§ 20. Виды электрооборудования и особенности его работы на подъемниках
Электрооборудование строительных подъемников по назначению
подразделяется на основное — оборудование электропривода и
вспомогательное — оборудование рабочего и ремонтного освещения,
сигнализации и отопления.
К основному электрооборудованию относятся: электрический двигатели,
магнитные пускатели, контакторы, реле управления, аппараты регулирования
частоты вращения электродвигателей; аппараты управления тормозами;
аппараты электрической и механической защиты; полупроводниковые
выпрямители— преобразователи переменного тока в постоянный для питания
обмотки возбуждения вихревого тормозного генератора или других целей;
понижающие электротрансформаторы, используемые для питания цепей
управления, переносных электроламп и в некоторых случаях аппаратов
сигнализации; аппараты и приборы, используемые для включения цепей
управления.
К вспомогательному электрооборудованию относятся осветительные приборы,
приборы электрообогрева, сигнализации, их выключатели и предохранители.
Работа электрооборудования на строительных подъемниках отличается
некоторыми специфическими особенностями. К ним относятся: большая
частота включений, значительные перегрузки, частое изменение направления
вращения (реверс), работа в условиях загрязненности, повышенной
влажности, значительного перепада температур, вибрации и т. д. Поэтому
необходимо уделять большое внимание обслуживанию электрооборудования
строительных подъемников.
§ 21. Электродвигатели
Устройство. Для приведения в действие механизмов строительных
подъемников применяют асинхронные электродвигатели трехфазного
переменного тока.
Асинхронный электродвигатель (рис. 49) состоит из двух частей:
неподвижной — статора 2 и вращающейся — ротора 5. Статор, в свою
очередь, состоит из чугунной или алюминиевой станины 1 и запрессованной
в нее активной части, которая представляет собой пакет, набранный из
пластинок тонкой листовой электротехнической стали. Каждая пластинка
изолирована от соседней слоем лака. На внутренней цилиндрической
поверхности пакета сделаны продольные пазы, в которых расположена
обмотка статора. Об^ мотка состоит из трех отдельных катушек (или групп
катушек) с медным изолированным проводом, сдвинутых по окружности
статора на равный угол друг относительно друга. Обмотка статора
соединяется в коробке выводов 3.
На строительных подъемниках используют электродвигатели с обмоткой
статора, рассчитанной на напряжение 220 и 380 В. При напряжении 220 В
обмотка статора соединяется в треугольник (рис. 50,а), а при
напряжении 380 В — в звезду (Y) (рис. 50,б).
Рис. 50. Соединение обмотки
статора: а — в треугольник, б — в звезду
В коробку выведены шесть концов от катушек статора,
имеющие обозначения начал обмотки С1, С2, С3 и концов — С4, С5, С6.
Станина с обеих сторон закрывается подшипниковыми щитами 4 (см. рис.
49), которые крепятся к ней болтами или стяжными шпильками. В щитах
находятся подшипники, в которых вращается вал ротора.
Ротор 5 так же, как и статор, собран из изолированных листов
электротехнической стали. На наружной части ротора есть пазы, в которых
укладывается обмотка.
По типу обмотки ротора электродвигатели разделяют на двигатели с
коротко-замкнутым и с фазным ротором.
В короткозамкнутом роторе (см. рис. 49) обмотка состоит из отдельных
стержней, заложенных в пазы и соединенных с торцовых сторон
токопроводящими кольцами. Такая обмотка носит название беличьего колеса.
Фазный ротор (рис. 51) отличается тем, что в пазах пакета 4 уложена
обмотка 3 из изолированного провода. Как и обмотка статора, она состоит
из трех катушек или трех групп катушек. Начала катушек соединены в
звезду на роторе, а концы подведены к; трем контактным кольцам 2,
изолированным друг от друга и от вала ротора. На кольца наложены
угольные (графитовые) щетки, находящиеся в щеткодержателях, которые
укреплены на одном из подшипниковых щитов станины электродвигателя.
Когда щетки прижимаются к контактным кольцам, происходит скользящий
токосъем, т. е. вращающаяся обмотка ротора может быть электрически
соединена с неподвижными сопротивлениями, находящимися вне двигателя.
Дополнительное сопротивление, включаемое в цепь ротора, уменьшает
пусковой ток двигателя, что снижает его пусковой момент и обеспечивает
плавный пуск.
