ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ И УХОД ЗА НЕЙ

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

ГЛАВА 7

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ И УХОД ЗА НЕЙ

 


§ 32. Уход за топливной аппаратурой трактора Д-54А

При проведении ежесменного технического ухода необходимо убедиться в том, что нет подтекания топлива в топливоподающей системе. Обнаружить это легко по влажным следам на пыльных поверхностях деталей. После проверки нужно очистить от пыли и грязи все наружные поверхности деталей и отверстие 1 (рис. 53) для прохода воздуха в крышке бака.

Подтекание топлива в местах соединения топливопроводов низкого давления устраняют подтяжкой полых болтов и заменой уплотняющих прокладок.

Подтекание топлива через соединения топливопроводов высокого давления устраняют подтяжкой накидных гаек. Если подтяжкой не удается устранить течь топлива, следует заменить топливопровод высокого давления.

При ежесменном техническом уходе нужно проверить уровень масла в корпусе топливного насоса и при необходимости долить свежее масло до уровня наружной кромки горловины.

Во время работы возможны случаи разжижения дизельного масла в корпусе насоса дизельным топливом, которое может поступать через зазоры в изношенных плунжерных парах. При этом уровень масла в корпусе повышается, а вязкость уменьшается. Излишки масла необходимо сливать через пробку 68 (рис. 61, б).

При значительном разжижении масла его следует заменить свежим, так как работа с разжиженным маслом приводит к повышенному износу деталей топливного насоса.

В процессе работы не следует расходовать все топливо из бака. Бак нужно заполнять, если в нем остается 30—35 л топлива.

Во избежание попадания пыли и воды в бак нельзя оставлять открытой горловину.

Периодически надо сливать отстой из бака и фильтров грубой и тонкой очистки в чистую
посуду. Отстой из топливного бака (примерно 8—10 л) сливают через сливной кран 23 (рис. 49).

Для слива отстоя из фильтра грубой очистки закрывают крап 22 в баке, вывинчивают пробку 7 (рис. 55) и отвертывают на 3—4 оборота болт 8. После слива отстоя открывают кран на полминуты и прополаскивают корпус. Затем ввертывают пробку 7, заполняют фильтр топливом, удаляют из него воздух и затягивают болт 8.

Из фильтра тонкой очистки отстой сливают, вывернув пробку 16 (рис. 57) и открыв продувочный вентиль 5.

Слитое из топливного бака и фильтров топливо отстаивают в течение 2—3 суток и после фильтрации вновь используют для работы дизеля.

При проведении периодического технического ухода нужно дополнительно промыть сетчатый фильтр горловины бака, набивку ее крышки, фильтр грубой очистки и корпус фильтра тонкой очистки и слить топливо из бачка-компенсатора.

Для промывки фильтра грубой очистки следует перекрыть кран в баке, отвернуть болт 3 (рис. 55), вывернуть пробку 7 и слить отстой. Вывернуть пробку 4, вынуть пружину 6 и фильтрующий элемент 1 и тщательно промыть все детали в дизельном топливе. Затем собрать фильтр, заполнить его топливом, удалить из него воздух и затянуть болт 3.

Пропускная способность элементов фильтра тонкой очистки топлива уменьшается по мере их засорения, что вызывает уменьшение подачи топлива в дизель и падение его мощности.

Если заметно постепенное уменьшение мощности дизеля и давление по топливному манометру снизится до 0,2—0,4 кГ/см2, нужно заменить фильтрующие элементы. Для этого, сняв крышку 6 (рис. 57), вынимают плиту 4 и устанавливают ее на плоскую поверхность фильтрующими элементами 12 вниз, сжимают

 

пружины 8, вынимают штифты 7 и снимают фильтрующие элементы. Все детали фильтра тщательно промывают дизельным топливом, устанавливают на стержни новые фильтрующие элементы и собирают фильтр.

При сборке фильтра следят за тем, чтобы фильтрующие элементы были параллельны между собой и чтобы крышка 6 и элементы 12 плотно прилегали к плите 4. Для этого крышку перед окончательной установкой на место ставят на плиту, предварительно сняв с плиты прокладку. Крышка должна на плите лежать плотно, без зазора. На крышку при этом нельзя нажимать.

Иногда в крышке корпуса фильтра тонкой очистки обнаруживаются частицы грязи вследствие того, что топливо попадает в крышку, минуя фильтрующие элементы. Подобный недостаток в работе фильтра должен быть немедленно устранен. Он возникает в случае перекоса фильтрующих элементов при установке, при упоре стержней 9 в крышку или при недостаточной упругости пружин 8.

