УХОД ЗА КРИВОШИПНО-ШАТУННЫМ МЕХАНИЗМОМ ТРАКТОРА ДТ-20

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ДТ-20 (Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А.) - 1965 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

ГЛАВА 7

Уход за двигателем

УХОД ЗА КРИВОШИПНО-ШАТУННЫМ МЕХАНИЗМОМ ТРАКТОРА ДТ-20

При соблюдении правил технического ухода и эксплуатации двигатель Д-20 может работать без разборки и замены деталей шатунно-кривошипного механизма не менее 2500 ч.

Трактор пускают в работу только после прогрева двигателя на средних оборотах до температуры воды в системе охлаждения не ниже 50°. Нельзя также работать длительное время при температуре охлаждающей воды ниже 80° и допускать продолжительную перегрузку, а также работу двигателя с перегревом. Длительная работа двигателя на холостом ходу вызывает закоксовывание поршневых колец.

Интенсивное выгорание картерного масла, сопровождающееся дымным выпуском, указывает на повышенный износ гильзо-поршневой группы, вследствие чего большое количество масла поступает в камеру сгорания через зазор между поршнем и гильзой, а также через увеличенные зазоры в замке поршневых колец.

При падении давления масла в магистрали и невозможности поднять его затяжкой пружины сливного клапана на масляном фильтре следует убедиться в исправности масляного манометра, чистоте боковых отверстий в оси ротора центрифуги, чистоте сетки маслозаборника, исправности масляного насоса, герметичности соединений трубки 19 (рис. 18) подвода смазки к кольцу 20 и отсутствии недопустимых из-носов в сопряжении кольца 20 с распорной втулкой 21.

Сверленую полость в шатунной шейке коленчатого вала очищают при ремонте двигателя деревянным скребком от скопившихся отложений. Для этого на коленчатом валу отвертывают резьбовую заглушку со стороны задней щеки и после очистки промывают масляные каналы коленчатого вала чистым дизельным топливом.

УХОД ЗА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ ТРАКТОРА ДТ-20

Через каждые 240 ч работы двигателя необходимо снять крышку головки двигателя и проверить: предохранительные кольца на стержнях клапанов; клапанные пружины, а также зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапанов.

Для обеспечения плотности посадки тарелок клапанов на гнезда головки устанавливают следующие зазоры между бойком коромысла и торцом стержня клапана: 0,3 мм для впускного клапана и 0,35 мм для выпускного.

Зазор регулируют на холодном двигателе после установки штанг толкателей и закрепления стойки с осью и коромыслами в такой последовательности.

1. Снять крышку головки, повернуть рычаг декомпрессионного механизма на головке цилиндра в сторону маховика.

2. Наблюдая за коромыслами, медленно вращать коленчатый вал до тех пор, пока оба клапана не откроются и не закроются.

3. Вывинтить установочную шпильку из соединительного корпуса и вставить ее ненарезаниой частью в то же отверстие (рис. 147).

4. Нажимая на установочную шпильку, медленно поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока она не войдет в сверление на маховике, а поршень окажется в положении в.м.т. такта сжатия.

5. Повернуть рычаг механизма декомпрессии в сторону радиатора.

6. Поднять до отказа боек коромысла; повернуть штангу толкателя на один оборот для проверки отсутствия заедания.

7. Проверить щупом величину зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла и, при необходимости, отпустить контргайку регулировочного винта. Удерживая контргайку гаечным ключом, завинчивать или отвинчивать регулировочный винт до получения необходимого зазора (рис. 148л).

8. Законтрить регулировочный винт (рис. 148,б) и снова проверить величину зазора, проворачивая штангу толкателя вокруг своей оси.

9. Проверить и отрегулировать декомпрессионный механизм, не меняя положения коленчатого вала, в такой последовательности:

а) отпустить на 1,5—2 оборота контргайку наконечника стержня декомпрессионного устройства, удерживая стержень ключом;

б) навинчивая на стержень или свинчивая верхний наконечник, установить между упорной шайбой коромысла впускного клапана и наконечником стержня зазор по щупу 1,10—1,20 мм (рис. 149);

в) проверить щупом величину установленного зазора.

10. Вынуть установочную шпильку и нарезанной частью ввинтить ее в отверстие соединительного корпуса.

11. Установить крышку головки.

Через каждые 960 ч работы необходимо снять головку двигателя, проворить клапаны на герметичность и, при необходимости, их притереть.