На грузовых строительных подъемниках чаще применяют асинхронные
электродвигатели с короткозамкнутым ротором.
Работа. Работа асинхронного электродвигателя трехфазного тока
основана на взаимодействии вращающегося магнитного поля обмотки статора
и токов, индуктируемых в обмотке ротора.
Если взять стальное кольцо, намотать на него три проволочные обмотки
(спирали) на одинаковом расстоянии одна от другой и пропустить через них
трехфазный ток, то в каждой обмотке образуется магнитное поле.
Взаимодействуя между собой, эти три поля будут образовывать общее
магнитное поле; оно по величине остается неизменным и вращается вокруг
оси кольца, поэтому и называется вращающимся. Ротор помещается внутри
статора. При движении вращающееся поле статора пересекает магнитными
силовыми линиями обмотку ротора, при этом в нем возникает
(индуктируется) электрический ток, который будет взаимодействовать с
магнитным полем статора. Сила взаимодействия
тока в обмотке ротора с вращающимся магнитным полем
статора создает момент на оси ротора, под действием которого ротор
вращается вслед за полем статора, преодолевая при этом приложенный к
валу- двигателя момент сопротивления нагрузки.
Частота, вращения магнитного поля статора зависит от частоты тока и
числа пар полюсов. Частота вращения ротора асинхронного двигателя всегда
немного меньше, чем частота вращения магнитного поля статора. Поэтому
этот тип двигателя и называют асинхронным (не совпадающим по времени).
Во время разгона двигателя по мере приближения частоты вращения ротора к
частоте вращения магнитного поля статора уменьшается относительная
частота пересечения обмотки ротора вращающимся магнитным полем статора,
соответственно уменьшается и. ток в роторе, а также вращающий момент.
Когда момент сопротивления становится равным вращающему моменту
двигателя, наступает состояние равновесия, при котором частота вращения
ротора не изменяется.
Если приложить к валу двигателя вращающий момент нагрузки, направленный
в ту же сторону, что и момент двигателя, то частота вращения вала
двигателя будет возрастать, достигнет частоты вращения магнитного поля и
несколько превзойдет ее. С этого момента двигатель начнет работать в
режиме сверхсинхронного торможения, называемом также генераторным, так
как двигатель, работая в этом режиме, отдает энергию в сеть.
Такой переход от двигательного режима к генераторному происходит у
двигателей привода грузоподъемного механизма строительных подъемников.
Подъем груза происходит в двигательном режиме, а опускание его — в
генераторном.
Для изменения направления вращения асинхронного двигателя достаточно
поменять местами любые две фазы, питающие обмотку статора. При этом
изменится направление тока в обмотках двигателя, а это повлечет за собой
изменение направления вращения магнитного поля статора и вращения
ротора.
Режим работы. Допустимые нагрузки
электродвигателя определяются его нагревом, а следовательно, зависят от
режимов работы, которые для грузоподъемных машин подразделяются на
кратковременные режимы и повторно-кратковременные.
Кратковременным режимом называется такой режим, при котором,
электродвигатель, включается на время (10—20 мин), за которое он не
успевает нагреться до установившейся температуры, после чего наступает
длительный перерыв в работе до полного остывания двигателя.
Повторно-кратковременный режим представляет собой длительно
повторяющиеся циклы. В каждом цикле последовательно чередуются включение
— работа,- выключение — пауза. Характеризуется этот режим
продолжительностью включения (ПВ), выражаемой в процентах.
ПВ=(время работы электродвигателя )/время цикла
*100
Согласно установленным нормам время цикла при этом
режиме не должно превышать 10 мин. Таким образом, если двигатель
работает непрерывно 10 мин, то ПВ равно 100%. Стандартные значения ПВ
равны 15, 25, 40 и 60%. Например, время цикла электродвигателя механизма
подъема строительного подъемника складывается из времени работы
двигателя при подъеме груза на заданный этаж, времени перерыва в работе,
необходимого для разгрузки груза на заданном этаже, времени опускания
грузонесущего органа в исходное положение для взятия новой порции-груза,
времени загрузки грузонесущего органа подъемника и
подготовительно-заключительного времени, состоящего из сравнительно
коротких перерывов между перечисленными операциями.