В настоящей книге рассматривается устройство мотоциклов Ирбитского
("Урал") и Киевского ("Днепр") мотоциклов, описаны способы их ремонта и
правила эксплуатации.
Несмотря на отличие моделей мотоциклы, по большому счету, мало чем
отличаются друг от друга. Но и о полной взаимозаменяемости деталей
говорить не приходится. А вот агрегаты целиком можно "пересаживать"
безболезненно: двигатели, коробки передач вместе с главными передачами,
рамы и т. д. (см. Приложение табл. 1). Рассмотрим это на примере самых
распространенных моделей КМЗ-8.155 ("Днепр-11") и ИМЗ-8.103 "Урал М67".
Двигатель и система питания. Без какой-либо переделки можно считать
взаимозаменяемыми: карбюраторы, поршневые кольца, втулки верхней головки
шатуна, поршневой палец и его стопорные кольца, клапанные пружины и их
тарелки, а также все детали сцепления, кроме маховика. Условно можно
считать взаимозаменяемыми и поршни, но в варианте установки поршней КМЗ
на "Урал" придется подрезать юбку (например, по нижнему маслосъемному
кольцу). Также взаимозаменяемы двигатели в сборе, но вместе с "родными"
выхлопными трубами.
Коробка передач. Взаимозаменяемы ведомая шестерня, шестерня привода
спидометра и некоторые подшипники (см. таблицы в приложении). Однако
можно заменить коробки передач в сборе. В этом случае возникают
некоторые нюансы с карданными валами. Дело в том, что "Уральская" КПП
короче "Днепровской". Желающих ставить на КМЗ ирбитскую коробку,
наверное, не много, а чтобы установить КПП от "Днепра" на "Урал" надо
либо заменить "родной" кардан более коротким, от М61 или М62, или
использовать в сборе от КМЗ - посадочные места на хвостовиках идентичны.
Главная передача ("мост"). Несмотря на различные внешние формы и
небольшие отличия в приводе тормозных колодок, мосты взаимозаменяемы.
Проблемы с количеством и диаметром шпилек крепления главной передачи к
маятнику решаются довольно просто при помощи дрели и метчиков. Все
детали, сокрытые внутри "моста", также взаимозаменяемы, хотя и могут
иметь небольшие отличия в зависимости от возраста агрегата. В случае
установки "днепровского" "моста" на "Урал" может потребоваться и заднее
колесо от "Днепра", т. к. "уральское" колесо разноспицевое и может
тереть тормозным барабаном по кулаку.
Ходовая часть. Абсолютно одинаковы у мотоциклов передние телескопические
вилки и пружинно-гидравлические элементы подвески заднего колеса и
колеса коляски. Эти агрегаты взаимозаменяемы как в сборе, так и по
"мелочам". Но нужно избегать комбинации "уральского" колеса со
штампованным тормозным барабаном и "днепровских" тормозных щитов,
обратная комбинация абсолютно работоспособна. Если рассматривать колесо
как набор деталей, то одинаковыми можно считать обод и все внутренности
ступицы: подшипники, распорные втулки и гайки с сальниками.
Абсолютно одинаковыми можно считать электротехнические комплектующие:
генератор, реле-регулятор, прерыватель с автоматом опережения, катушку
зажигания, а также всю светотехнику и переключатели на руле.
Различны по форме, но имеют одинаковые посадочные места: бензобак,
переднее крыло, сдвоенное седло (потребуется развернуть на 180° фиксатор
седла на раме), руль с крепежом и тент коляски.