Стартер СТ-103 — четырехполюсный электродвигатель постоянного
тока правого вращения, мощностью 7 л. с. при 1200 об/мин. Корпус
стартера с полюсными башмаками и обмотками возбуждения имеет две крышки;
в передней смонтирован механизм привода, а в задней — щеткодержатели с
щетками. Две щетки соединены с «массой», а две другие (плюсовые) — с
концом обмотки возбуждения. Другой конец обмотки возбуждения соединен с
изолированной клеммой.
Якорь стартера состоит из вала, вращающегося на бронзовых втулках,
которые укреплены в крышках, сердечника с обмотками и коллектора, к
ламелям которого припаяны концы секций обмоток якоря. На винтовой
нарезке вала якоря находится шестерня с ведущей гайкой. На корпусе
стартера уста-новлено тяговое реле PC-103 (рис. 27) с двумя обмотками —
втягивающей В и удерживающей У.
Сердечник 3 тягового реле через серьгу тягой 2 связан с рычагом
включения 19, палец которого входит в винтовой паз стакана 1, свободно
установленного вместе с втулкой на валу
стартера. Кроме того, сердечник связан с контактным
диском, замыкающим контакты питания обмоток стартера.
Для переключения правой 8 и левой 18 групп батарей
с параллельного на последовательное соединение (так как стартер
рассчитан на напряжение 24 в) служит переключатель ВК-ЗОБ 11. Этот
переключатель состоит из электромагнита с подвижным сердечником 10,
контактного устройства с выводными клеммами, серебряных контактов 17,
главного 12 и дополнительного 14 контактных дисков, замыкающих контакты
13 и 15.
На крышке включателя находятся клеммы:
—Б2 и +Б2, к которым присоединены соответствующие клеммы левой группы
батарей;
+ Б1—для соединения с плюсовой клеммой правой батареи;
PC, соединенная через предохранитель с тяговым реле;
М, соединенная с клеммой включателя «массы».
Кроме того, сбоку включателя имеется клемма, с которой соединяется
кнопка включения стартера.
При нажатии на кнопку 9 ток от батарей 8 и 18 создает магнитное поле,
которое втягивает сердечник, перемещающий шток с контактными дисками 12,
14 и 16. При этом прежде всего размыкаются серебряные контакты 17,
прерывающие цепь зарядки батарей. После этого замыкаются главные
контакты 13, включающие батареи 8 и 18 последовательно, и дополнительные
контакты 15, включающие тяговое реле стартера. Сердечник тягового реле,
втягиваясь, поворачивает рычаг включения 19, который пальцем перемещает
стакан 1 вместе с втулкой, ведущей гайкой и шестерней по резьбе вала,
вводя шестерню в зацепление с венцом маховика. Одновременно диск 5
включает ток в обмотки стартера и якорь его начинает вращаться. В это же
время втягивающая обмотка В реле окажется замкнутой накоротко, и, если
бы не было удерживающей обмотки У, произошло бы отключение и запуск
двигателя был бы невозможен. Удерживающая обмотка не способна втянуть
сердечник, однако она может удержать его во втянутом положении. Вал
стартера, вращаясь, увлекает втулку и стакан, который, перемещаясь
винтовым пазом по пальцу рычага 19, отходит в первоначальное положение.
Как только двигатель заведется, шестерня привода, увлекаемая венцом
маховика, начнет вращаться быстрее вала стартера и, свинчиваясь по его
резьбе, выйдет из зацепления с венцом и отойдет в исходное положение.
Для смягчения удара служит буферная пружина.
При отпускании кнопки сердечник 10 и шток с контактными дисками 12, 14 и
16 под действием пружины вернется на место, контакты 17 замкнутся, а
главные 13 и дополнительные 15 разомкнутся, переключая группы батарей с
последовательного соединения на параллельное и прерывая цепи обмоток
тягового реле.
Включатель «массы» ВК-318 37 (рис. 23) находится в кабине
трактора и служит для отключения аккумуляторных батарей. Это уменьшает
саморазряд батарей и опасность короткого замыкания во время стоянки
трактора. Включатель массы позволяет также быстро отключить батареи при
возникновении какой-либо неисправности электрооборудования.
Главные контакты включателя замыкаются при нажатии
на кнопку включателя сверху. Выключение производится кнопкой,
расположенной сбоку. Клеммы включателя соединены одна с «массой», а
другая — с минусовым кабелем аккумуляторных батарей.
Система предпускового подогрева. К электрооборудованию
предпускового подогрева относятся две катушки зажигания Б-17, две
запальные свечи и электродвигатель нагнетателя. Каждая катушка имеет
сердечник с первичной и вторичной обмоткой и электромагнитный
прерыватель, зашунтиро-ванный конденсатором. У катушки три клеммы — две
низкого и одна высокого напряжения.
Напряжение во вторичной обмотке достигает 18 000 в. Обе катушки
установлены на левом лонжероне рамы с внутренней стороны.
Электроискровые или запальные свечи установлены в камере сгорания
подогревателя и воспламеняют топливно-воздушную смесь. К клемме каждой
свечи присоединен провод от клеммы высокого напряжения катушки.
Электродвигатель нагнетателя МЭ-222 мощностью 220 вт, при напряжении 12в
потребляет ток силою до 14а и служит для привода крыльчатки водяного
насоса, вентилятора и топливного насоса подогревателя.
