пружины 21 одновременно сжимают поводок 22, припаянный к втулке, и ребро кронштейна 19.

Наличие упругой связи (двойной спиральной пружины 21) между валиком 15 и кронштейном 19 обеспечивает работу корректирующего устройства.

 

Когда тракторист поворачивает при помощи механизма управления рычаг 12 регулятора, поворачивается кронштейн 19 и вместе с ним вилка 5, которая через тягу 7 изменяет положение рейки топливного насоса и, следовательно, изменяет скоростной режим дизеля.

При расхождении грузиков 21 (рис. 71) усилие муфты 22 передается через вилку 26 одновременно рейке топливного насоса и кронштейну 6, удерживаемому спиральной пружиной 7. Так как усилие, необходимое для перемещения рейки при нормальной работе механизма насоса, меньше, чем усилие, необходимое для преодоления силы затяжки пружины 7, то вилка перемещает влево только рейку, уменьшая число оборотов дизеля.

Если по какой-либо причине усилие для перемещения рейки возрастет (заели плунжеры в гильзах, рейка и т. д.) и окажется большим, чем сила затяжки пружины 7, то кронштейн начнет перемещаться, преодолевая сопротивление пружины, а рейка останется неподвижной. В этом случае резко увеличатся обороты дизеля, что недопустимо, так как это может привести к аварии дизеля.

Чтобы предотвратить возникновение чрезмерных (разносных) оборотов дизеля, в заднюю стенку корпуса регулятора ввернут специальный болт-упор 12, застопоренный контргайкой. Болт допускает поворот кронштейна только до положения, соответствующего максимальным оборотам холостого хода. Когда ось кронштейна упирается в торец головки болта, все усилие, развиваемое грузиками регулятора, передается через муфту и вилку на рейку топливного насоса. В этом случае сопротивление рейки перемещению может быть преодолено увеличенным усилием, приложенным к ней.

Болт-упор устанавливают следующим образом. При номинальных оборотах дизеля и положении рычага 2 регулятора при максимальной подаче топлива нужно завинтить болт-упор до соприкосновения с осью кронштейна, а затем отвернуть на один оборот.

К обработанной стенке корпуса 1 (рис. 73, а) в месте выхода из него валика 15 привинчена шайба 17 с двумя приливами, в которые ввернуты шпилька 24 и болт-ограничитель 27, ограничивающие угол поворота рычага 12 регулятора.

Положение рычага регулятора при различных скоростных режимах дизеля показано на рисунке 73, б.

Упор 14 при повороте рычага 12 регулятора против часовой стрелки упирается в регули-ровочный болт 27, ограничивающий максимальные обороты (максимальный скоростной режим).

Максимальные обороты дизеля регулируют при помощи прокладок 26, подкладываемых под головку болта 27. При увеличении числа прокладок максимальное число оборотов на холостом ходу и нормальное число оборотов при полной нагрузке дизеля будет уменьшаться, а при уменьшении числа прокладок — увеличиваться.

Поворот рычага регулятора по часовой стрелке ограничивается шпилькой 24. Когда в нее упирается упор 14, рейка насоса занимает положение, при котором подача топлива насосом прекращается, а следовательно, дизель останавливается.

Когда тракторист при помощи механизма управления устанавливает рычаг регулятора в какое-либо промежуточное положение, механизм регулятора будет поддерживать промежуточный скоростной режим.

В верхний конец вилки 26 (рис. 71) регулятора ввернут регулировочный винт 31 с контргайкой. Он ограничивает наибольшую величину подачи топлива насосом.

При полной нагрузке дизеля регулировочный винт упирается в призму 32 обогатителя, которая закреплена стопорным винтом 30 на валике 29.

Валик 29 установлен в отверстиях приливов в верхней части корпуса 20. На левом конце валика имеется лыска 28, удерживающая его от проворачивания при помощи штифта, запрессованного в корпус регулятора. Правый конец валика выходит наружу, и на нем шпилькой закреплена кнопка 38.

Валик 29 может перемещаться в отверстиях приливов в продольном направлении. При вытягивании валика за кнопку 38 призма отводится в сторону и регулировочный винт 31 с нее соскакивает. Вилка под действием пружин регулятора подает вперед (вправо) рейку топливного насоса, и подача топлива увеличивается. Это устройство называется обогатителем подачи топлива и предназначено только для облегчения пуска дизеля.

При первых оборотах пущенного в ход дизеля грузики регулятора под действием центробежной силы разойдутся в стороны и, воздействуя через муфту 22 на вилку 26, отведут ее назад (влево). Регулировочный винт выйдет из-за призмы, и валик 29 пружиной 33 будет возвращен на свое место.

Обогатителем следует пользоваться только при пуске дизеля в случае большого износа пары плунжер — гильза и в холодную погоду.
 


