УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ПУСКА ТРАКТОРА ДТ-20 - ЧАСТЬ 3

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79 

 

УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ПУСКА ТРАКТОРА ДТ-20 - ЧАСТЬ 3

 



Уход за рулевым управлением заключается в систематическом наблюдении за работой всего механизма, в контроле смазки и в правильной и своевременной регулировке конических подшипников и червячной пары рулевого управления.

Рулевое колесо напрессовано на шлицы переходного конуса. Поэтому при расшатывании этого сопряжения необходимо снять- рулевое колесо с переходником с хвостовика шестерни верхней головки и напрессовать его на переходник. Переходник на хвостовике шестерни головки рулевого управления должен быть надежно затянут стяжным болтом. Отвертывание болта может привести к выпадению кольцевой шпонки и потере управляемости трактором.

Труба рулевой головки должна быть надежно затянута в колонке рулевого управления. Недостаточная затяжка стяжного болта вызовет проворачивание всей верхней головки при повороте рулевого колеса, что нарушит работу рулевого управления. Подшипники рулевого управления червячной пары и втулки вала сошки смазывают маслом, заливаемым в картер рулевого управления.

Правильное управление трактором и безопасное его движение зависят от величины свободного хода рулевого колеса. Большой свободный ход рулевого колеса зависит также от состояния переднего моста. При нормально отрегулированном переднем мосте свободный холостой ход рулевого колеса до начала вращения вала рулевой сошки должен находиться в пределах от 15 до 25°. Повышенный холостой ход рулевого колеса может привести к потере управляемости трактором. Увеличение свободного хода рулевого колеса происходит из-за износа шестерен рулевой головки, втулок и червячной пары, а также вследствие увеличения зазора в конических подшипниках. Если свободный ход рулевого колеса превысит 45°, нужно отрегулировать червячную пару, то есть уменьшить боковой зазор в зацеплении двойного ролика с червяком.

Червячную пару регулируют при положении двойного ролика в средней части червяка. Чтобы правильно установить ролик вала сошки в. средней части червяка, необходимо проделать следующее.

 

 

1. Отъединить продольную рулевую тягу от рычага сошки, для чего отвернуть корончатую гайку и выпрессовать шаровой палец из конического отверстия рычага сошки.

2. Вращать рулевое колесо в одну сторону до упора и затем, вращая его в обратную сторону, также до упора, сосчитать, сколько оборотов при этом оно сделает.

3. Вращать колесо в обратном направлении на половину количества оборотов, которое было сделано раньше при вращении рулевого колеса от одного до второго крайнего положения. В этом случае ролик сошки установится в средней части червяка, что обеспечит наилучшие условия работы червячной пары.

Для проведения правильной регулировки зацепления червяка с роликом вала сошки нужно выполнить следующее.

1. Установить ролик сошки в средней части червяка и отвернуть глухую гайку регулировочного винта с правой стороны картера рулевого управления и снять замковую шайбу.

2. Ввертывать регулировочный винт (рис. 165) до тех пор, пока свободный ход рулевого колеса до начала вращения вала сошки не уменьшится до 15—25°. Червяк должен вращаться легко, без заеданий, заклиниваний и торможений.

3. Зафиксировать положение регулировочного винта замковой шайбой и завернуть на винт глухую гайку до плотного упора в боковую крышку.

4. Убедившись, что ролик вала сошки установлен в средней части червяка, выставить передние колеса вдоль трактора параллельно его продольной оси. Снять рычаг сошки со шлиц вала сошки, для чего вывернуть стяжной болт. Присоединить продольную тягу к рычагу сошки, а затем надеть рычаг сошки на шлицы вала сошки и затянуть все болты и гайки.

Повышенный свободный ход рулевого колеса может появиться вследствие увеличения осевого зазора в роликовых конических подшипниках вала червяка рулевого управления.

Осевой зазор в подшипниках проверяют и регулируют перед каждой регулировкой зазора в зацеплении двойного ролика с червяком.

 

Чтобы проверить и отрегулировать осевой зазор в конических подшипниках рулевого управления, необходимо выполнить следующее.

1. Отвернуть стяжной болт рулевого управления и вынуть головку рулевого управления вместе с трубой.

2. Несколько раз потянуть вал червяка за шлицованную втулку вверх и нажать вниз на шлицованную втулку до упора в крайних положениях. Если вал червяка будет перемещаться больше 0,4—0,5 мм, уменьшить осевой зазор в подшипниках.