Система освещения. В систему освещения трактора входят пять фар,
два тракторных фонаря, плафон кабины, лам-пы освещения щитка приборов,
фонарь освещения подкапотного пространства, контрольные лампы,
переключатели и выключатели, блок предохранителей.
Фары двух типов — две передних типа ФГ-305 с двухнитевыми лампами
дальнего и ближнего света 50 + 21 св; три задних типа ФГ-16Е с
однонитевой лампой А-40. Все фары укреплены в гнездах так, что
направление их света можно регулировать поворотом фар в гнездах.
Тракторные фонари типа ПФ201 с двухнитевыми лампами 32 + 4 св
установлены на левом и правом кронштейнах задних фар. Нити 4 св служат
для обозначения габаритов трактора, а нити 32 св загораются при
включении указателей поворота и при торможении. Включатель
«стоп-сигнала» находится на нижней секции тормозного крана. Параллельно
фонарям указателей поворота и «стоп-сигнала» присоединены розетки, к
которым подключаются соответствующие системы прицепов.
Плафон кабины ПК-201 укреплен на потолке кабины трактора и снабжен
лампой А25, 6 св.
Лампы освещения приборов размещены на щитке приборов. Всего имеется 9
ламп типа А-22, 1 св.
Фонарь освещения подкапотного пространства ПД-1Ж снабжен лампой А25, 6
св.
Переключатели и выключатели двухпозидионного типа
расположены на щитках приборов кабины трактора.
Кроме того, на тракторе имеются две розетки ПС300-А для подсоединения
потребителей электрического тока прицепа и комбайна и две розетки типа
47к для подключения переносной лампы.
Рис. 28. Панели приборов:
1 — щиток приборов; 2 — амперметр; 3 — указатель давления масла КПП; 4 —
указатель давления воздуха в пневмосистемв; 5 — тахоспидометр; 5 —
указатель давления масла турбокомпрессора; 7 — указатель температуры
воды в двигателе; 8 — указатель давления масла в двигателе; 9 —
указатель температуры масла в двигателе; 10 — щиток комбайна; 11 — щиток
зимнего запуска; 12 — рулевой щиток; 13 — переключатель указателя
поворотов; 14 — кнопка сигнала; 15 — переключатель света передних фар;
16 — контрольная лампа указателя поворотов
Система звуковой и световой сигнализации. Звуковой сигнал С56-Г —
вибрационного типа, безрупорный. Включается кнопкой на рулевом щитке или
любым из трех реле РС504, помещенных на щитке комбайна и включающих
сигнал при какой-либо неисправности комбайна. Сигнал состоит из
электромагнита, сердечника, жестко соединенного с мембраной, контактов
(подвижного и неподвижного) и конденсатора, подсоединенного параллельно
контактам и предохраняющего контакты от обгорания. Одна клемма сигнала
соединена с «массой», а другая — с кнопкой и реле сигнала.
При нажатии кнопки электромагнит притягивает сердечник, заставляя
прогибаться мембрану, и одновременно размыкает контакты. Под действием
упругой мембраны и пружины сердечник возвращается в исходное положение и
контакты вновь замыкаются. Это колебание сердечника (а вместе с ним
контактов и мембраны) создает звук, который длится до тех порг пока не
будет отпущена кнопка.
Указатели поворота включаются рычажком на рулевом щитке. В зависимости
от положения рычажка 13 (рис. 28). нить 32 св загорается в правом или
левом фонаре. Включатель указателя поворота имеет три позиции:
«выключено», «поворот направо» и «поворот налево».
«Стоп-сигнал» включается специальным включателем, расположенным на
нижней секции тормозного крана. При торможении сжатый воздух,
поступающий в тормозные камеры, заходит и в полость включателя
«стоп-сигнала», отжимая вниз его диафрагму. Замыкающиеся при этом
контакты включают ток в нити 32 св фонарей, заставляя их ярко светиться.
Параллельно нитям лампочек фонарей сделаны отводы к контактам розеток
прицепа и комбайна, поэтому нити 32 св загораются при включении
указателя поворотов или при торможении у прицепа и у комбайна, если
последние работают вместе с трактором.
Контрольные приборы. На щитке приборов 1
(рис. 28) в кабине размещены контрольные приборы. Все приборы (кроме
амперметра 2 и тахоспидометра 5) представляют собою
магнитноэлектрические приемники датчиков, расположенных в
соответствующих системах.
Тахоспидометр 5 имеет четыре концентрично расположенные шкалы:
Шкала 1 режима . . от 2 до 6 км/час
Шкала II режима . . от 3 до 9 км/час
Шкала III режима . . от 5 до 14 км/час
Шкала IV режима . . от 10 до 30 км/час
Стрелка тахоспидометра верхним концом указывает
скорость движения трактора (км/час), а нижним — число оборотов
коленчатого вала двигателя!
Под щитком расположены плавкие предохранители.
Щиток комбайна 10 с тремя сигнальными лампочками, тремя реле звукового
сигнала, предупреждающими о неисправностях в отдельных узлах комбайна, и
двумя включателями расположен рядом со щитком приборов.
Щиток зимнего запуска И снабжен приборами управления системой
предпускового подогрева и блоком плавких предохранителей.
Рулевой щиток 12 расположен на рулевой колонке. Контрольная лампа 16
загорается при включении указателя поворота 13.
Дополнительное электрооборудование трактора включает в себя
электродвигатель калорифера кабины МЭ-22 мощностью 120 вт и
электродвигатель вентилятора кабины М3-11 мощностью 4 вт.