Нельзя допускать просачивания или прорыва газов из-под форсунки, так как это приводит к перегреву ее и выходу из строя распылителя, Поэтому периодически нужно проверять затяжку гаек, крепящих форсунку к головке цилиндров. Во избежание перекоса форсунки гайки крепления нужно затягивать равномерно, поворачивая их за один прием не более чем на одну грань.

После 960 часов работы нужно: промыть бак дизельным топливом; проверить давление впрыска и качество распыла топлива форсунками; в мастерской на специальном стенде проверить топливный насос в комплекте с форсунками. Затем на дизеле проверить угол опережения впрыска топлива.

 

 

 

§ 33. Общие правила проверки и регулировки топливной аппаратуры трактора Д-54А

Нормальное действие правильно отрегулированной системы питания является одним из главных условий бесперебойной работы дизеля на полной мощности и при наименьшем расходе топлива.

Падение мощности дизеля при нормальной компрессии, дымный выпуск отработавших газов (коричневый или черный дым), пропуск вспышек (работа с перебоями), трудный запуск дизеля — все эти признаки указывают на необходимость проверки приборов системы питания.

Коричневый или черный дым при выпуске отработавших газов появляется при слишком большой подаче, неправильной установке мо-
мента начала подачи и плохом распыле топлива форсунками.

При падении мощности, сопровождающемся неравномерной (с перебоями) работой, дымным выпуском, следует прежде всего определить цилиндр, из-за ненормальной работы которого возникли эти неисправности. Для этого поочередно отключают подачу топлива в цилиндры. При работе с перебоями отключение любого цилиндра, кроме неисправного, изменяет работу дизеля. При дымном выхлопе отключение цилиндра, во время работы которого эта неисправность возникает, устраняет дымление.

Для отключения цилиндра отвертывают на

1.5—2 оборота накидную гайку топливопровода высокого давления со штуцера насоса. Поочередное выключение подачи топлива в цилиндры помогает найти неисправность только в том случае, если она связана с работой одного какого-либо цилиндра.

Наиболее вероятной причиной падения мощности дизеля при отсутствии дымного выпуска отработавших газов является засорение топливных фильтров, через которые не успевает проходить необходимое количество топлива. В этом случае следует проверить состояние топливных фильтров, промыть фильтр грубой очистки и заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки.

Пропуск вспышек в отдельных цилиндрах дизеля и трудный запуск его наблюдаются при попадании воздуха в фильтры, топливопроводы и топливный насос.

Воздух из фильтров, топливопроводов и топливного насоса удаляют следующим образом. Проверяют, открыт ли топливный кран бака и герметичность всех соединений. Подтекание топлива устраняют. Отвертывают на

1.5—2 оборота верхний полый болт фильтра грубой очистки. Когда из-под болта начнет вытекать чистое топливо, без пузырьков воздуха, болт затягивают. Затем, отвернув вентиль 5 (рис. 57), прокачивают топливо ручным насосом до тех пор, пока оно не пойдет из сливной трубки без пузырьков воздуха. После этого завертывают рукоятку 21 (рис. 56, б) насоса ручной подкачки топлива до упора поршня 17 в днище цилиндра 18, а затем завертывают вентиль 5 (рис. 57).

При работающем дизеле для удаления воздуха обычно достаточно открыть продувочный вентиль на крышке фильтра тонкой очистки топлива.

Разборка топливного насоса и форсунок в полевых условиях запрещается, так как эта операция требует чистоты, специального инструмента и особой точности.

 

 

 

 

§ 34.

Проверка работы форсунки дизеля Д-54А и регулировка ее на нормальное давление впрыска топлива



Форсунка должна иметь давление впрыска 125±5 кГ/см2 и обеспечивать хороший распыл топлива. Ось конуса струи должна совпадать с осью форсунки.

Хороший распыл топлива характеризуется следующими признаками: туманообразным состоянием топлива в струе; отсутствием различимых глазом отдельных вылетающих капель, сплошных струек и местных сгущений; четким резким звуком (отсечкой) при впрыске; отсутствием подтекания топлива при выходе струи из отверстия распылителя.

На дизеле разрешается устанавливать форсунки с давлением 110 кГ/см2, если топ-ливиый иасос длительное время находился в эксплуатации и его плунжеры и гильзы несколько изношены.