3. Отогнуть замковые шайбы болтов в крепления рулевой колонки к картеру рулевого управления и вывернуть четыре болта.

4. Снять рулевую колонку и уменьшить (рис. 166) число регулировочных прокладок под ее фланцем так, чтобы после установки колонки и затяжки болтов осевой зазор в конических подшипниках был в пределах

0,1—0,3 мм, а червяк при отъединенной продольной тяге вращался от руки в подшипниках плавно, без заеданий, заклиниваний и чрезмерного торможения.

5. Установить рулевую колонку, верхнюю головку рулевого управления в колонке и затянуть стяжной болт. Головку устанавливать так, чтобы валик с дополнительной шестерней и рулевое колесо на прямом ходе располагались впереди колонки. Если увеличенный свободный ход рулевого колеса вызван значительным износом зубьев шестерен верхней головки рулевого управления и втулок шестерен, изношенные детали следует заменить.

Иногда ввинчивание регулировочного винта не уменьшает, а увеличивает зазор. Это означает, что детали червячной пары имеют большой износ и должны быть заменены. Значительный износ втулок вала сошки и самого вала в месте установки во втулках даже при небольшом износе червячной пары приводит к увеличению бокового зазора в зацеплении ролика с червяком и невозможности уменьшить этот зазор ввинчиванием регулировочного винта. В этом случае все изношенные детали следует заменить.

Регулировки рулевого управления, особенно свободного хода рулевого колеса, должны сопровождаться проверкой состояния переднего моста.

В зимнее время передние колеса трактора во время длительной стоянки могут примерзнуть к почве. Нельзя поворачивать при помощи рулевого управления передние колеса трактора, не освободив предварительно примерзшие колеса.

Во время работы трактора нельзя делать резкие повороты, особенно при движении передних колес по глубокой колее.

 

 

 

Уход за электрооборудованием. Аккумуляторная батарея.

При ежедневном техническом уходе необходимо выполнить следующее.

1. Проверять надежность крепления аккумуляторной батареи на кронштейне, плотность крепления наконечников проводов к клеммам аккумуляторной батареи, смазывать клеммы техническим вазелином или жировым солидолом.

2. Проверять и прочищать вентиляционные отверстия в пробках.

3. Протирать чистой тряпкой, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды (10%-ный раствор), аккумуляторную батарею для удаления случайно пролитого электролита, грязи и пыли. Периодически проверять целость бака, отсутствие трещин и просачивание электролита. Трещины в мастике на поверхности батареи ликвидируют оплавлением мастики слабым пламенем.

4. Через каждые 50—60 ч работы трактора, но не реже одного раза в 10—15 дней проверить степень заряженности аккумуляторной батареи и уровень электролита в каждом элементе. Батарею, разряженную более 25% зимой и более 50% летом, снять с трактора и поставить на зарядку. Степень заряженности аккумуляторной батареи определяют плотностью электролита, а также напряжением элемента аккумуляторной батареи,, замеряемого нагрузочной вилкой. Поэтому, не имея нагрузочной вилки, но зная плотность электролита в аккумуляторе, можно определить, насколько батарея разрядилась. Величины, характеризующие состояние батареи в зависимости от плотности электролита, показаны в таблице 10.

ТАБЛИЦА 10
Состояние аккумуляторной батареи в зависимости от плотности электролита

Плотность электролита, приведенная к 15°. г/смл

Полностью заряженная

Батарея разряжена

батарея

на 25 %

на 50 %

1,31

1,27

1,23

1,29

1,25

1,21

1,27

1,23

1,19

1,25

1,21

1,17

 

 

 

Плотность электролита замеряют кислотомером (рис. 167), состоящим из ареометра, помещенного в стеклянную трубку с резиновой грушей и заборной трубкой.

В зависимости от климатического района, в котором работает аккумуляторная батарея, плотность электролита в конце заряда должна соответствовать величине, указанной в таблице 11.

 

 

 

ТАБЛИЦА II

Климатические районы использования аккумуляторных батарей

Климатические районы

Время года

Плотность электролита, приведенная к 15°, кг/см3

Районы с резко континентальным климатом,

Зима

1.31

с температурой зимой ниже —40°

Лето

1,27

Северные районы с температурой до —40°

Круглый год

1,29

Центральные районы с температурой до —30°

То же

1,27

Южные районы

» »

1,25

Если температура замеряемого электролита отличается от +15°, то в показания ареометра вносят поправку (табл. 12).

