УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ ТРАКТОРА ДТ-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  

 

УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ ТРАКТОРА ДТ-20

1. Перед началом работы необходимо проверить уровень воды в радиаторе. Уровень должен быть на 40—50 мм ниже верхнего края горловины радиатора. Долить чистую мягкую воду. Признаком мягкой воды служит способность ее хорошо мылиться. Лучше всего для доливки пользоваться дождевой или кипяченой водой. При использовании для охлаждения двигателя жесткой воды на внутренних стенках системы охлаждения откладывается накипь. Являясь плохим проводником тепла, накипь замедляет отдачу тепла из цилиндра двигателя в охлаждающую воду и из радиатора в окружающую среду. Вследствие этого происходит перегрев двигателя. Жесткую воду (колодезную, ключевую, морскую) смягчают кипячением или предварительной добавкой
6—7 г каустической соды на 10 л воды.

Нельзя заполнять систему охлаждения водой, содержащей хлор или сернокислые соли. Такая вода разрушает латунные трубки радиатора. В воду, содержащую вредные примеси, добавляют 10 г жидкого стекла (ГОСТ 962—41) на 1 л воды.

Вода, слитая из системы охлаждения, содержит меньше известковых солей, поэтому в холодное время года, а также и в других случаях ее следует хранить в закрытой чистой посуде, чтобы при заправке двигателя можно было вновь залить в систему охлаждения.

2. Холодную воду в систему охлаждения перегретого двигателя следует доливать постепенно, во избежание образования трещин в стенках головки. По этой же причине нельзя заливать сразу слишком горячую воду в холодный двигатель. Перед заливкой горячей воды нужно заполнить заправочную воронку чистым снегом, чтобы первые порции воды имели более низкую температуру.

3. Закрывать заливную горловину радиатора только ее крышкой; работать без крышки нельзя. Следить за исправностью резиновой прокладки крышки.

 

4. Ежедневно проверять уровень масла в шкиве водяного насоса и, при необходимости, доливать.

5. При появлении течи из-под сальника водяного насоса подтянуть гайку сальника не более чем на одну грань, то есть на 1/6 оборота (рис. 153). Если гайка затянута до отказа, а течь не прекращается, заменить набивку из мягкого плетеного асбестового шнура квадратного сечения, промасленного и прографи-гизированного. При отсутствии готового шнура набивку можно изготовить следующим способом:

а) туго сплетенный асбестовый шнур толщиной 5 мм погрузить на I мин в автол или дизельное масло, затем вынуть и отжать;

б) тщательно смешать I весовую часть талька и 2,5 весовой части серебристого графита;

в) в полученной смеси прокатать промасленный и отжатый шнур.

Порядок замены набивки: отвинтить гайку 16 (рис. 47) сальника и, отодвинув се в сторону шкива до упора в корпус 1 насоса, вынуть старую набивку. Затем взять новый шнур, промаслить в дизельном масле и плотно уложить в гайку вокруг валика по левой спирали, чтобы гайка при навинчивании не разматывала шнур, а наматывала его еще плотнее. Гайку сальника навинчивают на втулку на четыре-пять ниток. При слишком тугой набивке и закреплении гайки на одной-двух нитках возможны ее срывы и повреждение резьбы.

6. Ежедневно проверять натяжение ремня вентилятора. Нормальным натяжением ремня считается такое, когда при нажатии рукой усилием 6—7 кг, приложенным к ремню (сечением 25X14 мм) на середине между шкивами вентилятора и генератора, ремень прогибается на 15—20 мм. На тракторах с тонким ремнем (сечение 10,5X8 мм) усилие должно быть 2—3 кг.

Чтобы отрегулировать натяжение ремня, необходимо отпустить болты крепления ушек генератора; отпустить контргайку болта натяжения генератора; вращая болт, установить требуемое натяжение ремня (рис. 154); затянуть контргайку регулировочного болта; затянуть болты крепления ушек генератора. Чрезмерное натяжение ремня приводит к преждевременному износу подшипников генератора и водяного насоса, а также самого ремня. При недостаточном натяжении ремень пробуксовывает и изнашивается. Одновременно происходит перегрев двигателя из-за ослабления циркуляции воды в системе охлаждения.

7. Через каждые 240 ч работы проверять и подтягивать крепления вентилятора и радиатора.

8. При затрудненном опускании шторки радиатора необходимо затянуть ее пружину, для чего отогнуть левый угольник стержня пружины и вынуть стержень, не дав ему повернуться, повернуть левый конец

стержня по часовой стрелке на 4—5 оборотов, вставить конец стержня в отверстие угольника и пригнуть его.

9. Через каждые 960 и работы удалять накипь из системы охлаждения, снимать водяной насос, сливать масло из корпуса, промывать внутреннюю полость корпуса дизельным топливом при помощи шприца и проверять состояние деталей водяного насоса.