Неисправную форсунку можно обнаружить на работающем дизеле, установив рычаг управления подачей топлива в положение, при котором ненормальности в работе дизеля наиболее отчетливо заметны по цвету отработавших газов и по звуку выпуска. Затем поочередно выключают подачу топлива в каждый цилиндр, отвертывая на 1,5—2 оборота накидные гайки топливопроводов высокого давления со штуцеров. Если при выключении подачи топлива в какой-либо цилиндр дымный выпуск отработавших газов заметно уменьшится, а звук при выпуске не изменится, то проверяют работу форсунки этого цилиндра. Для этого останавливают дизель и от форсунки, подлежащей проверке, отъединяют топливопровод высокого давления и сливную трубку. В отверстие накидной гайки топливопровода высокого давления ввертывают пробку. Затем отвертывают гайки крепления форсунки и осторожно вынимают ее из гнезда. Отверстие (гнездо) в головке цилиндров закрывают деревянной пробкой.

Предварительное заключение о работе форсунки можно сделать, осмотрев торец ее распылителя. Если торец распылителя форсунки сухой и покрыт черным налетом сажи, то проверка может показать хорошее качество распыла и давление впрыска будет в пределах допустимого. Если торец распылителя влажный, с большим количеством смолистых отложений, то имеют место плохой распыл и подтекание топлива. Иногда на торце распылителя обнаруживаются следы ржавчины, что указывает на наличие воды в цилиндре дизеля.

Для проверки форсунки к ней присоединяют топливопровод высокого давления. У дизеля выключают компрессию и, установив рычаг управления подачей топлива на полную подачу топлива, отключают форсунки, не подлежащие проверке. Пусковым двигателем прокручивают коленчатый вал дизеля на второй передаче редуктора, следят за распылом струи топлива, выходящей из сопла распылителя форсунки. Если качество распыла не соответствует техническим условиям, проверяют форсунку на давление впрыска.

В полевых условиях проверяют форсунку на давление впрыска топлива специальным прибором — максиметром или при помощи контрольной форсунки, точно отрегулированной на нормальное давление впрыска и качество распыла топлива.

Для проверки давления впрыска макси-метр 4 (рис. 67, а) соединяют гайкой 5 со штуцером 6 секции топливного насоса. С противоположной стороны к штуцеру 3 максиметра прикрепляют топливопровод высокого давления 2 вместе с форсункой 1. Выключают компрессию во всех цилиндрах, а рычаг управления подачей топлива устанавливают на полную подачу. Отключают подачу топлива к форсункам, не подлежащим проверке, отвернув на 1,5—2 оборота накидные гайки, присоединяющие топливопроводы к штуцерам топливного насоса. Прокручивают пусковым двигателем дизель на второй передаче редуктора на малых оборотах. Отвертывают регулировочный колпак максиметра, освобождая тарированную пружину до тех пор, пока не начнется впрыск топлива только через максиметр. Затем пружину максиметра постепенно затягивают, медленно поворачивая регулировочный колпак до начала одновременного впрыска топлива через проверяемую форсунку и мак-диметр. Показываемое максиметром давление по шкалам на корпусе и регулировочном колпаке соответствует давлению впрыска проверяемой форсунки.

Если давление впрыска форсунки не будет соответствовать техническим условиям, определяемым состоянием пары плунжер—гильза топливного насоса, то давление регулируют. Для этого устанавливают максиметр на необходимое давление впрыска. Отвертывают колпак форсунки и, удерживая регулировочный винт отверткой, вставленной в прорезь его, отпускают контргайку. Ввертывая или вывертывая регулировочный винт, увеличивают или уменьшают давление впрыска. Полуоборот регулировочного винта изменяет давление впрыска примерно на 30—35 кГ/см2. Винтом регулируют давление впрыска до тех пор, пока впрыск не будет одновременным из распылителей максиметра и форсунки. Затем заверты-вают контргайку, удерживая регулировочный винт отверткой от проворачивания, и ставят на место колпак форсунки.

При проверке и регулировке давления впрыска по контрольной форсунке к штуцеру 6 (рис. 67, б) секции топливного насоса привертывают специально изготовленный тройник 8. К свободным концам тройника присоединяют проверяемую 1 и контрольную 7 форсунки и прокачивают топливо таким же способом, как при проверке форсунки максиметром.

Если у проверяемой форсунки впрыск топлива начнется раньше (позже), чем у контрольной, то, отпустив контргайку 10 регулировочного винта проверяемой форсунки, постепенно ввертывают (вывертывают) винт 9 до тех пор, пока впрыск топлива у обеих форсунок не будет одновременным.

Правильная установка и затяжка гаек крепления форсунки имеет большое значение. В большинстве случаев заедание иглы в распылителе форсунки, перегрев форсунки и об-горание уплотняющих прокладок являются результатом прорыва газов из-под прокладки форсунки из-за перекоса форсунки.

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..