ТАБЛ ИЦА 12

Температурные поправки к показаниям ареометра

Температура электролита, град.

+45

+30

+15

0

—15

Поправка к показаниям ареометра

+0,02

+0,01

0,00

—0,01

-0,02

 

 

 

При проверке аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой, состоящей из вольтметра и нагрузочного сопротивления, напряжение каждого элемента замеряют в течение 5 сек. Напряжение должно держаться устойчиво, а величины напряжений разных элементов не должны отличаться более 0,1 в. При проверке батареи нагрузочной вилкой отверстия в крышках элементов закрывают пробками.

Состояние аккумуляторной батареи в зависимости от величины напряжения, замеренного нагрузочной вилкой, показано в таблице 13.

 

ТАБЛИЦА 13

Состояние аккумуляторной батареи в зависимости от напряжения элемента

Состояние батареи

Напряжение элемента при проверке нагрузочной вилкой, в

Полностью заряжена

1,7-1,8

Разряжена на 25%

1,6—1,7

» » 50%

1,5—1,6

 

 

 

Для проверки уровня применяют стеклянную трубку диаметром 3—

5 мм и длиной 80—100 мм, которую вводят в элемент аккумуляторной батареи через наливное отверстие до упора в защитный щиток. Затем, плотно зажав верхнее отверстие пальцем, ее поднимают и определяют уровень оставшегося электролита. Если уровень электролита меньше 12—15 мм, в элемент аккумуляторной батареи доливают дистиллированную воду.

 

 

Электролит можно доливать, когда известно, что уровень понизился из-за выплескивания. Доливаемый электролит должен иметь ту же плотность, что и оставшийся в элементе. Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667—53) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709—53). Для приготовления электролита применяют стойкую против действия серной кислоты посуду —керамическую, эбонитовую, свинцовую. Сначала в посуду заливают воду, а затем тонкой струей (при непрерывном перемешивании) серную кислоту. Нельзя лить воду в кислоту.

Для получения электролита руководствуются следующими данными.

 

 

 

Количество серной кислоты на 1 л воды

 

Температура электролита, заливаемого в аккумулятор, не должна превышать 25°. Работая с электролитом и кислотой, нужно соблюдать осторожность, так как они разъедают руки и одежду. Пролитый электролит можно нейтрализовать раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды.

Через каждые 1440 ч работы трактора, но не реже одного раза в

6 месяцев аккумуляторную батарею снимают с трактора и подвергают контрольно-тренировочному циклу «заряд—разряд —заряд». Контроль-но-тренировочный цикл проводят в соответствии с «Едиными правилами ухода и эксплуатации автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей».

Причиной неисправности аккумуляторной батареи могут быть: суль-фатация, короткое замыкание пластин, выпадание активной массы пластин, вредные примеси в электролите, а признаком ее неисправности — низкая емкость и низкое напряжение, преждевременное обильное газо-выделение при зарядке, быстрое повышение температуры электролита, повышенное напряжение в начале зарядки, сильное снижение напряжения при кратковременном разряде, большой саморазряд аккумулятора.

Генератор. При ежедневном техническом уходе за трактором проверяют надежность крепления генератора и его шкива, а также состояние контактных соединений.

Через 240 ч работы трактора нужно выполнить следующее.

Смазать подшипники генератора, для чего долить через масленку к подшипнику со стороны привода четыре-пять капель дизельного масла. В задний подшипник заложить консистентную смазку ЦИАТИМ-221 или смазку № 158.

Снять защитную ленту и проверить состояние коллектора и щеток. При износе щеток до 14—15 мм по высоте или поломке необходимо заменить их новыми. Новые щетки после установки должны быть притерты по поверхности коллектора стеклянной шкуркой. Ленту шкурки пропускают под щеткой с охватом поверхности коллектора гладкой стороной и протаскивают в одну и другую стороны. После притирки щеток продувают внутреннюю полость генератора.

Загрязненный коллектор протирают чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. При незначительном подгорании коллектора и небольшом износе его шлифуют стеклянной шкуркой № 00, не снимая генератор с двигателя. Для этого полоску шкурки шириной 30—35 мм продевают через окно вокруг коллектора, а вал генератора прокручивают от руки за

шкив. После шлифовки тщательно вытирают стеклянную пыль и стружку, продувают сжатым воздухом и ставят щетки и защитную ленту на место. Пользоваться наждачной бумагой или полотном нельзя.