10. При засорении сот радиатора пылью и грязью промывать и продувать их снаружи.

 

 

 

УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ПИТАНИЯ ТРАКТОРА ДТ-20

Уход за воздухоочистителем заключается в следующем.

1. Периодически менять масло в поддоне (рис. 155) и промывать воздухоочиститель. В сухую погоду, когда в воздухе много пыли, нужно чаше менять масло в воздухоочистителе. Необходимо следить также за состоянием масла в поддоне и заменять его, когда вследствие засорения частицами пыли оно становится гуще нормального и приобретает грязноватый цвет. При замене масла поддон снимают, отвернув две наружные гайки-барашки, сливают грязное масло, промывают внутреннюю ванну и полость поддона в дизельном топливе и заливают свежее. Верхний ряд отверстий масляной ванны должен быть погружен в масло.

Для заправки воздухоочистителя применяют свежее или отработанное, но отстоявшееся и профильтрованное дизельное масло. Зимой масло разбавляют на 2/а по объему дизельным топливом. Нельзя менять масло в поддоне воздухоочистителя при работающем двигателе, так как грязное масло, засасываемое воздухом, может задержаться в сетках, загрязнить свежее масло и послужить причиной переполнения поддона выше допустимого уровня.

2. При каждой замене масла нужно проверить загрязненность кассет воздухоочистителя и, при необходимости, промыть их. Для этого следует отвернуть две внутренние гайки 20, снять опорную кассету 18 и вынуть одну-две кассеты 16, придерживая остальные, чтобы они не высыпались (рис. 67). Если сетки кассет покрыты пылью и грязью, вынимают все кассеты, имеющие каркас, и промывают их в чистом дизельном топливе или керосине. После этого смачивают сетки небольшим количеством дизельного масла и ставят кассеты на место так, чтобы гофры сеток двух рядом лежащих кассет перекрещивались, а крестообразные планки находились одна под другой. После установки затягивают гайки 20, чтобы кассеты не вибрировали.

3. Через каждые 240 ч проверяют отсутствие подсоса в двигатель неочищенного воздуха, для чего следует: снять центробежный пылеотделитель; завести двигатель и дать ему работать при среднем числе оборотов; плотно закрыть куском резины отверстие вертикальной трубы (рис. 156)-

 

Если двигатель не остановится, проверить герметичность шланговых соединений, крепления поддона и присоединения впускной трубы к головке двигателя, устранить обнаруженные неплотности и снова проверить герметичность, остановить двигатель, поставить на место и затянуть хомутиком пыле-отделитель.

4. Через каждые 960 ч работы двигателя воздухоочиститель промывают, для чего нужно: сиять центробежный пылеотделитель, прочистить щели и промыть его дизельным топливом; снять поддон, вылить грязное масло, удалить осадок и промыть поддон дизельным топливом; снять воздухоочиститель, повернуть его вниз трубой и, не вынимая сеток, промыть их и центральную трубу дизельным топливом, дать топливу стечь; слегка смочить сетки дизельным маслом; установить воздухоочиститель на трактор, залить в поддон свежее или отработанное масло и закрепить поддон гайками-барашками; проверить герметичность

присоединения воздухоочистителя; поставить на место сухой пылеотделитель.

5. При работе в пыльной обстановке сухой пылеотделитель защищают колпаком из мешковины. Края ткани обвязывают шпагатом выше юбки 12 (рис. 67).

У воздухоочистителя новой конструкции через каждые 480—500 ч работы промывают фильтрующие элементы.

Для этого снимают поддон, очищают его, заполняют дизельным топливом до нормального уровня и ставят на место.

Запускают двигатель на 6—8 мин и периодически, через 1,5—2мин, изменяют обороты от номинальных (дизельное топливо потоком воздуха забрасывается на фильтрующий элемент) до минимальных (топливо стекает в поддон). Такая циркуляция промывающей жидкости позволяет хорошо очистить фильтрующий элемент.

Заглушают двигатель и через несколько минут (чтобы топливо стекло с фильтрующего элемента) снимают поддон и сливают грязную жидкость.

Если фильтр очень загрязнен, его промывают дважды чистым дизельным топливом.

Чтобы капроновые элементы не повреждались при ремонтных работах, связанных с нагревом деталей воздухоочистителя, надо с него снять поддон и погрузить воздухоочиститель в емкость с водой. Участок, где накладывают сварной шов, не должен выступать из воды более чем на 4—5 мм.

Категорически запрещается:

при запуске подогревать воздух перед воздухоочистителем при помощи открытого огня (паяльной лампой, факелом и т. д.);

включать декомпрессионный механизм при работающем двигателе и глушить двигатель, включая декомпрессионный механизм, так как в обоих случаях горячие отработавшие газы будут прорываться в воздухоочиститель и оплавлять капроновый элемент;

извлекать элемент из корпуса воздухоочистителя; это нарушает первоначальную ориентацию нитей и ухудшает очистку.

