Привод топливного насоса дизеля Д-54А

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-54А 3-е издание (Гуревич А.М., Горожанкин В.И.) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

§ 30.

Привод топливного насоса дизеля Д-54А


Для нормальной работы дизеля насос должен подавать топливо в топливопровод высокого давления в момент, когда кривошип коленчатого вала в такте сжатия не дойдет до верхней мертвой точки на угол 15—19°. Этот угол называется углом опережения подачи топлива насосом. Так как при нагнетании топливо несколько сжимается, а топливопроводы расширяются, форсунка впрыскивает топливо в вихревую камеру позже за 5—9° до прихода кривошипа коленчатого вала в в. м. т. Этот угол называется углом

 

опережения впрыска топлива форсункой. Топливный насос плитой 19 (рис. 64) крепится к площадке задней стенки картера 1 шестерен двумя длинными 6 и двумя короткими 20 болтами.

При установке насоса на дизель буртик ступенчатого установочного фланца 2 входит в точно обработанное отверстие картера шестерен.

На переднем конце фланца свободно вращается шестерня 7 привода топливного насоса, в ступицу которой запрессована бронзовая втулка 15 с буртиком. Осевое усилие, воспринимаемое шестерней 7 при ее вращении, постоянно прижимает буртик втулки 15 к торцу фланца 2.

На передний конический конец кулачкового валика 21 насоса на шпонке насажена стальная втулка 12 со шлицами, закрепляемая глухой гайкой 13. Гайка застопорена замковой шайбой 14.

К наружному торцу шестерни 7 привода топливного насоса двумя болтами 10 прикреплен шлицевой фланец 9. Болты застопорены замковой шайбой 11. Втулка 12 вала насоса соединена с шлицевым фланцем 9, и поэтому шестерня 7 приводит в движение вал насоса.

Соединение втулки 12 с шлицевым фланцем 9 возможно только в одном определенном положении, так как ширина одного из выступов фланца вдвое больше ширины остальных. Поэтому он может войти только в одну впадину втулки. Это дает возможность снимать и устанавливать насос без нарушения момента подачи топлива.

На переднем торце ступицы шестерни имеются два диаметрально противоположных ряда отверстий с резьбой (рис. 65, б). Каждый ряд состоит из семи отверстий, равномерно расположенных под углом 22°30. На шлицевом фланце таким же образом расположены сквозные отверстия с резьбой под углом 21° (рис. 65, а). Против четвертого отверстия в одном из рядов на цилиндрической поверхности шлицевого фланца имеется треугольная вы-емка 1, которую при установке нового насоса совмещают с меткой 2 на торце шестерни.

 

 

 

 

Рис. 64. Привод топливного насоса:

 

 

 

 

 

Рис. 65. Детали привода топливного насоса:

а — шлицевой фланец; б — шестерня привода; 1 и 2 - метки.

 

 

 

 

При установке на торец шестерни шлицевого фланца вследствие различного размещения отверстий на них одновременно могут совпасть только два диаметрально противоположных отверстия, в которые ввертывают болты 10 (рис. 64) крепления фланца 9 к шестерне 7. Каждая следующая пара отверстий совпадает при повороте шлицевого фланца 9 и вместе с ним валика топливного насоса на 1°30', что соответствует изменению момента подачи топлива в топливопровод на 3° по углу поворота коленчатого вала.

Такое крепление шлицевого фланца и шестерни привода насоса дает возможность с необходимой точностью регулировать угол опережения подачи топлива насосом. Насос регулируют через отверстие в крышке 5 картера шестерен, закрываемое крышкой 17.

К крышке картера шестерен болтами прикреплено чугунное гнездо 16, в отверстие которого входит обработанный поясок на ступице шестерни. Это гнездо позволяет оставлять шестерню 7 и шлицевой фланец 9 при снятии насоса на месте.

 

 

§ 31. Схема работы и устройство форсунки.Топливопроводы дизеля Д-54А


Форсунка служит для впрыска топлива, подаваемого к ней насосом, в вихревую камеру дизеля в распыленном состоянии.

Распылитель 10 (рис. 66, а и б) и нглу 8 изготовляют из высококачественной легированной стали. Эти детали проходят доводку и подбираются в пары. Раскомплектовывать их в процессе эксплуатации не разрешается.

Распылитель представляет собой цилиндр, по продольной оси которого имеется отверстие, переходящее в нижней части распылителя в полость 9. Тремя наклонными каналами 11 полость 9 соединена с кольцевой канавкой 18 на верхнем торце буртика распылителя.

В центральное отверстие распылителя 10 с очень малым зазором (0,002—0,003 мм) входит игла 8. Благодаря высокой точности обработки игла легко движется в распылителе, обеспечивая в то же время необходимую плотность соединения. На конце иглы имеется запорный конус 20. Этим конусом игла под действием пружины 8 плотно садится на коническую поверхность — седло распылителя.

 

Из отверстия в торце распылителя выступает нижний конец иглы — штифт, имеющий конус 21. Топливо из насоса поступает через топливопровод 13 высокого давления, пересекающиеся каналы 12 в корпусе, кольцевую канавку 18 и наклонные каналы 11 в полость 9 распылителя.

Так как отверстие в распылителе закрыто иглой, прижатой к седлу пружиной 3, то давление в полости 9 будет возрастать и передаваться на конусную поверхность утолщенной части иглы 8.

Когда давление топлива на иглу превысит усилие пружины, игла начнет перемещаться вверх (рис. 66, в) и откроет отверстие в распылителе для прохода топлива в вихревую камеру. Топливо, проходя через узкую кольцевую щель между нижним выходным отверстием распылителя и штифтом иглы под большим давлением, приобретает большую скорость и при выходе распыливается на мелкие частицы. Благодаря обратному конусу 21 на штифте иглы струя распыленного топлива приобретает форму конуса, что обеспечивает хорошее перемешивание топлива с воздухом в вихревой камере.