При большом износе, образовании царапин и задиров на коллекторе генератор снимают с трактора, разбирают и протачивают коллектор на токарном станке на минимальную глубину, снимая возможно более тонкую стружку. Затем вырезают ножовочным полотном миканит между пластинами коллектора, образуя продольные канавки глубиной 0,6—

0,8 мм, и шлифуют поверхность коллектора стеклянной шкуркой.

Через каждые 720 ч работы нужно снять генератор с трактора, разобрать, промыть подшипники чистым бензином или керосином и заложить в них на 2/з объема свежей смазки № 158 или ЦИАТИМ-221.

Реле-регулятор. При нормальном режиме заряда аккумуляторной батареи, а также через каждые 720 ч работы трактора проверяют работу реле-регулятора, для чего нужны следующие приборы: вольтметр постоянного тока (шкала 0—30 в, цена деления 0,1—0,2 в), амперметр постоянного тока (шкала 30—0—30 с, цена деления 1 а) и тахометр со шкалой 3000—5000 об1мин для замера числа оборотов генератора.

Перед проверкой реле-регулятора необходимо убедиться в исправности коллектора и щеток генератора и надежности соединения проводов. Установленный на тракторе реле-регулятор проверяют при нормальном его положении (клеммами вниз).

Для проверки регулятора напряжения необходимо выполнить следующее.

1. Отъединить провод от зажима реле-регулятора к амперметру трактора. Включить между проводом и зажимом Б контрольный амперметр (рис. 168).

2. Включить контрольный вольтметр между зажимом Б реле-регулятора и массой трактора.

3. Запустить двигатель и установить 3200 об/лшн на валу генератора.

4. Проверить показание контрольного вольтметра. Если при полностью заряженной аккумуляторной батарее вольтметр покажет напряжение меньше 13,4 в или больше 14,2 в (регулировочный винт посезонной регулировки устанавливают в положении «лето»), то это будет свидетельствовать о неисправности реле-регулятора или о неправильной регулировке его.

Для проверки реле обратного тока необходимо выполнить следующее.

 

1. Включить контрольный амперметр между проводом к амперметру трактора и зажимом Б реле-регулятора, как при проверке регулятора напряжения.

2. Включить контрольный вольтметр между зажимом Я реле-регулятора и массой трактора (рис. 169).

3. Запустить двигатель и, медленно повышая обороты до полных, замерить напряжение, при котором замыкаются контакты реле обратного тока. Замеряют в момент отклонения стрелки амперметра. Если регулировка правильна, контакты замыкаются при напряжении 11—12 в.

4. Уменьшая обороты двигателя, определить по амперметру силу обратного тока, при которой размыкаются контакты реле. Сила обратного тока при размыкании контактов должна быть не более 8 а.

Для проверки ограничителя тока необходимо выполнить следующее.

1. Включить контрольный амперметр, и вольтметр так же, как и при проверке реле обратного тока (рис. 169). Несколько раз включить стартер, чтобы немного разрядить аккумуляторную батарею, и включить все лампы освещения трактора.

2. Запустить двигатель и установить полные обороты (3000— 3200 об/мин на валу генератора).

3. Проверить зарядный ток, показываемый контрольным амперметром. Когда включены все приборы освещения и неполностью заряжена аккумуляторная батарея, ток должен быть не более 11 а. Показания амперметра следует отсчитывать быстро, так как уже через 1,5—2 мин работы двигателя аккумуляторная батарея заряжается и зарядный ток падает ниже 5 а.

Неисправный реле-регулятор снимают с трактора и сдают в ремонтную мастерскую.

 

 

 

 

Рис. 168. Схема проверки регулятора напряжения:
1 — амперметр трактора; 2 — контрольный амперметр; в — контрольный вольтметр; 4 — реле-регулятор; 5 — генератор.

 

 

 



Стартер. При ежедневном техническом уходе за трактором проверяют надежность крепления стартера и исправность проводки. Через каждые 240 ч работы трактора снимают крышку с включателя стартера и проверяют состояние контактов. Подгоревшие зачищают стеклянной шкуркой или надфилем (рис. 170). При необходимости, повертывают на четверть оборота замыкающий диск. После этого проверяют плотность соприкосновения контактов.

Через 720 ч работы трактора необходимо выполнить следующее.