 

Уход за глушителем-искрогасителем. При работе двигателя твердые раскаленные частицы нагара попадают в искрогаситель и, теряя скорость, падают на дно, постепенно заполняя корпус. Если искрогаситель не очищать от нагара, то выпускные газы будут увлекать частицы, находящиеся в верхнем слое, и в виде искр выносить наружу.

Глушитель-искрогаситель следует периодически очищать, для этого его снимают с двигателя и, встряхивая, высыпают скопившиеся в корпусе частицы через трубу 2 (рис. 68). Нельзя промывать глушитель-искрогаситель в топливе, так как оставшееся в корпусе топливо может загореться при работе двигателя.

Уход за топливным фильтром. Срок службы элемента топливного фильтра зависит от чистоты топлива, поступающего к фильтру. При использовании отстоявшегося и предварительно профильтрованного при заправке топлива срок службы фильтрующего элемента значительно увеличивается.

Уход за топливным фильтром заключается в ежедневном сливе отстоя и периодической замене фильтрующего элемента. При сливе закрывают кран топливного бака, открывают продувочный вентиль 3 (рис. 55) и отвертывают сливную пробку 11. Фильтрующий элемент заменяют через 720 ч работы, а также при значительном засорении его механическими примесями и снижении пропускной способности, которое приводит к затруднениям в пуске двигателя, пропуску вспышек, потере мощности и дымному выпуску.

Порядок замены фильтрующего элемента следующий:

а) закрыть вентиль топливного бака;

б) очистить корпус фильтра от пыли и грязи, вывинтить пробку 11 внизу корпуса и выпустить отстой;

в) вывинтить стяжной болт 4 на крышке фильтра, поддерживая снизу корпус 8 фильтра, снять корпус;

г) вынуть из корпуса фильтр 7, сальник 9 и пружину 10

д) промыть корпус фильтра и все детали дизельным топливом;

е) вставить в корпус пружину, сальник и новый фильтр. При установке в топливный фильтр нового фильтра необходимо убедиться, что торцы элемента ровные, без завалов и выпучин, которые могут привести к просачиванию нефильтрованного топлива в центральную часть фильтра;

ж) установить корпус на место, затянув стяжной болт и пробку сливного отверстия;

з) открыть вентиль 2 топливного бака (рис. 117) и продувочный вентиль 5 (рис. 118) фильтра. С помощью ручного подкачивающего насоса 2 заполнить систему топливом и удалить из нее воздух, прокачивая топливо до появления из сливной трубки фильтра струи топлива без пузырьков воздуха, после чего закрыть продувочный вентиль.

Уход за топливным насосом и форсункой заключается в очистке их от грязи, подтяжке крепления, смазке насоса и в периодической регулировке форсунки. Детали, находящиеся внутри насоса, смазывают дизельным маслом по ГОСТ 5304—54 (летом Дп-11, зимой Дп-8).

Уровень масла в корпусе топливного насоса проверяют ежедневно, вывертывая пробку 65 (рис. 58) на корпусе насоса. Масло должно находиться на уровне нижней кромки контрольного отверстия. Доливают его через отверстие, закрываемое пробкой 63, а излишек сливают через контрольное отверстие.

Нужно периодически проверять затяжку болтов и гаек, крепящих насос к двигателю, а также гаек, крепящих форсунку к головке цилиндра.

 

Во избежание перекоса форсунки следует равномерно затягивать гайки ее крепления.

Нельзя допускать просачивания или прорыва газов из-под прокладки форсунки, так как прорыв газов вызывает перегрев ее и выход из строя распылителя. Для устранения прорыва газов следует равномерно подтянуть гайки крепления форсунки или заменить прокладку под гайкой форсунки. При обнаружении подсоса воздуха следует немедленно устранить причину, вызывающую его.

Через каждые 240 ч работы двигателя заменяют масло в корпусе топливного насоса.

При снятии трубки высокого давления следует защищать штуцеры насоса и форсунки, а также трубку от грязи. Для этого на штуцеры насоса и форсунки надевают гайки-колпачки, а в накидные гайки трубки ввертывают специальные пробки. Гайки-колпачки и пробки перед установкой следует промывать в чистом керосине или дизельном топливе. При отъединении трубки высокого давления нельзя допускать отвертывания нажимного штуцера топливного насоса, для чего нужно придерживать его за шестигранник гаечным ключом. Отвертывание штуцера нарушает герметичность насосной секции, следствием чего будет уменьшение или полное отсутствие подачи топлива в форсунку и переполнение топливом внутренней полости насоса и регулятора.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79