Работа дизеля с постоянно включенным обогатителем запрещается, так как вызывает перегрев дизеля, быстрый износ его деталей, а иногда и аварию.

Сверху корпус регулятора закрыт крышкой 27, привернутой четырьмя болтами.

Трущиеся детали механизма регулятора смазываются дизельным маслом. Его заливают в корпус регулятора через отверстие, закрываемое пробкой 3 (рис. 72), а сливают через отверстие, закрываемое пробкой 17. Масло наливают в корпус регулятора до уровня контрольного отверстия, закрываемого пробкой 25.

При работе регулятора находящееся в корпусе масло разбрызгивается вращающимися шестернями 11 и 12 и попадает в специальные отверстия 23 в муфте 36 и желобок (карман) 33 на задней стенке корпуса 2 регулятора.

Отверстия 23 совпадают с< отверстиями во втулке 37, поэтому масло попадает в зазор между втулкой 37 и валиком 10 и смазывает их поверхности. Через каналы в грузиках смазываются трущиеся поверхности шарниров грузиков.

Из желобка 33 на задней стенке корпуса регулятора масла по наклонным каналам 32 в корпусе и 30 в задней крышке поступает для смазки заднего шарикоподшипника.

В зависимости от нагрузки, которую необходимо преодолеть дизелю, тракторист устанавливает его скоростной режим, который в дальнейшем автоматически поддерживается регулятором.

Скоростной режим изменяют перестановкой рычага 12 регулятора (рис. 73,6) из одного положения в другое через систему тяг и рычагов механизма управления дизелем (рис. 74).

Рычаг 2 этого механизма в верхней части заканчивается рукояткой, внутри которой размещены пружина и кнопка

1. К кнопке приварена тяга 3, а к тяге — фиксатор 4.

Если нажать на кнопку 1, то зубья фиксатора 4 выйдут из зацепления с сектором 7, и рычаг 2 можно перевести в другое положение.

Перемещая рычаг 2 вниз (в положение £) по зубчатому сектору, задают максимальный скоростной режим. При перемещении рычага 2 вверх по сектору уменьшают подачу топлива в цилиндры дизеля, и он работает на промежуточном скоростном режиме.

Устанавливая рычаг 2 в верхнее положение А, полностью прекращают подачу топлива.

 

 

 

Рис. 74. Механизм управления дизелем;
1 — кнопка; 2 — рычаг управления; 3 — тяга фиксатора; 4 — фиксатор; 5 — нижний рычаг управления; б —кронштейн: 7 — зубчатый сектор; 8 и 20 — вилки; 9 — контргайка; 10—тяга; 11 — кронштейн; 12 и 14 — рычажки; 13—палец;
15 — валик; 16 — трубка: 17 — угольник пола кабины; 18 — ось; 19 — рычаг регулятора; 21 — тяга.

 

 

 

 

 

§ 41.

Уход за регулятором числа оборотов и механизмом управления работой дизеля Д-54А

При проведении ежесменного технического ухода проверяют уровень масла в корпусе регулятора по контрольному отверстию. При необходимости масло доливают при помощи маслонагнетателя.

Иногда повышается уровень масла в корпусе регулятора. Это бывает в результате разжижения масла топливом в корпусе топливного насоса. Излишки масла нужно слить, так как они уменьшают чувствительность регулятора и могут вызвать разнос дизеля.

Необходимо периодически проверять, правильно ли действует механизм управления работой дизеля, и

 

при необходимости регулировать его. Для этого отводят рычаг 2 (рис. 74) управления подачей топлива в положение Б, не доводя его до края сектора 7 на 2—3 зуба. Отсоединяют тягу 21 от рычага 19 регулятора. Устанавливают рычаг 19 в крайнее заднее положение до упора и, навертывая или свертывая по резьбе вилку 20, регулируют длину тяги 21 так, чтобы отверстия на вилке и рычаге регулятора совпали. Устанавливают палец в эти отверстия и шплинтуют его. Затем пускают дизель. Переводят рычаг 2 вперед в положение А так, чтобы он не дошел до своего крайнего положения на 2—3 зуба; дизель при этом должен остановиться.

 

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какое назначение имеет регулятор числа оборотов?

2. В чем состоит преимущество всережимного регулятора?

3. Объясните по схеме действие всережимного регулятора.

4. Объясните, для чего служит корректирующее устройство и как оно работает.

5. Объясните устройство и действие обогатителя подачи топлива.

6. В каких случаях нужно пользоваться обогатителем?

7. Как смазываются трущиеся поверхности деталей регулятора?

8. В чем заключается технический уход за регулятором числа оборотов?

9. Как регулируют механизм управления работой дизеля?

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..