1. Снять стартер с двигателя и очистить его от пыли и грязи.

2. Снять защитную ленту и проверить состояние коллектора и щеток. Продуть стартер сжатым воздухом, вынуть щетки и протереть коллектор чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. При незначительном

подгорании и износе коллектора прошлифовать его мелкой стеклянной шкуркой № 00 тем же способом, что и для генератора. Изношенные щетки заменить новыми. Усилие пружин, поджимающих щетки к коллектору, должно быть 925—1250 г. Заменить неисправную прокладку под защитной лентой.

3. Отвинтить стяжные болты, снять переднюю крышку с рычагом включения и муфту свободного хода, смазать вал якоря и шлицы тонким слоем дизельного масла.

4. Поставить муфту свободного хода и переднюю крышку с рычагом на место, затянуть стяжные болты. Проверить полный ход включения шестерни, отклонив рычаг до отказа. Зазор между ведущей шестерней стартера и перед-

ней шайбой на валике шестерни должен быть 0,5—1,5 мм. Его регулируют вращением упорного винта 3 (рис. 171).

5. Проверить момент замыкания контактов включателя стартера. Они должны замыкаться, когда зазор между шестерней 1 и передней шайбой 2 не превышает 4 мм. Момент замыкания контактов регулируют, вращая упорный винт 4, ввинченный в рычаг стартера. После отклонения рычага до отказа ведущий стержень 5 включателя должен иметь дополнительный ход не менее 1 мм.

 

6. Установить стартер на двигатель, а перед установкой зачистить поверхности фланцев стартера и соединительного корпуса, чтобы обеспечить надежное электрическое соединение стартера с массой.

7. Проверить, не заклинивают ли зубья шестерни. Для этого вводят шестерню стартера в зацепление с венцом маховика и прокручивают коленчатый вал рукояткой на несколько оборотов при декомпрессированном двигателе. Если наблюдается заклинивание, отцентрировать стартер по фланцу.

8. Проверить исправность проводки к стартеру и зачистить присоединительные клеммы.

Кнопку спирали накала проверяют через 960 ч работы трактора. Для этого нужно отвинтить две гайки под корпусом кнопки и снять крышку. Подгоревшие контакты зачистить стеклянной бумагой. При значительном одностороннем износе контактов поменять местами неподвижные контакты, а замыкающий мостик повернуть на 180°. При повреждении резинового уплотняющего колпачка его заменяют новым. При сборке кнопки проверяют уплотнение по всем местам ее разъема. Срабатывание подвижных частей должно быть четким, без заеданий.

Спираль накала. Через 720 ч работы трактора, но не реже одного раза в три месяца, спираль накала вывертывают из корпуса подогревательного устройства, осматривают состояние проволоки и поправляют витки спирали так, чтобы положение витков относительно штыря было концентричным, а зазор между ними равномерным.

Фары. Уход за фарами заключается в смене перегоревших ламп и других поврежденных деталей. При смене лампы следят, чтобы пыль не попадала внутрь оптического элемента. Перегоревшую лампу заменяют в закрытом помещении, а при отсутствии ветра — на поросшей дерном площадке. Для замены лампы нужно снять ободок фары, отвинтив винт, и вынуть оптический элемент вместе с патроном. Очистить от пыли и снять крышку, нажав на нее и повернув против часовой стрелки. Вынуть из оптического элемента патрон с лампой. Вынуть лампу из патрона, для чего повернуть лампу так, чтобы отверстия в диске стали против головок штифтов патрона.

Не следует удалять через отверстие в отражателе осевшую пыль, так как можно повредить зеркало отражателя. Для предупреждения попадания пыли в оптический элемент фара должна всегда иметь вставленную лампу.

Поврежденное стекло заменяют немедленно после обнаружения трещин или разрушения. Задержка со сменой поврежденного стекла может привести к попаданию пыли и грязи на зеркало отражателя, а иногда и к порче всего оптического элемента.

 

 

Рис. 169. Схема проверки реле обратного тока и ограничителя тока:
1 — амперметр трактора; 2 — контрольный амперметр; 3 — контрольный вольтметр; 4 — реле-регулятор; 5 — генератор.

 

 

 

 

 

 

Рис. 171. Проверка полного хода рычага включения стартера:
1 — шестерня; 2 — шайба; 3 — упорный винт регулировки включения шестерни; i — упорный винт включения контактов; 5 — стержень выключателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79