Эксплуатационная регулировка тормозов.
Необходимость в такой регулировке возникает, если тормоза слабо или
неравномерно действуют на колеса трактора и если ход штоков у разных
тормозных камер отличается более чем на 7 мм или велик. Ход штоков
должен составлять 25—35 мм, но не превышать 45 мм.
При эксплуатационной регулировке колесо трактора поднимают домкратом и,
вращая червяк 8 (рис. 19) тормозного рычага по часовой стрелке, подводят
колодки к тормозному барабану до соприкосновения. В этом можно
убедиться, вращая колесо рукой. Затем отводят колодки, поворачивая
червяк назад до его ближайшего фиксированного положения так, чтобы
колесо вращалось совершенно свободно, и проверяют зазор между колодками
и барабаном. Этот зазор должен составлять 0,2 мм.
Опустив колесо, то же самое проделывают с остальными колесами.
Полная регулировка тормозов. Проводится после смены тормозных
накладок колодок или расточки барабана в следующем порядке.
Прежде всего ослабляют затяжку гаек осей колодок 2 (рис. 19) и болты
крепления кронштейна 7, валика разжимного кулака 11, устанавливают оси
колодок 2 метками одна к другой. Нажимают на педаль тормоза так, чтобы
колодки были с силой прижаты к барабану. Если давления в системе
пнев-матического привода нет, прижимают колодки к барабану, поворачивая
тормозной рычаг ломиком. При плотно прижатых колодках проверяют щупом
зазор между колодками и барабаном (щуп толщиною 0,1 мм не должен
проходить).
Если зазор имеется со стороны осей, поворотом последних подводят концы
колодок к барабану до устранения зазора. В этом положении затягивают
гайки осей и болты кронштейна валика разжимного кулака и выполняют
эксплуатационную регулировку тормоза.
Все это проделывают с тормозом каждого колеса, следя за тем, чтобы ход
штока при полном торможении у правых и левых колес был одинаков.
Как после эксплуатационной, так и после полной регулировки необходимо
проверить действие тормозов на ходу. Тормоза должны равномерно и надежно
затормаживать все колеса трактора, а тормозные барабаны при движении не
должны нагреваться.
Уход за системой пневматического привода. При этом уходе
постоянно проверяют надежность крепления
и соединения всех приборов системы. Проверку на
герметичность проводят с помощью мыльной эмульсии. При утечке воздуха
подтягивают соединительные гайки, а если это не помогает, заменяют
конусные наконечники соединительных трубок или прокладки в местах
соединительных фланцев.
Необходимо регулярно проверять натяжение ремня вентилятора и сливать
конденсат из ресиверов (при наличии давления в системе).
После стоянки рекомендуется проверить давление воздуха в системе,
которое должно быть не ниже 4,5 кГ/см2. Утечка воздуха при остановленном
двигателе и выключенных тормозах не должна превышать 0,5 кГ/см2 за 15
мин.
Периодически следует проверять состояние компрессора и герметичность
клапанов, продувать шланг забора воздуха, проверять действие
предохранительного клапана, потягивая за шток (зимой это делают
ежедневно), не реже чем раз в год проверять его регулировку.
Раз в год воздушные баллоны снимают, промывают горячей водой или паром и
проверяют на прочность водой под давлением 14 кГ/см2.
Проверка и регулировка регулятора давления.
Регулятор должен четко включать и выключать компрессор при определенном
давлении в системе. Давление включения компрессора (5,34-5,9 кГ/см2) и
давление выключения (6,854---7,5 кГ/см2) проверяют, подключая в систему
контрольный манометр, и регулируют, изменяя сжатие пружины 17 (рис. 20)
штока 16 регулировочной гайкой 15. Завертывание гайки увеличивает
давление включения и выключения компрессора. Если с помощью гайки 15
точной регулировки добиться
не удается, изменяют толщину прокладки 9 под седлом
7 клапана 6. При увеличении толщины прокладки давление включения и
выключения компрессора возрастает.
Проверка и регулировка тормозного крана.
Свободный ход рычагов тормозного крана рекомендуется проверять и
регулировать через 2000 часов работы трактора.
Свободный ход рычага 1 (рис. 21) крана и рычага 25 ручного привода
тормозов прицепа регулируют болтами 2 и 26 при отпущенных контргайках.
Он должен составлять 1—2 мм.
Рабочий ход штока 3 верхней секции крана должен составлять 5 мм. Его
регулируют болтом 24 также при отпущенной контргайке.
После регулировки болты надежно закрепляют контргайками.
Давление воздуха в полости Б секции прицепа при ненажатой педали должно
быть в пределах 4,8—5,3 кГ/см2. Его регулируют, ввинчивая или вывинчивая
направляющую штока 22 при отпущенной контргайке 23 (ввинчивание
увеличивает
давление, вывинчивание уменьшает). После
регулировки контргайку следует затянуть.
В кране регулируется еще ход клапанов 9 и 13. Если его величина
отклоняется от 2,5—3,0 мм, необходимо изменить количество регулировочных
прокладок под седлами 10 и 15 клапанов. Уменьшение числа прокладок
увеличивает ход клапанов, повышает эффективность торможения трактора,
увеличивает период срабатывания тормозов прицепа.
Ручной тормоз. Затормаживание трактора на стоянке обеспечивается
ленточным тормозом с механическим приводом. Барабан 3 (рис. 22) тормоза
укреплен на переднем конце грузового вала коробки передач и охватывается
стальной лентой 4 с фрикционными накладками. Концы ленты связаны с
рычагом 5, который установлен на специальном кронштейне 8, закрепленном
на передней стенке коробки передач. Рычагом ручного тормоза 7 через тягу
б и рычаг 5 можно стянуть концы ленты и затормозить барабан. При
отпускании рычага 7 растормаживание производится пружинами 10. Рычаг 7
может быть зафиксирован в любом положении.
Уход за ручным тормозом. 1. Следить за
чистотой, состоянием и надежностью креплений барабана, ленты и деталей
привода.
2. Периодически смазывать шарнирные соединения привода.
3. Систематически проверять действие тормоза и при необходимости
регулировать его.
Регулировка ручного тормоза. Если при полностью затянутом тормозе между
лентой и барабаном остается
зазор (допускается местный зазор не более 0,2 мм),
а рычаг переходит через вертикальное положение, или при полностью
отпущенном тормозе величина зазора выходит за пределы 0,2—1,0 мм,
регулировка необходима.
При неполной регулировке достаточно гайкой 10 и винтами упоров 2 при
полностью отпущенном тормозе установить зазор в пределах 0,2—1,0 мм.
Если же регулировка не обеспечивает нормальную работу тормоза, проводят
полную регулировку в следующем порядке.
Поставив рычаг привода 7 в крайнее переднее положение, отсоединяют рычаг
5 от тяги 6, ставят его в крайнее нижнее положение и, отрегулировав
длину тяги, соединяют ее с рычагом. Вращая гайку 9, винты упоров 2 и
винты 1 оттяжных пружин 10, устанавливают зазор между лентой и барабаном
в пределах 0,2—1,0 мм. Проверив действие, законтривают гайку тяги, винты
упоров и винты оттяжных пружин.