СИСТЕМА СМАЗКИ ДИЗЕЛЯ Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

ГЛАВА 9

СИСТЕМА СМАЗКИ ДИЗЕЛЯ Д-54А


§ 42. Основные сведения о трении, износе и масле для смазки


При передвижении одного тела по поверхности другого происходит трение, т. е. возникает сила, препятствующая этому движению. Она направлена в сторону, противоположную направлению движения. На преодоление трения в разных механизмах трактора (шатуннокривошипном, газораспределения, коробке передач и др.) приходится затрачивать часть мощности дизеля.

Трение возникает главным образом потому, что на трущихся поверхностях имеются выступы и впадины.

При перемещении одной детали по другой выступы цепляются друг за друга, оказывая сопротивление движению (рис. 75, а).

На преодоление трения между движущимися деталями затрачивается энергия, поэтому оно является вредным. Еще больший вред механизмам приносит вызываемый трением износ деталей.

Твердые частицы (песок, частицы металла), попавшие между трущимися поверхностями деталей, также вызывают износ, обдирая эти поверхности, как бы шлифуя и стачивая их.

При износе появляются риски, задиры, изменяются размеры и формы деталей. В результате этого зазор между сопряженными деталями увеличивается, а это служит причиной возникновения стуков при работе дизеля.

Механическая энергия, затрачиваемая на преодоление трения при перемещении деталей, превращается в тепло, поэтому детали нагреваются. Чем сильнее прижаты детали и чем выше скорость их перемещения относительно друг друга, тем больше они нагреваются.

Для уменьшения трения необходимо тщательно обрабатывать поверхности трущихся деталей и смазывать их.

Масло образует между трущимися поверхностями тонкий слой (рис. 75, б), поэтому тре-
ние между деталями заменяется трением между частицами масла (жидкостным трением), величина которого значительно меньше. При этом уменьшаются потери мощности на трение, износ и нагрев деталей, а соединения с трущимися деталями могут выдерживать более тяжелые нагрузки.

Масло, непрерывно проходящее между трущимися поверхностями, охлаждает их и уносит частицы металла, появившиеся в результате износа деталей.

Основными показателями качества масла являются:

1) вязкость — сопротивление частиц масла взаимному перемещению;

2) маслянистость — способность масла образовывать на поверхности детали плотно пристающую к ней непрерывную и неразрывную, даже при значительном давлении, пленку.

Для создания жидкостного трения необходимо применять масло определенной вязкости. Если масло будет недостаточно вязкое, оно легко вытечет из зазора между трущимися поверхностями, если оно будет излишне вязкое, то работа сил трения возрастет. Вязкость зависит от температуры: чем ниже температура масла, тем больше его вязкость.

Для смазки дизеля следует применять масло, обладающее высокой маслянистостью и необходимой вязкостью. Оно не должно содержать кислот и щелочей, разъедающих поверхности деталей, воды и механических примесей, могущих повредить поверхности деталей.

Для смазки дизеля Д-54А применяют дизельные масла с присадкой комплексного действия ГОСТ 5304—54; зимой Дп-8 и летом Дп-11; или ГОСТ 8581—63; зимой ДС-8 (М8Б) и летом ДС-11 (М10Б).

Эти масла представляют собой продукты перегонки нефти. Присадка предохраняет вкладыши подшипников от ржавления, уменьшает количество отложений на деталях в результате окисления масла и неполного сгорания топ-лива, а также понижает температуру застывания масла.

Для надежной и длительной работы трущихся деталей дизеля нужно непрерывно очищать и охлаждать масло.

 


 

 

Рис. 75. Трение между двумя поверхностями: а— без смазки; б — со смазкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..