Как только насос прекратит подачу топлива в форсунку, давление в полости 9 упадет, игла 8 под действием пружины 3 прижмется к седлу и закроет выходное отверстие распылителя. Прекращение (отсечка) подачи топлива, а следовательно, падение давления в форсунке должны быть резкими. В противном случае в конце впрыска топливо перестает распиливаться. Получению резкой отсечки подачи топлива способствует цилиндрический поясок на нагнетательном клапане.

Таким образом действует форсунка закрытого типа. Такое название форсунка получила потому, что на время между впрысками топлива в вихревую камеру игла закрывает выходное отверстие распылителя и этим разобщает внутреннюю полость форсунки, заполненную топливом, и вихревую камеру.

На дизеле устанавливают форсунки закрытого типа ФШ-1,5x25° (форсунка штифтовая, диаметр выходного отверстия 1,5 мм, угол обратного конуса 25°).

Все детали форсунки закреплены в стальном корпусе 4 (рис. 66, а). На его нижний конец навернута гайка 6, в которую вставлен распылитель 10 с иглой 8. Гайка плотно прижимает верхний торец распылителя к нижнему торцу корпуса 4. Верхний конец иглы 8 входит в гнездо штанги 5. Пружина 3 упирается нижним торцом в тарелку штанги 5, а верхним — в тарелку регулировочного винта 2, ввернутого в гайку 14. Регулировочный винт стопорится контргайкой 16. Гайка 14 ввернута в корпус 4.

Затяжку пружины (регулировку форсунки) изменяют винтом 2 так, чтобы давление начала подачи топлива (в момент отрыва иглы от седла) равнялось 125 ±5 кГ/см2. Подъем иглы равен 0,35—0,40 мм и ограничивается упором торца ее утолщенной части в торец корпуса 4 форсунки.

Сверху регулировочный винт закрыт колпаком 1, навернутым на гайку 14.

Вследствие большого давления в полости под иглой незначительное количество топлива попадает в зазор между распылителем и иглой. Для слива просочившегося топлива в гай-ке 14 просверлено отверстие 15, а в колпак 1 ввернут полый болт, под головкой которого установлен наконечник сливной трубки, идущий к фильтру тонкой очистки топлива.

Форсунку крепят к головке цилиндров двумя шпильками. Для создания необходимого уплотнения под гайку распылителя устанавливают медную прокладку 7. Гайки крепления форсунки нужно затягивать равномерно.

При отъединении топливопровода высокого давления иа резьбу форсунки навертывают гайку-колпачок, а при отъединении сливной трубки в колпак 1 ввертывают пробку, чтобы в форсунку не попали грязь и пыль. Для предохранения штифта иглы от повреждения на конец гайки распылителя снятой форсунки надевают картонный защитный колпачок.

Топливопроводы различают высокого и низкого давления.

К топливопроводам высокого давления относятся четыре трубки, соединяющие штуцеры головки топливного насоса с форсунками.

Для того чтобы топливопроводы высокого давления были прочными и объем их внутренней полости не изменялся при давлениях более 125 кГ/см2, их изготовляют из стальной цельнотянутой трубки.

Для плотного присоединения к форсункам и штуцерам топливного насоса концам трубок придают форму конуса. Концы трубок прижимают к конусным выемкам на штуцерах и форсунках накидными гайками.

 

 

 

 

 

Рис. 66. Форсунка:

а — форсунка (разрез); б — положение иглы в распылителе перед впрыском топлива; е — положение иглы в распылителе при впрыске топлива: 1 — колпак; 2 — регулировочный винт; 3— пружина; 4—корпус; 5 — штанга; 6 — гайка распылителя; 7 — прокладка; игла распылителя; 9 — полость в распылителе; 10 — распылитель; 11 — канал в распылителе; 12 — канал в корпусе; 13 — топливопровод высокого давления: 14— гайка; 15 — отверстие для прохода топлива; 16 — контргайка; 17 — полый болт; 18—кольцевая канавка; 19 — конусная поверхность утолщенной части иглы; 20 — запорный конус; 21 — обратный конус на штифте иглы.

 

 

 

Перед установкой топливопроводы высоко-го давления необходимо тщательно промыть дизельным топливом. При отъединении топливопроводов для предохранения их от загрязнения в накидные гайки ввертывают пробки.

Все остальные трубки, соединяющие между собой приборы системы питания, а также трубка для слива топлива из форсунок представляют собой топливопроводы низкого давления. Эти трубки присоединяют к отдельным приборам накидными гайками или при помощи наконечников, припаянных к трубкам, и полых болтов.

 


Контрольные вопросы и задания
 

1. Для какой цели необходимы аппараты и приборы, образующие систему питания дизеля?

2. Какими качествами должно обладать дизельное топливо для нормальной и экономичной работы дизеля?

3. Какие сорта топлива необходимо применять при работе дизеля в летнее и зимнее время?

4. Покажите по схеме (рис. 48) путь топлива и воздуха, поступающих в цилиндр дизеля.

5. Как устроен воздухоочиститель и как происходит в нем очистка воздуха?

6. Для чего необходимы впускной и выпускной трубопроводы и как они устроены?

7. Объясните устройство и действие фильтра грубой очистки топлива.

8. Пользуясь схемой, объясните работу подкачивающей помпы и ручного насоса.

9. Объясните устройство и действие фильтра тонкой очистки топлива.

10. Объясните действие секции топливного насоса.

11. Объясните устройство топливного насоса.

12. Как устроен привод топливного насоса?

13. Объясните устройство форсунки и ее работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..