Сборка и установка головки цилиндров. Клапаны следует притирать своевременно, не допуская, чтобы износ и обгорание

 

поверхностей гнезд на головке и фасок на клапанах доходили до образования глубоких раковин, так как при наличии раковин возникает необходимость фрезерования гнезд и шлифовки фасок клапанов, в результате чего снижается срок дальнейшей службы головок и клапанов. Клапанные гнезда фрезеруют только в случае действительной необходимости и снимают минимальный слой металла, не стремясь вывести полностью все раковины на поверхности гнезда. Мелкие точечные раковины на гнезде не оказывают существенного влияния на плотность сопряжения гнезда с фаской клапана. Большую часть мелких раковин выводят при дальнейшей притирке клапанов.

При чрезмерном фрезеровании получается большое утопание клапанов в гнездах. Если утопание клапанов превышает 3 мм относительно нижней плоскости головки, ее выбраковывают. Раковины и неровности на поверхности фаски клапана выводят проточкой и шлифовкой этой поверхности. Для притирки клапанов применяют притирочную пасту или притирочную мазь, приготовленную из мелкой наждачной пыли и автола. Для получения мелкой наждачной пыли взбалтывают в воде наждачный порошок и дают ему отстояться в течение 10 мин, после чего воду сливают в чистую посуду. Отстоявшуюся наждачную пыль тщательно смешивают с чистым автолом до полужидкого состояния и используют п.ри притирке.

Для притирки клапанов головку устанавливают на подставку клапанными гнездами кверху. Под клапан устанавливают слабую пружину и притирают, пользуясь коловоротом, в такой последовательности.

1. Покрыть фаску клапана слоем пасты или притирочной мази.

2. Слегка нажимая на тарелку клапана, сделать четверть оборота

и, ослабив нажим, повернуть клапан в обратном направлении. При этом клапан приподнимается под действием пружины и мазь равномерно поступает на притираемые поверхности. Повторив указанные движения несколько раз, клапан поворачивают на полоборота и продолжают притирку до тех пор, пока на поверхности фаски клапана не появится равномерный кольцевой поясок матового цвета.

3. Очистить от мази и промыть в керосине клапаны и гнезда на головке, чтобы притирочная мазь или паста не оставалась на направляющих отверстиях для стержней клапанов в головке.

4. На сухую чистую фаску клапана нанести карандашом пять-шесть продольных рисок на равном расстоянии но окружности. Вставив стержень клапана в направляющее отверстие и сильно нажимая на тарелку, повернуть клапан на 1/8 оборота. Если все риски сотрутся, клапан считают притертым.

5. Собрать клапан с пружиной и залить в соответствующий патрубок керосин. Поворачивая клапан, убедиться, что в любом его положении течь керосина через клапан не появляется в течение 3 мин. В случае подтекания керосина повторить притирку клапана.

Для предупреждения выпадания сухариков и обрыва клапанов по конусной выточке следует сохранять при сборке клапанов комплектование деталей каждого замка клапанной пружины. Сухарики впускного и выпускного клапанов обжать по конической проточке стержня клапана. При этом неоходимо выполнять следующее:

а) установить головку цилиндров с собранными клапанами нижней плоскостью на ровную доску;

б) надеть на хвостовик стержня каждого клапана до упора в торцы сухариков втулку диаметром 12,5X18 мм, длиной 100—150 мм и осадить сухарики вниз одним-двумя ударами молотка по втулке;

в) поставить головку цилиндра на бок и 4—5 раз ударить медным молотком по торцам стержней;

г) проверить рукой, не качаются ли седла клапанных пружин относительно стержней клапанов, и заменить сухарики или седло клапана

 

 

 

ной пружины, снова обжать сухарики и проверить, не качается ли седло относительно стержня клапана.

Выступание торцов сухариков относительно плоскости седла пружины после обжатия должно быть в пределах 0,7—2,5 мм. Разность выступания одного сухарика относительно другого допускается не более 0,3 мм. Между половинками сухариков после обжатия должен быть зазор не менее 0,6 мм. Установив клапаны на головке, необходимо убедиться, что торцы тарелок клапанов не выступают за нижнюю плоскость головки.

Головку на картер двигателя устанавливают в следующем порядке.

Прокладку головки покрывают с обеих сторон тонким слоем графитной мази и укладывают на верхнюю плоскость картера. Окантовка прокладки не должна ложиться на выступающий кольцевой поясок бурта гильзы. Головку надевают на шпильки картера и осторожно опускают на прокладку. Затем на шпильки крепления головки надевают шайбы и навертывают гайки. Гайки затягивают накрест, а предварительно их равномерно затягивают полным усилием руки ключом с плечом 100 мм. После этого гайки затягивают ключом с плечом 200 мм, поворачивая гайку за один прием только на одну грань.

Неравномерная затяжка гаек крепления головки приводит к увеличению овальности гильзы цилиндра, может вызвать прорыв газов и разрушение прокладки головки. Недостаточная затяжка гаек крепления головки также способствует прорыву газов и разрушению прокладки.

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..