МЕХАНИЗМ ДЛЯ НАВЕШИВАНИЯ МАШИН И ОРУДИИ ТРАКТОРА
ДТ-20
Механизм для навешивания машин и орудий (навесная система) предназначен
для соединения машины с трактором, подъема ее, транспортирования в
поднятом положении и опускания в рабочее положение. Навесная система
трактора ДТ-20 выполнена по схеме, при которой машина прикреплена к
трактору в трех точках.
Рис. 111. Механизм для навешивания машин и
орудий:
1 — центральная тяга; 2—раскос; 3 — отверстие крепления раскоса к
продольной тяге; 4 — продольная тяга; 5 — цепочка чеки; 6 — кольцо чеки;
7 —чека; 8 — правый подъемный рычаг; 9 — палец переднего шарнира
нейтральной тяги; 10 — скоба блокировочной цепи; 11 — задний шарнир
продольной тяги; 12 — блокировочная цепь; 13 — передний шарнир
центральной тяги; 14 — задний шарнир центральной тяги; 15 — палец
заднего шарнира центральной тяги; 16— поперечный брус; 17 —левый
подъемный рычаг; 18 — рычаг силового цилиндра; 19 — левый боковой
кронштейн; 20 — подъемный вал; 21 — правый боковой кронштейн; 22 — болты
крепления бокового кронштейна к корпусу главной передачи трактора; 23 —
палец переднего шарнира продольной тяги; 24 — палец раскоса.
Навесная система (рис. 111) состоит: из двух
продольных тяг 4, которые передними концами прикреплены к кронштейнам 19
и 21, привинченным болтами 22 к корпусу главной передачи трактора;
раскосов 2, соединяющих продольные тяги с подъемными рычагами 8 и 17, и
центральной тяги 1. К задним концам продольных тяг и центральной тяги
присоединяют навесные машины.
Продольные тяги представляют собой полосы из рессорной стали сечением
90X12 мм. Передние и задние концы тяг оборудованы шарнирами,
представляющими собой шары, свободно вращающиеся в охватывающих их
сферических шайбах, приваренных к тяге. В шарах просверлены отверстия,
которыми тяги надеты на палец 23, закрепленный в боковых кронштейнах.
Таким образом, тяга свободно поворачивается на определенный угол в
горизонтальной и вертикальной плоскостях. Палец, на котором вращается
тяга, можно устанавливать в одном из трех отверстий кронштейна. Место
установки его зависит от модификации, в которой собран трактор. В
отверстия задних шаровых шарниров продольных тяг устанавливают
поперечный брус 16, к которому присоединяют некоторые машины, или же
пальцы, находящиеся на раме машины или орудия.
Навешенные машины можно перемещать относительно трактора произвольно на
некоторый угол в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Для
ограничения перемещения их применяют ограничительные или блокировочные
цепи 12 с винтовыми стяжками, которыми можно регулировать их длину. Если
нужно обеспечить свободное перемещение машины в поперечной плоскости в
рабочем положении, но ограничить раскачивание ее в транспортном, цепи
прикрепляют крестообразно задними концами — скобами 10 к продольным
тягам, а передними концами— к противоположным кронштейнам. При подъеме
машины цепи натягиваются и ограничивают раскачивание величиной 15—20 мм.
При опущенной машине цепи свободно провисают и не препятствуют
перемещению в поперечном направлении. Для некоторых орудий свободное
перемещение в поперечном направлении недопустимо. В
этом случае цепи закрепляют на тягах крестообразно и натягивают так,
чтобы тяги образовали жесткую систему, подвижную только в вертикальной
плоскости (рис. 112).
Раскосы нижними вилками с помощью пальца 24 (рис. 111) прикреплены к
одному из трех отверстий 3 в средней части продольных тяг 4. Верхние
шарниры раскосов прикреплены к подъемным рычагам. Раскосы можно
регулировать по длине от 435 до 492 мм. На них предусмотрена также
возможность свободного хода— телескопичности от 0 до 50 мм, что
необходимо при работе трактора с шарикозахватными навесными машинами.
Свободный ход регулируют упорами 4 (рис. 113) навинченными на резьбовую
часть раскоса и зафиксированными корончатыми гайками 5. Правый раскос
регулируют по длине рукояткой 1 с сиденья тракториста при установке
машины или орудия в горизонтальное положение. Верхний шарнир 2 раскоса
подвижен в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, благодаря
конструкции траверсы с цапфами, соединенными с отверстиями в подъемных
рычагах. На цапфах раскос может перемещаться в продольной плоскости.
Стержень раскоса
входит в валик 3, установленный в траверсе и
имеющий ось вращения в перпендикулярной плоскости, что обеспечивает
подвижность раскоса в поперечном направлении.
Верхняя центральная тяга служит для присоединения третьей верхней точки
на раме орудия и удерживания ее в определенном положении. Центральная
тяга, так же как и продольные, имеют на обоих концах шаровые шарниры.
Центральная тяга раздвижная. Ее регулируют по длине муфтой с правой и
левой резьбой и резьбовыми хвостовиками переднего и заднего шарнира.
Муфта вращается с помощью съемного воротка, пропущенного через отверстие
в средней части муфты. Длину центральной тяги устанавливают в пределах
от 420 до 470 мм, что достигается с помощью двух сменных резьбовых муфт
— длинной и короткой, входящих в комплект навесной системы. Передний
шарнир центральной тяги установлен в одном из отверстий сварного
кронштейна 19 (рис. 108), закрепленного на корпусе гидроподъемника.
Вместо навесной системы на трактор можно установить прицепное устройство
(рис. 114) для работы с прицепными машинами и транспортными тележками.
Оно входит в комплект дополнительного оборудования каждого трактора.
Устройство состоит из рамки 2, к поперечной полосе которой прикреплен
болтами прицепной крюк 5 с защелкой 6. Устройство прикреплено к боковым
кронштейнам 1 на те же пальцы, которыми закреплены продольные тяги
навесной системы. Пальцы установлены в передние отверстия кронштейна.
Рамка удерживается в горизонтальном положении раскосами, которые нижними
вилками соединены с ушками, приваренными к продольным полосам рамки. При
этом поршень силового цилиндра находится в крайнем верхнем положении,
что достигается соответствующей установкой подъемных рычагов на валу.
Для сцепки трактора с прицепной петлей тележки подъезжают к ней задним
ходом и, не сходя с трактора, опускают рамку с крюком ниже петли,
отводят за цепочку 3 защелку крюка и поднимают рамку, зацепив крюком
петлю на тележке, после чего отпускают защелку. Отцепляют тележку в
обратном порядке.